Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Принципы лечения острого и хронического бронхита.





Лечение больного зависит от основного заболевания – нозологической формы. Острый бронхит имеет, как правило, вирусную этиологию. В этом случае рекомендуется назначать отхаркивающие средства: йодид калия, бромгексин, лазолван, а также растительные препараты ил корня солодки, багульника, корня алтея, девясила высокого, подорожника, фиалки трехцветной и др. Противовирусные средства обычно не назначают, так как большинство из них является токсичными, и не приводят к сокращению сроков течения заболевания. Острый бронхит может развиваться под влиянием специфических возбудителей: коклюш, хламидийная инфекция, микоплазменная, менингеальная (Neiseria meningitidis) и др. В этих случаях требуется соответствующая антибактериальная терапия.

Диагноз хронического бронхита в настоящее время ставиться редко. В большинстве случаев методы дифференциальной диагностики позволяют уточнить наличие бронхиальной астмы, ХОБЛ, брнхоэктазов, профессионального заболевания, рака легкого или другого патологического состояния, проявляющегося бронхитическим синдромом. Для каждого заболевания существуют соответствующие эффективные программы лечения. К сожалению, по причине высокой себестоимости лабораторной диагностики, диагноз хламидийного или микоплазменного бронхита устанавливается редко. Вероятно, существуют и другие инфекционные возбудители, вызывающие хроническое воспаление стенки бронха. В аналогичных ситуациях пациент остается с неопределенным диагнозом: хронический бронхит. Для назначения дифференцированной терапии применяют следующую классификацию хронического бронхита: простой катаральный необструктивный бронхит, хронический обструктивный бронхит (в настоящее время выделен в отдельную нозологическую форму ХОБЛ), гнойный необструктивный бронхит (встречается редко), хронический гнойно-обструктивный бронхит с бронхоэктазами.

В настоящее время назначение отхаркивающих средств при хроническом бронхите не рекомендуется, потому что их механизм действия заключается в увеличении образования бронхиального секрета, увеличивается количество мокроты, которая раздражает нервные окончания дыхательных путей, вызывая усиление кашля.

В большинстве случаев назначают препараты, подавляющие образование бронхиального секрета из группы холинолитиков – ипратропия бромиб или тиотропий в виде ингаляций. Положительный эффект оказывают мероприятия улучшающие микроциркуляцию в бронхиальной стенке: массаж, магнитное поле на грудную клетку, микроволновая терапия, но их эффективность остается не доказанной.

Применяют спелеотерапию, ингаляции йодобромной водой, сухоуглекислые ванны, талассотерапию. При уверенности в участии инфекционных агентов в развитии заболевания применяют ингаляции 1 % раствором диоксидина, отвара сосновых почек, настой шалфея, ромашки, подорожника или слабый раствор камфорного спирта или камфорного масла, а также экстракта эвкалипта.

Лечение хронического неуточненного бронхита представляет сложную задачу, решение которой необходимо доверять пульмонологу, необходимо стремиться к максимальному уточнению диагноза, что позволит назначить правильную и эффективную терапию.

 

УИРС (задание для обязательного письменного ответа в тетради, как итог самостоятельной работы студента):

 

1.Перечислить факторы, вызывающие образование бронхоэктазов.

2.Перечислить клинические проявления бронхоэктатической болезни.

3.Нарисовать таблицу с отображением алгоритма обследования больного бронхитом.

 

Обучающие ситуационные задачи:

 

Задача 1.

Больной Б., 62 года. В анамнезе субфебрильная температура 3 месяца, упорный сухой кашель. Больной курит около 40 лет. Потеря веса до 10 кг за последний месяц. Выделить основные синдромы, Определите первоочередные диагностические мероприятия.

 

Ответ. Синдромы интоксикации и бронхитический.

Диагностический поиск – ХОБЛ и рак легкого. План обследования: СПГ, КТ грудной клетки, ФБС.

 

Тестовые вопросы для самоконтроля подготовки к занятию:

 

1. КАКИЕ ПОБОЧНЫЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ШУМЫ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ СЛЕДУЮЩИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ:

22. Очаговая пневмония Варианты ответов:

23. Крупозная пневмония а) сухие хрипы

(стадия прилива) б) крупнопузырчатые влажные

24. Крупозная пневмония хрипы (звучные)

(стадия опеченения) в) мелкопузырчатые влажные

25. Абсцесс легкого звонкие хрипы

после вскрытия г) крепитация

26. Приступ бронхиальной д) отсутствуют

астмы

27. Обострение хронического бронхита

 

2. ДЛЯ КАКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ ХАРАКТЕРЕН ПРИВЕДЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ АНАЛИЗА МОКРОТЫ?:

 

1) Количество 15 мл Варианты ответов:

Запах отсутствует

Цвет "ржавый" а) очаговая пневмония

Характер слизистый

Консистенция вязкая б) крупозная пневмония

Микроскопия:

эпителий 2-4 в п/зр в) абсцесс легкого

альвеолярные нет

макрофаги г) бронхиальная астма

лейкоциты 20-30 в п/зр

эритроциты 30-40 в п/зр д) хронический бронхит

эозинофилы нет

эластические нет

волокна

флора диплококки

Френкеля

спирали Куршмана нет

кристаллы Шарко-Лейдена нет

атипичные клетки нет

 

2) Количество 10 мл

Запах отсутствует

Цвет бесцветная

Характер слизистый

Консистенция вязкая

Микроскопия:

эпителий 3-5 в п/зр

альвеолярные нет

макрофаги

лейкоциты 5-7 в п/зр

эритроциты нет

эозинофилы сплошь

эластические ++

волокна

флора отсутствует

спирали Куршмана +

кристаллы Шарко-Лейдена +++

атипичные клетки нет

 

3. ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ БРОНХОЛЕГОЧНЫХ СИНДРОМОВ УКАЖИТЕ НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ:

5. Гидроторакс Варианты ответов:

 

6. Пневмоторакс а) уменьшение половины грудной клетки, ее за-

падение и отставание в акте дыхания

7. Обтурационный б) увеличение половины грудной клетки и сгла-

ателектаз живание межреберных промежутков в нижних

отделах, отставание в акте дыхания

8. Уплотнение доли в) только отставание половины грудной клетки

легкого в акте дыхания

9. Полость в легком г) "бочкообразная" форма грудной клетки

д) увеличение половины грудной клетки и

сглаживание межрёберных промежутков,

10. Эмфизема легких отставание в акте дыхания

 

4. УКАЖИТЕ, КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ГОЛОСОВОЕ ДРОЖАНИЕ ПРИ СЛЕДУЮЩИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ:

11. Крупозная пневмония (стадия Варианты ответов:

опеченения)

12. Абсцесс легкого после вскры- а) усиление с одной стороны

тия б) ослабление с одной стороны

13. Эмфизема легких в) усиление с обеих сторон

14. Рак крупного бронха с полным г) ослабление с обеих сторон

обтурационным ателектазом д) отсутствие изменений

15. Массивный пневмоторакс е) отсутствие с одной стороны

16. Экссудативный плеврит (одно-

сторонний, с небольшим коли-

чеством жидкости)

17. Спонтанный клапанный пневмоторакс

18. Хронический бронхит без эмфиземы легких

19. Бронхопневмония справа с поверхностным очагом воспаления

 

5. УКАЖИТЕ НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ВИДЫ ПЕРКУТОРНЫХ ЗВУКОВ ПРИ СЛЕДУЮЩИХ СИНДРОМАХ И ЗАБОЛЕВАНИЯХ:

20. Очаговая пневмония Варианты ответов:

21. Крупозная пневмония (стадия опеченения) а) ясный легочной

22.Крупозная пневмония (стадия прилива) б) притупленный или тупой

23. Спонтанный пневмоторакс (закрытый) в) тимпанический

24. Гидроторакс г) коробочный

25. "Сухой" плеврит д) притупленный с тим-

26. Эмфизема легких паническим оттенком

27. Вскрывшийся абсцесс легкого

28. Обтурационный ателектаз (полный)

29. Компрессионый ателектаз

 

Блок информации, разработанный на кафедре:

1.методическая разработка,

2.лекционный материал,

3.ситуационные задачи,

4.тестовые задания для самоконтроля подготовки к занятию.

 

Рекомендованная литература:

Основная литература:

1.Лекционный материал.

2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.

Дополнительная литература:

1.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.

2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

3.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтера; 2007, 569 с.

4.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.

5.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006.

6.Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина.- М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007.- 648 с.

7.Чучалин А.Г. Основы клинической диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с.

8.Чучалин А.Г. Хронические обструктивные болезни легких.- М., 1998.

9.Глобальная инициатива диагностики, лечения и профилактики Хронической обструктивной болезни легких. Пересмотр 2003 г. //Национальные институты здоровья США, Национальный институт сердца, легких и крови, 2003 г.- 96 с.

10.Хронические обструктивные болезни легких: дифференциальная диагностика и лечение на курорте "Усть-Качка": методические рекомендации /Мишланов°В.Ю., Туев°А.В., Корюкина°И.П., Сидоров°Д.В.: Пермь, 2002.- 26°с.

11.Мишланов В.Ю. и соавт. Оценка противоинфекционной защиты у больных хроническими заболеваниями легких и реабилитация на курорте Усть-Качка, 2002.- 20 с.

12.Туев А.В. Хронические бронхообструктивные заболевания и сердечно-сосудистая система / А.В. Туев, В.Ю. Мишланов.- Пермь: Пресстайм, 2008.- 184с.

Содержание занятия.

 

План проведения занятия:

1.Организационные вопросы – 5 мин.

2.Проверка и коррекция исходного уровня знаний – 20 мин.

3.Курация тематических больных под контролем преподавателя – 25 мин.

4.Итоговый контроль: анализ полученных при курации больных данных, работа с рентгенограммами – 25 мин.

5.Решение ситуационных задач – 10 мин.

6.Подведение итогов занятия, вопросы деонтологии и этики, задание на дом – 5 мин.

 

Место проведения:

1.учебная комната,

2.палата.

Оснащенность занятия:

1.тематические больные,

2.стетоскоп,

3.УИРС,

4.список тестовых вопросов, ситуационных задач,

5.компьютер (и/или проектор),

6.таблицы, схемы,

7.тематические слайды из лекционного материала.

 

Длительность занятия – 2 академических часа.

 

Форма отчетности:

1.устный ответ студента при опросе, оцениваемый преподавателем;

2.результаты тестирования;

3.результат решения ситуационных задач;

4.оценка за практические навыки.

 

 

Методическая разработка для студентов 3 курса л/ф (семестр…6) составлена доцентом кафедры пропедевтики внутренних болезней Думлером Андреем Артуровичем.

 

 

ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

 

Утверждаю:

Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней, д.м.н. ______ В.Ю. Мишланов 01.09.2009

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.