Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Противодействие незаконной торговле оружием в России и за рубежом





 

Уровень современной транснациональной преступности принял угрожающие размеры. Помимо классической ее разновидности, такой как незаконная торговля оружием, появилось новое поколение преступлений - международный терроризм. Картину дополняют негативные социальные факторы - бедность, деградация общественных институтов во многих странах и т.д. Поэтому противодействие этим явлениям должно иметь комплексный, всеобъемлющий характер.

Огнестрельное оружие представляет опасность, находясь даже в законном обороте. Это обуславливает наличие особого государственного контроля за оборотом огнестрельного оружия и установление специальных правил обращения с огнестрельным оружием как с источником повышенной опасности.

Незаконная торговля оружием представляет большую опасность для общества не только сама по себе, но и потому, что она способна стимулировать рост различных видов тяжких преступлений. В мире ежегодно возрастает количество случаев применения оружия при совершении преступлений, а также увеличивается число лиц, незаконно владеющих им. Органы государственной власти разных стран предпринимают меры, направленные на выявление каналов распространения оружия, обеспечения установления и изобличения лиц, участвующих в его незаконной торговле.

В этой связи целесообразно рассмотреть внутригосударственные нормативные акты, касающиеся регулирования оборота огнестрельного оружия, в разных странах мира, а так же в Российской Федерации.

Так, например, в соответствии с законом об оружии Аргентины, касающегося боевого и гражданского оружия, запрещается передача всех видов огнестрельного оружия. Ношение оружия гражданскими лицами не является преступлением в соответствии с законодательством, однако рассматривается в качестве правонарушения и наказывается штрафом. Разрешение на применение огнестрельного оружия выдаются сотрудникам специальной категории правительственных органов и частным лицам. Приобретение, применение, владение и ношение оружия, предназначенного для гражданских целей, находится под надзором федеральной полиции, жандармерии и морской префектуры.

В аргентинской прессе в последнее время происходят весьма оживленные дискуссии по вопросу применения огнестрельного оружия частными лицами в целях законной самообороны. Население страны разделилось на тех, кто считает подобное поведение оправданным и на тех, кто его решительно осуждает. Данный вопрос находится в центре общественного внимания, в результате чего возобновилось обсуждение всего комплекса вопросов, касающегося эффективности регулирования огнестрельного оружия.

Оборот оружия на территории Германии регулирует Закон "Об оружии" Германии, Закон "О контроле за военным оружием", Закон "О взрывчатых веществах", Закон "Об охоте". В отношении любого случая приобретения огнестрельного оружия или владения им частными лицами применяются строгие положения нормативных актов. Лица, намеревающиеся приобрести огнестрельное оружие и владеть таким оружием, должны получить лицензию у компетентных органов. Такая лицензия может выдана только в том случае, если заявитель докажет, что он является надежным, подготовленным человеком и, кроме того, в состоянии обосновать необходимость предполагаемой покупки огнестрельного оружия и владения им. Для ношения оружия в местах общественного пользования требуется получить дополнительную лицензию. Такая лицензия может быть выдана только на определенный срок, если будет установлено, что заявитель будет подвергаться значительной опасности и, что огнестрельное оружие является наилучшим средством снижения такой опасности. Необходимо отметить, что правительство Германии активно сотрудничает со странами Восточной и Юго-Восточной Европы на основе Европейской конвенции о контроле над приобретением и владением огнестрельным оружием частными лицами.

В Мексике существует взаимосвязь между незаконной торговлей огнестрельным оружием и оборотом наркотиков. Правительство страны придерживается мнения, что в первоочередном порядке следует повышать осведомленность международного сообщества о значимости связей по данному вопросу и уделять максимальное внимание разработке соглашений с целью формирования совместных планов для решения названных проблем.

В Австрии в законе об оружии проводятся разграничения между разрешениями на приобретение, владение и применение огнестрельного оружия. Частным лицам, желающим приобрести, импортировать, владеть и применять огнестрельное оружие, необходимо получать официальное разрешение. Для приобретения частным лицом огнестрельного оружия необходимо получить специальные документы, удостоверяющие достижение лицом восемнадцатилетнего возраста и то, что данному лицу не запрещено использовать оружие. Кроме того, необходимо дополнительно получить официальное разрешение на ношение или применение оружия. Тем не менее, никакого централизованного механизма регистрации огнестрельного оружия не существует.

Органы безопасности Австрии активизировали сотрудничество с коллегами из соседних стран в целях решения проблемы незаконной торговли оружием. Кроме того, в рамках министерства внутренних дел создана специальная группа по борьбе с незаконной торговлей оружием и взрывчатыми веществами.

В Японии нормативные акты, касающиеся огнестрельного оружия, составлены с учетом его вида и назначения. Владеть индивидуальным ручным огнестрельным оружием разрешено только таким должностным лицам, как работники полиции и представители сил самообороны. Как правило, запрещается владеть охотничьим оружием. Лицензии на приобретение и владение охотничьего оружия выдаются только после тщательного изучения биографии лица, обращающегося за просьбой выдать такую лицензию, при этом лицо обязано пройти курс обучения для ознакомления с правилами обращения с таким оружием. Жестко контролируется также торговля боевыми патронами. Для производства огнестрельного оружия также необходимо получить лицензию, которую выдает Министр внешней торговли и промышленности. Ввоз огнестрельного оружия также запрещен для всех лиц, не обладающих вышеупомянутой лицензией.

Япония тесно сотрудничает с Грецией, Мексикой и другими странами как в проведении ряда конкретных мероприятий, так и в плане обмена информацией по вопросам борьбы с незаконным распространением и применением огнестрельного оружия. Кроме того Япония являлась инициатором проведения нескольких международных конференций, посвященных вышеуказанным проблемам.

Как известно, в последние годы проблемы оборота огнестрельного оружия в США резко обострились. Несмотря на это, по поводу ограничения распространения огнестрельного оружия США продолжают занимать жесткую позицию. Их представители, действующие в интересах оружейного лобби, категорически возражают против любого плана ООН относительно попыток уничтожения незаконной торговли оружием, поскольку это, по их взглядам, ограничит объем законной торговли или ограничит права граждан на владение оружием.

Стоит отметить, что абсолютный запрет на все виды гражданского огнестрельного оружия содержаться в законодательстве лишь двух государств - Люксембурге и Малайзии.

Правовую основу оборота служебного и гражданского оружия на территории Российской федерации составляют положения Федерального закона "Об оружии" от 13.12.1996 (ред. от 19.07.2011), Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 № (ред. от 06.12.2011), Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 (ред. от 08.12.2011), Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а так же холодного оружия в государственных военизированных организациях от 15.10.1997 №1314, Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации от 21.07.1998 №814.

Следует отметить, что среди оружейного законодательства Федеральный закон "Об оружии" по отношению к другим нормам является основным. Ему не должны противоречить другие законодательные положения. Федеральный закон "Об оружии", регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а так же боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации. Как уже отмечалось выше, Закон "Об оружии", как и оружейное законодательство большинства зарубежных государств, содержит ограничительные нормы, предусматривающие запрет оборота на территории Российской Федерации некоторых видов служебного и гражданского оружия. Для приобретения оружия требуется лицензия, которая является срочной и носит личный характер. Для ее выдачи требуется подача заявления, предъявление документа, удостоверяющего личность и справки о состоянии здоровья. Только при наличии лицензии торгующая сторона может продать оружие.

Противодействие незаконной торговле оружием - это системное воздействие на незаконный оборот оружия в целом, заключающееся в целенаправленной деятельности определенных субъектов по нейтрализации и устранению вызывающих его криминогенных факторов и пресечению совершаемых преступлений, осуществляемое в определенных законом формах.

Эффективной формой деятельности органов внутренних дел по пресечению незаконной торговли оружием является проведение специальных операций на федеральном и региональном уровне.

Так, например, в 2004 году в ходе проведения в 38 регионах страны оперативно-профилактических операций "Арсенал" обнаружено и изъято из незаконного оборота 3,3 тыс. единиц огнестрельного оружия, из них 505 единиц нарезного, 380 гранат, 134,9 кг. взрывчатых веществ и 47,5 тыс. патронов.

В 2005 году при проведении операции "Арсенал" из неправомерного владения изъято более 10 тыс. единиц различного оружия, в том числе 77 автоматов, 123 винтовки и пистолета, 15 гранатометов, пулемет, более 76 тыс. патронов, 442 гранаты, 354 снаряда и мины.

Одним из недавних примеров является проведение в марте 2012 года сотрудниками полиции оперативно-профилактической операции под кодовым названием "Арсенал" в г. Калининграде. В результате из незаконного оборота изъято 54 единицы гладкоствольного охотничьего оружия, 3 единицы - боевого и более 800 боеприпасов. Такие результаты были достигнуты полицейскими за 5 дней профилактических мероприятий, что свидетельствует о профессионализме и высоком уровне квалификации сотрудников правоохранительных органов. В их проведении были задействованы не только сотрудники уголовного розыска, непосредственно занимающиеся выявлением преступлений в сфере незаконного оборота оружия и боеприпасов, но и сотрудники лицензионно-разрешительной службы. Так же проводились целенаправленные проверки в целях выявления нарушений хранения, реализации оружия и боеприпасов в частных охранных предприятиях, подразделениях охраны федеральных органов исполнительной власти, спортивных охотничьих организаций и предприятиях по продаже служебного оружия. Всего проведено 403 проверки.

Так же необходимо отметить, что в целях совершенствования деятельности органов внутренних дел в области борьбы с незаконным оборотом оружия в НЦБ Интерпола в Российской Федерации создана специальная база данных для сбора соответствующей информации - Система отслеживания оружия и взрывчатых веществ (IWETS). Эти данные направляются в Интерпол на специальной карточке Интерпола по преступлениям, связанным с усилением борьбы с незаконным оборотом оружия.

Основанием для такого обращения являются: возбуждение уголовного дела по фактам незаконного оборота оружия, боеприпасов взрывных устройств и взрывчатых веществ иностранного производства, а так же наличие дела оперативного учета в отношении лиц, подозреваемых в причастности к данному виду преступлений, носящих международный характер.

По результатам такой проверки правоохранительные органы получают информацию: о государстве-изготовителе; основных технических характеристиках и возможности приобретения физическими и юридическими лицами; нахождение в розыске; наличие сведений криминального характера на лиц во владении которых оно находилось; совершении аналогичных преступлений на территории других государств.

Для предупреждения преступности и обеспечения общественной безопасности в настоящее время существует настоятельная необходимость в разработке эффективных стратегий для надлежащего регулирования оборота огнестрельного оружия, как на национальном, так и на транснациональном уровнях. Поскольку объемы и масштабы международных сделок по передаче огнестрельного оружия увеличиваются, а сама незаконная транснациональная торговля оружием становится все более изощренной, ни одно государство не застраховано от последствий слабого законодательного или административного регулирования оборота огнестрельного оружия в других государствах.

Так же для противодействия незаконной торговле оружием, в первую очередь, необходим хорошо поставленный сбор оперативной информации на международном уровне. И если учесть, что в мире каждый год регистрируют огромное количество преступлений связанных с незаконной торговлей оружием, то сбор подобной оперативной информации на международном уровне просто необходим для всех государств в целях противостояния незаконному обороту в целом.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.