Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методы определения нижней границы желудка: перкуторно, по шуму «плеска», аускультативно.





Перкуссия желудка проводится в горизонтальном положении больного. С помощью тихой перкуссии на основании различий в характере желудочного и кишечного тимпанита (первый обычно бывает более низким) нередко удается определить нижнюю границу желудка.

При больших опухолях субкардиального отдела желудка перкуторно отмечается уменьшение полулунного пространства Траубе. Напротив, увеличение зоны желудочного тимпанита (вплоть до смещения его правой границы кнаружи от правой среднеключичной линии) может свидетельствовать о резком расширении желудка. Обнаружение положительного симптома Менделя (появление болезненности при отрывистом постукивании в эпигастральной области кончиком согнутого среднего пальца), которому прежде отводилась определенная роль в распознавании обострения язвенной болезни, в настоящее время имеет небольшое диагностическое значение, так как этот симптом не является строго специфичным.

Для уточнения положения нижней границы желудка применяется и метод определения шума плеска. При выполнении указанного приема ребром левой ладони фиксируют мышцы передней брюшной стенки у основания мечевидного отростка грудины. Согнутыми и несколько разведенными четырьмя пальцами правой руки (не отрывая их от поверхности живота) производят короткие толчкообразные движения, постепенно перемещая руку вниз от мечевидного отростка. Эти толчки хорошо передаются через жидкость и воздух, содержащиеся в желудке, и вызывают отчетливый шум плеска, хорошо слышимый на расстоянии. Наиболее низкая точка, где еще сохраняется шум плеска, и будет соответствовать нижней границе желудка. В норме шум плеска выявляется только после еды, поэтому при определении нижней границы желудка иногда приходится просить больного предварительно выпить 1—2 стакана воды. Появление позднего (спустя 7—8 ч после еды) шума плеска свидетельствует о задержке эвакуации желудочного содержимого (при стенозе привратника) или о значительной гиперсекреции желудка. Обнаружение позднего шума плеска справа от средней линии тела является признаком расширения препилорического отдела желудка (симптом Василенко).

Аускультация, проводимая вместе с пальпацией (так называемая стетакустическая пальпация), применяется в качестве одного из дополнительных способов определения нижней границы желудка. При этом стетоскоп (фонендоскоп) помещают под левой реберной дугой, чуть ниже пространства Траубе. Одновременно с выслушиванием в эпигастральной области пальцем свободной руки производят «трущие» движения в горизонтальном направлении вниз от мечевидного отростка. Характерные «шуршащие» звуки будут выслушиваться через фонендоскоп до тех пор, пока палец находится в проекции желудка. Момент их исчезновения указывает пределы проекции желудка на переднюю стенку живота.

 

Понятие о синдроме желудочной диспепсии.

Это синдром включает следующие жалобы: нарушение аппетита (повышение или понижение), извращение вкуса, изжога, отрыжка, тошнота, рвота. Жалобы на боли и желудочное кровотечение не входят в синдром желудочной диспепсии.

 

 

Задание для самостоятельной работы в альбомах:

1. Перечислить органы, поражение которых может быть источником возникновения болей в подложечной области.

2. Перечислить основные характеристики болей в подложечной области.

3. Перечислить основные причины возникновения рвоты.

4. Схематично изобразить брюшную стенку и проекцию на ней топографических линий живота.

 

Обучающие ситуационные задачи:

Задача 1.

Больной жалуется на затруднение прохождения пищи по пищеводу, ощущение «комка в горле», чувство саднения и жжения.

А) Назовите данный симптом.

Б) Перечислите причины его возникновения.

В) Перечислите признаки, позволяющие предположить функциональный характер поражения.

Ответ: данный симптом называется дисфагией, причины возникновения – заболевания пищевода, включая рак пищевода; различают органическую и функциональную дисфагию, функциональная дисфагия обусловлена спазмом мускулатуры вследствие нарушения иннервации мускулатуры или при неврозах, при этом иногда затруднено прохождение жидкой пищи при нормальном прохождении плотной пищи.

Задача 2.

Больной страдает желудочной диспепсией.

А) Перечислите её симптомы.

Б) Дайте их латинское название.

Ответ: нарушение аппетита (повышение или понижение), извращение вкуса, отрыжка (воздухом – eructatio, пищей – regurgitatio), изжога (pyrosis), тошнота (nausea), рвота (vomitus).

Задача 3.

Больной жалуется на кислую отрыжку и изжогу. В то же время при анализе желудочного содержимого выявлено не повышение, а снижение секреторной активности желудка.

А) Объясните, с чем связана изжога.

Б) Укажите, какие признаки характеризуют изжогу при гипо- и гиперсекреторных гастритах.

Ответ: изжога возникает при желудочно-пищеводном рефлюксе. При гиперсекреторных гастритах изжога сопровождается отрыжкой кислым. При гипосекреторных гастритах изжога сопровождается отрыжкой воздухом, иногда тухлым.

 

Задача 4.

У больного отмечается обильная рвота мало изменённой пищей, с примесью слюны и слизи, без рвотных движений.

А) Для поражения какого отдела желудочно-кишечного тракта характерен этот симптом?

Б) Уточните, в какое время (по отношению к приёму пищи) наступает рвота.

В) Дайте определение ранней и поздней рвоте.

Г) Перечислите заболевания, при которых рвота наступает через 10-15 минут после еды; через 2-3 часа, 4-6 часов после еды.

Ответ: этот симптом характерен для поражения пищевода. Рвота наступает после приема пищи без предшествующей тошноты. Рвота через 10-15 мин после еды наблюдается при язве и раке кардиального отдела желудка, через 2- 3 часа – характерна для язвы и рака тела желудка, через 4 – 6 часов для язвы привратника и двенадцатиперстной кишки.

 

Тестовые задания для самоконтроля подготовки к занятию:

 

1. Главные клетки вырабатывают:

А. слизистый секрет

Б. компоненты соляной кислоты

В. пепсиноген

 

Ответ: В.

 

2. Обкладочные клетки вырабатывают:

А. пепсиноген

Б. компоненты соляной кислоты

В. гастрин

 

Ответ: Б.

 

3. Для спастических болей характерно

А. точная локализация

Б. диффузность болей

 

Ответ: А.

 

4. Для дистензионных болей характерно

А. острые боли с волнообразным течением

Б. тупые, ноющие боли постоянного характера

 

Ответ: Б.

 

Ответы: 1 – В, 2 – Б, 3 – А, 4 – Б.

 

Блок информации, разработанный на кафедре:

1.методическая разработка;

2.тестовые вопросы для контроля усвоения материала занятия;

3.ситуационные задачи.

 

Рекомендованная литература:

Основная литература:

1.Лекционный материал.

2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.

Дополнительная литература:

1.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.

2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

3.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтера; 2007, 569 с.

4.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.

5.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006.

6.Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина.- М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007.- 648 с.

7.Чучалин А.Г. Основы клинической диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с.

8.Циммерман Я.С. Очерки клинической гастроэнтерологии. Пермь, 2003 г.

 

5.Работа на занятии:

План проведения занятия:

1. Организационные вопросы – 3 мин.

2. Проверка исходного уровня знаний – 5 мин.(тесты прилагаются).

3. Коррекция исходного уровня знаний – 3 мин.

4. Опрос студентов с использованием контрольных вопросов – 15 мин.

5. Демонстрация поверхностной пальпации живота, методов определения нижней границы желудка в учебной комнате на студенте – 10 мин.

6. Самостоятельная работа студентов по освоению поверхностной пальпации живота и методов определения нижней границы желудка – 20 мин.

7. Самостоятельная работа студентов у постели тематических больных: собирание анамнеза, проведение общего и местного осмотра живота, проведение поверхностной пальпации живота и определение нижней границы желудка – 20 мин.

8. Итоговый контроль – 10 мин. (тесты прилагаются).

9. Подведение итогов занятия – 5 мин.

10. Воспитательные аспекты занятия – взаимоотношение врача и больного.

Место проведения занятия:

Учебная комната и больничные палаты.

Оснащение занятия:

1. индивидуальный стетоскоп у каждого студента,

2. тематические больные,

3. ситуационные задачи,

4. компьютер с лекционными слайдами,

5. тестовые вопросы.

Форма отчетности:

Доклады студентов, результаты письменного тестирования, решения ситуационных задач.

 

 

ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Утверждаю:

Зав.кафедрой пропедевтики внутренних болезней

Проф.___________ В.Ю. Мишланов







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.