Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Влияние нарушения речевого развития ребенка на психологическое состояние семьи





Детско-родительские отношения – это система межличностных ориентаций, установок, ожиданий в вертикальном направлении относительно возвратной лестницы: диада «ребёнок-родитель» (сверху вниз) и диада «родитель-ребёнок» (снизу-вверх), которая определяется совместной деятельностью и общением между членами семьи. Одним из важнейших факторов, которые способствует нормальному психическому развитию ребенка, является общение с родителями, особенно в раннем возрасте. Манера отношения взрослых к ребенку оказывает влияние не только на стиль поведения детей, но и на психическое развитие в целом [5].

Период от 1 до 3 лет – один из самых интенсивных моментов развития, который является фундаментом для дальнейшего психического развития ребенка. Период раннего возраста является очень важным, так как благодаря общению с родственниками, ребенок постепенно овладевает нормативным поведением и важнейшими психическими новообразованиями. Как утверждают отечественные психологи, отсутствие у ребенка длительного эмоционального контакта с одним из родителей, приводит к его неуверенности в положительном отношении к нему любых взрослых, что вызывает чувство тревоги, неуверенность и ощущение эмоционального неблагополучия [1;5].

Актуальным становится изучение не только детско-родительских отношений, но и специфику их формирования в условиях проблемного детского развития, когда в состоянии эмоциональной невыносливости и тревожном расстройстве в выстраивании отношений с окружающим миром, проявляются трудности даже в общении с родителями [2;4]. Имеются в виду дети с аутизмом и расстройствами аутистического спектра, которые в современном мире могут диагностироваться достаточно рано, а признаки эмоционального неблагополучия в первые месяцы после рождения [3].

Рождения ребенка с речевыми нарушениями является сложным испытанием для его родителей. Сталкиваясь с такой проблемой, семья постоянно находится в состоянии хронического стресса, особенно мать. Поэтому, в таких семьях часто возникают конфликты, трудности взаимопонимания между супругами и подстраивании партнеров в общении. Параллельно с этим, семья ребенка с ЗРР, является для него важным компонентом коррекционной работы, и при правильной реализации программ психологического сопровождения, важным фактором является их возможности и ресурсные ограничения [4].

Семья, которая продолжает «бороться» за здоровье своего ребенка находится в состоянии стресса, который со временем принимает характер хронического. В нашем государстве это во многом, связано с отсутствием какой-либо помощи семьям с детьми, имеющими ЗРР. В существующих детских учреждениях, такие дети с необычным и сложным поведением «не приживаются». Очень сложно найти высококвалифицированного специалиста, который бы взялся работать с таким ребенком. Как правило, в наших медицинских учреждениях не занимаются лечением с аттическими расстройствами, и родителям приходится не только, ехать в другие странны, но и подолгу ждать, когда подойдет их очередь консультации.

Вместе с тем, семьи с детьми с ЗРР часто лишены моральной поддержки не только знакомых, но и близких людей. В большинстве случаев окружающие не знают о проблеме задержки речевого развития, родителям приходится объяснять им причины разложенного поведения своего ребенка, его капризность и отводить от себя упреки в его избалованности, что очень трудно. Часто, такие семьи сталкиваются с нездоровым интересом соседей, злобой и агрессивной реакцией людей в общественных транспортах, в магазинах, на улице, и даже, в детских учреждениях.

Хотя и в западных странах, где намного лучше налажена помощь таким детям и общество более образовано в подобных проблемах, семьи, которые воспитывают ребенка с ЗРР, также оказываются в более плачевной ситуации, чем семьи, которые воспитывают умственно отсталого ребенка. Специальные исследования, которые проводили американские психологи, показали, что стресс в небольшой степени проявляется у матерей, которые воспитывают такого ребенка. Они не только испытывают чрезмерное ограничение личной свободы и времени из-за зависимости своих детей, но также они часто имеют заниженную самооценку и обвиняют в себя в том, что плохо выполняют свою материнскую роль.

Такое самоощущение матери вполне объяснимо. Ребенок с самого рождения не поощряет ее, не укрепляет ее материнское поведение: не улыбается ей, не сморит в глаза, не любит сидеть на руках; иногда, он даже не различает ее из круга других людей, не отдает видимого предпочтение во взаимосвязи. В таком случае, ребенок не дает ей достаточное количество эмоционального отклика, особенной радости общения, которая важна для обычной матери, помогает ей справится со всеми тягостями и усталостью, связанными с ежедневными заботами и тревогами. Исходя из этого, становится понятным возникновения у нее раздражительности, депрессивности и эмоционального истощения.

В свою очередь, отцы избегают ежедневного стресса, связанного с воспитанием ребенка, проводя большую часть времени на работе. Впрочем, они тоже испытывают чувство вины и разочарование, хотя и не говорят об этом так часто, как матери. Вместе с тем, отцы обеспокоены стрессовым состоянием своих жен, возлагающими на них основную тягость материального обеспечения по уходу за «трудным» ребенком, которые ощущаются еще острее, так как обещают быть достаточно длительными, часто пожизненными.

В семьях, где есть ребенок с ЗРР, его братья и сестры воспитываются в ситуации, в которой они испытывают бытовые трудности, и родители часто вынуждены жертвовать их интересами. Часто, в определенный момент эти дети чувствуют обделенность внимания от родителей, прибегают к мыслям, что родители любят их меньше. Порой они, разделяя тягости заботы семьи, рано взрослеют, а иногда «переходят в оппозицию», выстраивая особые личностные установки, в таком случае их отдаленность от семьи становится для родителей дополнительной болью, о которой они редко говорят, но очень остро ощущают.

Ранимость семьи с ребенком имеющего речевые нарушения ребенком усиливается в периоды его возрастных кризисов и в те моменты, когда семья проходит определенные критические точки своего развития: поступление ребенка в детский сад, переход в школу, достижение им подросткового возраста. Наступление совершеннолетия, которое сопровождается получением паспорта, переводом к взрослому врачу приводит семью в такой же стресс, как при установлении диагноза.

В нашей стране стали появляться попытки оказания психологической поддержки семьям с аутистическими детьми, но пока это носит только эпизодический характер. Мы уверенны в том, что такая поддержка должна проводиться на постоянной основе в ведущих аспектах и заботах в такой семье: воспитания и введения в жизнь ребенка с аутизмом. Самое главное – это дать родителям возможность разобраться, что происходит с их ребёнком, помочь установить с ним эмоциональный контакт и почувствовать свои силы, влияние на ситуацию, изменяя ее к лучшему.

Помимо этого, таким семьям будет полезно общение между собой. Они не только хорошо понимают друг друга, но имеют свой особенный опыт в переживании кризисов, решении трудностей и достижении успехов, способов преодоления многочисленных бытовых трудностей.

Индивидуальные психологические особенности родителей, служат одним из важных факторов формировании их взаимоотношений с аутичным ребенком, вместе с глубиной и структурой нарушения психологического развития, гармоничностью внутрисемейного взаимодействия, социальным статусом семьи и т.п. [8]. Анализируя данную проблему, следует учитывать то, что развитие личности происходит на протяжении всего жизненного пути под воздействием внутренних и внешних факторов – генетических, семейных, физиологических и социально-экономических [9;10]. Длительность и субъективная значимость переживаний, связанных с появлением в семье ребенка с аутизмом, может стать причиной возникновения у родителей таких характеристик как раздражительность, замкнутость, тревожность. Большое количество исследований было посвящено изучению личностных особенностей родителей детей с интеллектуальными, сенсорными, двигательными и эмоциональными нарушениями [11-14], однако таких исследований с отцами и матерями, которые воспитывают детей-аутистов с умственной отсталостью, не проводилось.

Трудности, которые возникают при взаимоотношениях между родителями и ребенком со сложными нарушениями в умственном развитии исходят из склонности к эмоциональному отвержению и одновременно со стремлением к сокращению психологической дистанции. Это можно объяснить не только на основе психологических особенностей матерей и отцов, но на неоднозначности клинико-психологической картины нарушений у ребенка. Учитывая результаты данных исследований, можем сделать вывод, что построение нормальных взаимоотношений родителей и ребенком, напрямую зависит от благополучного эмоционального взаимодействия между ними. Неопределенность эмоциональных реакций ребенка, противоречивое отношение к тактильному контакту, совместной деятельности, вследствие этого у матерей и отцов теряется подтверждение правильности своего родительского поведения. Такая ситуация приводит к еще большему заострению патологических черт характера, что осложняет процесс психологической адаптации родителей. Проблема первичности и вторичности возникновения психологических проблем у родителей воспитывающих детей с умственной отсталостью или задержкой речевого развития остается нерешенной, так как изучать индивидуальные психологические особенности отцов и матерей до рождения ребенка не предоставляется возможности.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.