Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







IX.30. ПОЛИСТИРОЛЬНЫЕ КРАСКИ (40. С. 100)





 

Полистирол блочный.............................................. 1,0

Сольвент или ксилол.............................................. 9,0

Пигмент............................................................ 5,0—7,0

 

В летних условиях в краску следует ввести 10%-ный раствор хозяйственного мыла в количестве 10—15% от объема краски.

Поверхность под окраску полистирольными красками готовят так же, как под окраску масляными (см. главу VIII «Масляные краски»).

Алкидные краски. Выпускаются промышленностью, представляют собой суспензию пигментов в алкидной смоле с добавлением сиккатива и растворителя. Покрытия этими красками гидрофобны, вследствие чего они успешно используются для окраски помещений больниц, столовых, школ, детских учреждений и других объектов, вытесняя из практики краски масляные. Создавая идентичный им красочный слой, алкидные краски более технологичны в работе.

Тиксотропные эмали марок ГФ-220 и ТС-4. Выпускаются промышленностью, представляют собой суспензию пигментов в тиксотропной алкидополиамидной смоле. Красками можно работать по бетону, штукатурке, кирпичу и другим подобным материалам; они дают красочный слой с матовой поверхностью, отличающийся хорошими атмосферостойкостью и влагостойкостью (15).

Алкидно-стирольные эмалевые краски. Выпускаются промышленностью, представляют собой суспензию пигментов в алкидно-стирольном лаке с добавлением пластификатора и сиккатива № 63. Краски дают красочный слой со слабым блеском поверхности, обладают высокой прочностью к механическим воздействиям, стойкостью к кислотам и щелочам, водостойкостью и газонепроницаемостью (15).

Для шпатлевания поверхностей под краски на алкидной смоле и ее модификаций промышленность выпускает специальные шпатлевки: шпатлевка МЧ-0054 (ТУ-6-10-1536-76) — смесь пигментов, наполнителей и лаков на основе алкидной и мочевиноформальдегидной смол. Ею шпатлюют древесноволокнистые плиты, деревянные поверхности (32. С. 93). Шпатлевка НЦ-0038 (ТУ-6-10-1272-78) — суспензия пигментов в смеси коллоксилина и алкидного лака с добавкой пластификатора. Ею шпатлюют деревянные поверхности (32. С. 95).

Техника безопасности при работе с синтетическими полимерными материалами. К сожалению, большинство синтетических материалов (сами смолы, их растворители и особенно отвердители) — вещества в той или иной мере токсичные, вызывающие при непосредственном контакте с ними раздражения слизистых поверхностей и дерматиты кожи. Поэтому работа с ними требует соблюдения определенных правил техники безопасности, которые довольно подробно изложены в специальной литературе (30. С. 485—488; 32. С. 349— 350; 33. С. 269—270; 44. С. 56—64) и в основном сводятся к следующему:

1. Помещения, в которых ведутся работы с синтетическими материалами, должны иметь хорошую приточно-вытяжную вентиляцию и быть оборудованными противопожарными средствами.

2. В этих помещениях могут находиться только лица, непосредственно занятые работой с синтетическими материалами; в них запрещается курить, пользоваться открытым огнем, а также электро- и газовыми нагревательными приборами.

3. В этих помещениях, где ведутся работы, запрещается хранить материалы. Последние должны складываться в специальных кладовых в герметически закрывающейся таре.

4. Следует избегать непосредственного соприкосновения синтетических материалов с незащищенной кожей рук, лица и т. д. Для защиты рук рекомендуется пользоваться специальными пастами (силиконовая паста) или резиновыми перчатками.

5. Тщательно следить за чистотой рук, спецодежды, рабочих мест, посуды и инструмента.

6. Во время работы с синтетическими материалами рекомендуется периодически протирать весь инструмент: кисти, мастихины, шпатели и прочее тряпкой, смоченной в ацетоне (лучше спирте). К обеденному перерыву и в конце рабочего дня весь инструмент (кроме протирки его тряпочкой, смоченной в растворителе) следует вымыть горячей водой с мылом, протирая каждую вещь мочалкой или щеткой. После этого следует все насухо вытереть ветошью или тряпкой.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Учебное пособие «Технология материалов стенописи» раскрывает только часть обширной области изучения — технологии стенописи. В последнюю кроме технологии материалов входит еще одна, не менее значительная — техники стенописи, то есть, изучение целесообразных приемов использования материалов в процессе создания художественной формы в произведениях стенописи. В этом плане творчество мастеров прошлых эпох — неисчерпаемый источник постижения и освоения опыта предыдущих поколений. Так как в изобразительном искусстве, и в частности стенописи, не может быть художественной формы вне воплощения ее в том или ином материале, следовательно, без изучения этих материалов не может быть и профессионального мастерства художника.

Весь опыт, накопленный в стенописи за многие столетия, по развитию, приготовлению и использованию материалов (составов, красок, грунтов), плюс опыт современной практики — это и есть круг вопросов, изучаемых технологией материалов стенописи.

Ставя проблему технологии материалов во главу угла своей работы, автор ни в коей мере не абсолютизирует эту проблему. Безусловно, материал всегда был одним из средств создания художественной формы произведения, но притом чрезвычайно важным, особенно в стенописи. Материал всегда был тесно взаимосвязан с другими средствами, формирующими художественный образ произведения, и изменялся вместе с ними.

История стенописи подтверждает это. Именно в эпохи бурного развития творческой мысли, художественной формы, поисков новых композиционных решений, нового языка изобразительного искусства бурно развивались как техники письма, так и материалы, в которых выполнялись произведения стенописи. Пример этому эпоха Возрождения.

Именно творческий импульс заставляет искать новые формы выражения, а те, в свою очередь, находить соответствующие художественной задаче материалы. В этом суть диалектики изобразительного искусства, и стенописи в частности.

Современному художнику-монументалисту надо знать традиционные материалы и техники работы ими, чтобы работать теми из них, которые и сегодня не потеряли своей значимости. К сожалению, не все из них имеют достаточную прочность и атмосферостойкость красочных слоев, грунтов и оснований. В этих случаях, естественно, следует воспользоваться всем арсеналом современных средств для профилактической защиты этих произведений от преждевременного разрушения. Такая защита целесообразна со всех точек зрения.

Бесспорно, что материал, который удобен в работе, помогает художнику в достижении более высокого художественного результата. Такие материалы всегда были мечтой мастеров стенописи. Именно поэтому в процессе развития этого вида искусства рядом с процессом совершенствования художественной формы шло и совершенствование его материалов.

Современная наука уже создала краски, которые, по мнению автора, имеют все основания для применения в стенописи. Надо лишь грамотно воспользоваться тем, что дают нам современная наука и промышленность, практика реставраторов и отделочников. Надо сделать в этом направлении хотя бы первые шаги, так как именно эти материалы завоевывают в настоящее время в промышленности и строительстве доминирующее положение как материалы прогрессивные в отделочных работах, обеспечивающие их технологичность и качество. Эти материалы сегодня широким фронтом входят в жизнь, удобны в работе, дают стабильные во времени красочные слои и, следовательно, обеспечат большую долговечность произведений стенописи, чем это могут сделать материалы традиционные.

В пособии нет категоричных рекомендаций; в нем приведены наиболее распространенные материалы, те, которые широко использовались в то или иное время, и те, которыми пользуются и сейчас. По ходу изложения автор высказывает свою точку зрения по вопросу, какой материал или технику, где и когда целесообразней применить и почему (с технологической точки зрения).

Поэтому в пособии представлена обширная рецептура. Это дает художнику возможность выбрать материал и технологию ведения работ, лучший вариант решения стоящей технологической задачи. Современному художнику необходимо хорошо знать теорию дела, чтобы выбрать правильное направление, не утонуть в море нередко противоречивых рецептур, имеющихся в литературе. Надо каждый материал почувствовать, уметь пользоваться им, руководствуясь рекомендациями теории.

Оптимальным решением большинства проблем современных материалов для стенописи, видимо, было бы промышленное производство художественных красок на основе наиболее проявивших себя в отделочных и реставрационных работах красок и связующих. Это возможно лишь после упорной, длительной работы над их усовершенствованием художников и технологов, после соответствующих их доработок и проб на объектах.

Безусловно, проблемы и задачи эти сложны, обширны и долговременны. Новые материалы ждут своих энтузиастов.

В работе собраны, обобщены и систематизированы огромный опыт, разработки и рекомендации советских реставраторов, химиков, художников и технологов, работающих над проблемами новых лакокрасочных, отделочных и художественных материалов, и, наконец, опыт и рекомендации самого автора работы.

Материал, обобщенный в пособии, весьма обширен и разнообразен. Большая часть работы посвящена материалам традиционных техник, имевших применение в стенописи прошлых эпох. Каждая глава имеет как бы два подраздела — материалы техники в чистом, традиционном виде и вопросы модификации материалов этих техник синтетическими полимерами с целью повышения эксплуатационных и технологических характеристик этих материалов, которые соответствовали бы современным строительным материалам, уровню строительной техники.

Вторая часть работы, хотя и значительно меньшая по объему, очень важна, так как в ней рассматриваются возможности применения в стенописи современных материалов, которые уже нашли широкое использование в промышленности, строительстве и реставрации, но в стенописи пока применяются весьма редко. Это материалы, созданные на основе синтетических полимеров и отличающиеся высокой технологичностью ведения работ, высоким качеством и долговечностью.

Автор считал бы свою задачу выполненной, если, во-первых, сведения, изложенные в пособии послужат основанием для более осознанного применения старых и новых материалов в практической работе тех, кому оно адресовано. Во-вторых, если сведения о современных отделочных и других материалах, ограниченно используемых или еще не нашедших применения в стенописи, но уже успешно работающих в промышленности, строительстве и реставрации, подтолкнут мысль художников-практиков к использованию их в своем деле, энтузиастов, ищущих путей к долговечности произведений стенописи и способных найти в новых материалах новые пластические и художественные решения.



Литература

 

1. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышению его роли в коммунистическом воспитании трудящихся»//Правда. 1986. 11 сент.

2. Луначарский А. В. Ленин о монументальной пропаганде // Ленин о культуре и искусстве. М.; Л.: Изогиз, 1938. С. 123—126.

3. Александровский А. В. Материаловедение для штукатуров, плиточников и мозаичников. Изд. 6-е, перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1977. 303 с.

4. Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве: В 2 т. М.: Изд. Всесоюзной Академии архитектуры. Т. 1, 1935. 392 с. Т. 2, 1937. 794 с.

5. Астахов Г. Н., Иванов В. П. Штукатурные работы. М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1957. 252 с.

6. Батраков В. Г. Повышение долговечности бетона добавками кремнийорганических полимеров. М.: Стройиздат, 1968. 138 с.

7. Беляева Р. М. К вопросу о реконструкции средневековых стенных росписей // Консервация и реставрация памятников культуры и искусства: Краткие тезисы докл. науч. конф. 21—25 янв. 1974 г. ГЭ. Л., 1974. С. 16—17.

8. Бергер Э. Техника фрески и техника сграффито / Под ред. проф. Н. М. Чернышева, В. Д. Загоскиной. М.: Художественное издательское акционерное общество АХРР, 1930. 190 с.

9. Бергер Э. История развития техники масляной живописи / Авт. вступ. статьи А. Н. Лужецкая. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. 511 с.

10. Бодуэн П. Техника фресковой живописи. М.: Искусство, 1938. 59 с.

11. Бондарь К. Я., Ершов Б. Л., Соломенко М. Г. Полимерные строительные материалы. Справочное пособие. М.: Стройиздат, 1974. 268 с.

12. Бонч-Осмоловский Н. Г., Бонч-Осмоловская Е. В. а) Способ монументально-декоративной живописи. А. с. № 83647. б) Пастели. А. с. № 5675.

13. Борисов Ф. Б., Остер-Волков П. Н. Новый универсальный синтетический клей БОВ-1 // Пластмассы. 1961. № 9.

14. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 3 т. М.: Искусство, 1956. Т. 1. 634 с. Т. 2. 891 с. Т. 3. 827 с.

15. Вайсман Я. Э., Беляков Г. Г., Красиков А. Д. Полимерные материалы во внутренней отделке зданий. Л.: Изд-во литературы по строительству, 1967. 100 с.

16. Васильев А. Античная гробница в Казанлыке. София: Болгарский художник, 1958. 23 с.

17. Верхоланцев В. В. Водные краски на основе синтетических полимеров. Л.: Химия, 1968. 200 с.

18. Верхоланцев В. В. Воднодисперсионные краски на основе смесей латексов. ЛНДТП, Л., 1969. 16 с.

19. Верхоланцев В. В. Развитие производства водно-дисперсных красок // Лакокрасочные материалы и их применение. № 6. М.: Химия, 1986.

20. Виннер А. В. Фресковая и темперная живопись. Вып. 2: Материалы и техника древнерусской стенной живописи XI—XVII веков. М.; Л.: Искусство, 1948. 192 с.

21. Виннер А. В. Материалы и техника монументально-декоративной живописи: Стенная, плафонная и декоративная живопись. М.: Искусство, 1953. 756 с.

22. Виннер А. В. Материалы и техника, мозаичной живописи. М.: искусство, 1953. 367 с.

23. Виноградова В. П., Соколовский В. М. Подбор полимерного материала для закрепления красочного слоя росписей на обожженной лессовой штукатурке: Консервация и реставрация памятников культуры и искусства// Краткие тезисы докладов научной конференции. 21—25 янв. 1974 г. ГЭ. Л., 1974. С. 9—10.

24. Витрувий Марк Полион. Десять книг об архитектуре. М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1936. 331 с.

25. Девятое М. М. Сохранность произведений масляной живописи на холсте как результат зависимости между техническими приемами работы художника и особенностями состава грунтов: Дис.... канд. искусствоведения. Л.: 1967. 134 с.

26. Дринберг С. А., Ицко Э. Ф. Растворители для лакокрасочных материалов: Справочное пособие. Л.: Химия, 1980. 160 с.

27. Зиновьев Н. М. Искусство Палеха. Л.: Художник РСФСР, 1968. 235 с.

28. Иванова А. В. Методика реставрации настенной живописи с использованием синтетических полимерных материалов // Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. М.: Информцентр по проблемам культуры и искусства, 1977. Вып. 2. С. 33—41.

29. Иванова А. В., Марготьева А. Р., Назарова И. В. Полимерные материалы в реставрации (применение полимерных материалов в реставрации художественных произведений): Обзорная информация ВНИИР. М., 1983. Вып. 1. 36 с.

30. Кардашов Д. А. Синтетические клеи. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Химия, 1968. 592 с.

31. Кардо-Сысоев В., Рево А. Архитектурно-отделочные работы. М.: Госстройиздат, 1948. 352 с.

32. Корякина М. И., Майорова Н. В., Викторова М. И. Лакокрасочные материалы. Технические требования и контроль качества: Справочное пособие. М.: Химия, 1984. Т. 2. 351 с.

33. Карякина М. И., Майорова Н. В. Лакокрасочные материалы: Технические требования и контроль качества. Т. 3. 272 с.

34. Киплик Д. И. Техника живописи. I: Красочные материалы живописи. Изд. 5-е. М.; Л.: Искусство, 1948. 164 с.

35. Киплик Д. И. Техника живописи. II: Акварель, темпера, пастель и рисунок. 127 с.

36. Киплик Д. И. Техника живописи. III: Масляная живопись. 219 с.

37. Киплик Д. И. Техника живописи. IV: Техника живописи старых мастеров. 120 с.

38. Киплик Д. И. Техника живописи. V: Монументальная живопись. 168 с.

39. Климанова Е. А., Барщевский Ю. А., Жилкин И. Я. Силикатные краски (получение, свойства, применение). М.: Изд-во литературы по строительству, 1968. 88 с.

40. Клочанов П. Н., Суржаненко А. Е., Эйдинов И. Ш. Рецептурно-технологический справочник по отделочным работам. М.: Стройиздат, 1973. 320 с.

41. Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М.: Изобразительное искусство, 1977. 160 с.

42. Костовская Е. Н., Сутарева Л. В., Рыжов В. А. Лакокрасочные композиции на основе смеси водных дисперсий полимеров: Обзор литературы // Лакокрасочные материалы и их применение. 1984. № 5.

43. Кошкин В. Г., Черкинский Ю. С. и др. Синтетические материалы для покрытий полов промышленных зданий. М.: Госстройиздат, 1963. 128 с.

44. Красникова Б. Г., Леньков С. С. Изготовление штампованной оснастки из пластмасс. М.: Гос. научно-техническое изд-во машиностроительной литературы, 1961. 236 с.

45. Краткий словарь терминов изобразительного искусства // Академия художеств СССР, НИИ теории и истории изобразительных искусств. Изд. 4-е. М.: Сов. художник, 1965. 192 с.

46. Криволуцкий И., Калединцев В. Наливные полы. М.: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1961. 48 с.

47. Кривцов Б. П., Шапиро И. Г. Плиточные, мозаичные и ксилолитовые работы. М.: Высшая школа, 1967. 320 с.

48. Лакокрасочные материалы (сырье и полупродукты): Справочник. М.: Гос. научно-техническое изд-во химической литературы, 1961. 506 с.

49. Ламба К. Д., Селецкий Л. И., Романов В. А. Труды ЦНИИ Подземшахтстрой. М.: Госгортехиздат, 1963. Вып. 2. 220 с.

50. Лебель М. Н. Консервация древнеегипетских и коптских известняков // Консервация и реставрация памятников культуры и искусства. 1974. С. 13—14.

51. Лебель М. Н. Мастика на основе синтетических смол для восполнения утрат при реставрации скульптуры // Консервация и реставрация памятников культуры и искусства. 1974. С. 35—36.

52. Лужецкая А. Н. Вступительная статья // Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. С. 3—15.

53. Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта / Пер. с англ. Б. Н. Савченко. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. 747 с.

54. Мельникова Е. П., Шейнина Е. Г., Винокурова М. П., Герасимова Н. Г. Новые возможности полибутилметакрилата как закрепляющего материала // Консервация и реставрация памятников культуры и искусства, 1974. С. 12.

55. Митрофанов К. М. Современная монументально-декоративная керамика. Л.; М.: Искусство, 1967. 182 с.

56. Мовчан Ф. Ф. Справочник молодого маляра. Изд. 6-е, перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1978. 216 с.

57. Моисеев А. Ф., Вишневский Л. Д. Кремний-органические полимеры и их применение. М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1960. 108 с.

58. Музовская О. А., Нанушьян С. Р. и др. Кремнийорганические продукты, выпускаемые в СССР / НИИТЭХИМ: Каталог. Черкассы, 1983. 20 с.

59. Павлов О. Б. Силикатное и фосфатное связующее в живописи // Вопросы художественного образования / Академия художеств СССР, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Л., 1972. С. 74—84.

60. Павлов О. Б. А. с. № 373—287, 1971: Бюллетень изобретений и товарных знаков № 14, 1973. 1 с.

61. Павлов О. Б. Роль материала и техники в творческом процессе художника // Вопросы художественного образования / Академия художеств СССР, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Вып. 14. Л., 1975. С. 3—15.

62. Павлов О. Б. Инструкция по применению термофосфатных художественных материалов в живописи: Приложение к первой экспериментальной партии термофосфатных художественных материалов. Производство Подольского комбината ХФ СССР, 1977—1978, 1978. 44 с.

63. Павлов О. Б. Проблема применения термофосфатных художественных материалов при копировании произведений монументальной живописи // Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей / Мин-во культуры СССР. М., 1979. Вып. 4. С. 44—49.

64. Павлов О. Б. Термофосфатная живопись и ее художественно-выразительные возможности. Дис. канд. искусствоведения. Л., 1981. 128 с.

65. Плющ О. Ф. Кремнийорганические смолы в монументально-декоративной росписи. Киев: Изд-во Академии архитектуры УССР, 1955. 20 с.

66. Прейс П. В. Отделочные и монументально-декоративные работы. Л.; М.: Госстройиздат, 1939. 216 с.

67. Прут В. Д., Иевлев А. М., Свириденко А. В. Полимерцементные полы. М.: Госстройиздат, 1961. 15 с.

68. Рево А. Я. Малярные и альфрейные работы. М.; Л.: Гос. изд-во строительной литературы, 1940. 440 с.

69. Репин И. Е. Выступление на Всероссийском съезде художников в 1911 г.//Труды Всероссийского съезда художников. Дек. 1911— янв. 1912. Пг.: тов-во Голике и Вильборг. Т. 2. С. 2.

70. Рыжов В. А., Плюсина А. И., Оникул К. Э., Сухарева Л. В. Водоэмульсионные краски различного назначения: Каталог / НИИ технико-экономических исследований. Черкассы, 1981. 15 с.

71. Савченкова В. П., Калаус Э. Э. и др. Лакокрасочные материалы для народного потребления: Каталог. Л.: НПО «Пигмент», 1978. 24 с.

72. Саталкин А. В., Солнцева Б. А., Попова О. С. Цементно-полимерные бетоны. Л.: Изд-во литературы по строительству, 1971. 168 с.

73. Сахаровский М. Ф. Работа мастера-альфрейшика. Л.; М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1956. 35 с.

74. Соломатов В. И. Полимерные бетоны и пласт-бетоны. М.: Изд-во литературы по строительству, 1967. 183 с.

75. Смирнова Д. Н., Эксалова Н. Д., Рыдванова С. С. и др. Новые эпоксидные и лаковые эпоксидно-диановые смолы / Ленинградский дом научно-технической пропаганды: Научно-технический опыт УДК 667.621.633. Серия: Пластмассы и их применение в промышленности. Л., 1966. 1 с.

76. Толмачев И. А., Верхоланцев В. В. Новые воднодисперсионные краски. Л.: Химия, 1979. 198 с.

77. Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись: Техника и реставрация. М.: Искусство, 1961. 222 с.

78. Филатов В. В. К истории техники стенной живописи в России // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова / Академия наук СССР, Институт истории искусств, Мин-во культуры СССР. М.: Наука, 1968. С. 51—84.

79. Филатов В. В. О материалах для укрепления красочного слоя древнерусской монументальной живописи // Художественное наследие: Хранение, исследование, реставрация / ВЦНИЛКР. М., 1975. С. 34—57.

80. Цементно-перхлорвиниловый состав (ЦПХВ): Проспект / Академия строительства и архитектуры СССР. М., 1960. 2 с.

81. Ченнини Ченнино. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. М.: Изогиз, 1933. 139 с.

82. Черкинёкий Ю. С. Полимерцементный бетон / Академия строительства и архитектуры СССР, ВНИИ новых строительных материалов. М.: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1960. 147 с.

83. Шейнина Е. Г. Водоразмываемые живопись и энкаустика на различных основаниях: Каталог выставки памятников, реставрированных в Гос. Эрмитаже. Л.: Аврора, 1973. С. 90—91.

84. Шепелев А. М. Штукатурные работы. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Профтехиздат, 1963. 319 с.

85. Шепелев А. М. Штукатурные декоративно-художественные работы. М.: Высшая школа, 1985. 173 с.

86. Шолохов А. Б., Фрейдин А. С. и др. Применение синтетических смол для склеивания асбоцемента: Клеи на основе эпоксидных смол // Пластмассы. 1960. № 9.

87. Экспресс информация Ленинградского научно-производственного объединения (НПО) «Пигмент». Л., 1975—1985. 1 с.

88. Яковлев А. Д. Химия и технология лакокрасочных покрытий: Учеб. пособие для вузов. Л.: Химия, 1981. 352 с.


 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

ГТГ — Всесоюзное музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея». Москва МВХПУ (бывшее Строгановское) — Московское высшее художественно-промышленное училище
ГРМ — Государственный Русский музей. Ленинград МДЖ — кафедра монументально-декоративной живописи МВХПУ
ЛВХПУ — Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной ОПМ — подготовительное отделение мастеров при кафедре монументально-декоративной живописи

 



Указатель имен

 

Аблин Е. М. 211[237]

Александровский А. В. 229

Альберти Л. Б. 8, 69, 70, 103, 112, 229

Арменини Дж. Б. 52

Астахов Г. Н. 229

Афанасьев Д. Н. 234

Гольдштейн Е. И. 211

Гончаров А. Д. 116

Горкунов Г. А. 123, 234

Гоццоли Б. 26, 29, 69, 70, 232

Гуевара 69, 113

Гуссарская Е. 175

Гуссарский Р. 175

Барщевский Ю. А. 104, 105, 166, 167, 169—173, 230

Батраков В. Г. 229

Беляева Р. М. 25, 229

Беляков Г. Г. 132, 153, 224, 229

Бергер Э. 8, 60, 66, 102, 112, 113, 229, 230

Бодуэн П. 8, 112, 229

Бондарь К. Я. 229

Бонч-Осмоловская Е. В. 173—175, 229

Бонч-Осмоловский Н. Г. 168, 173—175, 229

Бордиченко В. Ф. 232, 234

Борисов Ф. Б. 164, 229

Боттичелли С. 69, 70

Брузда Я. 214

Девятов М. М. 196, 229

Дейнека А. А. 137, 147, 234

Джотто Б. ди 69, 70, 74, 77, 233

Дионисий 51

Дионисий Фурнаграфиот 8

Дринберг С. А. 229

Ершов Б. Л. 229

Жилкин И. Я. 104, 105, 166, 167, 169—173, 230

Вазари Дж. 8, 24, 70, 112, 229

Вайсман Я. Э. 132, 153, 224, 229

Валентинус 167

Ван Эйк Я. 182

Васильев А. 60, 229

Васнецов А. В. 116, 119, 234

Ващенко Г. X. 116

Верхоланцев В. В. 109, 199, 202—205, 207, 229, 231

Викторова М. И. 221, 224, 230

Виннер А. В. 66, 70, 75, 76, 79, 90, 92, 97, 99, 103, 112, 229

Виноградова В. П. 109, 229

Винокурова М. П. 108, 230

Витрувий М. П. 8, 60, 66, 102, 229

Вишневский Л. Д. 230

Власов А. В. 175

Герасимова Н. Г. 108, 230

Гирландайо Д. 69

Загоскина В. Д. 60, 66, 102, 103, 113, 229

Зиновьев Н. М. 24, 27, 28, 34, 229

Иванов В. П. 122, 124, 229

Иванова А. В. 106—112, 229, 230

Иевлев А. М. 231

Иорданский Б. В. 32, 232, 234

Ицко Э. Ф. 229

Калаус Э. Э. 192, 194, 222, 231

Калединцев В. А. 129, 130, 230

Кардашов Д. А. 160—164, 210, 224, 230

Кардо-Сысоев В. Н. 116—118, 122, 124, 172, 223, 230

Карякина М. И. 221, 224, 230

Кейм А. 167, 168, 173

Киплик Д. И. 8, 15, 16, 18, 21, 22, 25, 27, 31—33, 60, 66, 79, 80, 82, 85, 112—114, 167, 168, 230

Кищенко А. М. 123, 234

Климанова Е. А. 104, 105, 166, 167, 169—173, 230

Клочанов П. Н. 16, 36, 105, 115, 127, 128, 132, 133, 185—189, 195, 202, 203, 205, 212, 222, 223, 230

Кноллер М. 103, 112

Колпинский Ю. Д. 60, 230

Комаров А. А. 48, 199, 232, 234, 235

Комарова Л. В. 232, 234, 235

Коржев Г. М. 232

Корин П. Д. 137

Костовская Е. Н. 177, 205, 230

Костров П. И. 106

Кошкин В. Г. 129, 230

Красиков А. Д. 132, 153, 224, 229

Красчикова Б. Г. 160, 224, 230

Криволуцкий И. Е. 129, 130, 230

Кривцов Б. П. 130, 230

Кудрявцев А. И. 206, 235

Ламба К. Д. 230

Лансере Е. Е. 168

Лебель М. Н. 230

Ленин В. И. 7, 229

Леньков С. С. 160, 224, 230

Леонардо да Винчи 182

Липпи Филиппо 69, 70

Ломоносов М. В. 137, 144, 234

Лужецкая А. Н. 229, 230

Лукас А. 8, 56, 230

Луначарский А. В. 7, 229

Ляк Л. Г. 48, 232

Мазаччо 69, 70, 78, 233

Майорова Н. В. 221, 224, 230

Мантенья А. 69, 70

Марготьева А. Р. 106—112, 230

Мельникова Е. П. 108, 230

Микеланджело 51, 52, 76, 79, 85, 92, 94, 233

Миклашевский А. Н. 175, 176

Митрофанов К. М. 175, 176, 230

Мищенко Л. В. 200, 235

Мовчан Ф. Ф. 16, 36, 38, 40, 42, 185, 186, 188, 189, 230

Моисеев А. Ф. 230

Музовская О. А. 165, 210, 230

Мухина В. И. 175, 176, 212, 234

Назарова И. В. 106—112, 230

Нанушьян С. Р. 165, 210, 230

Нестеров М. В. 167

Оникул К. Э. 192, 199, 207, 231

Ороско X. К. 62

Остер-Волков П. Н. 164, 229

Отрощенко О. С. 152, 234

Павлов О. Б. 173, 174, 176—179, 181, 230, 231

Паломино 69, 70

Пальцев В. А. 197, 235

Пачеко 69

Перуджино П. 69, 70, 87, 233

Плиний Старший 8, 167

Плюсина А. И. 192, 199, 207, 231

Плющ О. Ф. 210, 211, 231

Попова О. С. 127, 128, 132, 134, 135, 141, 150, 231

Поццо А. дель 69, 79

Прейс П. В. 117, 231

Протопопов Е. П. 234

Прут В. Д. 231

Пышта М. Я. 116

Пьеро делла Франческа 36, 69, 81, 83, 233

Рафаэль 51, 52, 76, 79, 85, 88, 91, 233

Рево А. Я. 116—118, 122, 124, 172, 230, 231

Репин И. Е. 8, 168, 196, 231

Ривера Д. 62

Ринова Л. Я. 212

Романов В. А. 230

Рублев А. 20, 51, 232

Рублев Г. И. 32, 232

Рыдванова С. С. 160, 231

Рыжов В. А. 171, 192, 199, 205, 207, 230, 231

Савинов А. И. 167

Савченко Б. Н. 230

Савченкова В. П. 192, 194, 222, 231

Саталкин А. В. 127, 128, 132, 134, 135, 141, 150, 231

Сафронов М. И. 199

Сахаровский М. Ф. 36, 38, 185, 187, 231

Свириденко А. В. 231

Севастьянов В. П. 126, 234

Селецкий Л. И. 230

Сикейрос Д. 62, 210

Синьорелли Л. 86, 233

Скотти Д. Б. 44, 46, 47, 232

Смирнова Д. Н. 160, 231

Соколова Н. Ф. 35, 232

Соколовский В. М. 109, 229

Солнцева Б. А. 127, 128, 132, 134, 135, 141, 150, 231

Соломатов В. И. 128, 142, 146, 148, 150, 155, 156, 158, 160, 231

Соломенко М. Г. 229

Стриженко В. С. 39, 232

Суржаненко А. Е. 16, 36, 105, 115, 127, 128, 132, 133, 185—189, 195, 202, 203, 205, 212, 222, 223, 230

Сутарева Л. В. 171, 205, 230, 231

Тальберг Б. А. 149, 234

Теофил 8

Тер-Григорян С. Л. 151, 234

Ткач Б. И. 155, 234

Толмачев И. А. 202, 231

Тьеполо Д. Б. 96, 98, 100, 233, 234

Ченнини Ч. 8, 24, 25, 30, 31, 70, 75, 112, 231

Черкинский Ю. С. 127—129, 142, 230, 231

Чернышев Н. М. 60, 66, 102, 103, 113, 168, 229

Чинкин В. Б. 234

Шапиро И. Г. 130, 230

Шейнина Е. Г. 108, 230, 231

Шепелев А. М. 116—118, 122, 124, 231

Шолохов А. Б. 231

Щусев А. В. 167, 175

Усерхет 53, 232

Устинов А. Н. 208, 235

Эйдинов И. Ш. 16, 36, 105, 127, 128, 132, 133, 230

Эксалова Н. Д. 160, 231

Эльконин В. Б. 116, 234

Эрколе 52

Федоров С. С. 234

Феофан Грек 19, 72, 73, 232, 233

Филатов В. В. 25, 27, 231

Филатов Н. И. 211

Филиппов А. Н. 175

Фрейдин А. С. 231

Фукс И. 167

Юмагулов И. Б. 193, 212, 234

Яковлев А. Д. 212, 231 *

* Указатель имен составила Л. А. Голубенкова.

 

Комаров А. А.

К 63

Технология материалов стенописи: Учеб. пособие.— М.: Изобраз. искусство, 1989.— 240 с: ил.

ISBN 5-85200-004-3(в пер.): 1 р. 40 к., 30000 экз.

В учебном пособии рассматривается технология материалов стенописи, даны характеристики основным техникам и материалам, применяемым в настоящее время. Приведены рецептура составов, способы их приготовления и использования, рассмотрены вопросы модификации и укрепления материалов традиционных техник синтетическими полимерами, а также возможности создания новых материалов стенописи на их основе. В книге 69 цветных и черно-белых иллюстраций.

Для студентов художественно-промышленных вузов. Представляет интерес для студентов художественных вузов и средних художественных учебных заведений, преподавателей, ведущих курсы технологии, для художников-монументалистов, архитекторов и специалистов, занятых отделочными работами на строительстве современных зданий.

К 4903020000-128 21-88

24(01)-89

ББК 85.144

Александр

Александрович

Комаров

ТЕХНОЛОГИЯ МАТЕРИАЛОВ СТЕНОПИСИ

Художник макета и оформления А. А. Верцайзер Заведующая редакцией И. И. Березина Редактор Н. М. Лазарева Художественный редактор В. Г. Терещенко Цветную корректуру выполнила М. Л. Виноградова Технический редактор Л. П. Богатова Корректор Н. М. Скляренко

 

ИБ № 987. Учебное пособие

 

Сдано в набор 03.11.87. Подп. в печать 21.11.88. Формат 70X100/16. Бумага мелованная ДЧ 120 г. Гарнитура таймс. Печать офсетная. Усл. печ. л. 19,5. Уч.-изд. л. 21,16. Усл. кр.-отт. 77,1. Изд. № 20-243. Тираж 30000. Цена 1 руб. 40 коп. Заказ 2221

Издательство «Изобразительное искусство» 129272, Москва, Сущевский вал, 64

Ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени МПО «Первая Образцовая типография» Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 113054, Москва, Валовая, 28

 

1 p. 40 к.



ИЛЛЮСТРАЦИИ














Прокрутить вверх





Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.