Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методы и выборка психологического исследования





 

Теоретический обзор научной литературы подтверждает правильность нашего вектора исследования. Для исследования отражения социально-психологических особенностей семьи на речевом развитии ребенка мы подобрали ряд методик способных в достаточной мере раскрыть данный вопрос, подтвердить или опровергнуть наши гипотезы о том, что:

1. На речевое развитие детей старшего дошкольного возраста влияют социально-психологические особенности семьи.

2. Нарушения речевого развития детей обусловлено конфликтами и дисгармоничными отношениями в семье.

Итак, мы использовали такие методики как:

1) Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса (АСВ);

2) Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой;

3) Определение особенностей внутрисемейной атмосферы» (по Фидлеру);

4) Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) В.В. Столина, Т.Л. Романовой, и Г.П. Бутенко;

5) Статистический анализ полученных результатов посредством U-критерия Манна-Уитни.

Теперь дадим описание методов психологического исследования.

 

Первым методом исследования являетсяопросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса (АСВ)

Анализируя процесс воспитания в семье психолог, должен ответить на три вопроса. Во-первых, как, т.е. какими способами родители воспитывают ребенка (тип воспитания). В случае если этот тип способствует возникновению и развитию патологических изменений личности ребенка, приходится ответить и на второй вопрос: почему родители воспитывают именно таким образом, т.е. каковы причины, вызывающие данный тип воспитания. Установив эту причину, необходимо ответить и на третий вопрос – о месте этой причины в совокупности отношений в семье. Предлагаемый опросник АСВ поможет найти ответ на первые два вопроса.

Нарушение процесса воспитания в семье. Рассмотрим особенности воспитания, учет которых наиболее важен при изучении этиологии непсихотических патологических нарушений поведения и отклонения личности детей и подростков. Одновременно дадим описание тех шкал опросника АСВ, которые предназначены для диагностики типов негармоничного воспитания.

1. Уровень протекции в процессе воспитания

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при воспитании ребенка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы.

Гипопротекция (шкала Г-). Ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя, 1.0 него "не доходят руки", родителю не "до него". Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

2. Степень удовлетворения потребностей ребенка

Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовных – прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей.

Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они "балуют" его. Любое его желание для них – закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией – "слабость ребенка", его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т.д.

Игнорирование потребностей ребенка (шкала У–). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.

3. Количество и качество требований к ребенку в семье

Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т.е. в тех заданиях, которые он выполняет – учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать. Наконец, невыполнение требований ребенком, может повлечь применение санкций со стороны родителей от мягкого осуждения до суровых наказаний.

Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+). Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания "повышенная моральная ответственность". Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но напротив, представляют риск психотравматизации.

Недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.

Чрезмерность требований-запретов (шкала З+). Такой подход может лежать в основе типа негармонического воспитания "доминирующая гиперпротекция". В этой ситуации ребенку "все нельзя". Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует возникновение реакций оппозиции и эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуаций.

Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала З–). В этом случае ребенку "все можно". Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков.

Чрезмерность санкций (тип воспитания "жестокое обращение"). Для этих родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости (см. шкалу С+).

Минимальность санкций (шкала С-). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

4. Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н).

Под таким воспитанием мы понимаем резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями.

Сочетание различных отклонений в воспитании. Возможно достаточно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонения характера, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний имеют следующие устойчивые сочетания.

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±). Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако, в то же время, лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные реакции экстрапунитивного типа.

Повышенная моральная ответственность (Г+, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности.

Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т±, 3±, С±). В крайнем варианте – это воспитание по типу "Золушки". В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию.

При жестоком обращении родителей с детьми (Г-, У-, Т± 3±, С+) на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей

Гипопротекция (гипоопека – Г-, У-, Т-, 3-, С±). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов.

Правила пользования опросником АСВ

Перед тем, как родитель начинает заполнять опросник, необходимо создать атмосферу доверительного психологического контакта между ним и лицом, проводящим исследование. Родитель должен быть заинтересован в правдивости собственных ответов. Каждый опрашиваемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов.

Инструкция к тесту:ЦУважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в "Бланке для ответов". Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на "Бланке для ответов" обведите кружком номер утверждения. Если Вы в общем не согласны – зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше 5. В опроснике нет "неправильных" или "правильных" утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете.»

Исходя из того, что эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия представляет собой сложное структурное образование, где отдельные элементы находятся в тесной взаимосвязи мы использовалиопросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой,для исследования этих образований.

Е.И. Захарова [Захарова Е.И., 1996, 2002] разработала опросник для родителей — «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ), — позволяющий опосредованно выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде. Опросник содержит 66 утверждений и направлен на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенных в три блока.

1. Блок чувствительности:

- способность воспринимать состояние ребенка (утверждения 1, 23, 45, 12, 34, 56);

- понимание причин состояния (13, 35, 57, 2, 24, 46);

- способность к сопереживанию (3, 25, 47, 14, 36, 58).

2. Блок эмоционального принятия:

- чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком (15, 37, 59, 4, 26, 48);

- безусловное принятие (5, 27, 49, 16, 38, 60);

- отношение к себе как к родителю (17, 39, 61, 6, 28, 50);

- преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (7, 29, 51, 18, 40, 62).

3. Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия:

- стремление к телесному контакту (19, 41, 63, 8, 30, 52);

- оказание эмоциональной поддержки (9, 31, 53, 20, 42, 64);

- ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия (21, 43, 65, 10, 32, 54);

- умение воздействовать на состояние ребенка (11, 33, 55, 22, 44, 66).

Обоснование выбора именно этих показателей детско-родительского взаимодействия Е. И. Захарова дает в своих публикациях [Захарова Е.И., 1996, 2002].

Процедура проведения опросника

Каждая характеристика диагностируется с помощью шести утверждений, три из которых носят положительный характер (первые три из указанных в скобках) — согласие с данным утверждением свидетельствует о высокой степени выраженности качества и три — отрицательный (вторая тройка утверждений, указанных в скобках) — согласие с данным утверждением означает низкую степень выраженности качества.

Степень своего согласия с предложенными утверждениями испытуемый должен выразить с помощью пятибалльной шкалы, расположенной на бланках опросника рядом с инструкцией. Таким образом, заполняющий анкету родитель шесть раз высказывает степень своего согласия с утверждениями, касающимися каждой из указанных характеристик взаимодействия. Наличие утверждений, имеющих положительную и отрицательную направленность, повышает достоверность полученной оценки.

Для получения стандартных баллов, которыми удобно оценивать выделенные характеристики, предлагается объединить показатели, относящиеся к каждой из них, и преобразовать по формуле:

где а, b, с — оценки положительных утверждений; d,e,f—оценки отрицательных утверждений.

Таким образом, складываются оценки положительных утверждений и вычитаются оценки отрицательных. В результате указанных вычислений можно измерять степень выраженности каждой характеристики в интервале от 0,5 до 5 баллов.

Указанная в таблице величина N является тем крайним значением, которое, с учетом среднего квадратичного отклонения, может принимать отдельная характеристика, не выходя из области средних значений. В том случае, если в конкретной диаде показатель принимает значение ниже обозначенного N, мы можем вынести заключение о дефиците соответствующей характеристики эмоциональной стороны взаимодействия.

Инструкция следующая: «У важаемые родители! Оцените справедливость следующих утверждений, используя пятибалльную шкалу: 5 — абсолютно верно; 4 — скорее всего это так; 3 — в некоторых случаях верно; 2 — не совсем верно; 1 — абсолютно неверно.

Для характеристики психологической атмосферы, сложившейся в семье, применяется диагностическая шкала – опросник А.Ф. Фидлера, адаптированная Ю.Л. Ханиным

В основе лежит метод семантического дифференциала. Оценку группе по предложенным биполярным шкалам дают сами испытуемые. Методика интересна тем, что допускается анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается в сочетании с другими методиками.

Инструкция: Бланк методики представляет собой таблицу, в которой приведены противоположные по смыслу пары слов, характеризующие атмосферу в Вашем коллективе. Ответ отмечается на бланке в виде знака (х). Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поставите знак (х), тем более выражен этот признак в Вашем коллективе. Столбец под номером 1 имеет крайнюю выраженность положительного признака, а столбец под номером 8 имеет крайнюю выраженность отрицательного признака, указанного в паре.

Регистрационный бланк

1.Дружелюбие                 Враждебность
2.Согласие                 Несогласие
3.Удовлетворенность                 Неудовлетворенность
4.Продуктивность                 Непродуктивность
5.Теплота                 Холодность
6.Сотрудничество                 Несогласованность
7.Взаимная поддержка                 Недоброжелательность
8.Увлеченность                 Равнодушие
9.Занимательность                 Скука
10.Успешность                 Безуспешность

Обработка результатов

Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева на право от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «х», тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в семье, по мнению отвечающего.

1. Для каждого опрошенного вычисляется субъективная оценка психологической атмосферы (Ксо): складываются баллы по всем 10 пунктам таблицы.

2. Вычисляется средний коэффициент субъективных оценок психологической атмосферы (Кср): складываются коэффициенты субъективных оценок всех членов группы, полученная сумма делится на количество опрошенных.

Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная оценка). Чем ниже коэффициент, тем благоприятнее оценка психологической атмосферы в коллективе.

3. Для получения вывода о наиболее выраженных признаках в семье, вызывающих трудности в его становлении, вычисляются средние коэффициенты субъективных оценок для каждого из 10 пунктов таблицы: К пр.1, К пр.2, К пр.3 и т.д.

Для этого необходимо суммировать показатели по каждому признаку и разделить на количество отвечающих.

Также, важным элементом, влияющим на социально-психологические особенности семьи является уровень удовлетворенности браком. Для исследования этого фактора мы использовалитест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) В.В. Столина, Т.Л. Романовой, и Г.П.

При разработке опросника авторы исходили из тезиса о том, что «основным фактором, скрепляющим супружеские союзы, являются эмоциональные узы — любовь, эмоциональная привязанность». В соответствии с этим они предположили, что «субъективная удовлетворенность/неудовлетворенность браком по своей природе скорее является обобщенной эмоцией, генерализованным переживанием, нежели следствием рациональной оценки успешности брака по тем или иным параметрам».

При разработке исходного набора утверждений для опросника авторы исходили из представления об удовлетворенности браком как о достаточно стойком эмоциональном явлении — чувстве, которое может проявляться как непосредственно в эмоциях, возникающих в различных ситуациях, так и в разнообразных мнениях, оценках, сравнениях.

Первоначально было составлено 29 утверждений, содержание которых сводилось к шести следующим типам семейно-брачного содержания:

1) сравнение своего брака с другими браками;

2) предположение об оценке собственного брака со стороны;

3) констатация тех или иных чувств в адрес супруга в настоящем или прошлом;

4) собственная оценка супруга по ряду параметров;

5) установка на изменение характера супруга;

6) мнение — позитивное или негативное — относительно брака вообще.

Каждому утверждению предлагалось три варианта ответа: «Верно», «Трудно сказать», «Неверно» (или их семантические аналоги). Сами утверждения опросника содержат как положительные, так и отрицательные характеристики брака и сформулированы как в позитивной, так и в негативной форме.

Затем, после апробации, за счет процедуры определения связи ответа на определенный вопрос с суммарным баллом по тесту в целом были удалены пять вопросов.

Опросник (см. его текст ниже) прошел апробацию на 196 испытуемых в возрасте от 18 до 50 лет с образованием не ниже среднего, 103 из которых подали в загс заявление о разводе, а остальные 93 намерений расторгнуть брак не имели («благополучные» испытуемые). В каждой выборке было примерно равное число мужчин и женщин.

Проверка опросника на валидность дала противоречивые результаты. С одной стороны, с помощью факторного анализа обнаружен единственный выделившийся фактор (исчерпывавший 95 % суммарной общности), который авторы и объявили «удовлетворенностью браком — широко генерализированным чувством, не разлагаемым на составные части». С другой стороны, не было получено значимой корреляции (на 15 парах супругов) с «Тестом для оценки стабильности брака» З.А.Янкова, А.А. Родзинской и В.С.Аванесова [Аванесов B.C., 1982], в основе которого лежало представление о том, что фундаментом стабильности брака является субъективная удовлетворенность браком и супругом. В.В.Сталин и соавторы объяснили это расхождение другой концептуализацией данного психологического параметра в своей работе.

Опросник ОУБ широко использовался и используется в консультативной практике и в психологических исследованиях до сих пор. Ниже приводятся сам опросник, «ключи» к нему.

Инструкция: Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответа.

Старайтесь избегать промежуточных ответов типа «Трудно сказать», «Затрудняюсь ответить» и т.д. Выполняйте работу по возможности быстро.

Порядок подсчета баллов: за ответ, совпадающий с ключом, присваивается 2 балла, за промежуточный — 1 балл, за несовпадающий с ключом — 0 баллов. Таким образом, возможный диапазон суммарных «сырых» баллов от 48 до 0.

При публикации теста авторы не дали стандартов (перевода «сырых» баллов в стандартные) теста. Правда, обсуждая его валидность, они приводят некоторую статистику на две сравниваемые группы испытуемых — «благополучные» и «разводящиеся» — средние величины для этих групп равны 33 и 22 баллам соответственно.

В литературе [Ильин Е. П., 2002] можно встретить такие данные для выделения типов семей по результатам тестирования:

0—16 баллов — абсолютно неблагополучная семья;

17 —22 — неблагополучная семья;

23 — 26 — скорее, неблагополучная;

27 — 28 — переходная;

29 — 32 — скорее, благополучная;

33 — 38 — благополучная;

39 — 48 — абсолютно благополучная.

Приступим теперь к описанию эмпирической выборки. В исследовании принимали участие родители детей старшего дошкольного возраста, которые имеют нарушения речевой сферы, в количестве 20 человек – отцы и матери. В состав контрольной группы вошли родители детей без речевых нарушений, в количестве 20 человек, родители обоих полов. Возраст всех испытуемых составлял от …… лет.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.