Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль Интерпола и Европола в нейтрализации каналов поставок и оптимизации противодействия незаконной торговле оружием





 

Идея создания Международной организации уголовной полиции (Интерпол) уходит корнями в начало двадцатого века. В 1914 г. в Монако состоялся первый международный конгресс криминальной полиции. Юристы и служащие полиции из 14 стран рассмотрели вопрос о возможности учреждения отдела по учету международной криминальной информации и унификации процедуры экстрадиции преступников, однако, Первая мировая война прервала начатый процесс международной консолидации полицейских сил. В 1923 г. состоялся второй международный конгресс криминальной полиции в г. Вене (Австрия). На этом конгрессе была создана Международная комиссия криминальной полиции, и ее деятельность продолжалась до начала второй мировой войны. Таким образом, 1923 г. считается годом создания Международной организации уголовной полиции - Интерпол, хотя официально до 1956 г. она называлась Международной комиссией криминальной полиции.

В 1956 г. Интерпол получил свое нынешнее название и новый, ныне действующий Устав. В 1989 году штаб-квартира Интерпола (Генеральный секретариат) переехала из предместья Парижа в Лион, где находится и по сей день. В 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН утверждает межправительственный статус Интерпола как наблюдателя на Генеральной Ассамблее. В 1997 году Интерпол и ООН подписывают соглашение о сотрудничестве, что свидетельствует о высоком авторитете данной организации.2000 г. Генеральным секретарем Интерпола является Рональд К. Нобл, который был переизбран на третий срок и его полномочия продлены до 2015 года.

В настоящее время Интерпол - это крупная международная организация, вторая по численности после ООН и самая крупная организация правоохранительных органов, членами которой являются 184 государства.

Советский Союз стал членом Интерпола в 1990 г.7 апреля 1990 г. было принято постановление Совета Министров СССР № 338 "О вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции - Интерпол".27 сентября 1990 г. на 59-й сессии Генеральной ассамблей Интерпола (Оттава, Канада) СССР был принят в члены Интерпола. С 1 января 1991 г. в структуре МВД СССР начало действовать Национальное центральное бюро Интерпола (далее - НЦБ Интерпола).

После распада СССР НЦБ Интерпола в России стало правопреемником союзного Бюро. Днем образования российского НЦБ Интерпола считается 27 сентября 1990 г. С 2011 года на должность начальника НЦБ Интерпола МВД России назначен генерал-майор полиции Прокопчук Александр Васильевич.

Интерпол тесно сотрудничает со многими международными организациями, среди которых, представляется необходимым, уделить особое внимание сотрудничеству с Европолом.

Образование Евросоюза и, как следствие, прозрачность границ, свободное перемещение капиталов, возможность беспрепятственного и практически бесконтрольного передвижения граждан различных стран-членов Европейского Союза, - все это многократно увеличило потенциал организованной преступности. Таким образом, возникла необходимость в создании полицейской организации, действующей на территории Евросоюза.

Европейская полицейская организация (Европол) - правоохранительное агентство Европейского союза, предназначенное для оказания информационной поддержки и практического содействия правоохранительным органам стран - членов ЕС в борьбе с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом и другими тяжкими формами преступности международного характера.

Вместе с тем, практика нескольких лет деятельности организации показала низкую эффективность и громоздкость правовых механизмов, регулирующих функционирование Европола. В этой связи назрела необходимость изменения правовой основы его деятельности и 6 апреля 2009 г. было утверждено Рамочное решение Совета ЕС о Европоле, заменившее изначально действующую Конвенцию о Европоле, принятую Советом Европейского союза 26 июля 1995 г. В 2010 году была упрощена процедура внесения будущих изменений в Рамочное решение о Европоле, что позволит данной организации более гибко реагировать на изменения криминогенной ситуации в ЕС.

Европол тесно сотрудничает с международными организациями, среди которых можно выделить Интерпол, Управление по борьбе с наркотиками и преступлениями ООН, Европейское агентство по борьбе с мошенничеством. Кроме этого, Европол наделен полномочиями сотрудничать с третьими странами, т.е. странами, не входящими в ЕС, на основании соответствующих договоров. Один из таких договоров закрепляет сотрудничество Европола с Российской Федерацией.

История развития отношений России и Европола началась в 2003 г. Именно тогда на саммите "Россия - ЕС" в г. Риме (Италия) было подписано Соглашение о сотрудничестве, в котором были определены российские компетентные органы, ответственные за его реализацию, и предусматривался обмен стратегической и технической информацией о состоянии и развитии преступности, новых формах противодействия ей, методах проведения полицейских расследований и криминалистических экспертиз, каналах перевода денежных средств, полученных преступным путем и др. В 2004 г. приказом МВД России № 859 в структуре НЦБ Интерпола МВД России был создан Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом (РНКП), которому были поставлены задачи по обеспечению обмена информацией между компетентными органами Российской Федерации (МВД, ФСБ, ФТС, ФСКН России) и Европолом и выработке мер, направленных на усовершенствование механизма этого сотрудничества. РНКП обеспечивает в пределах своей компетенции функции МВД России как головного (центрального) компетентного органа Российской Федерации в рамках Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией.

Подводя итоги анализа правовой природы и организационной сути Европола, надо отметить, что, не смотря на сервисный, обслуживающий характер деятельности, он оправдывает сове название - Европейское полицейское ведомство. Как полицейское учреждение, с четко очередной компетенцией и функциями сервисного характера, Европол включен в состав так называемой третьей опоры Европейского Союза (сотрудничество полиций и судебных органов государств-членов для оказания поддержки и содействия компетентным учреждениям, осуществляющим борьбу с преступностью.

Весьма существенным преимуществом Европола стала сложившаяся практика воспринимать все проявления организованной преступности с европейских правовых позиций и оказывать адекватную поддержку органам уголовного преследования в конкретных странах, в проводимых там оперативных разработках, дознаниях, расследованиях, в том числе методическую, аналитическую, техническую, операционную.

Одним из факторов, вызывающих повышенное внимание и беспокойство, как национальных полицейских сил, так и Интерпола, является значительное увеличение распространения оружия, как в легальном, так и в незаконном пользовании. Особенно бурно это происходит в странах, где законодательно разрешено хранение и ношение оружия весьма широкой категории граждан, например в США.

Все большее число тяжких преступлений совершается с применением огнестрельного оружия. Это касается не только умышленных и тем более заказных убийств, но и преступлений на бытовой почве. Давно отмечена однозначная зависимость между количеством подобных преступлений и количеством оружия, находящегося на руках у населения. Чрезвычайно высокий уровень преступности, особенно преступлении против личности в США, намного превышающий подобный в странах, которые сопоставимы с США по уровню социально-экономического и политического развития, во многом связан с громадным количеством оружия, находящегося в частном владении. Но существует однозначная взаимосвязь не только с количеством оружия, находящегося в официальном, легальном пользовании, но и доступностью оружия, с незаконным, "черным" оружейным рынком.

Как правило, нелегально полученное оружие идет именно на вооружение преступников, что приводит к усложнению криминальной ситуации в целом и затрудняет деятельность правоохранительных органов.

Эксперты Интерпола считают, что основные движущие причины незаконной торговли оружием в частности, и незаконного его оборота в целом, таковы:

. Чрезмерное его накопление, в том числе и на воинских складах. Практически во всех странах производство или закупка нового стрелкового оружия не сопровождается немедленным уничтожением морально устаревшего или пришедшего в несоответствие с новыми стандартами стрелкового оружия и боеприпасов. Сведения об его общем количестве, так называемых стратегических запасах и мобилизационных резервах, обычно составляют предмет строжайшей государственной тайны. Необходимость создания таких запасов - вопрос военной теории и государственной политики, однако однозначно следует учесть, что во всех без исключения странах на организацию хранения и строгого учета отпускается минимум средств; проведение инвентаризаций и внедрение передовых методов учета и контроля в ряде случаев весьма замедленно, что создает большой люфт для незаконной торговли и незаконного использования.

. Высокая прибыльность оружейной торговли. Продажная стоимость единицы огнестрельного оружия превышает его реальную заводскую себестоимость, что создает высокий и постоянный стимул для искания возможностей его добычи и перепродажи. Первым звеном незаконного бизнеса зачастую оказывается персонал промышленных предприятий по производству стрелкового оружия. На этих этапах отмечались все формы производства неучтенного оружия: производство по указанию высших администраторов с последующей реализацией вне заводского учета, производство по инициативе низовых исполнителей с последующим тайным выносом с предприятия, производство неучтенных комплектующих изделий с последующей сборкой вне предприятия, и, наконец, "кустарное" производство, осуществляемое работниками предприятий, опираясь на усвоенные конструкции и технологии.

. Наличие зон военных конфликтов, где, с одной стороны, в наличии множество стрелкового оружия, а с другой - весьма ослаблены меры по учету и хранению. Одним из источников поступления стрелкового оружия в Западную Европу, можно выделить Балканы, благодаря многолетним вооруженным конфликтам. Так же, например, в странах СНГ - конфликты в Приднестровье, Нагорном Карабахе, Чечне. Значительное количество нелегального оружия в Мексику и США поступает из центрально - американских республик, где происходили и происходят конфликты между режимами и повстанцами. Опасное проникновение из зон конфликтов в криминальный мир постоянно дестабилизирует общественную безопасность.

. Неэффективный экспортно-импортный режим, очень сильно различающийся от страны к стране, при наличии стран, которые негласно попустительствуют торговле оружием, особенно легким. Как правило, организационной формой попустительства является создание частных компаний, которые получают лицензии на приобретение оружия у своего государства - непосредственно с оружейных заводов или государственных складов. Затем такие посреднические фирмы заключают договоры на экспорт, а национальные правительства не всегда проводят достаточно тщательно исследование того, кто находится на другой стороне сделки - нейтральный покупатель, или замаскированный под одну - две подставные фирмы агент страны, подпавший под режим эмбарго, или же просто криминальная структура. Такое неоднократно происходило во Франции. Израиле, где сложилась влиятельная группа бывших, отставных старших офицеров армии и спецслужб, которая успешно лоббировала и продвигала торговлю как произведенным на территории Израиля стрелковым оружием, так и весьма многочисленным трофейным оружием, а так же Швеции, Италии и России.

. Слабый пограничный контроль. Режим прозрачных границ на территории Западной Европы, чрезвычайно слабая охрана береговой линии во многих африканских странах, в Азии и Южной Америке превращают незаконную торговлю оружием в не слишком рискованное, а значит прибыльное постоянное занятие.

. Безответственное складское хранение оружия. Отмеченная в первом пункте слабость организации учета и хранения оружия, как правило, прогрессирующая по мере морального его старения, в некоторых странах доходит до создания совершенно ненадлежащих условий. Такие условия поощряют развитие криминальных захватов оружия, а так же торговлю им со стороны лиц, которые имеют к нему доступ. Подобные явления в массовом масштабе отмечались, например, при выводе оккупационных войск или освобождении военных баз.

Аналитики Интерпола отмечают, что спрос и доступность оружия во всем мире повышается и при этом установившейся уровень цен на нелегальное оружие, особенно распространенных в криминальных кругах образцов, год от года существенно понижается по сравнению ценой на легальные образцы оружия, что делает этот бизнес еще желаннее и прибыльнее для криминальных структур.

Количество преступлений с применением оружия и взрывчатых веществ давно уже принял глобальный характер. В штаб-квартире Интерпола осознали растущую опасность со стороны подпольных торговцев оружием. Для решения этих проблем Интерпол разработал компьютерную информационную систему регистрации преступлений, в которых использовались оружие и взрывчатые вещества. Система получила название IWETS. Цель программы - оказывать содействие государствам-членам Интерпола в расследованиях, связанных с незаконной торговлей оружием и взрывчатыми веществами и обеспечить помощь в расследованиях других преступлений, где использовалось специфическое стрелковое оружие или взрывчатые вещества. Система может помочь идентифицировать завод-изготовитель взрывчатого вещества, что помогает связать преступление, подозреваемых и обеспечить статистическую информацию. Стоит отметить, что данная система так же успешно используется НЦБ Интерпола в Российской Федерации.

Как уже отмечалось выше, Интерпол ведет активную деятельность по нейтрализации каналов поставок и оптимизации противодействия незаконной торговле оружием, как в России, так и по всему миру.

В 2006 году в Молдове был раскрыт канал по незаконной торговле оружием. По словам представителей правоохранительных органов, организатор этого канала Штефан Гылкэ, родственник крупного преступного молдавского авторитета Петру Гылкэ, известного под кличкой Нику, который был задержан при попытке продажи партии автоматов Калашникова. При обыске у задержанного дома также было обнаружено большое количество боеприпасов и комплектующих к огнестрельному оружию.

В 2009 году в Португалии были обнародованы шокирующие подробности дела о незаконной торговле оружием. Главарем преступной группы, занимающейся незаконной торговлей оружием в Португалии и за ее пределами, оказался пожилой католический священник. Сотрудники Интерпола арестовали падре прямо на его рабочем месте, сразу после окончания службы. Помимо самого святого отца, были арестованы трое его сообщников. При обыске у них изъяли десятки единиц оружия и большие запасы патронов. Следствие полагает, что среди клиентов шайки были особо опасные преступники.

В 2010 году в Ярославле сотрудниками правоохранительных органов был задержан итальянец, находящийся в международном розыске. Сотрудниками отряда милиции, уголовного розыска и филиала НЦБ Интерпола в Ярославском районе был задержан 40-летний итальянец Орту Мауро, который скрывался от правоохранительных органов Италии с 2008 года. В 2010 году он был объявлен в международный розыск по каналам Интерпола. Орту Мауро был осужден к 18 годам тюремного заключения и штрафу в 200 тысяч евро за незаконный оборот оружия, однако скрылся от исполнения наказания на территории России.

Так же, по обвинению в причастности к незаконной торговле оружием и поставок автоматов группировке "Революционные вооруженные силы Колумбии" силами Интерпола был обнаружен и задержан перуанец Владимиро Монтесинос, который более 10 лет возглавлял спецслужбы страны и был советником тогдашнего президента Альберто Фухимори.

Впоследствии, в августе 2011 года в Греции сотрудники Интерпола задержали 48-летнего россиянина Владимира Гаврилова, обвиняемого в причастности к незаконной торговле оружием в Перу. Правоохранительные органы Перу обвиняли его в причастности к поставке крупной партии автоматов группировке "Революционные вооруженные силы Колумбии" через перуанских посредников, одним из которых и был Владимиро Монтесинос. Международный ордер на арест Гаврилова был выдан по запросу перуанских властей. Пока россиянин находился в греческой тюрьме, местный суд должен был рассмотреть вопрос о его экстрадиции. Однако по истечении 30 дневного срока ареста в экстрадиции было отказано, дело было закрыто, вина Владимира Гаврилова не была доказана.

Вооруженная преступность и незаконная торговля оружием являются характерными криминальными явлениями практически для всех государств мира, которые разными способами пытаются противодействовать обозначенному виду преступности. Интерпол ведет активную деятельность по нейтрализации каналов поставок и оптимизации противодействия незаконной торговле оружием, как в России, так и по всему миру. Взаимодействие и сотрудничество между государственными правоохранительными органами и Интерполом имеют положительный, постоянный и устойчивый характер, поскольку необходимость такого взаимодействия обусловлена едиными задачами по охране правопорядка и противодействию незаконной торговле оружием, так же в результате взаимодействия и сотрудничества повышается эффективность работы по обеспечению безопасности личности, общества и государства.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.