|
Нормальные значение показателей общего анализа крови.
Клинические проявления анемии, основные причины анемии при заболеваниях легких, диагностическое значение. Определение: анемия - состояние, характеризующееся уменьшением содержания гемоглобина (Hb < 120 г/л) в единице объема крови, чаще при одновременном уменьшении количества эритроцитов Клинически проявляется нарушением транспорта кислорода – циркуляторно-гипоксическим синдромом: a. головокружение, b. общая слабость, c. утомляемость, d. головные боли, e. мелькание крупных мушек перед глазами, f. шум в ушах, g. сердцебиение, h. увеличение ЧСС, ЧД и др.
– Анемии при кровопотерях – Анемии при нарушении кровообразования – Анемии при повышенном кроворазрушении (гемолитические)
Классификация анемии по степени тяжести: 1 ст. – Hb > 90 г/л 2 ст. – Hb > 70 г/л 3 ст. – Hb < 70 г/л
Изменения лейкограммы при бактериальных, вирусных, аллергических и аутоиммунных заболеваниях органов дыхания. Нейтрофильный лейкоцитоз: l Л > 8000 в 1 мкл l Н > 4000 в 1 мкл l и/или П > 10 % (ИСЯ > 0,1) l Острая бактериальная инфекция (пневмония, ангина, синусит, отит, энцефалит, пиелонефрит, холецистит, аппендицит, сепсис) l Тяжелая бактериальная интоксикация (сепсис) часто сопровождается лимфопенией Лф < 900 в 1 мкл или < 9 % Эозинофильный лейкоцитоз: l > 300 в 1 мкл l Аллергические реакции в период активации костно-мозгового эозинофильного лейкопоэза l Гельминтозы (аскаридоз, описторхоз) l Синдром Черджа-Стросс l Гистиоцитоз Х (болезнь Хенда-Шюллера-Крисчена) l Рестриктивная кардиомиопатия
Моноцитарный или лимфо-моноцитарный лейкоцитоз: l Лф > 3000 в 1 мкл l Мн > 600 в 1 мкл l Вероятный признак вирусного заболевания l Возможно, нейтропения в сочетании с лимфо-моноцитозом l С учетом клинической картины заболевания может соответствовать периоду реконвалесценции при бактериальной инфекции
Основные клинические причины лейкопении: l Угнетение костномозгового кроветворения (метапластическая или апластическя) l Применение НПВС l Нейтропения потребления: хронические очаги инфекции (пристеночное стояние нейтрофилов), тромбообразование l Лейкопения в рамках панцитопении при гиперспленизме, лейкозах или метастазах в костный мозг (снижение Эр., Тр., Лей.) l Лейкопения inocense
Основные клинические причины лимфопении: l Тяжелая бактериальная инфекция (инфекционно-токсический шок) l Терапия ГК l Терапия цитостатиками l ВИЧ-инфекция (стадия СПИД) l Острая лучевая болезнь
СОЭ: l Зависит от: l концентрации в сыворотке крови фибриногена и других белков острой фазы l Содержания эритроцитов l Заряда эритроцитов l Критерий острой воспалительной реакции l Коррелирует с активностью провоспалительных цитокинов ИЛ-1, ИЛ-6
Синдром увеличения СОЭ: l Острые и хронические бактериальные воспалительные заболевания (ангина, хр. тонзилит, синусит, пневмония, аппендицит, остеомиелит, сепсис и др.) l Онкологические заболевания l Диффузные заболевания соединительной ткани (аутоиммунные заболевания: системная красная волчанка, ревматоидный артрит, системная склеродермия и др.) l Другие хронические воспалительные процессы (хр. гепатит, гистиоцитоз, панкреатит, др.)
Динамика лейкограммы в процессе бактериального инфекционного заболевания:
Динамика лейкограммы в процессе вирусного инфекционного заболевания:
Лейкограмма в процессе аллергического заболевания:
Лейкограмма при аутоиммунных заболеваниях:
Лейкограмма при онкологическом заболевании:
Общий анализ крови у больного пневмонией, 3-е сутки:
УИРС (задание для обязательного письменного ответа в тетради, как итог самостоятельной работы студента):
1.Нарисовать юный, палочкоядерный и сегментоядерный нейтрофилы, лимфоцит, эозинофил, моноцит, базофил, эритроциты и тромбоциты. 2.Перечислить основные показатели общего анализа крови. 3.Перечислить основные причины нейтрофильного лейкоцитоза, эозинофилии, лимфоцитоза при заболеваниях органов дыхания. 4.Перечислить факторы противомикробной защиты нейтрофила, лимфоцита и моноцита.
Блок информации, разработанный на кафедре: 1.методическая разработка, 2.лекционный материал, 3.ситуационные задачи, 4.тестовые задания для самоконтроля подготовки к занятию.
Рекомендованная литература: Основная литература: 1.Лекционный материал. 2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с. Дополнительная литература: 1.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с. 2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с. 3.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтера; 2007, 569 с. 4.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с. 5.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006. 6.Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина.- М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007.- 648 с. 7.Чучалин А.Г. Основы клинической диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с. 8.Схема клинического обследования больного и написания истории болезни в пропедевтической терапевтической клинике (методические рекомендации)/Под общей редакцией проф. М.А. Зубарева- Пермь:ГОУ ВПО Росздрава, 2006.-20с. 9.Белоусов Ю.Б., Омельяновский В.В. Клиническая фармакология болезней органов дыхания.- М., 1996. 10.Зильбер А.П. Дыхательная недостаточность. М., 1987. 11.Зильбер А.П. Синдромы сонного апноэ.- Петрозаводск, 1994. 12.Внутренние болезни. Болезни органов дыхания / Под ред. Проф. Палеева.- М., 2002. 13.Внутренние болезни / Под ред. Е. Браунвальда и др., 2002.
Содержание занятия. План проведения занятия: 1.Организационные вопросы – 5 мин. 2.Проверка и коррекция исходного уровня знаний – 20 мин. 3.Разбор историй тематических больных под контролем преподавателя – 30 мин. 4.Итоговый контроль: анализ полученных при курации больных данных, работа с рентгенограммами – 15 мин. 5.Решение ситуационных задач – 15 мин. 6.Подведение итогов занятия, вопросы деонтологии и этики, задание на дом – 5 мин.
Место проведения: 1.учебная комната, 2.палата. Оснащенность занятия: 1.тематические больные, 2.стетоскоп, 3.УИРС, 4.список тестовых вопросов, ситуационных задач, 5.компьютер (и/или проектор), 6.таблицы, схемы, 7.тематические слайды из лекционного материала.
Длительность занятия – 2 академических часа.
Форма отчетности: 1.устный ответ студента при опросе, оцениваемый преподавателем; 2.результаты тестирования; 3.результат решения ситуационных задач; 4.оценка за практические навыки.
Методические рекомендации для студентов 3 курса подготовил д.м.н. Мишланов В.Ю.
ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Утверждаю: Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней, д.м.н. ______ В.Ю. Мишланов 01.09.2009
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|