Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Влияние детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка





 

В современном мире проблема детско-родительских отношений как причины психофизического благополучия детей в условиях семьи особо актуальна, так как она является одной из основных составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Проблема семейного воспитания все чаще и чаще привлекает к себе внимание психологов нашей страны. Важную роль в психологическом и эмоциональном развитии ребенка отводят его взаимоотношениям с родителями на ранних и более поздних стадиях развития. Ребёнок станет взрослым, а приобретенные им духовно-нравственные ценности, морально-этические нормы и качества останутся. Дальнейшую работу человека, его жизненный уклад и ценности определяют те впечатления, которые он получил в детстве. Фактически, семья передает культурные традиции, опыт старших поколений, который складывался на протяжении многих лет, формирует у ребенка модель поведения на дальнейшую его самостоятельную жизнь. Человек может не помнить множество своих детских переживаний, но они, оставшись в подсознании, дают о себе знать.

Бурменская дала объяснение понятию «родительские отношения» - они имеют общий характер и определяют взаимосвязь и взаимозависимость детей и родителей [Бурменская, с.131]. А.Я. Варга, А.И. Спиваковская, Т.В. Архиреева, Н.Н. Авдеева, А.И. Захаров, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер изучали вопрос семейного воспитания и взаимоотношений родителей и детей. Наряду с этим характеризуются различные сферы детско-родительских отношений: особенности личности родителей, характер супружеских отношений и их влияние на вопросы воспитания ребенка, особенности отношения родителей к ребенку, как результат совместных воздействия и многое другое. Так же в сочинениях Аристотеля, Платона, Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо прослеживается их отношение к семье как фактору воспитания и влияния его на развитие личности ребенка, а также оценку роли семьи на дальнейшую жизнь любого человека [Силяева, с.220].

Началом этого является неразрывность и каузальность связи ребенка с матерью, - это сложная взаимосвязь обеспечивает для ребенка защищенность и чувство безопасности [Алешина, с.75]. В основе детско-родительских отношений лежит тип семьи, стиль отношений, роль которую отводят ребенку в семье. Тип родительских отношений формирует личность ребенка [Бодалёв, с.125]. Уровень психолого-педагогической культуры, социальные и межличностные роли родителей и супругов оказывают влияние на решение молодыми людьми проблем в подготовке к семейной жизни [Назарова, с.101, 121]. Также, важно помнить, что неуважительное отношение к родителям, чаще всего влечет за собой серьезные проблемы в личной жизни, создании собственной семьи, рождении детей, и что очень важно в продолжительности собственной жизни [Брюхова, с.110].

Следовательно, формирование гармоничных отношений, благополучного психологического и комфортного климата в семье обязано стать самой главной задачей супругов и родителей в построении семьи, поскольку без этого невозможно сформировать здоровую полноценную личность ребенка.

Формирование личности ребенка – это очень сложный многогранный процесс. Семья один из первых социально-педагогических институтов для ребенка. Она определяет социальную ситуацию развития и «ближайшую зону развития» ребенка, формирует особенности общения, способы и формы общей деятельности, семейные ценности и ориентиры. Особенности детско-родительских взаимоотношений определят отношение родителя к ребенку. Родительские отношения зависят от индивидуальных особенностей отцов и матерей, психологических особенностях ребенка, социального уровня семьи и внутрисемейных взаимоотношений. То как родители представляют и относятся к своему ребенку, является основой типа воспитания, который выражается в процессе воспитания и форме общения с ребенком [1]. А.Я. Варги считает, что родительское воспитание представляет собой четырёхмерное образование, в которые входят: формы и методы контроля; принятие или отвержение собственного ребенка; дистанция между ребенком и родителем; социальная желательность поведения. Родительское отношение считается благоприятным в случае, если оно является постоянным и беспрерывным во времени; отвечает возрастным и психологическим особенностям ребенка; отношения меняются параллельно взрослению; уравновешены тенденции близости-автономии.

Специфичность характера и поведения родителей отражаются на поведении ребенка в зависимости от его типа нервной системы. Идентичная доминирующая черта личности или поведения родителей, в зависимости от условий, оказывает влияние на характер поведения ребенка и в дальнейшем формирует его устойчивое поведение. От типа воспитания зависят некоторые характерологические черты личности ребенка. Когда в родительском поведении происходят нарушения, это напрямую влияет на процесс психологического развития и формирует у ребенка определенные особенности психики и поведения.

Негармоничные виды семейного воспитания негативно влияют на развитие ребенка, формируя отрицательные качества личности, чаще при конституциональной предрасположенности. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его реакция на влияние родителей может быть защитной или дополнительной. Для любого типа дисгармоничного воспитания присущи такие характеристики: низкий уровень принятия ребенка; недостаточная сплоченность семьи; двойственный и непоследовательный характер воздействия; не соответственность требований; нарушение системы контроля; конфликтность в семье; неадекватность удовлетворения потребностей ребенка.

Семья – наиболее значимая составляющая мира ребенка поэтому, она рассматривается как основа социализации ребенка, которая формирует у нее личностные черты и мотивы, социальное поведение, передает ему культурные ценности, нормы и свойства. Отношение отца, матери, братьев и сестер оказывает прямое влияние на дальнейшее восприятия самого себя у ребенка. Самооценка ребенка тесно взаимосвязана с самопринятием и самоуважением. Психологические исследования показывают, что формирование собственной самооценки у ребенка напрямую зависит от эмоционального восприятия его со стороны собственной матери. На ряду с этим, А. Адлер и В.М. Бехтерев указывают на то, что излишняя любовь и чрезмерно заботливое поведение родителей способствует к возникновению у ребенка невроза и низкой устойчивости к фрустрации [10].

Развитие ребенка напрямую зависит от его личностных характеристик и познавательных способностей и от процесса воспитания, который в свою очередь зависит от: индивидуальных особенностей личности родителей; типа взаимосвязей в семье, их область социальных и профессиональных контактов; детско-родительских отношений. И.А. Иванова и О.А. Никишина в своих исследованиях выявили ситуации, в которых ребенок обделён родительским вниманием, являясь более тревожными для детей [5].

Особо остро проблема влияния семьи на развитие ребенка рассматривается в семьях с детьми с задержкой развития. Задачей нашего исследования было провести разносторонний анализ проблемы родительско-детских отношений в семьях, где воспитываются дети с задержкой развития на основе работ современных психологов.

Изученные нами исследования данной проблемы показали, что в семье, где воспитывается ребенок с нарушениями развития, оба или один из супругов находятся в депрессивном состоянии, что в любом случае влияет на внутрисемейные отношения. В таком случаем, в таких семьях создается обстановка конфликтных, враждебных, равнодушных отношений, которые непосредственно негативно влияют на развитие ребенка.

Мы задались вопросом: как помочь родителям, воспитывающим ребенка с нарушениями в развитии? Что должны знать родители о ребенке, имеющим проблемы со здоровьем или психологические трудности?

Когда мы рассматриваем процесс влияния индивидуальных качеств и убеждений личности на воспитательный процесс ребенка, то можем отметить, что только родители с достаточным уровнем эмоциональной зрелости способны с большей чуткостью и вниманием отреагировать на потребности ребенка. В таком случае, они проявляют теплу, принятие и отзывчивость. Также на взаимодействие детей и родителей, влияет социальная направленность вторых и их общее восприятие других людей. Когда родители обращают внимание ребенка на чувства и мотивы людей, одобряя их размышления о собственном поведении и эмоциях, они способствуют развитию у ребенка когнитивных навыков, чувству личной ответственности и автономности.

Улучшают адаптацию к родительской роли и личностные взаимоотношения супругов. Супружеские отношения в процессе воспитания ребенка с нарушениями, рассматриваются как основной источник познавательного, эмоционального и социального развития ребенка. Взаимоподдержка супругов снижает эмоциональный стресс, который, так или иначе, возникает в данной ситуации, такая поддержка повышает настроение и дает возможность родителям взаимодействовать с ребенком в более позитивном русле. Так же, супруги оказывают прямое влияние на родительское поведение друг друга, беря на себя часть забот; при обсуждении собственных детей, родители приходят к общему мнению.

Значительным образом оказывает позитивное влияние социальная поддержка родственников и друзей, которая так необходима семьям, воспитывающих детей с нарушениями в развитии. Для родителей, которые получают социальную поддержку, выполнение их родительских функций вызывает меньший стресс, они более отзывчивы и доброжелательны, лучше заботяться о детях; в свою очередь, родители, которые не получают такой поддержки чаще используют ограничения и наказания в процессе воспитания. Что, в свою очередь, негативно влияет на развитие детей, которые и без этого имеют нарушения. Система социальной поддержки наиболее значима в ситуациях стресса, которые возникают достаточно часто в семьях с «особенными» детьми. Стресс более пагубен, а вот поддержка более значима для одиноких матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Важно помнить, что социальная поддержка оказывает более посредственное влияние, нежели супружеская. Она менее эффективна, чем супружеская, так как супружеские отношения, как правило, более эмоционально окрашены, чем иные социальные связи [10].

Проанализированные нами аспекты данной проблемы, определили область нашего исследования, которое направленно на изучение эффективности развития социальных ценностей детей в ЗЗР в переходном периоде от дошкольного к младшему школьному возрасту, а также влияние детско-родительских отношений на их содержание.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.