|
Лабораторно-воспалительный синдром при заболеваниях органов дыхания.
Методическая разработка для студентов
Курс -III семестр ….6. Факультет: лечебный Продолжительность занятия: 2 академических часов Место проведения: кардиологическое отделение МУЗ ГКБ№4
Пермь 2009
1. Тема занятия. Лабораторно-воспалительный синдром при заболеваниях органов дыхания. Значение изучения данной темы для последующего обучения в вузе и будущей практической деятельности. Исследование общего анализа крови и диагностика лабораторный воспалительных тестов другими методами являются самыми распространенными дополнительными исследованиями в клинической практики. Абсолютное большинство заболеваний человека связано с механизмами воспалительной реакции. Кровь представляет собой транспортную среду в которой можно определить количество лейкоцитов, других форменных элементов и молекул, участвующих в воспалительных реакциях. Тема настоящего занятия открывает большую страницу клинического применения лабораторных тестов для установления диагноза, определения тяжести его течения и контроля проводимой терапии.
3. Цель занятия: изучить принципы лабораторной диагностики при воспалительных заболеваниях органов дыхания, научиться интерпретировать показатели общего анализа крови. Студент должен знать: – клетки крови; – основные изменения лейкограммы и других ростков кроветворения при основных заболеваниях органов дыхания: пневмонии, вирусной инфекции, раке легкого, туберкулезе органов дыхания, заболеваниях соединительной ткани, аллергических поражениях органов дыхания; – основные причины нейтрофильного лейкоцитоза и нейтропении; – основные причины лимфоцитарного лейкоцитоза и лимфопении; – причины эозинофильных реакций крови; – диагностическое значение анемии при заболеваниях органов дыхания; – нарушение количества тромбоцитов при заболеваниях легких. Студент должен уметь: – интерпретировать изменения общего анализа крови при основных патологических процессах органов дыхания; – объяснить изменения в общем анализе крови; – объяснить участие клеток крови при заболеваниях органов дыхания. Самоподготовка к занятию. Цель самоподготовки: повторение пройденного материала по методике обследования пульмонологического больного, изучение тематических вопросов. 7. Студент должен знать анатомию и физиологию системы органов дыхания, функцию внешнего дыхания в норме и патологии, механизмы участия воспалительных клеток крови в развитии пульмонологических заболеваний. 8. Студент должен уметь собрать анамнез у больного с патологией органов дыхания, провести осмотр, пальпацию, перкуссию грудной клетки, аускультацию легких, интерпретировать изменения общего анализа крови. Базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах: · клетки крови; · костномозговое кроветворение; · функции клеток крови; · организация воспалительного процесса, основные закономерности его развития; · виды воспалительных процессов; · патологическую анатомию воспалительных процессов. Разделы для повторения, полученные ранее по дисциплине пропедевтика внутренних болезней: 1.лекционный материал по теме: лабораторная диагностика заболеваний органов дыхания; 2.методы изучения анамнеза и физического обследования пульмонологического больного; 3.сведения основной и дополнительной литературы по изучаемой теме; 4.конспекты работы на практическом занятии по теме. Работа с методической разработкой кафедры по теме занятия. Изучить материал, решить ситуационные задачи и ответить на тестовые вопросы, выполнить задание в рабочих тетрадях.
Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию: 1.Понятие об общем анализе крови, история вопроса. 2.Основные клетки крови, их происхождение и функции. 3.Нормальные значение показателей общего анализа крови. 4.Клинические проявления анемии, основные причины анемии при заболеваниях легких, диагностическое значение. 5.Изменения лейкограммы при бактериальных, вирусных, аллергических и аутоиммунных заболеваниях органов дыхания. Понятие об общем анализе крови, история вопроса.
l Это сводная таблица основных показателей периферической крови, отражающих транспорт форменных элементов костного мозга в ткани и их циркуляцию, а также содержание гемоглобина, СОЭ, атипических клеток и некоторые другие параметры
Основные клетки крови, их происхождение и функции.
Функции нейтрофилов: – Миграционная активность – Способность к хемотаксису – Адгезивная – Фагоцитоз – Периваривание – Респираторный взрыв – Синтетическая – Липидвысвобождающая (ЛВСЛ)
Эозинофилы: l Стимуляроры: ГМ-КСФ, ИЛ-3, ИЛ-5 l Угнетение активности: ГК, стресс l Ферменты: l арилсульфатаза l гистаминаза l ЭКБ l ЭБ-Х l БОБ l ЭП l Функции: противогельминтная, аллергич. р-и
Моноциты/макрофаги l Стимуляроры: ГМ-КСФ, ИЛ-1, ИЛ-12, ИЛ-2 l Угнетение активности: ГК, стресс l Ферменты: l Катепсин G l Трипсин l Химотрипсин и др. l Функции: l Антигенпрезентирующая l Миграционная l Фагоцитоз l Периваривание l Паракринная l Синтетическая
l Мигрирующие l Резидентные (тканевые): l Купферовские клетки печени l Клетки синусоидов селезенки l Альвеолярные макрофаги l Дендритные и стромальные клетки лимфоузлов? l Астроциты и др. клетки нейроглии l Подоциты? l Эндотелиоциты?
Лимфоциты – иммунокомпетентные клетки. Классификация: l Т-лимфоциты l В-лимфоциты l 0-клетки: l НК – натуральные клетки l К-клетки l L-клетки l Предшественники Т- и В-лимфоцитов
Созревание Т-лимфоцитов проходит в тимусе, В-лимфоцитов – в костном мозге, селезенке и лимфоузлах. Основная функция Т-лимфоцитов: регуляция иммунного ответа или киллерная. Основная функция В-лимфоцитов: превращение в плазматические клетки, выработка антител (IgM, IgG, IgA, IgE, IgD). Натуральные киллеры уничтожают мутировавшие клетки. Иммунный ответ осуществляется в процессе кооперации лимфоцитов и антигенпрезентирующих клеток (дендритных клеток, макрофагов и др.). В процессе иммунокооперации лимфоциты обмениваются антигенной информацией, передаваемой по принципам двойного распознавания (Р. Цинкернагель), и растворимыми сигнальными молекулами – цитокинами (интерлейкинами и другими, рис. 1). Рис. 1. Трехклеточная модель иммунокооперации в иммунном ответе
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|