Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Причины двухстороннего и одностороннего уменьшения подвижности нижнего края легких.





– воспаление легочной ткани (пневмония и др.);

– плеврит или другие причины гидроторакса;

– спайки плевры;

– поражение грудной клетки (перелом ребер, кифосколиоз и т.д.);

– эмфизема легких;

– пневмосклероз или пневмоцирроз.

 

Тесты для контроля исходного уровня знаний студентов:

1. В легких различают поверхности:

а) реберную

б) диафрагмальную

в) междолевую

г) медиальную

д) все названные выше

 

2. Ворота легких – это:

а) место вступления в легкое легочной и бронхиальной артерий

б) место вступления в легкое бронха и нервов

в) место выхода легочных и бронхиальных вен и лимфатических сосудов

г) все названное выше

3. Ворота легких располагаются на:

а) реберной поверхности легких

б) медиальной (средостенной) поверхности легких

в) междолевой поверхности легких

 

4. В главных бронхах хрящевой остов занимает:

а) 2/3 окружности бронха

б) 1/2 окружности бронха

в) всю окружность бронха

 

5. В состав стенки альвеол входят:

а) эластические волокна

б) хрящевая ткань

в) соединительная ткань

 

Обучающие ситуационные задачи с эталонами ответов:

1. При топографической перкуссии нижние границы легких определяются на I ниже, чем в норме, подвижность легочного края с обеих сторон по средней подмышечной линии – 3 см. Над всей поверхностью грудной клетки коробочный звук. О какой патологии можно думать?

Ответ: эмфизема легких.

2. При рентгенологическом исследовании у больного обнаружена жидкость до VI ребра справа. Каков должен быть характер перкуторного звука в этой области?

Ответ: тупой перкуторный звук.

 

Тестовые задания для самоконтроля и подготовки к занятию:

 

УКАЖИТЕ НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ВИДЫ ПЕРКУТОРНЫХ ЗВУКОВ ПРИ СЛЕДУЮ­ЩИХ СИНДРОМАХ И ЗАБОЛЕВАНИЯХ:

1. Очаговая пневмония

2. Крупозная пневмония (стадия опеченения)

3. Крупозная пневмония (стадия прилива)

4. Спонтанный пневмоторакс (закрытый)

5. Гидроторакс

6. «Сухой» плеврит

7. Эмфизема легких

8. Вскрывшийся абсцесс легкого

9. Обтурационный ателектаз (полный)

10. Компрессионый ателектаз

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

а) ясный легочной

б) притуплённый или тупой

в) тимпанический

г) коробочный

д) притуплённый с ти­таническим оттен­ком

 

ОТВЕТЫ К ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ:

1. А; 2.Б; 3.Д; 4.В; 5.Б; 6.А; 7.Г; 8.В; 9.Б; 10.Д

 

1. Тимпанический звук бывает при:

а) эмфиземе легких

б) ателектазе

в) пневмотораксе

 

2. Тупой перкуторный звук бывает при:

а) пневмотораксе

б) гидротораксе

в) сухом плеврите

 

3. Верхние границы легких подняты вверх, нижние опущены на одно ребро при

а) эмфиземе лёгких

б) пневмотораксе

 

4. При ателектазах верхней доли справа ширина перешейка полей Кренига

а) уменьшается

б) увеличивается

 

5. При эмфиземе легких активная подвижность легочного края

а) увеличивается

б) уменьшается

 

6. При гидротораксе изменяются границы легких

а) нижние

б) верхние

 

7. Высота стояния верхушек легких сзади в норме находится

а) остистый отросток седьмого щейного позвонка

б) остистый отросток пятого шейного позвонка

 

8. Ширина полей Кренига в норме равна

а) 5-6 сантиметров

б) 8-10 сантиметров

 

9. Нижняя граница левого легкого по задней подмышечной линии находится в норме

на уровне

а)десятого ребра

б) одиннадцатого ребра

 

Рекомендованная литература:

Основная литература:

1.Лекционный материал.

2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.

Дополнительная литература:

1.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.

2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

3.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтера; 2007, 569 с.

4.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.

5.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006.

6.Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина.- М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007.- 648 с.

7.Чучалин А.Г. Основы клинической диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с.

 

5. Работа на занятии:

План занятия:

1. Проверка УИРС – 5 мин.

2. Опрос студентов с использованием контрольных вопросов – 20 мин.

3. Показ преподавателем техники и методики топографической перкуссии легких – 15 мин.

4. Самостоятельная работа студентов:

а) упражнения студентов друг на друге в технике и методике топографической перкуссии легких – 20 мин;

б) проведение топографической перкуссии легких на темати­ческих больных – 15 мин.;

в) анализ проделанной студентами работы – 10 мин.

5. Подведение итогов занятия, занятие на дом – 5 мин.

 

Место проведения занятия:

1. учебная комната;

2. больничные палаты.

 

Оснащение занятия:

1. альбом УИРС,

2. тематические больные.

3. Тесты

 

Форма отчетности:

1. доклад студентов.

Методические рекомендации для студентов 3 курса подготовил проф. Мишланов В.Ю. и доцент Варганова В.П.

 

 

ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

 

Утверждаю:

Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней, д.м.н. ______ В.Ю. Мишланов 01.09.2009

 

 

Аускультация легких. Основные дыхательные шумы.

Методическая разработка для студентов

 

 

Курс -III семестр ….5.

Факультет: лечебный

Продолжительность занятия: 2 академических часов

Место проведения: кардиологическое отделение МУЗ ГКБ№4

 

 

Пермь 2009

 

1.Тема занятия: Аускультация легких. Основные дыхательные шумы.

2.Значение изучения данной темы:

Изучение методики аускультации легких и развитие способности различать основные и дополнительные дыхательные шумы позволит студентам овладеть одним из основных объективных методов диагностики патологических изменений в легочной ткани.

3.Цель занятия: изучить принципы аускультативной диагностики симптомов поражения легких и дыхательных путей, овладеть приемами аускультации.

К концу занятия студент должен знать: принципы аускультативной диагностики, методику выслушивания легких, распознавать основные дыхательные шумы, оценивать патологические типы дыхания, давать клиническую оценку полученным данным.

К концу занятия студент должен уметь: выполнять аускультацию легких, определить тип дыхания и локализацию патологического процесса в легких, диагностировать побочные дыхательные шумы, дать им клиническую интерпретацию.

4.Самоподготовка к занятию:

Цель самоподготовки:

повторить строение легких, дыхательных путей и плевры, основные симптомы заболеваний органов дыхания, методы их диагностики методами изучения анамнеза, осмотра, пальпации и перкуссии, изучить принципы применения аускультации в пульмонологической практике.

студент должен знать: строение легких, физиологические основы дыхания, физические причины появления побочных дыхательных шумов.

студент должен уметь: проводить сравнительную перкуссию легких для определения участка легочной ткани с измененным перкуторным звуком.

Работа с методической разработкой кафедры по теме занятия:

предусматривает изучение изложенного материала, контрольных тестов и ситуационных задач, изображение в рабочей тетради топографических линий грудной клетки, последовательности и точек аускультации.

 

Базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах:

– строение верхних и нижних дыхательных путей;

– долевое и сегментарное строение легких;

– строение и функция плевры;

– вентиляционная функция легких;

– механизмы воспалительной реакции.

 

Тесты для контроля исходного уровня знаний студентов:

1.Назовите доли правого легкого. Ответ: верхняя, средняя и нижняя.

2.Проекция каких долей легких на грудную клетку занимает максимальную площадь по задней поверхности? Ответ: Нижние.

3.Какова величина просвета бронхиол? Ответ: Менее 1 мм.

4.Какой листок плевры принимает участие в образовании плевральной жидкости в норме? Ответ: Париетальный.

5.Как изменяется объем легкого при накоплении плевральной жидкости? Ответ: Уменьшается.

6.Какие отделы легких вентилируются в спокойном состоянии? Ответ: Верхние и средние.

7.Какова жизненная емкость легких в норме? Ответ: 4-5 литров у мужчин.

8.Как изменяется просвет дыхательных путей во время вдоха и выдоха у здорового человека? Ответ: Во время вдоха увеличивается, во время выдоха уменьшается.

9.Как изменяются легочные объемы у больного эмфиземой легких? Ответ: Увеличиваются общая емкость и остаточный объем легких; уменьшается жизненная емкость легких.

10.как изменяются легочные объемы у больного с воспалением легкого? Ответ: Уменьшаются жизненная емкость легких и минутная вентиляция.

 

Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:

1. Аускультация легких. Основные правила. Дыхательные шумы, которые можно выслушать у здорового человека и места их выслушивания.

2. Механизм образования везикулярного дыхания.

3. Разновидности патологического везикулярного дыхания.

4. Механизм образования бронхиального дыхания.

5. Качественные и количественные разновидности везикулярного дыхания.

6. Изменение аускультативной картины при синдроме уплотнения легочной ткани (пневмонии).

7. Изменение аускультативной картины при эмфиземе легких.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.