|
IX.30. ПОЛИСТИРОЛЬНЫЕ КРАСКИ (40. С. 100)⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
Полистирол блочный.............................................. 1,0 Сольвент или ксилол.............................................. 9,0 Пигмент............................................................ 5,0—7,0
В летних условиях в краску следует ввести 10%-ный раствор хозяйственного мыла в количестве 10—15% от объема краски. Поверхность под окраску полистирольными красками готовят так же, как под окраску масляными (см. главу VIII «Масляные краски»). Алкидные краски. Выпускаются промышленностью, представляют собой суспензию пигментов в алкидной смоле с добавлением сиккатива и растворителя. Покрытия этими красками гидрофобны, вследствие чего они успешно используются для окраски помещений больниц, столовых, школ, детских учреждений и других объектов, вытесняя из практики краски масляные. Создавая идентичный им красочный слой, алкидные краски более технологичны в работе. Тиксотропные эмали марок ГФ-220 и ТС-4. Выпускаются промышленностью, представляют собой суспензию пигментов в тиксотропной алкидополиамидной смоле. Красками можно работать по бетону, штукатурке, кирпичу и другим подобным материалам; они дают красочный слой с матовой поверхностью, отличающийся хорошими атмосферостойкостью и влагостойкостью (15). Алкидно-стирольные эмалевые краски. Выпускаются промышленностью, представляют собой суспензию пигментов в алкидно-стирольном лаке с добавлением пластификатора и сиккатива № 63. Краски дают красочный слой со слабым блеском поверхности, обладают высокой прочностью к механическим воздействиям, стойкостью к кислотам и щелочам, водостойкостью и газонепроницаемостью (15). Для шпатлевания поверхностей под краски на алкидной смоле и ее модификаций промышленность выпускает специальные шпатлевки: шпатлевка МЧ-0054 (ТУ-6-10-1536-76) — смесь пигментов, наполнителей и лаков на основе алкидной и мочевиноформальдегидной смол. Ею шпатлюют древесноволокнистые плиты, деревянные поверхности (32. С. 93). Шпатлевка НЦ-0038 (ТУ-6-10-1272-78) — суспензия пигментов в смеси коллоксилина и алкидного лака с добавкой пластификатора. Ею шпатлюют деревянные поверхности (32. С. 95). Техника безопасности при работе с синтетическими полимерными материалами. К сожалению, большинство синтетических материалов (сами смолы, их растворители и особенно отвердители) — вещества в той или иной мере токсичные, вызывающие при непосредственном контакте с ними раздражения слизистых поверхностей и дерматиты кожи. Поэтому работа с ними требует соблюдения определенных правил техники безопасности, которые довольно подробно изложены в специальной литературе (30. С. 485—488; 32. С. 349— 350; 33. С. 269—270; 44. С. 56—64) и в основном сводятся к следующему: 1. Помещения, в которых ведутся работы с синтетическими материалами, должны иметь хорошую приточно-вытяжную вентиляцию и быть оборудованными противопожарными средствами. 2. В этих помещениях могут находиться только лица, непосредственно занятые работой с синтетическими материалами; в них запрещается курить, пользоваться открытым огнем, а также электро- и газовыми нагревательными приборами. 3. В этих помещениях, где ведутся работы, запрещается хранить материалы. Последние должны складываться в специальных кладовых в герметически закрывающейся таре. 4. Следует избегать непосредственного соприкосновения синтетических материалов с незащищенной кожей рук, лица и т. д. Для защиты рук рекомендуется пользоваться специальными пастами (силиконовая паста) или резиновыми перчатками. 5. Тщательно следить за чистотой рук, спецодежды, рабочих мест, посуды и инструмента. 6. Во время работы с синтетическими материалами рекомендуется периодически протирать весь инструмент: кисти, мастихины, шпатели и прочее тряпкой, смоченной в ацетоне (лучше спирте). К обеденному перерыву и в конце рабочего дня весь инструмент (кроме протирки его тряпочкой, смоченной в растворителе) следует вымыть горячей водой с мылом, протирая каждую вещь мочалкой или щеткой. После этого следует все насухо вытереть ветошью или тряпкой. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебное пособие «Технология материалов стенописи» раскрывает только часть обширной области изучения — технологии стенописи. В последнюю кроме технологии материалов входит еще одна, не менее значительная — техники стенописи, то есть, изучение целесообразных приемов использования материалов в процессе создания художественной формы в произведениях стенописи. В этом плане творчество мастеров прошлых эпох — неисчерпаемый источник постижения и освоения опыта предыдущих поколений. Так как в изобразительном искусстве, и в частности стенописи, не может быть художественной формы вне воплощения ее в том или ином материале, следовательно, без изучения этих материалов не может быть и профессионального мастерства художника. Весь опыт, накопленный в стенописи за многие столетия, по развитию, приготовлению и использованию материалов (составов, красок, грунтов), плюс опыт современной практики — это и есть круг вопросов, изучаемых технологией материалов стенописи. Ставя проблему технологии материалов во главу угла своей работы, автор ни в коей мере не абсолютизирует эту проблему. Безусловно, материал всегда был одним из средств создания художественной формы произведения, но притом чрезвычайно важным, особенно в стенописи. Материал всегда был тесно взаимосвязан с другими средствами, формирующими художественный образ произведения, и изменялся вместе с ними. История стенописи подтверждает это. Именно в эпохи бурного развития творческой мысли, художественной формы, поисков новых композиционных решений, нового языка изобразительного искусства бурно развивались как техники письма, так и материалы, в которых выполнялись произведения стенописи. Пример этому эпоха Возрождения. Именно творческий импульс заставляет искать новые формы выражения, а те, в свою очередь, находить соответствующие художественной задаче материалы. В этом суть диалектики изобразительного искусства, и стенописи в частности. Современному художнику-монументалисту надо знать традиционные материалы и техники работы ими, чтобы работать теми из них, которые и сегодня не потеряли своей значимости. К сожалению, не все из них имеют достаточную прочность и атмосферостойкость красочных слоев, грунтов и оснований. В этих случаях, естественно, следует воспользоваться всем арсеналом современных средств для профилактической защиты этих произведений от преждевременного разрушения. Такая защита целесообразна со всех точек зрения. Бесспорно, что материал, который удобен в работе, помогает художнику в достижении более высокого художественного результата. Такие материалы всегда были мечтой мастеров стенописи. Именно поэтому в процессе развития этого вида искусства рядом с процессом совершенствования художественной формы шло и совершенствование его материалов. Современная наука уже создала краски, которые, по мнению автора, имеют все основания для применения в стенописи. Надо лишь грамотно воспользоваться тем, что дают нам современная наука и промышленность, практика реставраторов и отделочников. Надо сделать в этом направлении хотя бы первые шаги, так как именно эти материалы завоевывают в настоящее время в промышленности и строительстве доминирующее положение как материалы прогрессивные в отделочных работах, обеспечивающие их технологичность и качество. Эти материалы сегодня широким фронтом входят в жизнь, удобны в работе, дают стабильные во времени красочные слои и, следовательно, обеспечат большую долговечность произведений стенописи, чем это могут сделать материалы традиционные. В пособии нет категоричных рекомендаций; в нем приведены наиболее распространенные материалы, те, которые широко использовались в то или иное время, и те, которыми пользуются и сейчас. По ходу изложения автор высказывает свою точку зрения по вопросу, какой материал или технику, где и когда целесообразней применить и почему (с технологической точки зрения). Поэтому в пособии представлена обширная рецептура. Это дает художнику возможность выбрать материал и технологию ведения работ, лучший вариант решения стоящей технологической задачи. Современному художнику необходимо хорошо знать теорию дела, чтобы выбрать правильное направление, не утонуть в море нередко противоречивых рецептур, имеющихся в литературе. Надо каждый материал почувствовать, уметь пользоваться им, руководствуясь рекомендациями теории. Оптимальным решением большинства проблем современных материалов для стенописи, видимо, было бы промышленное производство художественных красок на основе наиболее проявивших себя в отделочных и реставрационных работах красок и связующих. Это возможно лишь после упорной, длительной работы над их усовершенствованием художников и технологов, после соответствующих их доработок и проб на объектах. Безусловно, проблемы и задачи эти сложны, обширны и долговременны. Новые материалы ждут своих энтузиастов. В работе собраны, обобщены и систематизированы огромный опыт, разработки и рекомендации советских реставраторов, химиков, художников и технологов, работающих над проблемами новых лакокрасочных, отделочных и художественных материалов, и, наконец, опыт и рекомендации самого автора работы. Материал, обобщенный в пособии, весьма обширен и разнообразен. Большая часть работы посвящена материалам традиционных техник, имевших применение в стенописи прошлых эпох. Каждая глава имеет как бы два подраздела — материалы техники в чистом, традиционном виде и вопросы модификации материалов этих техник синтетическими полимерами с целью повышения эксплуатационных и технологических характеристик этих материалов, которые соответствовали бы современным строительным материалам, уровню строительной техники. Вторая часть работы, хотя и значительно меньшая по объему, очень важна, так как в ней рассматриваются возможности применения в стенописи современных материалов, которые уже нашли широкое использование в промышленности, строительстве и реставрации, но в стенописи пока применяются весьма редко. Это материалы, созданные на основе синтетических полимеров и отличающиеся высокой технологичностью ведения работ, высоким качеством и долговечностью. Автор считал бы свою задачу выполненной, если, во-первых, сведения, изложенные в пособии послужат основанием для более осознанного применения старых и новых материалов в практической работе тех, кому оно адресовано. Во-вторых, если сведения о современных отделочных и других материалах, ограниченно используемых или еще не нашедших применения в стенописи, но уже успешно работающих в промышленности, строительстве и реставрации, подтолкнут мысль художников-практиков к использованию их в своем деле, энтузиастов, ищущих путей к долговечности произведений стенописи и способных найти в новых материалах новые пластические и художественные решения. Литература
1. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышению его роли в коммунистическом воспитании трудящихся»//Правда. 1986. 11 сент. 2. Луначарский А. В. Ленин о монументальной пропаганде // Ленин о культуре и искусстве. М.; Л.: Изогиз, 1938. С. 123—126. 3. Александровский А. В. Материаловедение для штукатуров, плиточников и мозаичников. Изд. 6-е, перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1977. 303 с. 4. Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве: В 2 т. М.: Изд. Всесоюзной Академии архитектуры. Т. 1, 1935. 392 с. Т. 2, 1937. 794 с. 5. Астахов Г. Н., Иванов В. П. Штукатурные работы. М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1957. 252 с. 6. Батраков В. Г. Повышение долговечности бетона добавками кремнийорганических полимеров. М.: Стройиздат, 1968. 138 с. 7. Беляева Р. М. К вопросу о реконструкции средневековых стенных росписей // Консервация и реставрация памятников культуры и искусства: Краткие тезисы докл. науч. конф. 21—25 янв. 1974 г. ГЭ. Л., 1974. С. 16—17. 8. Бергер Э. Техника фрески и техника сграффито / Под ред. проф. Н. М. Чернышева, В. Д. Загоскиной. М.: Художественное издательское акционерное общество АХРР, 1930. 190 с. 9. Бергер Э. История развития техники масляной живописи / Авт. вступ. статьи А. Н. Лужецкая. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. 511 с. 10. Бодуэн П. Техника фресковой живописи. М.: Искусство, 1938. 59 с. 11. Бондарь К. Я., Ершов Б. Л., Соломенко М. Г. Полимерные строительные материалы. Справочное пособие. М.: Стройиздат, 1974. 268 с. 12. Бонч-Осмоловский Н. Г., Бонч-Осмоловская Е. В. а) Способ монументально-декоративной живописи. А. с. № 83647. б) Пастели. А. с. № 5675. 13. Борисов Ф. Б., Остер-Волков П. Н. Новый универсальный синтетический клей БОВ-1 // Пластмассы. 1961. № 9. 14. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 3 т. М.: Искусство, 1956. Т. 1. 634 с. Т. 2. 891 с. Т. 3. 827 с. 15. Вайсман Я. Э., Беляков Г. Г., Красиков А. Д. Полимерные материалы во внутренней отделке зданий. Л.: Изд-во литературы по строительству, 1967. 100 с. 16. Васильев А. Античная гробница в Казанлыке. София: Болгарский художник, 1958. 23 с. 17. Верхоланцев В. В. Водные краски на основе синтетических полимеров. Л.: Химия, 1968. 200 с. 18. Верхоланцев В. В. Воднодисперсионные краски на основе смесей латексов. ЛНДТП, Л., 1969. 16 с. 19. Верхоланцев В. В. Развитие производства водно-дисперсных красок // Лакокрасочные материалы и их применение. № 6. М.: Химия, 1986. 20. Виннер А. В. Фресковая и темперная живопись. Вып. 2: Материалы и техника древнерусской стенной живописи XI—XVII веков. М.; Л.: Искусство, 1948. 192 с. 21. Виннер А. В. Материалы и техника монументально-декоративной живописи: Стенная, плафонная и декоративная живопись. М.: Искусство, 1953. 756 с. 22. Виннер А. В. Материалы и техника, мозаичной живописи. М.: искусство, 1953. 367 с. 23. Виноградова В. П., Соколовский В. М. Подбор полимерного материала для закрепления красочного слоя росписей на обожженной лессовой штукатурке: Консервация и реставрация памятников культуры и искусства// Краткие тезисы докладов научной конференции. 21—25 янв. 1974 г. ГЭ. Л., 1974. С. 9—10. 24. Витрувий Марк Полион. Десять книг об архитектуре. М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1936. 331 с. 25. Девятое М. М. Сохранность произведений масляной живописи на холсте как результат зависимости между техническими приемами работы художника и особенностями состава грунтов: Дис.... канд. искусствоведения. Л.: 1967. 134 с. 26. Дринберг С. А., Ицко Э. Ф. Растворители для лакокрасочных материалов: Справочное пособие. Л.: Химия, 1980. 160 с. 27. Зиновьев Н. М. Искусство Палеха. Л.: Художник РСФСР, 1968. 235 с. 28. Иванова А. В. Методика реставрации настенной живописи с использованием синтетических полимерных материалов // Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. М.: Информцентр по проблемам культуры и искусства, 1977. Вып. 2. С. 33—41. 29. Иванова А. В., Марготьева А. Р., Назарова И. В. Полимерные материалы в реставрации (применение полимерных материалов в реставрации художественных произведений): Обзорная информация ВНИИР. М., 1983. Вып. 1. 36 с. 30. Кардашов Д. А. Синтетические клеи. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Химия, 1968. 592 с. 31. Кардо-Сысоев В., Рево А. Архитектурно-отделочные работы. М.: Госстройиздат, 1948. 352 с. 32. Корякина М. И., Майорова Н. В., Викторова М. И. Лакокрасочные материалы. Технические требования и контроль качества: Справочное пособие. М.: Химия, 1984. Т. 2. 351 с. 33. Карякина М. И., Майорова Н. В. Лакокрасочные материалы: Технические требования и контроль качества. Т. 3. 272 с. 34. Киплик Д. И. Техника живописи. I: Красочные материалы живописи. Изд. 5-е. М.; Л.: Искусство, 1948. 164 с. 35. Киплик Д. И. Техника живописи. II: Акварель, темпера, пастель и рисунок. 127 с. 36. Киплик Д. И. Техника живописи. III: Масляная живопись. 219 с. 37. Киплик Д. И. Техника живописи. IV: Техника живописи старых мастеров. 120 с. 38. Киплик Д. И. Техника живописи. V: Монументальная живопись. 168 с. 39. Климанова Е. А., Барщевский Ю. А., Жилкин И. Я. Силикатные краски (получение, свойства, применение). М.: Изд-во литературы по строительству, 1968. 88 с. 40. Клочанов П. Н., Суржаненко А. Е., Эйдинов И. Ш. Рецептурно-технологический справочник по отделочным работам. М.: Стройиздат, 1973. 320 с. 41. Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М.: Изобразительное искусство, 1977. 160 с. 42. Костовская Е. Н., Сутарева Л. В., Рыжов В. А. Лакокрасочные композиции на основе смеси водных дисперсий полимеров: Обзор литературы // Лакокрасочные материалы и их применение. 1984. № 5. 43. Кошкин В. Г., Черкинский Ю. С. и др. Синтетические материалы для покрытий полов промышленных зданий. М.: Госстройиздат, 1963. 128 с. 44. Красникова Б. Г., Леньков С. С. Изготовление штампованной оснастки из пластмасс. М.: Гос. научно-техническое изд-во машиностроительной литературы, 1961. 236 с. 45. Краткий словарь терминов изобразительного искусства // Академия художеств СССР, НИИ теории и истории изобразительных искусств. Изд. 4-е. М.: Сов. художник, 1965. 192 с. 46. Криволуцкий И., Калединцев В. Наливные полы. М.: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1961. 48 с. 47. Кривцов Б. П., Шапиро И. Г. Плиточные, мозаичные и ксилолитовые работы. М.: Высшая школа, 1967. 320 с. 48. Лакокрасочные материалы (сырье и полупродукты): Справочник. М.: Гос. научно-техническое изд-во химической литературы, 1961. 506 с. 49. Ламба К. Д., Селецкий Л. И., Романов В. А. Труды ЦНИИ Подземшахтстрой. М.: Госгортехиздат, 1963. Вып. 2. 220 с. 50. Лебель М. Н. Консервация древнеегипетских и коптских известняков // Консервация и реставрация памятников культуры и искусства. 1974. С. 13—14. 51. Лебель М. Н. Мастика на основе синтетических смол для восполнения утрат при реставрации скульптуры // Консервация и реставрация памятников культуры и искусства. 1974. С. 35—36. 52. Лужецкая А. Н. Вступительная статья // Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. С. 3—15. 53. Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта / Пер. с англ. Б. Н. Савченко. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. 747 с. 54. Мельникова Е. П., Шейнина Е. Г., Винокурова М. П., Герасимова Н. Г. Новые возможности полибутилметакрилата как закрепляющего материала // Консервация и реставрация памятников культуры и искусства, 1974. С. 12. 55. Митрофанов К. М. Современная монументально-декоративная керамика. Л.; М.: Искусство, 1967. 182 с. 56. Мовчан Ф. Ф. Справочник молодого маляра. Изд. 6-е, перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1978. 216 с. 57. Моисеев А. Ф., Вишневский Л. Д. Кремний-органические полимеры и их применение. М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1960. 108 с. 58. Музовская О. А., Нанушьян С. Р. и др. Кремнийорганические продукты, выпускаемые в СССР / НИИТЭХИМ: Каталог. Черкассы, 1983. 20 с. 59. Павлов О. Б. Силикатное и фосфатное связующее в живописи // Вопросы художественного образования / Академия художеств СССР, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Л., 1972. С. 74—84. 60. Павлов О. Б. А. с. № 373—287, 1971: Бюллетень изобретений и товарных знаков № 14, 1973. 1 с. 61. Павлов О. Б. Роль материала и техники в творческом процессе художника // Вопросы художественного образования / Академия художеств СССР, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Вып. 14. Л., 1975. С. 3—15. 62. Павлов О. Б. Инструкция по применению термофосфатных художественных материалов в живописи: Приложение к первой экспериментальной партии термофосфатных художественных материалов. Производство Подольского комбината ХФ СССР, 1977—1978, 1978. 44 с. 63. Павлов О. Б. Проблема применения термофосфатных художественных материалов при копировании произведений монументальной живописи // Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей / Мин-во культуры СССР. М., 1979. Вып. 4. С. 44—49. 64. Павлов О. Б. Термофосфатная живопись и ее художественно-выразительные возможности. Дис. канд. искусствоведения. Л., 1981. 128 с. 65. Плющ О. Ф. Кремнийорганические смолы в монументально-декоративной росписи. Киев: Изд-во Академии архитектуры УССР, 1955. 20 с. 66. Прейс П. В. Отделочные и монументально-декоративные работы. Л.; М.: Госстройиздат, 1939. 216 с. 67. Прут В. Д., Иевлев А. М., Свириденко А. В. Полимерцементные полы. М.: Госстройиздат, 1961. 15 с. 68. Рево А. Я. Малярные и альфрейные работы. М.; Л.: Гос. изд-во строительной литературы, 1940. 440 с. 69. Репин И. Е. Выступление на Всероссийском съезде художников в 1911 г.//Труды Всероссийского съезда художников. Дек. 1911— янв. 1912. Пг.: тов-во Голике и Вильборг. Т. 2. С. 2. 70. Рыжов В. А., Плюсина А. И., Оникул К. Э., Сухарева Л. В. Водоэмульсионные краски различного назначения: Каталог / НИИ технико-экономических исследований. Черкассы, 1981. 15 с. 71. Савченкова В. П., Калаус Э. Э. и др. Лакокрасочные материалы для народного потребления: Каталог. Л.: НПО «Пигмент», 1978. 24 с. 72. Саталкин А. В., Солнцева Б. А., Попова О. С. Цементно-полимерные бетоны. Л.: Изд-во литературы по строительству, 1971. 168 с. 73. Сахаровский М. Ф. Работа мастера-альфрейшика. Л.; М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1956. 35 с. 74. Соломатов В. И. Полимерные бетоны и пласт-бетоны. М.: Изд-во литературы по строительству, 1967. 183 с. 75. Смирнова Д. Н., Эксалова Н. Д., Рыдванова С. С. и др. Новые эпоксидные и лаковые эпоксидно-диановые смолы / Ленинградский дом научно-технической пропаганды: Научно-технический опыт УДК 667.621.633. Серия: Пластмассы и их применение в промышленности. Л., 1966. 1 с. 76. Толмачев И. А., Верхоланцев В. В. Новые воднодисперсионные краски. Л.: Химия, 1979. 198 с. 77. Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись: Техника и реставрация. М.: Искусство, 1961. 222 с. 78. Филатов В. В. К истории техники стенной живописи в России // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова / Академия наук СССР, Институт истории искусств, Мин-во культуры СССР. М.: Наука, 1968. С. 51—84. 79. Филатов В. В. О материалах для укрепления красочного слоя древнерусской монументальной живописи // Художественное наследие: Хранение, исследование, реставрация / ВЦНИЛКР. М., 1975. С. 34—57. 80. Цементно-перхлорвиниловый состав (ЦПХВ): Проспект / Академия строительства и архитектуры СССР. М., 1960. 2 с. 81. Ченнини Ченнино. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. М.: Изогиз, 1933. 139 с. 82. Черкинёкий Ю. С. Полимерцементный бетон / Академия строительства и архитектуры СССР, ВНИИ новых строительных материалов. М.: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1960. 147 с. 83. Шейнина Е. Г. Водоразмываемые живопись и энкаустика на различных основаниях: Каталог выставки памятников, реставрированных в Гос. Эрмитаже. Л.: Аврора, 1973. С. 90—91. 84. Шепелев А. М. Штукатурные работы. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Профтехиздат, 1963. 319 с. 85. Шепелев А. М. Штукатурные декоративно-художественные работы. М.: Высшая школа, 1985. 173 с. 86. Шолохов А. Б., Фрейдин А. С. и др. Применение синтетических смол для склеивания асбоцемента: Клеи на основе эпоксидных смол // Пластмассы. 1960. № 9. 87. Экспресс информация Ленинградского научно-производственного объединения (НПО) «Пигмент». Л., 1975—1985. 1 с. 88. Яковлев А. Д. Химия и технология лакокрасочных покрытий: Учеб. пособие для вузов. Л.: Химия, 1981. 352 с.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
Указатель имен
Аблин Е. М. 211[237] Александровский А. В. 229 Альберти Л. Б. 8, 69, 70, 103, 112, 229 Арменини Дж. Б. 52 Астахов Г. Н. 229 Афанасьев Д. Н. 234 Гольдштейн Е. И. 211 Гончаров А. Д. 116 Горкунов Г. А. 123, 234 Гоццоли Б. 26, 29, 69, 70, 232 Гуевара 69, 113 Гуссарская Е. 175 Гуссарский Р. 175 Барщевский Ю. А. 104, 105, 166, 167, 169—173, 230 Батраков В. Г. 229 Беляева Р. М. 25, 229 Беляков Г. Г. 132, 153, 224, 229 Бергер Э. 8, 60, 66, 102, 112, 113, 229, 230 Бодуэн П. 8, 112, 229 Бондарь К. Я. 229 Бонч-Осмоловская Е. В. 173—175, 229 Бонч-Осмоловский Н. Г. 168, 173—175, 229 Бордиченко В. Ф. 232, 234 Борисов Ф. Б. 164, 229 Боттичелли С. 69, 70 Брузда Я. 214 Девятов М. М. 196, 229 Дейнека А. А. 137, 147, 234 Джотто Б. ди 69, 70, 74, 77, 233 Дионисий 51 Дионисий Фурнаграфиот 8 Дринберг С. А. 229 Ершов Б. Л. 229 Жилкин И. Я. 104, 105, 166, 167, 169—173, 230 Вазари Дж. 8, 24, 70, 112, 229 Вайсман Я. Э. 132, 153, 224, 229 Валентинус 167 Ван Эйк Я. 182 Васильев А. 60, 229 Васнецов А. В. 116, 119, 234 Ващенко Г. X. 116 Верхоланцев В. В. 109, 199, 202—205, 207, 229, 231 Викторова М. И. 221, 224, 230 Виннер А. В. 66, 70, 75, 76, 79, 90, 92, 97, 99, 103, 112, 229 Виноградова В. П. 109, 229 Винокурова М. П. 108, 230 Витрувий М. П. 8, 60, 66, 102, 229 Вишневский Л. Д. 230 Власов А. В. 175 Герасимова Н. Г. 108, 230 Гирландайо Д. 69 Загоскина В. Д. 60, 66, 102, 103, 113, 229 Зиновьев Н. М. 24, 27, 28, 34, 229 Иванов В. П. 122, 124, 229 Иванова А. В. 106—112, 229, 230 Иевлев А. М. 231 Иорданский Б. В. 32, 232, 234 Ицко Э. Ф. 229 Калаус Э. Э. 192, 194, 222, 231 Калединцев В. А. 129, 130, 230 Кардашов Д. А. 160—164, 210, 224, 230 Кардо-Сысоев В. Н. 116—118, 122, 124, 172, 223, 230 Карякина М. И. 221, 224, 230 Кейм А. 167, 168, 173 Киплик Д. И. 8, 15, 16, 18, 21, 22, 25, 27, 31—33, 60, 66, 79, 80, 82, 85, 112—114, 167, 168, 230 Кищенко А. М. 123, 234 Климанова Е. А. 104, 105, 166, 167, 169—173, 230 Клочанов П. Н. 16, 36, 105, 115, 127, 128, 132, 133, 185—189, 195, 202, 203, 205, 212, 222, 223, 230 Кноллер М. 103, 112 Колпинский Ю. Д. 60, 230 Комаров А. А. 48, 199, 232, 234, 235 Комарова Л. В. 232, 234, 235 Коржев Г. М. 232 Корин П. Д. 137 Костовская Е. Н. 177, 205, 230 Костров П. И. 106 Кошкин В. Г. 129, 230 Красиков А. Д. 132, 153, 224, 229 Красчикова Б. Г. 160, 224, 230 Криволуцкий И. Е. 129, 130, 230 Кривцов Б. П. 130, 230 Кудрявцев А. И. 206, 235 Ламба К. Д. 230 Лансере Е. Е. 168 Лебель М. Н. 230 Ленин В. И. 7, 229 Леньков С. С. 160, 224, 230 Леонардо да Винчи 182 Липпи Филиппо 69, 70 Ломоносов М. В. 137, 144, 234 Лужецкая А. Н. 229, 230 Лукас А. 8, 56, 230 Луначарский А. В. 7, 229 Ляк Л. Г. 48, 232 Мазаччо 69, 70, 78, 233 Майорова Н. В. 221, 224, 230 Мантенья А. 69, 70 Марготьева А. Р. 106—112, 230 Мельникова Е. П. 108, 230 Микеланджело 51, 52, 76, 79, 85, 92, 94, 233 Миклашевский А. Н. 175, 176 Митрофанов К. М. 175, 176, 230 Мищенко Л. В. 200, 235 Мовчан Ф. Ф. 16, 36, 38, 40, 42, 185, 186, 188, 189, 230 Моисеев А. Ф. 230 Музовская О. А. 165, 210, 230 Мухина В. И. 175, 176, 212, 234 Назарова И. В. 106—112, 230 Нанушьян С. Р. 165, 210, 230 Нестеров М. В. 167 Оникул К. Э. 192, 199, 207, 231 Ороско X. К. 62 Остер-Волков П. Н. 164, 229 Отрощенко О. С. 152, 234 Павлов О. Б. 173, 174, 176—179, 181, 230, 231 Паломино 69, 70 Пальцев В. А. 197, 235 Пачеко 69 Перуджино П. 69, 70, 87, 233 Плиний Старший 8, 167 Плюсина А. И. 192, 199, 207, 231 Плющ О. Ф. 210, 211, 231 Попова О. С. 127, 128, 132, 134, 135, 141, 150, 231 Поццо А. дель 69, 79 Прейс П. В. 117, 231 Протопопов Е. П. 234 Прут В. Д. 231 Пышта М. Я. 116 Пьеро делла Франческа 36, 69, 81, 83, 233 Рафаэль 51, 52, 76, 79, 85, 88, 91, 233 Рево А. Я. 116—118, 122, 124, 172, 230, 231 Репин И. Е. 8, 168, 196, 231 Ривера Д. 62 Ринова Л. Я. 212 Романов В. А. 230 Рублев А. 20, 51, 232 Рублев Г. И. 32, 232 Рыдванова С. С. 160, 231 Рыжов В. А. 171, 192, 199, 205, 207, 230, 231 Савинов А. И. 167 Савченко Б. Н. 230 Савченкова В. П. 192, 194, 222, 231 Саталкин А. В. 127, 128, 132, 134, 135, 141, 150, 231 Сафронов М. И. 199 Сахаровский М. Ф. 36, 38, 185, 187, 231 Свириденко А. В. 231 Севастьянов В. П. 126, 234 Селецкий Л. И. 230 Сикейрос Д. 62, 210 Синьорелли Л. 86, 233 Скотти Д. Б. 44, 46, 47, 232 Смирнова Д. Н. 160, 231 Соколова Н. Ф. 35, 232 Соколовский В. М. 109, 229 Солнцева Б. А. 127, 128, 132, 134, 135, 141, 150, 231 Соломатов В. И. 128, 142, 146, 148, 150, 155, 156, 158, 160, 231 Соломенко М. Г. 229 Стриженко В. С. 39, 232 Суржаненко А. Е. 16, 36, 105, 115, 127, 128, 132, 133, 185—189, 195, 202, 203, 205, 212, 222, 223, 230 Сутарева Л. В. 171, 205, 230, 231 Тальберг Б. А. 149, 234 Теофил 8 Тер-Григорян С. Л. 151, 234 Ткач Б. И. 155, 234 Толмачев И. А. 202, 231 Тьеполо Д. Б. 96, 98, 100, 233, 234 Ченнини Ч. 8, 24, 25, 30, 31, 70, 75, 112, 231 Черкинский Ю. С. 127—129, 142, 230, 231 Чернышев Н. М. 60, 66, 102, 103, 113, 168, 229 Чинкин В. Б. 234 Шапиро И. Г. 130, 230 Шейнина Е. Г. 108, 230, 231 Шепелев А. М. 116—118, 122, 124, 231 Шолохов А. Б. 231 Щусев А. В. 167, 175 Усерхет 53, 232 Устинов А. Н. 208, 235 Эйдинов И. Ш. 16, 36, 105, 127, 128, 132, 133, 230 Эксалова Н. Д. 160, 231 Эльконин В. Б. 116, 234 Эрколе 52 Федоров С. С. 234 Феофан Грек 19, 72, 73, 232, 233 Филатов В. В. 25, 27, 231 Филатов Н. И. 211 Филиппов А. Н. 175 Фрейдин А. С. 231 Фукс И. 167 Юмагулов И. Б. 193, 212, 234 Яковлев А. Д. 212, 231 * * Указатель имен составила Л. А. Голубенкова.
Комаров А. А. К 63 Технология материалов стенописи: Учеб. пособие.— М.: Изобраз. искусство, 1989.— 240 с: ил. ISBN 5-85200-004-3(в пер.): 1 р. 40 к., 30000 экз. В учебном пособии рассматривается технология материалов стенописи, даны характеристики основным техникам и материалам, применяемым в настоящее время. Приведены рецептура составов, способы их приготовления и использования, рассмотрены вопросы модификации и укрепления материалов традиционных техник синтетическими полимерами, а также возможности создания новых материалов стенописи на их основе. В книге 69 цветных и черно-белых иллюстраций. Для студентов художественно-промышленных вузов. Представляет интерес для студентов художественных вузов и средних художественных учебных заведений, преподавателей, ведущих курсы технологии, для художников-монументалистов, архитекторов и специалистов, занятых отделочными работами на строительстве современных зданий. К 4903020000-128 21-88 24(01)-89 ББК 85.144 Александр Александрович Комаров ТЕХНОЛОГИЯ МАТЕРИАЛОВ СТЕНОПИСИ Художник макета и оформления А. А. Верцайзер Заведующая редакцией И. И. Березина Редактор Н. М. Лазарева Художественный редактор В. Г. Терещенко Цветную корректуру выполнила М. Л. Виноградова Технический редактор Л. П. Богатова Корректор Н. М. Скляренко
ИБ № 987. Учебное пособие
Сдано в набор 03.11.87. Подп. в печать 21.11.88. Формат 70X100/16. Бумага мелованная ДЧ 120 г. Гарнитура таймс. Печать офсетная. Усл. печ. л. 19,5. Уч.-изд. л. 21,16. Усл. кр.-отт. 77,1. Изд. № 20-243. Тираж 30000. Цена 1 руб. 40 коп. Заказ 2221 Издательство «Изобразительное искусство» 129272, Москва, Сущевский вал, 64 Ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени МПО «Первая Образцовая типография» Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 113054, Москва, Валовая, 28
1 p. 40 к. ИЛЛЮСТРАЦИИ Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|