Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Теоретическое исследование особенностей развития речи у детей





 

Изучив теоретические концепции отечественных психологов можно отметить, что речь одна из основных психических функций человека – это универсальное средство общения, мышления, организации действий. В большинстве психологических исследований указано, что все психологические процессы косвенны с речью. Отклонения в развитии речи негативно влияет на психологическое развитие ребенка, затрудняет общение с окружающими, замедляет формирование когнитивных процессов, что в свою очередь, препятствует формированию полноценной личности. От актуальности и эффективности коррекционной работы зависит развитие личности ребенка и его дальнейшее обучение в школе.

Логопедагогика и логопсихология – отросли специальной педагогики и психологии, которые изучают речевые нарушения и психологические особенности детей с дефектами речи. Речевые нарушения являются причиной особенностей когнитивной деятельности и личностной сферы ребенка. Для проведения эффективной логокоррекционной работы по выявлению психологических, речевых и личностно-коммуникативных проблем у детей с общим нарушением развития речи, рационально использовать системное психолого-педагогическое сопровождение.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение представляет собой профессиональную деятельность специалистов ДОУ, которая направленна на конструирование оптимальных педагогических и социально-психологических условий для успешного обучения и развития данной группы детей, независимо от уровня их когнитивных способностей и развития речи. Эффективность совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, у которых тяжелые нарушения речи, в большинстве зависит от привольно организованного взаимодействия логопеда, психолога, воспитателей, медицинского работника, музыкального руководителя, преподавателей по физической культуре и изобразительной деятельности, социального педагога и родителей. Каждый из специалистов при решении поставленных задач, которые определяют нормативно-правовые документы о дошкольном образовании, обязан принять непосредственное участие в формировании и закреплении правильных речевых компетенций, развитии сенсомоторной сферы, высших психических функций и общего укреплении здоровья.

Логопедагогика – наука, которая занимается исследованием речевых нарушений и разработкой научно обоснованных методов и приемов их профилактики, выявлением и устранением их средствами специального обучения и воспитания. Так же, она изучает факторы, механизмы, симптоматику, процесс, структуру нарушений речевой деятельности [1].

Современные исследования в сфере специальной педагогики и психологии, логопедическая практика, а также качественные изменения категории учащихся в специальных учреждениях для детей с проблемной речью, показали, что нарушения речевой деятельности не может рассматриваться как отельный дефект. Безусловно, дефекты речевого развития оказывают прямое влияние на познавательную деятельность и личность ребенка с речевыми нарушениями, которые имеют различную психологическую структуру и зависят от степени проявления речевого дефекта. Уделяется особое внимание этому вопросу и благодаря тому, что за последнее десятилетие изменилось теоретическое представление о речевых нарушениях детей и таким образом, расширилось поле деятельности для учителей-логопедов. Это все привело к появлению новой отросли логопсихологии, которая занимается выявлением психологических особенностей детей с нарушениями речи и определением эффективных способов ее коррекции.

Логопсихология одна из активно развивающихся отраслей современной специальной психологии. В теоретической основе логопсихологии лежит множество принципов, таких как: взаимосвязь речи и других психических функций, взаимодействие речи и мышления, связь речи и личности, речи и детальности; которые были выдвинуты психологами Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, А.Р. Лурией и др. Учитывая общие научные представление о логопсихологии и актуальные тенденции можно сказать, что предметом логопсихологии выступают психологические особенности детей с нарушениями речи первичного характера и методы психокоррекции данных нарушений [2].

С теоретической стороны, логопсихология изучает психическое развитие детей с нарушениями в развитии речи, а также занимается разработкой научных методов выявления, профилактики и искоренения отклонений в психофизическом и речевом развитии. Л.С. Выготский в своих исследованиях заложил теоретические основы логопсихологии, которые раскрывают структуру дефекта аномального развития ребенка. При наличии первичного нарушения компонентов речевой системы, без применения коррекционных мероприятий приведет к появлению вторичных и третичных нарушений: трудности в коммуникации, ограниченность сенсорных, временно-пространственных представлений, недоразвитие всех сторон речи, неполноценность памяти и внимания, нарушения навыков строить умозаключение и обобщать, находить причинно-следственные связи.

С практической стороны, логопсихология в процессе коррекционной работы подразумевает использование компенсационных возможностей ребенка для развития когнитивной деятельности, сенсорных и моторных умений, формирование личности ребенка и коррекции социальных связей [3].

Научная концепция Р.Е. Левиной имела большое значение для развития голопсихологии. Основным положением ее концепции служит научно обоснованный комплексный подход к изучению речевых нарушений у детей и индивидуальных психологических особенностей личности ребенка с дефектами речи. Для развития логопсихологии, данная концепция важна в двух аспектах: диагностическом и коррекционном. Современная психолого-педагогическая диагностика изучает принцип взаимосвязи речи с другими психическими образованиями, которые были представленны Р.Е. Левиной, как один из самых важных в проблеме изучения детей с нарушениями речевого развития. Р.Е. Левиной был поставлен вопрос о том, что необходимо проводить не только логопедическую работу, но и вместе с этим, заниматься коррекцией психических особенностей таких детей. Это и стало наиболее актуальной задачей в построении современной структуры процесса специального образования. Можем сделать вывод, что научная работа Р.Е. Левиной, служит основой для современных теоретических и практических проблем логопсихологии, ведь без знания индивидуальных особенности детей с речевыми нарушениями, компенсаторных способностей других психических образований, невозможно выстроить правильную последовательность коррекционной работы [4].

Нами был проведен анализ исследований по данной проблеме в разные временные периоды, что позволило нам рассмотреть динамику различных взглядов на психологию детей с речевыми нарушениями как поочередный процесс, который характеризуется определенной последовательностью всех этапов. В историческом происхождении проблемы психологического изучения детей с речевыми нарушениями выделяют два этапа: теоретический и прикладной, которые характеризуют задачи, решаемые в научных исследованиях. Временные рамки каждого этапа колеблются в зависимости от уровня изученности данного речевого дефекта. Но стоить отметить, что во всех случаях прослеживается логическая последовательность всех этапов.

Теоретический этап включал в себя накопление научных фактов в области психологии детей с нарушениями речевой деятельности и выделение разнообразных способов их закономерностей. В свою очередь, прикладной этап начинался при функционировании служб в системе специального образование и в процессе разработки практических аспектов психологической помощи детям с нарушениями в развитии речи.

В конце ХІХ – начале ХХ века были проведены первые исследования для изучения психологических особенностей детей с нарушениями речи. В то время ученых заинтересовало изучение когнитивной деятельности детей с тяжелой речевой патологией, возникающей на органической основе, которая позже была определена В. Фельдбергом как «алалия». При изучении высших образований детей данной группы, отечественными и зарубежными психологами был вынесен вопрос о взаимосвязи речи и мышления в структуре речевого нарушения. Ученные, которые занимались изучением этого вопроса, выдвигали разные теоретические позиции и разделились на три группы.

К представителям первой можно отнести А. Куссмауля, П. Мари, М.В. Бонданов-Бризовского, которые речевые расстройства ставили в прямую зависимость от нарушений интеллектуальной сфере, утверждая, что умственная недоразвитость влечет за собой нарушения речевого развития. Вторая группа, мнение которой поддерживали К. Гольдштейн и Х. Хэд, считали, что приведение взаимосвязей между нарушениями умственной и речевой деятельности являются не законными, так как эти два вида нарушений напрямую зависят от дефекта интегративной работы мозга. В свою очередь третья группа, настаивала, что умственные нарушения являются последствием дефектов речевой деятельности, к ней относились А. Пик, Ф. Лотмар и Г.Я. Трошин [1].

Проанализировав литературные источники в вопросе о взаимосвязи речевой и умственной деятельности в системе речевых дефектов, можем сказать, что, несмотря на разность теоретических подходов в данном вопросе, научные исследование до 30-х годов ХХ столетия носят исключительно описательный характер и не выявляют основных закономерностей речевых нарушений.

В 1930-е годы ХХ века в отечественной психологии и дефектологии кардинально меняют теоретические взгляды о природе и строении высших психических функций человека. Высунутая теория Л.С. Выготского о теории психического развития человека, становится методологической основой последующих научных исследований по данному вопросу. В рамках данной теории доказывается положение о социально зависимой обусловленности психических сфер деятельности человека, их пожизненном формировании и последовательном системном строении. Так же было доказано, что речевая деятельность, играет основную роль в посредственности психических процессов [4].

Одним из основных моментов в теории Л.С. Выготского, стал факт связи речи и личности, что объясняет значение речи как высшей психической функции, которая непосредственно влияет на организацию поведения человека. Говоря о том, что слово имеет не только значение, но и смысл, Л.С. Выготский определяет, что природа мысли зависит от мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, интересы и побуждения, аффекты и эмоции. Определения поступка человека возможно при понимании его ценностей и мотивов [4].

В последующие годы теория Л.С. Выготского развивалась во многих научных аспектах, среди которых разработана концепция Р.Е. Левиной, которая занимала значимое место в психологии. Обобщая авангардные психолого-педагогические теории, Р.Е. Левиной было разработано новое межпредметное направление, которое объединяло в себе широкий спектр психолого-педагогических проблем.

Р.Е. Левина в своей концепции, научно обосновала целостный подход к изучению речевых и психологических особенностей детей с тяжелыми речевыми проблемами, что позволило выделить различные по структуре первичные и вторичные дефекты у детей с речевыми нарушениями. В книге Р.Е. Левиной «Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)», говорится, что в структуре данного дефекта у них выявлено не только нарушение речевых функций, но и нарушения формирования других основных психических образований, которые тесно связаны с речью [8]. При изучении особенностей психической деятельности, Р.Е. Левина выделяет четыре типичных группы неговорящих детей:

· дети с нарушением фонематического восприятия;

· дети с нарушением предметного восприятия;

· дети с нарушением психической активности;

· дети с нарушением пространственных представлений.

Принцип процесса возникновения и зарождения патологий, который был взят за основу при выделении четырех групп детей-алолий, было выявлено первичную недостаточность того или иного звена речевой деятельности. Системный анализ данной концепции, позволил выделить различные первичные и вторичные дефекты у неговорящих детей. Р.Е. Левина объяснила, что первичное доминирование хотя бы одной недостаточности в акустическом, зрительно-пространственном или мотивационном звене влияет не только на особенности речевых нарушений, но и на характер задержки развития когнитивной сферы ребенка. В данной концепции впервые было сказано, что, несмотря на внешнюю схожесть признаков нарушения развития речи и умственной активности, они имеют разную природу происхождения и зависят от особенности первичной недостаточности.

Р.Е. Левина считает, что раскрытие взаимосвязи между нарушениями речи и другими аспектами психической деятельности, способствует возможности выявления пути коррекции и устранения отклонений психических процессов, которые непосредственно связаны с речевой деятельностью. Учитывая это, автор поднимает вопрос о коррекционной логопедической деятельности и противопоставляет ее термину «психотерапия», настаивая, что данная работа должна основываться на упражнениях которые нормализируют нарушения в области аналитико-синтетической, анализаторной и регуляторной деятельностях.

Основная позиция и выводы Р.Е. Левиной в изучении метода целостного анализа нарушений речевой и когнитивной деятельности и в настоящее время имеют особую значимость не только в исследовательском, но и в практическом отношении.

Одной из немаловажных заслуг Р.Е. Левиной выступает теоретическое объяснение нарушения общего развития речи и формирование методов его преодоления. Учитывая разнообразное количество проявлений общих нарушений речевого развития по мере выраженности дефекта, Р.Е. Левина выделила три уровне недоразвития речи: отсутствие общеупотребительной речи; зачатки общеупотребительной речи и развернутая речь с частичными фонетическими лексико-грамматическими нарушениями. Данное разделение, не зависимо от различия патологий, позволило определить признаки, учитывая которые, дети могут быть объединены для групповой коррекционной работы [9].

В рамках проблемы нарушения речевого развития, немаловажным является положение Р.Е. Левиной, о связи дефектов устной и письменной речи. Анализируя индивидуальные психологические особенности младших школьников, которые отставали в учебе, Р.Е. Левиной, удалось выяснить, что изучение связей аномального развития, позволяет выявить признаки возможных отклонений, тем самым предупредить их появление. Ею были разработаны методы своевременного распознания имеющихся погрешностей в подготовке ребенка к школе; проанализированы психологические составляющие когнитивной деятельности, которые необходимы ребенку для его качественной подготовке к последующим этапам обучения.

Учитывая все вышеперечисленное, Р.Е. Левина осуществила реорганизацию методов обнаружения речевых дефектов с уточнением их существенных признаков в педагогических целях. Исходя из общей закономерности нарушенного развития и опираясь на изучение категории детей, которые требуют логопедической помощи, Р.Е. Левина, пришла к выводу, что для формулирования психолого-педагогической классификации нужно учитывать не только состояние речевых средств, но и свойств речевого поведения. Учитывая все психологические и психолингвистические критерии, которые включают составляющие речевой системы, функции речи, соотношение устной и письменной речи, нарушения речи делятся автором на две группы:

- нарушение в применении средств общения (заикание);

- нарушение средств общения (ФНН, ОНР).

При разработке данной классификации Р.Е. Левина, сделала вывод, что нарушенное речевое поведение разнообразно в проявлении и объединяет разные формы нарушений аффективно-волевой сферы. В некоторых случаях, на первый план выступает сниженная мотивация речевой деятельности, которая связана с коммуникативными затруднениями и стрессом, при таких нарушениях, как заикание. В другом случае, регуляторные и мотивационные дефекты сопровождают нарушения речевых средств, а иногда и являются его причиной. По мнению Р.Е. Левиной, подобные ситуации стоит отнести к отдельной группе, которая нуждается в особых педагогических условиях, что включают в себя обучающие и коррекционно-воспитательные аспекты. Искажение мотивационных процессов, наряду с другими доминирующими нарушениями, описанными Р.Е. Левиной, выступает «барьером» для нормального развития речи, что влечет за собой необходимость создавать мотивационную направленность, которая будет активизировать когнитивную и речевую деятельность ребенка. Основные выводы данной работы и в современной психологии имеют значение для понимания роли мотивационных процессов в сущности речевого дефекта и для теории логопсихологии в целом.

В начале 70-х годов ХХ века, благодаря работам Р.Е. Левиной, становится очевидной значимость теоретических и практических разработок психологической отросли в отношении детей с дефектами речи, поскольку без глубокого знания индивидуальных психологических особенностей детей с речевой патологией, компенсационных возможностей высших психических функций, невозможна эффективная организация обучения и воспитания таких детей.

В период 80-90-х годов ХХ столетия активизируются научные исследования в сфере психологического изучения детей с системной речевой патологией. Психические особенности таких детей, рассматриваются в разных аспектах, но внимание психологов больше сосредоточенно на изучении когнитивной деятельности, особенно состояние психических функций в системе речевого дефекта. Функциональный подход в изучении когнитивной деятельности детей с нарушениями речевого развития интересовал дефектологов, когда коррекционно-развивающая стратегия определяла содержание ее модели. При построении коррекционно-образовательных программ необходимо изучить психологические особенности, которые напрямую связаны с учебной деятельностью детей. Учитывая это, основную роль в психологических исследованиях составляло изучение соответствующих психических функций [3; 5].

90-е годы ХХ столетия стали значимым периодом не только в переоценке практических задач, но и в изменении подходов к проблеме речевого дефекта в целом. Такая смена личностных целей в дефектологической науке вызвала социокультурную направленность содержания специального образования. В условиях проблемы социализации, ключевым вопросом становится социализация личности и ее взаимосвязь, а также контакт с обществом. В данном случае для эффективного решения поступившей задачи личностная составляющая процесса адаптации становится первичной.

Создание оптимальных условий для нормального формирования личности выступает одним из главных этапов оптимизации специального образования. Данные тенденции нашли свой отблеск и в сфере изучения детей с дефектами речи. Анализируя современное состояние изучения проблемы детей с патологией речи с психологической точки зрения, можем отметить, что с конца 90-х годов ХХ ст. прослеживается активизация научного интереса к изучению различных сторон коммуникативного процесса при речевой патологии.

Искажение процесса коммуникации детей с дефектами речи ранее рассматривались с логопедической стороны. Исследователями было отмечено, что у детей с нарушением речевой деятельности возникают трудности при восприятии и понимании речи, формировании высказывания, подборе языкового материала в процессе общения, смешение системы целей общения [9]. Современные ученые рассматривают социально-психологические аспекты процесса общения, где коммуникативные нарушения изучаются в сфере личностных взаимоотношений [2; 6; 10; 12].

В связи с углубленным изучением проблемы коммуникативно-речевой деятельности детей с дефектами речи, после 2000-го года в активный обиход входит понятие «коммуникативное поведение» это совокупность социальных норм общения и рассматривается с двух сторон: вербальное и невербальной. Изучая специальную литературу можно сказать, что в настоящее время целостное описание коммуникативного поведения ребенка с речевыми патологиями отсутствует, но в то же время, имеется целый ряд работ, в которых данная проблема затрагивается с разных сторон [7; 9]. Сотрудники лаборатории логопедии Института коррекционной педагогики Российской академии образования (ИКП РАО), провели исследования, в которых были выявлены характерные особенности коммуникативного поведения детей дошкольного и школьного возраста с разным уровнем речевого развития, которые отличаются различной структурой расстройства речи. Данные результаты позволили авторам аргументировать выносимое ними коммуникативное направление формирования речи детей с различными формами речевых дефектов в разных возрастных категориях [7].

Стоит сказать, что до 2000-х годов, изучение психологических особенностей детей с дефектами речи, осуществлялось в рамках логопедической науки. Но с начала 2000-х, данная проблема начала рассматриваться в психологической плоскости, с личностно-ориентированной направленностью предмета изучения. Исследование Г.Х. Юсуповой, которое было направленно на изучение особенностей личности детей с ОНР, показало, что личностное развитие данной группы детей носит качественный характер и имеет разные степени выраженности личностно-коммуникативных нарушений. Небольшая часть детей очень близка к норме личностных характеристик, но все же большинство детей с дефектами речи характерны: проявления тормозимости, неуверенность в себе, замкнутость, разная степень переживания собственного дефекта, речевой негативизм [14].

Так же О.Н. Усановой и О.А. Слинько, было проведено ряд исследований на изучение эмоционально-личностных качеств младших школьников с общим недоразвитием речи. Данные исследования показали, что большинство детей с дефектами речи склонны к пассивности, сензитивности, зависимости от окружающих, к спонтанному поведению. Если рассматривать такое эмоциональное свойство, как концентричность-эксцентричность, то можно заметить, что у детей с ОНР отмечаются разно полюсные характеристики: при проявлении живого интереса к окружающему как источнику помощи, доминирует эксцентричность, а также – свойство концентричности, что говорит об их сосредоточенности на собственных проблемах, склонности держать все проблемы в себе, замкнутости [11].

Достаточно долго внимание ученных в изучении индивидуальных особенностей детей с ОНР зацикливалось на возрастном периоде от 3 до 12 лет. Особенности личностного развития детей старшего школьного возраста с дефектами речи мало изучены. И.С. Зайцев сделал важный вклад в изучении данного вопроса, которым было проведено исследование экспериментальное изучение учащихся 9-10 классов специальной коррекционной школы для детей с ОНР. Объектом данного исследования стал процесс социальной адаптации школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Результаты исследования, позволили автору сделать ряд выводом, которые несут не только теоретический, но и практический характер:

- переходя в старшие классы, учащиеся с дефектами речи не владеют теми лексическими и грамматическими нормами, которые составляют основу нормальной речевой деятельности, что приводит к социальной дезадаптации;

- одними из главных причин дезадаптации данной группы старшеклассников являются: не сформированность социального поведения; не правильно организованные отношения в социуме; отрицательная эмоциональная атмосфера в коллективе;

- причиной нарушения взаимоотношений у подростков данной категории: отсутствие правильно сформированных жизненных целей, которые способствуют выбору профессии, желанию занять определенную ланку в обществе, создать семью; неопределенной отношение к своему прошлому и будущему; недооценка собственных сил; обостренное чувство вины за прошлые поступки, которое усиливает тревожность и не позволяет реализовать собственные возможности; негативные взаимоотношения с родителями;

- нарушения в сформированности социального поведения выражается в желании занимать доминирующую позицию в коллективе, стать лидером; отсутствие умения правильно прогнозировать возможный конфликт и нежелание адекватно поступать для его предупреждения; недостаток стремления у получению и усвоению новых знаний; нежелание иметь дружеские отношения со сверстниками – это все следствие пассивной жизненной позиции, что делает невозможным личности самосовершенствоваться;

- завышенная самооценка и уровень притязаний в области личностных взаимоотношений, которые были выявлены у детей с ТНР, оказывают отрицательное влияние на общую психологическую атмосферу в классе, которая мешает полноценно сотрудничать с «изолированными» детьми [6].

Проведя качественный анализ данных исследования межличностных отношений старшеклассников с ТНР, особенностей их социального поведения и психологической атмосферы в коллективе, выявлено, неготовность учащихся старших классов к выполнению важных социальных ролей в последующей самостоятельной жизни. Такие данные показывают, что необходимо целенаправленно проводить работу с детьми с дефектами речи по профилактике социальной адаптации для дальнейшей интеграции в общество.

Открытие психологической службы в системе специального образования привело к усилению значимости практических аспектов психологической помощи детям с дефектами речевого развития. В данной сфере, за последнее десятилетие, работы психологов были посвящены психологии детей с дефектами речи и мели прикладную направленность. Научный поиск был преимущественно направлен на разработку, модификацию и адаптацию традиционных психологических технологий, с целью активизации процесса логопедической коррекции и повышения её эффективности.

В следствие с изучением научно-исторического становления проблемы психологического изучения детей с дефектами речевого развития показало, что в современной логопедии и специальной психологии сложилась теоретическая основа для выделения самостоятельной научной области – логопсихологии, которая разрабатывает различные подходы для психологической помощи детям с нарушениями в развитии речевой деятельности. Разработка теории, определяющей процесс развития этого направления, послужит основой для становления новой системы.


Выводы по разделу 1

 

Проведя теоретико-методологический анализ современной литературы на предмет влияния психологических особенностей семьи на речевое развитие ребенка, мы пришли к следующим выводам:

Вопрос речевых нарушений, достаточно хорошо разработан в современных научных исследованиях, но имеет наиболее широкое развитие в отечественных психологических школах. Влияние родителей на психическое развитие в большей степени изучено зарубежными авторами, в особенности представителями психоаналитических школ.

Теоретический анализ научных источников показал, что наличие в семье ребенка с нарушениями речевого развития приводит к различного рода нарушениям межличностных отношений супругов. Постоянно появляются проблемы, относительно воспитания такого ребенка, которые детерминируют отношения между супругами, и ухудшают общее эмоциональное напряжение в отношении к заболеванию. Фиксируются недовольство супругов эмоциональной, социальной и интимно-сексуальной сферами семейного функционирования. Уровень выражения нарушения речевого развития сказывается на удовлетворении супружескими отношениями, иными словами, чем выражение проявления нарушения, тем ниже уровень межличностных отношений у супругов.

Также в ходе теоретического анализа научных источников, было отмечено многими авторами непосредственное влияние детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка. Особенности личности родителей, характер супружеских отношений и их влияние на вопросы воспитания ребенка, особенности отношения родителей к ребенку, а также результат совместных воздействия являются непосредственными факторами, влияющими на психическое развитие ребенка.

Теоретический анализ особенностей развития речи выявил, что это многогранный и сложный процесс, на который имеет непосредственное влияние как психологические, так и соматические факторы. Наибольшее значение в процессе речевого развития ребенка имеют родительские фигуры, ведь именно они являются проводниками в мир смыслов и значений.


 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.