Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правда о трагедии революции и гражданской войны в «Донских рассказах» и «Тихом Доне».





а) Основной аспект Шолохова в оценке событий революции и гражданской войны.

Шолохов в течение всей своей жизни оставался убежденным коммунистом по своим взглядам и идеалам. Одна из загадок «Тихого Дона» в том, что при всем жесточайшем трагизме этот роман оставался глубоко оптимистичным и убежденно советским произведением. Боль Шолохова связана отнюдь не с там, что к концу жизни он разочаровался в идеалах коммунизма. Он разочаровался в тех, кто стоял у власти и строил «светлое будущее» путем беспощадных преступлений против казаков.

Но кто из большевиков бы согласился с Шолоховым в оценке революции и гражданской войны? Для них революция и гражданская война были эпохой, безусловно, героической. Трагедии народа большевики не слышали. Шолохов же осознал трагедию времени в 1919 году. Причем – это принципиально важно – Шолохов осознал трагедию революционной эпохи не извне, как ее враги, а изнутри, принадлежа ей. И не после смерти Сталина, как большинство из нас, а задолго до того, в середине 20-х годов. Именно в эти годы был опубликован сборник «Донские рассказы».

б) Народ в «Донских рассказах»

В центре сборника «Донских рассказов» трагическая действительность Донского края, охваченного пламенем гражданской войны, и классовая борьба первых послевоенных лет, борьба не на жизнь, а на смерть, в которой рушились даже кровные, родственные связи и люди гибли «безобразно просто».

В предисловии к сборнику А. Серафимович писал: «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы Шолохова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь – перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды. Чувство меры в острых моментах, и оттого они пронизывают. Огромное значение того, о чем рассказывает. Тонкий схватывающий глаз. Умение выбрать из многих признаков наихарактернейшие».[3]

В центре рассказов – острый социальный конфликт, дающий возможность показать быт казачества, его семейный уклад, беспросветную нужду бедноты и жадность и бесчеловечность зажиточной казачьей верхушки. В сборник вошли

рассказы «Родинка», «Шибалково семя», «Председатель реввоенсовета республики», «Пастух», «Коловерть», «Алешкино сердце», «Двухмужняя», «Бахчевник». Большая часть из них связана с трагическими событиями на Дону в период гражданской войны и после ее окончания..

Герой первого рассказа – «Родинка» - восемнадцатилетний казак Николай Кошевой, командир эскадрона. Тяжело сложилась его жизнь: в германскую войну без вести пропал отец, умерла мать. С малых лет Николай гнул спину на богатеев, батрачил, а затем ушел в отряд красных. Несмотря на юный возраст Николая, его уважают в эскадроне за храбрость, выдержку и самоотверженность. «Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина сутулая по-стариковски. «Мальчишка ведь, пацаненок, куга зеленая, - говорят шутя в отряде, - а подыщи другого, кто сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира!»[4].

Параллельно с изображением юного героя писатель рисует банду и ее атамана, пожилого казака: «Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы бычачьих копыт. Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает

мускулы, и чувствует атаман: не забыть ее и не залить лихоманку никаким

самогоном»[5].

Преследуя со своим эскадроном банду, отбился в бою Николай от своих и был убит атаманом шайки. Атаман снял с убитого бинокль, стал стаскивать сапоги и вдруг увидел у него родинку «с голубиное яйцо на левой ноге» и понял, что перед ним сын. «К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…»[6].

В рассказе изображается не просто трагическое столкновение отца с сыном и их гибель. Отец и сын – представители двух враждебных сторон. Если Николай избрал себе путь борьбы за новую жизнь, то отец его – путь грабежей и убийств. За Николаем и его друзьями – будущее, а шайка бандитов и ее атаман обречены на гибель, и поэтому не случаен эпилог с коршуном-стервятником, выклевывающим глаза у атамана.

Рассказ «Председатель реввоенсовета республики» написан в форме сказа и ведется от имени казака Богатырева, бывшего бойца армии Буденного. Богатырев беспредельно предан народным интересам, страстно любит Советскую власть и готов за нее не жалеть своей жизни. В столкновении с бандитами Богатырев не теряет своего человеческого достоинства, выдерживает все издевательства, не склоняя головы.

Как формируются в непрерывной борьбе стойкие, мужественные люди из мальчиков-подростков, почти детей, Шолохов показывает в рассказе «Алешкино сердце». Главный герой – четырнадцатилетний Алешка. Тяжело сложилась Алешкина судьба: умерла от голода мать, сестра, близок к гибели и сам Алешка. От голодной смерти его спасает политком Синицын и помогает понять, что перед бедняком Советская власть открыла путь к новой жизни. Поправившись, Алешка поступает в работники к деревенскому богатею Ивану Алексееву, который его нещадно эксплуатирует. Однажды Алешка, притворившись спящим, услышал, как приехавшие к Алексееву участники белых банд уговаривались с хозяином о разбойничьем налете на станицу. Алешка предупреждает Синицына, и банда встречает организованный отпор. В этом рассказе, как и во многих других, дается выразительная характеристика представителей двух лагерей: страдающих от голода бедняков – Алешки и его семьи – и наживающихся на народном горе богатеев – кулака Ивана Алексеева. Рассказ пронизан оптимизмом. Начинается он картиной засухи, страшного народного бедствия, а заканчивается описанием колосящихся хлебов: «За прогоном, за зеленой стеной шуршащих будыльев кукурузы, отцвело жито. Колос вспух и налился ядреным молочным зерном…»1.

В центре другого рассказа Шолохова, «Коловерть», для которого также характерен острый, напряженный конфликт, бедняцкая казачья семья Крамсковых. Члены семьи, Пахомыч, его жена и их сыновья Игнат и Григорий, с радостью ожидают прихода красногвардейцев, надеясь получить землю. Бедноте, трудовому казачеству в рассказе противопоставлена зажиточная казацкая верхушка во главе с полковником Чернояровым и сыном Пахомыча офицером Михаилом. В самом начале мы видим столкновение Пахомыча с полковником. Нагруженная лошадь

Пахомыча остановилась, ожидая объезда ее тройкой полковника Черноярова. Но

полковник не только не объехал воз, но столкнул его в снег и отхлестал Пахомыча кнутом по лицу. С огромным сочувствием изображает молодой писатель страдания Пахомыча. Опрокинутый в снег воз, порванные постромки, обессилевшая лошадь, бьющаяся в снегу, и, наконец, устремленные вслед полковнику слезящиеся старческие глаза.

Резко отрицательным является образ Михаила. Возвратившись домой, он холодно относится к радости матери, обнимающей его после долгой разлуки. С первых дней между Михаилом и семьей растет отчужденность. Стесняется его отец, братья видят в нем врага. Поняв, что только с оружием в руках можно завоевать себе право на свободный труд на своей земле, Пахомыч, Игнат и Григорий решают пойти в Красную гвардию. Но при столкновении с белыми отряд, в котором служил Пахомыч со своими сыновьями, был разбит. Григорий погиб, а Пахомыч и Игнат попали в плен. Их судьба находится в руках Михаила, и он приказывает расстрелять отца и брата. Для писателя-гуманиста Шолохова нет ничего противоестественней такой вражды.

Ярким носителем социалистической идейности является молодой казак Шибалок из рассказа «Шибалково семя», чей образ бесспорно заключает в себе черты типичного героя того времени и предваряет многие характеры представителей народа в «Тихом Доне». Это человек, безраздельно преданный Советской власти и общенародному делу. Его преданность определяет и личные чувства Шибалка, собственноручно казнившего любимую женщину, после того как узнал, что она предала его товарищей по отряду.

В рассказе «Бахчевник» мы видим жестокую борьбу, раскалывающую семью. С одной стороны, отец, Анисим Петрович, принадлежащий к казачьей верхушке и назначенный комендантом при военно-полевом суде, с другой – мать и сыновья, Федор и Митька, вставшие на сторону красных. Завязывается острый семейный конфликт.

Главный герой рассказа – младший сын Анисима Петровича, Митька. С большой симпатией Шолохов раскрывает процесс формирования характера Митьки, прослеживает превращение его в стойкого и сознательного бойца за народное дело. В рассказе писатель умело использует прием контраста. Поступки героев, бойцов за

новое, на стороне которых все симпатии автора, свидетельствуют об их высокой человечности и беспредельном героизме. Описания же их внешности в рассказе нет. Напротив, Анисим Петрович, готовый к убийству самых близких людей, если они

выступают против белых, рисуется и внешне отталкивающе неприятным. Вот каким видит его Митька: «У отца в бороде хлебные крошки и яичная скорлупа, из раззявленного рта стервотно разит спиртом, а где-то на донышке горла хрипит и рвется наружу застрявший кашель»[7]. Значительную идейную нагрузку в рассказе несет образ Дона. Он мрачен в момент казни красногвардейцев и совсем иной в конце рассказа, когда Митька с Федором переправлялись на сторону красных. Образ Дона в рассказах Шолохова становится символом Родины. Он очеловечен – активно участвует в трагических столкновениях людей в битвах периода гражданской войны. Дон как символ жизни казачества и его напряженной борьбы за новое стан

идейным стержнем эпопеи «Тихий Дон».

Рассказы «Пастух» и «Двухмужняя» отражают более поздний этап жизни казачества, чем предшествующие произведения. Закончилась гражданская война. Разгромлены белые банды, но в станицах не утихла напряженная классовая борьба. Зажиточные казаки проникают в органы Советской власти и начинают душить бедноту, во всем ущемляя ее права. Очень часто происходят и вооруженные столкновения кулачества с трудовыми казаками. В схватках нередко гибнут те, к кому писатель относится с особой симпатией.

Герои рассказа «Пастух», Григорий и Дуняшка Фроловы, - брат и сестра. Они круглые сироты: отец, чеботарь, умер, а матери они и совсем не помнят. Григорий и Дуняшка в изображении писателя не пришибленные и униженные дореволюционные бедняки. Григорий отлично понимает, что Советская власть защищает их интересы. У него есть определенная цель в жизни – поехать в город учиться. Он уже чувствует себя хозяином жизни. Высока и благородна цель, которую он решил достичь, получив образование: «… нам учиться надо, чтобы уметь управлять нашенской республикой. В городах, там власть рабочие держат, а у нас председатель станицы – кулак и по хуторам председатели – богатеи»[8]. Обо всех станичных неполадках Григорий пишет в газету. Кулаки должны предстать перед судом. В припадке злости и отчаяния они учиняют жестокую расправу над Григорием. Он гибнет, но дело, которому он отдал свою жизнь, продолжает его сестра – она уходит в город учиться.

Рассказ «Пастух» имеет большое значение в плане создания Шолоховым героического характера. Григорий и Дуняшка изображены не только как борцы с врагами трудового казачества, но и как строители новой жизни.

Особое место среди ранних произведений Шолохова занимает рассказ «Двухмужняя». Действие рассказа происходит примерно в 1923-1924 годах. К этому времени на Дону установилась Советская власть и трудовое казачество уже строило новую жизнь. В рассказе показано, как формируются новая жизнь и человеческие отношения в организованном в селе Качалове трудовом коллективе. Качаловский коллектив наглядно демонстрирует казачеству, что труд сообща дает возможность всю жизнь повернуть на новый лад. Беднота каждый день пополняет коллектив, который собрал богатый урожай даже в голодный засушливый год.

Идейное своеобразие рассказа заключается в том, что вопросы личной жизни в нем тесно связываются с проблемами жизни общественной.

Главный герой рассказа Арсений Клюквин, бывший участник гражданской войны, все свои силы посвятил строительству новой жизни. Он передовой человек и в личных отношениях: Анна, женщина, которую он любит, становится не только его женой, но и единомышленницей. Именно в Анне Шолохов изображает черты новой женщины, показывая, что послереволюционная действительность вторгается в сферу личных отношений, коренным образом изменяя их. Растет сознание женщины не только до понимания своего места в семейной жизни, но и в жизни общественной.

«Донские рассказы» открыли новую страницу в советской литературе. Этот небольшой сборник свидетельствует о самобытном таланте писателя, о тесной связи художника с судьбами народа. Рассказы лишены областнического характера. В жизни и борьбе донского казачества молодой писатель увидел и показал историю народа, прошедшего через горнило революции и гражданской войны и в большинстве своем вставшего в ряды строителей нового общества. Но никогда Шолохов не смог смириться с тем, что необходимость служить какой-либо идее требовала доказательности через жестокость по отношению даже к близким людям. Не удивительно, что «Донские рассказы» отмечены огромной читательской любовью. Поэт С. Васильев в стихотворении «29 лет назад(сборник «Осенняя тетрадь») писал: …Как сейчас, отлично помню

(Этот вечер мне запал

прямо в сердце!):повезло мне –

в руки Шолохов попал.

Взял я книжку-невеличку

И хоть вымок и продрог,

Но от первой же странички

Оторвать глаза не мог.

Весь квартал кругом облазив

Выбрал я сухой подъезд

И все шесть «Донских рассказов»

Прочитал в один присест.

Вторгся в душу мне зеленый

Аромат донских степей,

Покорили волны Дона –

Хоть бери в ладонь и пей!

Верьте мне или не верьте,

Стой поры на вечный срок

В душу врос до самой смерти

Добрый шолоховский слог.

Как забудешь ты страницу,

Где вдруг встали пред тобой

Эти судьбы, эти лица

Над рекою голубой!..

Рассказы Шолохова выражали уже особенности художественного мастерства, дающего возможность перейти к созданию таких крупных эпических полотен, как «Тихий Дон» и «Поднятая целина».







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.