|
Принципы оказания неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы.
Лечение легкого приступа удушья (обострения) начинают с В2-агонистов 3-4 раза в течение 1 часа. В случае хорошего ответа на терапию больной должен быть направлен на консультацию врача для определения тактики лечения. При неполном ответе, что определяется снижением пиковой скорости выдоха до 60-80% в течение 1-2 часов, необходимо добавить перорально глюкокортикоиды, продолжить ингаляции В2-агонистов каждые 4 часа (24-48 часов), консультация врача должна быть осуществлена в течение дня для определения тактики дальнейшего лечения. Прогрессирующее ухудшение и снижение пиковой скорости выдоха менее 60% в течение часа является показанием для госпитализации в клинику. Лечение обострения средней тяжести начинают с ингаляции В2-агонистов (фенотерол или сальбутамол) через спейсер или небулайзер 3 - 4 раза в течение 1 часа в сочетании с пероральным приемом глюкокортикоидов при мониторинге состояния больного каждые 15-30 минут на протяжении 1-3 часов. В случае хорошего ответа на лечение в течение 1 часа - пиковая скорость выдоха более 70%, отсутствие расстройства дыхания, эффект В2-агонистов сохраняется в течение 4 часов - больного не госпитализируют. Рекомендуется продолжение ингаляций В2-агонистов каждые 4 часа, продолжить прием пероральных глюкокортикоидов, консультация врача для определения тактики лечения и проведения образовательного курса. При неполном ответе на лечение в течение 1-2 часов, снижении пиковой скорости выдоха до 50-70%, сохранении симптомов астмы, показана немедленная госпитализация в клинику. Ухудшение состояния требует неотложной терапии. Тяжелое обострение требует неотложной интенсивной терапии. Больного немедленно следует госпитализировать в клинику. В2-агонисты ингалируют постоянно через небулайзер, назначают глюкокортикоиды перорально или внутривенно. Мониторинг состояния больного осуществляют каждые 15-30 минут. В случае хорошего ответа на лечение: пиковая скорость выдоха или объем форсированного выдоха за 1 секунду более 70%, нет расстройства дыхания, ответ на В2-агонисты сохраняется в течение 4 часов, продолжают начатую терапию. При неполном ответе на лечение (пиковая скорость выдоха или объем форсированного выдоха за 1 секунду 50-70%, сохраняются симптомы астмы) - пероральные глюкокортикоиды назначают по 2 таблетки каждые 2 часа из расчета 30-60 мг в сутки в пересчете на преднизолон, продолжают ингаляцию В2-агонистов. Плохой ответ на лечение тяжелого обострения бронхиальной астмы - прогрессирующее нарастание симптомов, снижение пиковой скорости выдоха до 50-30% от наилучшего для больного значения, снижение РаО2 менее 60 мм рт.ст. и увеличение РаСО2 более 45 мм рт.ст. - требует срочной госпитализации больного в отделение интенсивной терапии, ингаляционные В2-агонисты ингалируют до 5 мг через небулайзер с кислородом, следует добавить ингаляционные холинолитики (ипратропиум бромид 0.5-1 мл через небулайзер), глюкокортикоиды 30-60 мг в пересчете на преднизолон в течение суток, оксигенотерапия, решается вопрос о назначении теофиллинов короткого действия (если больной не получает пролонгированные теофиллины). При угрожающем состоянии - проведение искусственной вентиляции легких.
Показания для проведения интубации и искусственной вентиляции легких (признаки угрозы остановки дыхания) - физическая активность отсутствует; - больной не разговаривает; - сознание спутанное, больной вялый, заторможенный; - парадоксальные торакоабдоминальные движения; - аускультативно - "немое легкое"; - брадикардия; - гипоксемия, гиперкапния.
УИРС (задание для обязательного письменного ответа в тетради, как итог самостоятельной работы студента):
1.Изобразить схему патогенеза бронхиальной астмы. 2.Отразить современную классификацию бронхиальной астмы. 3.Нарисовать таблицу с отображением данных спирограммы в норме и при бронхиальной обструкции.
Обучающие ситуационные задачи: Задача 1. У больного приступ бронхиальной астмы. А) Опишите положение больного. Б) Охарактеризуйте выражение лица.
Ответ: А) ортопноэ с опорой на руки; Б) испуганное.
Задача 2. У больного эмфизема лёгких. А) Охарактеризуйте особенности перкуторного звука. Б) Назовите условия для его возникновения.
Ответ: А) коробочный или типпанический; Б) коробочный перкуторный звук формируется при перкуссии над крупными буллами, расположенными субплеврально, волна колебания тканей под влиянием удара молоточка о плессиметр достигает ближайшей стенки буллы и отражается. При отсутствии крупных булл возникает тимпанический звук, отражающий колебания плотных стенок гипервоздушных альвеол, трансформированных в воздушные мешочки, с нарушенной газообменной функцией.
Задача 3. У больного снижена эластичность лёгких и повышена их воздушность А) Опишите высоту стояния верхушек и нижнюю границу лёгких Б) Охарактеризуйте подвижность нижнего края лёгких
Ответ: А) высокое стояние верхушек легких (более 4 см над ключицей), опущение нижнего легочного края (ниже VII межреберья по средней подмышечной линии); Б) снижение подвижности нижнего легочного края (менее 6 см). Тестовые вопросы для самоконтроля подготовки к занятию: 1. ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ 11 ПРИЗНАКОВ ВЫБЕРИТЕ 6, НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ПРИСТУПА БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ: 1) кашель с трудноотделяемой стекловидной мокротой 2) кашель с пенистой серозной мокротой 3) приступ удушья 4) положение ортопноэ 5) тупой перкуторный звук над нижними отделами легких 6) коробочный перкуторный звук над легкими 7) бронхиальное дыхание 8) жесткое дыхание с удлиненным выдохом 9) отеки на ногах 10) сухие свистящие хрипы больше выслушиваются на выдохе 11) увеличение печени Варианты ответов: а) 1,3,5,6,9,11 б) 2,4,6,8,10,11 в) 1,2,5,6,9,10 г) 1,3,4,6,8,10 д) 3,5,7,8,9,10 Ответ: г). 2. ДЛЯ КАКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ ХАРАКТЕРЕН ПРИВЕДЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ АНАЛИЗА МОКРОТЫ?:
1. Количество 15 мл Запах отсутствует Цвет "ржавый" Характер слизистый Консистенция вязкая Микроскопия: эпителий 2-4 в п/зр альвеолярные макрофаги нет лейкоциты 20-30 в п/зр эритроциты 30-40 в п/зр эозинофилы нет эластические волокна нет флора диплококки Френкеля спирали Куршмана нет кристаллы Шарко-Лейдена нет атипичные клетки нет
2. Количество 10 мл Запах отсутствует Цвет бесцветная Характер слизистый Консистенция вязкая Микроскопия: эпителий 3-5 в п/зр альвеолярные макрофаги нет лейкоциты 5-7 в п/зр эритроциты нет эозинофилы сплошь эластические волокна ++ флора отсутствует спирали Куршмана + кристаллы Шарко-Лейдена +++ атипичные клетки нет
Варианты ответов: а) очаговая пневмония б) крупозная пневмония в) абсцесс легкого г) бронхиальная астма д) хронический бронхит
3. Выберете правильную комбинацию мер помощи при приступе бронхиальной астмы: 1. кислородотерапия; 2. инвазивная вентиляция легких; 3. ингаляция бета2-агониста; 4. ингаляция глюкокортикоидного препарата; 5. внутривенное введение глюкокортикоидного препарата; 6. внутривенное введение раствора CaCl2; 7. уложить больного и приподнятыми ногами; 8. уложить больного с приподнятой головой.
Варианты ответов: а) 1,3,5,8. б) 2,4,6,7. в) 1,2,5,6. г) 1,3,4,8. д) 3,5,7,8.
Ответ: а). Блок информации, разработанный на кафедре: 1.методическая разработка, 2.лекционный материал, 3.ситуационные задачи, 4.тестовые задания для самоконтроля подготовки к занятию.
Рекомендованная литература: Основная литература: 1.Лекционный материал. 2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с. Дополнительная литература: 1.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с. 2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с. 3.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтера; 2007, 569 с. 4.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с. 5.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006. 6.Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина.- М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007.- 648 с. 7.Чучалин А.Г. Основы клинической диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с. 8.Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. -М., 1997 (тома 1,2). 9.Туев А.В., Мишланов В.Ю. Бронхиальная астма: иммунитет, гемостаз, лечение.- Пермь, 2001.- 220 с. 10.Глобальная инициатива диагностики, лечения и профилактики Бронхиальной астмы. Пересмотр 2006 г. //Национальные институты здоровья США, Национальный институт сердца, легких и крови, 2006 г.- 96 с. 11.Хронические обструктивные болезни легких: дифференциальная диагностика и лечение на курорте "Усть-Качка": методические рекомендации /Мишланов°В.Ю., Туев°А.В., Корюкина°И.П., Сидоров°Д.В.: Пермь, 2002.- 26°с. 12.Мишланов В.Ю. и соавт. Оценка противоинфекционной защиты у больных хроническими заболеваниями легких и реабилитация на курорте Усть-Качка, 2002.- 20 с. 13.Туев А.В. Хронические бронхообструктивные заболевания и сердечно-сосудистая система / А.В. Туев, В.Ю. Мишланов.- Пермь: Пресстайм, 2008.- 184с. Содержание занятия. План проведения занятия: 1.Организационные вопросы – 5 мин. 2.Проверка и коррекция исходного уровня знаний – 20 мин. 3.Курация больных бронхиальной астмой, эмфиземой легких под контролем преподавателя – 25 мин. 4.Итоговый контроль: анализ полученных при курации больных данных, работа с рентгенограммами – 25 мин. 5.Решение ситуационных задач – 10 мин. 6.Подведение итогов занятия, вопросы деонтологии и этики, задание на дом – 5 мин.
Место проведения: 1.учебная комната, 2.палата. Оснащенность занятия: 1.тематические больные, 2.стетоскоп, 3.УИРС, 4.список тестовых вопросов, ситуационных задач, 5.компьютер (и/или проектор), 6.таблицы, схемы, 7.тематические слайды из лекционного материала.
Длительность занятия – 2 академических часа.
Форма отчетности: 1.устный ответ студента при опросе, оцениваемый преподавателем; 2.результаты тестирования; 3.результат решения ситуационных задач; 4.оценка за практические навыки.
Методическая разработка для студентов 3 курса л/ф (семестр…6) составлена доцентом кафедры пропедевтики внутренних болезней Думлером Андреем Артуровичем.
ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Утверждаю: Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней, д.м.н. ______ В.Ю. Мишланов 01.09.2009
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|