|
Трагедия казачества в период коллективизации на Дону в романе «Поднятая целина». ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Но гражданская война стала не последним потрясением крестьянства. В России его судьба всегда была трудной, действительность ХХ века поставила крестьян в жестокие условия. После окончания гражданской войны сбылась, казалось, мечта о собственной земле. Власть пришла под лозунгом «Земля – крестьянам». Почти все пахотные земли оказались в пользовании общин и были разделены между семьями по числу едоков. В период непа крестьяне стали собираться в кооперативы, результат своего труда они вместе продавали государству. В этом власти усмотрели возврат к капитализму. Во второй половине 20-х годов крестьян стали облагать все более тяжелыми налогами. В поэме Твардовского «Страна Муравия» автор так описывает, за что крестьянин должен платить налог:
«За каждый стог, Что в поле метал, За каждый рог, Что в хлеву держал, За каждый воз, Что с поля привез, За кошачий хвост, За собачий хвост, За тень от избы, За дым из трубы, За свет и за мрак, И за просто, и за так…»[28] Эти экономические меры крестьяне согласны были терпеть, надеясь что их государство не тронет. Но молодому социалистическому государству нужны были сельхозпродукты, хлеб, но крестьянин готов был отдать это только взамен на промышленные товары, которых у государства не было, их нужно было еще создать, а для этого нужен хлеб для рабочих и солдат. В 1928 году политика по отношению к крестьянам стала более жестокой. От непомерных налогов власти перешли к изъятию излишек хлеба у крестьян, обыскам и арестам. Реакция крестьянства была следующей: перестали в прежнем объеме засевать землю, чтобы не сдавать излишки, повсеместно начался голод. В 1928 году противовесом свободной кооперации явилась политика коллективизации, объединении в колхозы, которые не имели бы самостоятельности в распределении доходов и были бы под контролем у государства. В 1928 началась «сплошная коллективизация». Общинное пользование землей упразднялось, вместо общины создавались колхозы, где земля и скот были общими. Весь или почти весь урожай забирало государство. Колхознику оставляли небольшой участок земли под сад и огород, а также корову, птицу и мелкий скот. Для проведения коллективизации и создания колхозов в деревню было послано 25 тысяч городских активистов. Они действовали под лозунгом: «Кто не идет в колхоз, тот враг Советской власти, а с врагами нужно вести беспощадную борьбу». Врагами Советской власти прежде всего стали кулаки, самые зажиточные крестьяне, которым было что терять, отдавая свое имущество в колхоз. В те годы считалось, что для того чтобы выпрямить нужно перегнуть, 1929 год – год «сплошной коллективизации», Сталин назвал «годом великого перелома»[29]. Сегодня можно сказать, что это был год перелома хребта крестьянству. А 3 декабря 1929 года была провозглашена новая политика – политика «ликвидации кулачества как класса». На вопрос можно ли принимать кулака в колхоз, Сталин ответил: «Конечно нельзя, так как он является заклятым врагом колхозного движения»[30] . И началось уничтожение кулаков. Так пишет об этом А.И. Солженицын: «…уничтожено 15 миллионов душ. Конечно не образованных, не умевших играть на скрипке, не узнавших, кто такой Мейерхольд или как интересно заниматься атомной физикой…Уничтожен становой хребет русского народа… Никто до сих пор даже точно не знает количество погибших. Они до сих пор не оплаканы нами. Впрочем, себя подобало бы нам оплакивать: мы без них – другой народ, наша земля без них – другая земля».[31] В 1931 году Михаил Шолохов оставляет на время работу над «Тихим Доном» и принимается за роман о коллективизации, потом он назовет его «Поднятая целина». Сюжет романа переносит нас на Дон, на хутор Гремячий Лог, куда одновременно приезжают участники и идеологи будущего конфликта: один, Половцев, ночью, как волк, потому что он белогвардеец, другой, бывший путиловский рабочий и красный моряк Давыдов, - днем, открыто. Половцев хочет втянуть казаков в Союз борьбы за освобождение Дона, Давыдов, как двадцатипятитысячник должен собрать всех в колхоз, поприжав покрепче кулака. После приезда вожаков стремительно разворачивается сюжетное действие с его основными «узлами»: первым собранием бедняков, принявшим решение раскулачить «богатеньких», сценой раскулачивания Гаева, Лапшинова и прочих, раздачей имущества беднякам, вторым собранием гремячевцев по созданию колхоза, драматическим «бабьим бунтом», сценой пахоты, когда Давыдов сумел организовать социалистическое соревнование бригад. Массовые сцены – художественная особенность нового, советского романа социалистического реализма. Что хотел сказать художник таким построением сюжета? «Течет» народная масса, выявляя свое заинтересованное отношение к новым идеям, стало быть, народ – хозяин и творец истории. Так ли это? Половцев сразу взял в оборот местного агронома и крепкого хозяина Якова Лукича Островнова. «Страшно мне на такое дело идтить… не невольте сразу, господин есаул», - признается Островнов в ответ на предложение Половцева перейти на его сторону, потому что он хлебороб и все его интересы вокруг земли. Давыдов сразу начал подзадоривать бедняков: «Кулак гноит хлеб в земле». И жалобные голоса незамедлительно откликнулись: добро богатых отдать в колхоз. И уже раздался призыв: «Кулаков громить идите!» «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла, ничего, что у ближнего твоего» (Библия, «Исход», гл. ХХ). Нарушение этого закона человеком обнаруживает в нем зависть, толкающую на преступление. Раскулачивание начинает самый вроде бы безобидный и робкий дед Щукарь: «Не терпится». Люди еще живут в доме середняка Титка Бородина, а Нагульнов уже планирует: «Дом этот под правление колхоза». У Фрола Рваного командует Демка Ушаков: «Уничтожаем себя как класс». Давыдов обвиняет Разметнова в слабости и мягкотелости при конфискации имущества у многодетного Гаева: «Они нас жалели? – вот его аргумент. – Враги плакали от слез наших детей?» Имущество отобрали, и детей поделили «наших» и «не наших». Нагульнов, «не остывший» от военных баталий, словно клятву дает: «Да я …тысячи станови зараз дедов, детишек, баб…Я их из пулемета всех порешу». Давыдов вторит ему: «Выслать …на Соловки…Работать будут – кормить будем». Философ Иван Ильин в книге «Путь духовного обновления» пишет о неприкосновенности частной собственности, в которой проявляются «естественные, инстинктивные, духовные» свойства человека, а значит, ее надо «принять, признать, оградить». Ильин считает, что иногда человек сводит свои потребности в частной собственности к минимуму либо из-за лени и беспечности, либо ради высшего духовного сосредоточения (индийские йоги, христианские аскеты), но чаще частновладельцем движут иные мотивы: «он не только «поливает потом» свою землю и дорабатывается до утомления, до боли, до ран на теле; он творчески заботиться о своем деле, вчувствуется в него воображением, изобретается, вдохновляется, напрягается волею, радуется, огорчается, болеет сердцем»[32]. Действительно, называя землю «матушкой», пахарь не только любит ее, но тоскует без нее; садовник не просто «копается в саду», но «творчески чует жизнь своих цветов и деревьев»; человек, строя дом, «устраивает себе лично-интимный уголок на земле, свой священный очаг». А вместе они «как бы продолжают дело Божьего миротворения», и их хозяйственный труд имеет, по Ильину, религиозный смысл. Но Ильин знал также, что частная собственность может разбудить в человеке, «богатеющем не от Бога», болезненную страсть стяжательства, алчности, вседозволенности в отношении к природным богатствам и другим людям, зависть, тщеславие. И поэтому, утверждая, что только духовно воспитанный человек может сделать свою частную собственность источником цветущего социального благосостояния и судьбы каждого из нас, ибо духовно развитый человек не допустит, чтобы чужие дети голодали, а сосед спивался от крайней нужды, - он умеет любить и совершенствовать свои земные дела по Богу. Такое отступление от анализа романа понадобилось с одной целью – понять происшедшее в Гремячем Логу с позиции духовных, непреложных для освобождения человека от звериных инстинктов, ведущих к междоусобицам и драмам. Вернемся к роману «Поднятая целина», повествующему о создании колхоза. Все заинтересованы, равнодушных не было. Мужик в лисьем треухе предложил собрать бедняков в один колхоз, середняков – в другой, а лодырей – на выселки. Николай Люшня убежден: «колхоз – дело добровольное, хочешь иди, хочешь – со стороны гляди», то есть на свободу выбора. Доводы Кондрата Майданникова, середняка, привлекают, но не убеждают. Он верно назвал причины незащищенности единоличного хозяйства – и засуха, и проливные дожди, и неурожай, и свалившаяся вдруг на работников хворость, и смерть хозяина. Он серьезен и обстоятелен, этот человек, который, трепеща, принимал у своей коровы маленького, дрожащего бычка, растил, как ребенка, а теперь, голосуя за колхоз, отдавал свою «худобу» в чужие руки, возможно ленивые и равнодушные. Правда Кондрате трогает нас, ибо его трудовые мозоли, любовь к родному наделу, животине свидетельствует о глубокой укорененности в жизни и понятном каждому страхе за будущее. Предпосылки трагедии уже обозначены в итогах собрания. «Ты нас не силуй», - прозвучал голос одного из многих. «Таких, как ты, всех угробим», - пообещал коммунист Давыдов, выполнявший задание партии. Жизнь в Гремячем Логу встала как «норовистый конь перед препятствием»: кто-то сводил на общий баз свою скотину, кто-то убивал коров и телушек, объедаясь до болезни мясом, кто-то приходил на конюшню покормить своего коня. Брожение усилилось, когда стало известно, что соседи из другого колхоза претендуют на часть семенного фонда. Мужики готовы были развязать новую гражданскую войну: «Ярские приехали забирать семфонд!», а в ответ: «Вас в Соловки надо сажать, собаки на сене!», «Наел мурло, разуйте его бабы!», «Ключи давай! Распущай колхоз!» - кричали своему же односельчанину Разметнову. Страшные по свирепости и жестокости сцены! К счастью, Давыдов смог на время приостановить конфликт: поверили бабы, что бессребреник Давыдов о будущем счастье Федоток печется. В драматических коллизиях романа раскрываются характеры интересные, самобытные, описанные ярко, пластично, с мягким юмором. Не может читатель не сочувствовать Давыдову с его широтой души и внутренней правдивостью, ставшему, однако, носителем командно-административной системы и заложником ее. Не может не горевать над неустроенностью жизни, несогретостью Нагульнова, верящего в мировую революцию и готового за нее жизнь отдать. Значение романа «Поднятая целина» бесспорно: и в мало-мальски правдивом изображении деревни 30-х годов на фоне парадной советской литературы, и в том, что Шолохов, по существу, открыл своим романом «деревенскую прозу» нового века. Заключение Шолохов в своих произведениях показал всему миру, что путь народа в революции, гражданской войне и коллективизации был сложным, напряженным, трагичным. Уничтожение «старого мира» было связано с крушением вековых народных традиций, православия, разрушением церквей, отказом от нравственных заповедей, которые внушались людям с детских лет. При вручении Нобелевской премии за роман «Тихий Дон» Шолохов говорил о величии исторического пути русского народа и о том, «чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою». Список используемой литературы. 1. Михаил Шолохов «Из ранних рассказов», Москва «Современник» 1987 г. Р2 Ш 78 тираж 1000000 экз. 2. М.А. Шолохов «Поднятая целина», Элиста «Калмыцкое книжное издательство» 1983 г. ББК 84.3Р7 Ш 784 тираж 80000 экз. 3. М.А. Шолохов «Тихий Дон» в 2-х томах, Москва «Дрофа», «Вече» 2002 г. 1 том ISBN 5-7107-6862-6, ISBN 5-7107-6891-Х, ISBN 5-7838-1226-9. 2 том ISBN 5-7107-6863-4, ISBN 5-7107-6891-Х, ISBN 5-7838-1227-7. тираж 49500 экз. 4. И. Г. Лежнев «Путь Шолохова» Москва «Советский писатель» 1958 г. тираж 10000 5. Литература. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы, 2-е издание. Москва «Дрофа» 1999 г. ISBN 5-7107-2536-6 тираж 15000 экз. 6. В. Гура «Правда жизни и мастерство художника» Москва, «Знание», 1965 г 80112 Г 95 тираж 1325000 экз. 7. А.Н. Лурье Роман Шолохова «Поднятая целина» Ленинград, 1962 г. тираж 132500 8. Ф.Г. Бирюков «О подвиге народном» Жизнь и творчество М.А.Шолохова. Москва «Просвещение» 1989 г. ISBN 5-09-000324-6 тираж 200000 экз. 9. Е. Г. Левицкая Воспоминания о Шолохове. Москва, «Правда» 1994г ISBN 5-0789-6549-9 тираж 80000 экз. 10. Лев Колодный. По следам «Тихого Дона». Ростов - на - Дону, «Дон» 1984г. ББК 65.7Р9 Ш 75 тираж 175000 экз. 11. В. Воронов «Гений России». Ростов-на-Дону, «Цветная печать», 1995г. ISBN 5-87807-088-Х тираж 100000 12. Ф. Кузнецов Неразгаданная тайна «Тихого Дона», «Наш современник» № 4, 2002 г. 13. В.В. Гура «Шолохов в школе» Москва, «Просвещение» 1975 г.8Р2 Ж92 тираж 100000 экз. 14. А. Калинин Время «Тихого Дона» Москва, «Советская Россия» 1978 г. 8Р2 К17 тираж 50000 экз. 15. Олег Смирнов Немеркнущий свет его слова «Знамя» № 5 1985 г. 16. Русская литература. Большой справочник 2-е издание Москва, «Дрофа» 1999г. ISBN 5-7104-8643-9 тираж 80000 экз. 17. Русская литература ХХ века в 2-х частях, 4-е издание В.В. Агеносов. Москва «Дрофа» 1999г. ISBN 5-7107-2703-2(ч2), ISBN 5-7107-2701-6, тираж 70000 экз.
1 В.В. Гура «Шолохов в школе» Москва, «Просвещение», стр. 3 1 И. Сталин. Сочинения в 15т, т 9 Москва, «Правда», 1950 г, стр. 217-218 2 Ф. Кузнецов Неразгаданная тайна «Тихого Дона», «Наш современник» № 4, 2002 [1] А. Н. Лурье Роман Шолохова «Поднятая целина». Ленинград 1962 г., стр.21. [2] В. Воронов «Гений России». Ростов-на-Дону, «Цветная печать», 1995г., стр.85. [3] А. Серафимович Предисловие к кн. М. Шолохов. Донские рассказы. – «Новая Москва», 1926, с.3. [4] М. Шолохов «Из ранних рассказов». Москва, «Современник» 1987 г. стр. 3 [5] Там же стр. 6 [6] Там же стр. 11 1 М. Шолохов «Из ранних рассказов». Москва, «Современник» 1987 г. стр.26 [7] М. Шолохов «Из ранних рассказов». Москва, «Современник» 1987 г. стр. 36 [8] Там же стр.45 [9] Лев Колодный. По следам «Тихого Дона». Ростов - на – Дону, «Дон» 1984г., стр. 145. [10] Русская литература. Большой справочник 2-е издание Москва, «Дрофа» 1999г., стр. 1005 [11] Там же стр.1006. [12] Русская литература. Большой справочник 2-е издание Москва, «Дрофа» 1999г., стр.1006. [13] Е. Г. Левицкая Воспоминания о Шолохове. Москва, «Правда» 1994г.,стр. 86. [14] Там же.
[15] Русская литература. Большой справочник 2-е издание Москва, «Дрофа» 1999г., стр. 1007 [16] Там же [17] Русская литература. Большой справочник 2-е издание Москва, «Дрофа» 1999г., стр. 1008. [18] Там же. [19] Там же. [20] Там же. [21] М.А. Шолохов «Тихий Дон» в 2-х т, Москва, «Дрофа», «Вече», 2002 г., т1, книга 2, стр., 511. [22] Там же. [23] М.А. Шолохов «Тихий Дон» в 2-х т, Москва, «Дрофа», «Вече», 2002 г., т1, книга 2, стр. 512 [24] М.А. Шолохов «Тихий Дон» в 2-х т, Москва, «Дрофа», «Вече», 2002 г., т1, книга 2, стр.399. [25] М.А. Шолохов «Тихий Дон» в 2-х т, Москва, «Дрофа», «Вече», 2002 г., т1, книга 2, стр.681. [26] Ф.Г. Бирюков «О подвиге народном» Жизнь и творчество М.А.Шолохова. Москва «Просвещение» 1989 стр.45 [27] Там же. [28] А.Т. Твардовский Поэма «Страна Муравия», Москва «Просвещение», 1982 г., стр. 76. [29] А.Н. Лурье Роман Шолохова «Поднятая целина» Ленинград, 1962 г., стр. 7. [30] Там же [31] В. Гура «Правда жизни и мастерство художника» Москва, «Знание», 1965 г., стр. 20 [32] Литература. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы, 2-е издание. Москва «Дрофа» 1999 г., стр.125.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|