Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Крепко целую и люблю. Твой старый друг и отец».





12 Случай этот так запомнился Толстому, что он через десять лет, в 1910 г., так вспоминал о нем в своей книге «Путь жизни»: «Любовь уничтожает не только страх смерти, но и мысль о ней. Старушка-крестьянка за несколько часов до смерти говорила дочери о том, что она рада тому, что умирает летом. Когда дочь спросила: почему? — умирающая отвечала, что она рада потому, что зимой трудно копать могилу, а летом легко. Старушке было легко умирать, потому что она до последнего часа думала не о себе, а о других. Твори дела любви — и для тебя не будет смерти». (Л. Н. Толстой, «Путь жизни», изд. «Посредник», М. 1911, стр. 460).

13 Сообщение Х. Н. Абрикосова, что Толстой встретился с бывшим офицером А. П. Ивановым в «Ржановом доме» в Москве во время переписи, происходившей в 1882 г. (а не 1881) ошибочно. См. «Летописи Государственного Литературного музея», книга вторая, М., 1938, стр. 361—362.

14 По «Ежедневнику» С. А. Толстой, Лев Николаевич в 1899 г. переехал на зиму в Москву 9 ноября.

15 Предисловие к роману В. фон-Поленца было начато Толстым 22 мая 1900 г., закончено в августе 1901 г. Появилось в книге: «Крестьянин». Роман Вильгельма фон-Поленца. Перевод с немецкого В. Величкиной, изд. «Посредник», М., 1902. Слова этой статьи, относящиеся к А. Н. Дунаеву, не совсем точно цитируются Х. Н. Абрикосовым; они следующие: «В прошлом году мой знакомый, вкусу которого я доверяю, дал мне прочесть немецкий роман «Бютнербауэр» фон-Поленца.

16 Сочинение А. И. Архангельского «Кому служить?» впервые было напечатано в Бургасе (Болгария) в издательстве «Возрождение» в 1911 г. В России было напечатано в Москве в 1920 г. в издании «Общества истинной свободы в память Л. Н. Толстого» и Трудовой общины-коммуны «Трезвая жизнь».

17 Евгений Васильевич Богданович (р. 1832 г., ум?) — генерал, автор и издатель многочисленных популярных агитационных книжек для народа, имевших целью укрепить «преданность» царю, отечеству и господствующей церкви. Брошюры издавались на средства, отпускавшиеся правительством, и раздавались и рассылались бесплатно, при содействии министерства внутренних дел и церковных организаций.

18 Николай Модестович Богданович (1856—1903) — уфимский губернатор. Был убит 6 мая 1903 г. по приговору партии социалистов-революционеров. Слова Толстого о двух Богдановичах могли быть произнесены, очевидно, не ранее 1903 г.

19 Крестьяне-сектанты села Павловки Сумского уезда Харьковской губ. были известны под именем «павловцев». Здесь до 1892 г. проживал близкий тогда по взглядам к Толстому Д. А. Хилков, и сектантство образовалась под его влиянием. 16 сентября 1901 г. павловцы в состоянии религиозного экстаза разгромили местную церковь-школу.

20 Х. Н. Абрикосов ошибается, полагая, что копия письма Толстого к павловским сектантам не сохранилась нигде, кроме как у него. Копия была сделана на копировальном прессе в Москве. По этой копии письмо было напечатано в 72 томе «Полного собрания сочинений» Толстого, выпущенного Гослитиздатом (стр. 284) — без заголовка, с иной датой (7 января) и без последних слов, не отпечатавшихся в копии.

21 Книга Кропоткина, на которую указывал Толстой, — «Fields, Factories and Workshops». Русский перевод: П. А. Кропоткин. «Поля, фабрики и мастерские». С английского перевел А. Н. Коншин, изд. «Посредник», 3-е изд., М., 1908.

22 Повесть Чехова «В овраге» появилась в № 1 журнала «Жизнь» за 1900 г.

23 «До белых мух» — до выпадения снега.

24 Эта легенда в том виде, в каком ее слышал Толстой (вероятно, от В. П. Щеголенка), записана им в его записной книжке 1879—1880 гг. В 1907 г. Толстой обработал ее для «Детского круга чтения». Так как «Детский круг чтения» Толстым закончен не был, то при его жизни не появлялась в печати и эта легенда, напечатанная впервые Н. Н. Гусевым в книге «Неизданные тексты Л. Н. Толстого», изд. Academia. М.—Л., 1933 г.

25 По «Ежедневнику» С. А. Толстой, Лев Николаевич приехал в Москву 3 ноября 1900 г.

26 Сочинение Ницше «Так говорил Заратустра», пользовавшееся тогда большим успехом среди некоторой части русской интеллигенции.

27 События, происходившие во время демонстрации 4 (а не 5) марта 1901 г. в Петербурге на Казанской площади, описаны в письме Х. Н. Абрикосова не вполне точно. Письма участников и очевидцев демонстрации были напечатаны В. Г. Чертковым в «Листках Свободного Слова» 1901, № 23.

28 Выписка представляет неизвестно кем сделанную вольную и не вполне точную передачу слов Толстого.

29 Владимир Владимирович Чертков (р. 1888 г.) — сын В. Г. Черткова.

30 Анна Григорьевна Морозова (р. 1869 г.) — заведывала хозяйством в доме Чертковых.

31 Выдержка взята из статьи В. Г. Короленко в «Русском Богатстве» 1905 г., № 4.

32 Подробнее о павловском деле см. в статье Н. Н. Гусева «Павловцы» — «Русская Мысль», 1907 г., №№ 7 и 8. Обвинительный акт по делу павловских крестьян был издан полностью социал-демократической организацией «Жизнь» под заглавием: «Дело павловских крестьян. Официальные документы». С предисловием Владимира Бонч-Бруевича» Лондон, 1902 г.

33 Сочинение Толстого «Христианское учение» было напечатано впервые В. Г. Чертковым в Лондоне в 1898 г.

34 «Пришпект» — испорченное «проспект».

35 Обращение «К рабочему народу» было начато Толстым 24 мая 1902 г.; отослано В. Г. Черткову в Англию для напечатания 22 июля 1902 г. Было напечатано в издании «Свободного слова» в том же году.

36 Иван Михайлович Оболенский (1853—1910) — с 1897 г. херсонский губернатор, с 1902 г. — харьковский, с 1905 г. — финляндский генерал-губернатор.

37 «Мысли о воспитании и обучении» Л. Н. Толстого, выбранные В. Г. Чертковым из его дневников, писем и черновых редакций статей, появились в издании «Свободного слова» в 1902 г. В России были перепечатаны в изд. «Посредник» в 1907 г. под названием: Л. Н. Толстой, «Мысли о воспитании».

38 15 мая 1902 г. Толстым было закончено большое письмо о воспитании жене его сына Ильи Львовича, Софии Николаевне Толстой. Оно было напечатано в книге: «Новый сборник писем Л. Н. Толстого». Собрал П. А. Сергеенко, изд. «Окто». М., 1911, стр. 214—216.

39 Николай Константинович Муравьев (1870—1936) — московский присяжный поверенный. В 1910 г. составил для Толстого формальное завещание относительно прав на его литературные произведения (см. стр. 122).

40 Иосиф Константинович Дитерихс.

41 Иван Федорович Наживин (р. 1874 г.) — писатель, в то время сочувствовавший взглядам Толстого и проводивший их в своих рассказах. После смерти Толстого отошел от его учения, а в годы гражданской войны сотрудничал с Деникиным в его «Осваге». Эмигрировал за границу. Толстой был невысокого мнения о художественных произведениях Наживина, считая, что «он не знает языка художественного», а что касается содержания, то у него «во имя христианских взглядов такое нехристианское отношение к людям». (Н. Н. Гусев, «Два года с Л. Н. Толстым», изд. Толстовского Музея, М., 1928, стр, 138).

42 Ив. Наживин, «Пред рассветом», М., 1902.

43 Рассказ «Вне жизни» (из жизни монахов) имеется в яснополянской библиотеке в виде отдельного оттиска из журнала «Русское Богатство», с надписью И. Ф. Наживина: «Бесконечно дорогому учителю от любящего его всем сердцем автора. 9 декабря 1902 г.».

Толстой писал Наживину по поводу рассказа «Вне жизни» (впоследствии заглавие было изменено автором на — «В стенах») и сборника «Пред рассветом»: «Читал вашу «Вне жизни», и мне понравилось. Было бы еще лучше, если бы вы еще просеяли. Золото добывается самым удобным способом — просеиванием. Получил и вашу книжечку. Прочел первый рассказ. Он меньше понравился мне. Отрицание и обличение, особенно в художественной форме, слишком легко без выражения того, во имя чего облачается» (Ив. Наживин, «Из жизни Л. Н. Толстого», изд. «Сфинкс», М., 1911, стр. 128).

44 «Записки революционера» П. А. Кропоткина, в то время существовавшие только в заграничных изданиях.

45 Статья В. Г. Черткова о духоборах в печати не появлялась.

46 Стихотворение В. Гюго «Pauvres gens» («Бедные люди») было помещено Толстым в «Круге чтения» в переводе В. Микулич. Для второго издания «Круга чтения» Толстой в 1908 г. совершенно переработал перевод Микулич. Кроме того, в 1907 г. Толстой этот же рассказ изложил для детей. Изложение это было напечатано Н. Н. Гусевым в книге «Неизданные тексты Л. Н. Толстого», изд. Academia, М.—Л., 1933, стр. 287—288.

47 Пелагея Ильинишна Юшкова (1797—1875) — тетка Толстого, родная сестра его отца.

48 Николай Силантьевич Акулов отказался от военной службы в Екатеринодаре 17 октября 1902 г. Был приговорен к ссылке на 18 лет в Якутскую область, откуда бежал за границу.

49 О письме Победоносцева к Толстому от 15 июня 1881 г., см. стр. 287.

50 Легенда «Восстановление ада», которая называлась первоначально «Легенда о сошествии Христа во ад и восстановлении царства дьявола», была начерно написана Толстым не в сентябре 1902 г., как пишет Х. Н. Абрикосов, а 1 ноября 1902 г.

51 П. И. Бирюков тогда приступил к составлению биографии Толстого.

52 В № 1 «Журнала для Всех» за 1903 г. (столб. 79—86) были напечатаны, под заглавием «Из писем и бумаг Л. Н. Толстого», выдержки из книжки: «О смысле жизни». Мысли Л. Н. Толстого, собранные Владимиром Чертковым, изд. «Свободного Слова». Christchurch, 1901.

53 Приводимое автором письмо к нему Толстого написано, повидимому, 19 марта 1903 г.

54 Авдотья Васильевна Агеева (р. 1862 г.) жена А. Н. Агеева.

55 Александр Александрович Волкенштейн (1852—1925) — близкий по взглядам к Толстому и лично с ним знакомый земский врач. Первым браком был женат на известной революционерке Людмиле Александровне Волкенштейн (1857—1906). В 1898 г. уехал на остров Сахалин к сосланной туда на поселение своей жене и заведывал там окружной больницей. В 1903 г. переехал во Владивосток, где служил санитарным врачом. По напоминанию Абрикосова, Толстой 20 марта 1903 г. написал ему письмо об отправлениях на Сахалин павловцах, прося, чем он может, помочь им.

56 Николай Васильевич Давыдов (1848—1920) — друг семьи Толстых, судебный деятель, в то время председатель Московского окружного суда. Давыдовым было составлено от имени Агеева прошение царю о помиловании.

57 Граф Александр Васильевич Олсуфьев. Толстой писал ему 7 апреля 1903 г.

58 Олсуфьев отвечал Толстому 14 апреля 1903 г. Он писал, что Николай II «очень милостиво» отнесся к его докладу о помиловании Агеева и «повелел» от его имени передать министру внутренних дел Плеве, чтобы немедленно было сделано распоряжение о приостановлении высылки Агеева. Несмотря на это «повеление», Агеев был отправлен в ссылку. Это неисполненное министром «повеление» царя вызвало в журнале «Свободное Слово», издававшемся в Англии В. Г. Чертковым, статью под названием «Ограниченное самодержавие» («Свободное Слово» 1903, № 7, столб. 5—6).

59 О Сергее Ивановиче Листовском см. стр. 465.

60 Письмо Шкарвана неизвестно.

61 Имеется в виду рукопись: «Начало жизни христиан и страдания их в селе Павловках, какие они переносили мучения и гонения от язычников за веру господа нашего Иисуса Христа». Рукопись была написана в 1902 г. в московской пересыльной тюрьме двумя павловцами, приговоренными к каторжным работам за разгром церкви, — П. С. Харахоновым и Т. А. Никитенко. Опубликована Н. Н. Гусевым в статье «Павловцы» — «Русская Мысль» 1907, № 7, стр. 40—71; № 8, стр. 1—19.

62 «Соединение, перевод и исследование четырех евангелий».

63 В. А. Поссе, «Граф Л. Н. Толстой и рабочий народ», Женева, 1903.

64 Написанное Толстым «Послесловие» к его статье «К рабочему народу» было им закончено 6 мая 1903 г. и под названием «К политическим деятелям» напечатано В. Г. Чертковым в издании «Свободное Слово» в том же 1903 г.

65 Еврейский погром в Кишиневе 6—8 апреля 1903 г. По официальным данным, в результате погрома было около 50 убитых, несколько сот изувеченных, около 700 еврейских домов и около 600 магазинов разграбленных и разрушенных.

66 Популярный в то время среди верующих священник Иван Ильич Сергеев (Кронштадтский) написал по поводу кишиневского погрома проповедь, в которой осудил с христианской точки зрения. Однако вскоре под давлением высокопоставленных лиц он написал другую проповедь, в которой, отрекаясь от своей прежней точки зрения, обвинил в погроме самих пострадавших евреев.

67 Автор рассказывает о встрече Толстого с Василием Васильевичем Плюсниным (1877—1942). Сын богатого сибирского купца, Плюснин учился в Высшем техническом училище, но, проникнувшись взглядами Толстого, оставил училище, отказался от богатого наследства и решил жить личным трудом. Впоследствии редактор 67—69 томов «Полн. собр. соч.» Л. Н. Толстого, выпускаемого Гослитиздатом.

68 Цитата взята из дневника Толстого 1888 г.

69 Вера Сергеевна Толстая.

70 Сергей Сергеевич Толстой (р. 1897 г.), сын Сергея Львовича Толстого, в настоящее время преподаватель английского языка в высших учебных заведениях в Москве.

71 Дмитрий Васильевич Никитин.

72 Григорий Спиридонович Петров (1867—1925) — в то время популярный либеральный священник. В 1908 г. по постановлению синода был лишен сана и сделался профессиональным журналистом. Был корреспондентом газеты «Русское Слово» в первую мировую войну.

73 Дмитрий Васильевич Никитин.

74 Свои мысли по поводу разговора Х. Н. Абрикосова с Д. В. Никитиным Толстой записал в дневнике 18 июня 1903 г. См. «Полн. собр. соч. Толстого», т. 54, Гослитиздат, 1935, стр. 178—179.

75 28 августа 1903 г. Толстому исполнилось 75 лет.

76 Князь Дмитрий Иванович Шаховской (1861—1938 [?]) — политический деятель, один из основателей конституционно-демократической партии. С Толстым был знаком с 1884 г. и неоднократно бывал у Толстого и в Москве и в Ясной Поляне. Толстой называл его «маниаком либерализма».

77 Упоминание о бомбах, как о средстве борьбы с правительством, находим еще в следующей записи слов Толстого, сделанной Н. Н. Гусевым 31 декабря 1908 г.: «Сегодня после обеда М. А. Маклакова рассказывала, со слов знакомого ей депутата Думы Дмовского (поляка), о том, какие притеснения испытывают поляки в Польше: как вытесняется в школах польский язык и насильственно заменяется русским, как принуждают детей поляков ходить в православные церкви, как восстанавливают детей против родителей на том основании, что они поляки, и пр. Она сказала, что Дмовский не раз говорил об этом в Думе.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.