Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Биографические сведения о Шолохове. Художественный мир писателя.





Оглавление.

1. Вступление................................................................................................................. 2

2. Биографические сведения о Шолохове. Художественный мир писателя........................... 2

3. Эпоха в которую жил Шолохов.................................................................................... 5

4. Позиция Шолохова – писателя..................................................................................... 6

5. Правда о трагедии революции и гражданской войны в «Донских рассказах» и «Тихом Доне». 8

а) Основной аспект Шолохова в оценке событий революции и гражданской войны............... 8

б) Народ в «Донских рассказах»........................................................................................ 8

в)История создания романа «Тихий Дон»........................................................................ 13

г) Трагедия гражданской войны в романе «Тихий Дон»...................................................... 17

6. Трагедия казачества в период коллективизации на Дону в романе «Поднятая целина»... 30

7. Заключение.............................................................................................................. 33

8. Список используемой литературы.............................................................................. 35

 

 

 

Вступление

Шолохов властно вошел в ХХ век со своими идеями, образами и населил литературу живыми человеческими характерами. Они пришли словно из самой жизни, еще дымящейся пожарищами войн, развороченной бурными переменами революции. Шолоховские герои – как тут не вспомнить меткое наблюдение Серафимовича – «вывалились живой сверкающей толпой, и у каждого свой нос, свои морщины, свои глаза с лучиками в углах, свой говор», каждый ненавидит по-своему, и любовь «искрится и несчастна по-своему...»1.

Шолохов всемирно известен прежде всего как великий художник, связанный глубокими корнями с русской национальной почвой и питавшийся ее живительными соками, как глубоко оригинальный писатель, реалист и новатор, воздействие эстетических принципов которого испытывают писатели разных творческих индивидуальностей и судеб у нас в стране и за рубежом. Своими бессмертными романами он прославил свой народ, нашу Родину и, находясь в первых рядах выдающихся советских художников, завоевал советской литературе мировое признание.

Рассказы, повести, романы Шолохова – это, собственно, единая Книга о судьбах народа на разных этапах революционного пути. Началом этой книги, отразившей разделенный с народом путь самого художника, были «Донские рассказы», центральным звеном – «Тихий Дон», эпическое полотно о путях народа к Советской власти, продолжением его – «Поднятая целина», роман о сложностях, трудностях, истинном отношении крестьянства к коллективизации. Его «Донские рассказы»

тематически связаны с годами гражданской войны, большинство из них – о трагедии

этой войны, о трудном преодолении вражды на Дону. По изображаемому времени эти рассказы близки финальным страниц «Тихого Дона», в них нередко представлены ситуации, предшествующие событиям, воссозданным затем в «Поднятой целине».

Творчество Шолохова народно по своей природе. Герои его книг – люди-труженики, простые и великие русские люди. Шолохов раскрыл в своих книгах богатый душевный мир народа, его неиссякаемую талантливость, моральную ценность, извлеченное стремление к свету и правде. В народных по духу и форме произведениях Шолохова идейность и философская глубина сплавлены с высоким мастерством, с огромной силой эстетического воздействия на читателя. Его романы стоят в ряду лучших достижений великой русской литературы. Обогатив традиции предшественников, традиции советских писателей старшего поколения, Шолохов принес в литературу свою самобытную творческую индивидуальность.

Эпоха в которую жил Шолохов.

Шолохов входил в литературу в пору острейших дискуссий о том, какой быть революционной культуре, о том, каким быть новому, революционному художнику.

Причиной этих дискуссий явился тоталитарный режим. Одной из основных черт тоталитарного режима является всеохватывающий партийно – государственный контроль над духовной жизнью общества с целью внедрения в массовое сознание единой унифицированной идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния режима. Основная задача идеологии – формирование у людей такого типа стандартизированного сознания, которое заставляет их в жизненно важных для общества ситуациях поступать одинаково и так, как это желательно правящей группировке. Для осуществления данной задачи Сталину нужно было приспособить для идеологической обработки населения все имеющиеся средства воздействия на сознание людей: школу, литературу, искусство, средства массовой информации и даже науку.

В 1932 году ЦКВКП(б) принял постановление объединить «всех писателей, поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый Союз советских писателей». В соответствии с этим были созданы и органы руководства и партийного контроля. С этого времени принадлежность к союзу стала демонстрировать лояльность творческих работников к советской власти. За эту «духовную» поддержку власти предоставляли определенные материальные блага и привилегии. Сознательное отклонение от партийной линии влекло за собой исключение из Союза, лишение права публиковать свои произведения.

Искусство, полностью подчиненное партийной цензуре, обязано было следовать одному художественному направлению – социалистическому реализму. Политическая суть этого метода заключалась в том, что писатели, художники и проч. обязаны были отображать советскую жизнь не такой, какой она была на самом деле, а такой, какой она должна быть в общенациональном сознании.

Строгий партийный диктат и всеобщая цензура не могли не оказать влияние на общий уровень массовой литературной продукции. Появляются произведения - однодневки, напоминающие скорее передовые статьи в газетах.

Двадцатые годы были временем борьбы не на жизнь, а на смерть между двумя группировками в партии – Троцкого и Сталина. Сторонники Троцкого, особенно в первой половине 20-х годов, были исключительно сильны – в партии, в армии, в идеологии, в культуре. Они насаждали беспощадное отношение к деревне в целом, а к казачеству в особенности. Они утверждали, что индустриализацию можно осуществить будто бы только на капиталистический лад, в ущерб интересам подавляющего большинства крестьянства. Деревню они рассматривали как «колонии», как объект эксплуатации, предлагали усилить налоговый нажим на крестьян, повысить цены на промышленные товары. Партия изобличала этих врагов перед всей страной, показывая их истинное лицо. Так, в письме к Ян-скому И.В. Сталин писал: «Середняк хныкал и колебался между революцией и контрреволюцией, пока свергали буржуазию, пока власть Советов не была еще упрочнена, ввиду чего и приходилось его нейтрализовать. Середняк стал поворачивать к нам, когда стал убеждаться, что буржуазия свергнута «всерьез», что власть Советов упрочивается, кулака одолевают, Красная Армия начинает побеждать на гражданских фронтах. Именно после такого перелома стал возможен третий стратегический лозунг партии, данный Лениным на VIII съезде партии: опираясь на бедноту и устанавливая прочный союз с середняком – вперед за социалистическое строительство»1.

Безусловно, что в этих условиях писать в 1925 году роман о казачестве, исполненный любви и боли за его судьбу и явившийся одной из самых высоких трагедий в мире, мог осмелиться только отчаянный человек. Для этого требовались убежденность и бесстрашие, свойственные молодости, но Шолохов знал, на что шел, еще в период «Донских рассказов».

Заключение

Шолохов в своих произведениях показал всему миру, что путь народа в революции, гражданской войне и коллективизации был сложным, напряженным, трагичным. Уничтожение «старого мира» было связано с крушением вековых народных традиций, православия, разрушением церквей, отказом от нравственных заповедей, которые внушались людям с детских лет. При вручении Нобелевской премии за роман «Тихий Дон» Шолохов говорил о величии исторического пути русского народа и о том, «чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою».


Список используемой литературы.

1. Михаил Шолохов «Из ранних рассказов», Москва «Современник» 1987 г. Р2 Ш 78 тираж 1000000 экз.

2. М.А. Шолохов «Поднятая целина», Элиста «Калмыцкое книжное издательство» 1983 г. ББК 84.3Р7 Ш 784 тираж 80000 экз.

3. М.А. Шолохов «Тихий Дон» в 2-х томах, Москва «Дрофа», «Вече» 2002 г.

1 том ISBN 5-7107-6862-6, ISBN 5-7107-6891-Х, ISBN 5-7838-1226-9.

2 том ISBN 5-7107-6863-4, ISBN 5-7107-6891-Х, ISBN 5-7838-1227-7.

тираж 49500 экз.

4. И. Г. Лежнев «Путь Шолохова» Москва «Советский писатель» 1958 г.

тираж 10000

5. Литература. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы, 2-е издание. Москва «Дрофа» 1999 г. ISBN 5-7107-2536-6 тираж 15000 экз.

6. В. Гура «Правда жизни и мастерство художника» Москва, «Знание», 1965 г 80112 Г 95 тираж 1325000 экз.

7. А.Н. Лурье Роман Шолохова «Поднятая целина» Ленинград, 1962 г. тираж 132500

8. Ф.Г. Бирюков «О подвиге народном» Жизнь и творчество М.А.Шолохова. Москва «Просвещение» 1989 г. ISBN 5-09-000324-6 тираж 200000 экз.

9. Е. Г. Левицкая Воспоминания о Шолохове. Москва, «Правда» 1994г ISBN 5-0789-6549-9 тираж 80000 экз.

10. Лев Колодный. По следам «Тихого Дона». Ростов - на - Дону, «Дон» 1984г. ББК 65.7Р9 Ш 75 тираж 175000 экз.

11. В. Воронов «Гений России». Ростов-на-Дону, «Цветная печать», 1995г. ISBN 5-87807-088-Х тираж 100000

12. Ф. Кузнецов Неразгаданная тайна «Тихого Дона», «Наш современник» № 4, 2002 г.

13. В.В. Гура «Шолохов в школе» Москва, «Просвещение» 1975 г.8Р2 Ж92 тираж 100000 экз.

14. А. Калинин Время «Тихого Дона» Москва, «Советская Россия» 1978 г. 8Р2 К17 тираж 50000 экз.

15. Олег Смирнов Немеркнущий свет его слова «Знамя» № 5 1985 г.

16. Русская литература. Большой справочник 2-е издание Москва, «Дрофа» 1999г. ISBN 5-7104-8643-9 тираж 80000 экз.

17. Русская литература ХХ века в 2-х частях, 4-е издание В.В. Агеносов. Москва «Дрофа» 1999г. ISBN 5-7107-2703-2(ч2), ISBN 5-7107-2701-6, тираж 70000 экз.

 

 


1 В.В. Гура «Шолохов в школе» Москва, «Просвещение», стр. 3

1 И. Сталин. Сочинения в 15т, т 9 Москва, «Правда», 1950 г, стр. 217-218

2 Ф. Кузнецов Неразгаданная тайна «Тихого Дона», «Наш современник» № 4, 2002

[1] А. Н. Лурье Роман Шолохова «Поднятая целина». Ленинград 1962 г., стр.21.

[2] В. Воронов «Гений России». Ростов-на-Дону, «Цветная печать», 1995г., стр.85.

[3] А. Серафимович Предисловие к кн. М. Шолохов. Донские рассказы. – «Новая Москва», 1926, с.3.

[4] М. Шолохов «Из ранних рассказов». Москва, «Современник» 1987 г. стр. 3

[5] Там же стр. 6

[6] Там же стр. 11

1 М. Шолохов «Из ранних рассказов». Москва, «Современник» 1987 г. стр.26

[7] М. Шолохов «Из ранних рассказов». Москва, «Современник» 1987 г. стр. 36

[8] Там же стр.45

[9] Лев Колодный. По следам «Тихого Дона». Ростов - на – Дону, «Дон» 1984г., стр. 145.

[10] Русская литература. Большой справочник 2-е издание Москва, «Дрофа» 1999г., стр. 1005

[11] Там же стр.1006.

[12] Русская литература. Большой справочник 2-е издание Москва, «Дрофа» 1999г., стр.1006.

[13] Е. Г. Левицкая Воспоминания о Шолохове. Москва, «Правда» 1994г.,стр. 86.

[14] Там же.

 

[15] Русская литература. Большой справочник 2-е издание Москва, «Дрофа» 1999г., стр. 1007

[16] Там же

[17] Русская литература. Большой справочник 2-е издание Москва, «Дрофа» 1999г., стр. 1008.

[18] Там же.

[19] Там же.

[20] Там же.

[21] М.А. Шолохов «Тихий Дон» в 2-х т, Москва, «Дрофа», «Вече», 2002 г., т1, книга 2, стр., 511.

[22] Там же.

[23] М.А. Шолохов «Тихий Дон» в 2-х т, Москва, «Дрофа», «Вече», 2002 г., т1, книга 2, стр. 512

[24] М.А. Шолохов «Тихий Дон» в 2-х т, Москва, «Дрофа», «Вече», 2002 г., т1, книга 2, стр.399.

[25] М.А. Шолохов «Тихий Дон» в 2-х т, Москва, «Дрофа», «Вече», 2002 г., т1, книга 2, стр.681.

[26] Ф.Г. Бирюков «О подвиге народном» Жизнь и творчество М.А.Шолохова. Москва «Просвещение» 1989 стр.45

[27] Там же.

[28] А.Т. Твардовский Поэма «Страна Муравия», Москва «Просвещение», 1982 г., стр. 76.

[29] А.Н. Лурье Роман Шолохова «Поднятая целина» Ленинград, 1962 г., стр. 7.

[30] Там же

[31] В. Гура «Правда жизни и мастерство художника» Москва, «Знание», 1965 г., стр. 20

[32] Литература. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы, 2-е издание. Москва «Дрофа» 1999 г., стр.125.

 

Оглавление.

1. Вступление................................................................................................................. 2

2. Биографические сведения о Шолохове. Художественный мир писателя........................... 2

3. Эпоха в которую жил Шолохов.................................................................................... 5

4. Позиция Шолохова – писателя..................................................................................... 6

5. Правда о трагедии революции и гражданской войны в «Донских рассказах» и «Тихом Доне». 8

а) Основной аспект Шолохова в оценке событий революции и гражданской войны............... 8

б) Народ в «Донских рассказах»........................................................................................ 8

в)История создания романа «Тихий Дон»........................................................................ 13

г) Трагедия гражданской войны в романе «Тихий Дон»...................................................... 17

6. Трагедия казачества в период коллективизации на Дону в романе «Поднятая целина»... 30

7. Заключение.............................................................................................................. 33

8. Список используемой литературы.............................................................................. 35

 

 

 

Вступление

Шолохов властно вошел в ХХ век со своими идеями, образами и населил литературу живыми человеческими характерами. Они пришли словно из самой жизни, еще дымящейся пожарищами войн, развороченной бурными переменами революции. Шолоховские герои – как тут не вспомнить меткое наблюдение Серафимовича – «вывалились живой сверкающей толпой, и у каждого свой нос, свои морщины, свои глаза с лучиками в углах, свой говор», каждый ненавидит по-своему, и любовь «искрится и несчастна по-своему...»1.

Шолохов всемирно известен прежде всего как великий художник, связанный глубокими корнями с русской национальной почвой и питавшийся ее живительными соками, как глубоко оригинальный писатель, реалист и новатор, воздействие эстетических принципов которого испытывают писатели разных творческих индивидуальностей и судеб у нас в стране и за рубежом. Своими бессмертными романами он прославил свой народ, нашу Родину и, находясь в первых рядах выдающихся советских художников, завоевал советской литературе мировое признание.

Рассказы, повести, романы Шолохова – это, собственно, единая Книга о судьбах народа на разных этапах революционного пути. Началом этой книги, отразившей разделенный с народом путь самого художника, были «Донские рассказы», центральным звеном – «Тихий Дон», эпическое полотно о путях народа к Советской власти, продолжением его – «Поднятая целина», роман о сложностях, трудностях, истинном отношении крестьянства к коллективизации. Его «Донские рассказы»

тематически связаны с годами гражданской войны, большинство из них – о трагедии

этой войны, о трудном преодолении вражды на Дону. По изображаемому времени эти рассказы близки финальным страниц «Тихого Дона», в них нередко представлены ситуации, предшествующие событиям, воссозданным затем в «Поднятой целине».

Творчество Шолохова народно по своей природе. Герои его книг – люди-труженики, простые и великие русские люди. Шолохов раскрыл в своих книгах богатый душевный мир народа, его неиссякаемую талантливость, моральную ценность, извлеченное стремление к свету и правде. В народных по духу и форме произведениях Шолохова идейность и философская глубина сплавлены с высоким мастерством, с огромной силой эстетического воздействия на читателя. Его романы стоят в ряду лучших достижений великой русской литературы. Обогатив традиции предшественников, традиции советских писателей старшего поколения, Шолохов принес в литературу свою самобытную творческую индивидуальность.

Биографические сведения о Шолохове. Художественный мир писателя.

«Родился в 1905 году, в семье служащего торгового предприятия, в одном из хуторов станицы Вешенской, бывшей Донской области», - сообщал о себе М.Шолохов в автобиографии. Там же, в станице Вешенская, в 1984 году оборвалась жизнь писателя.

Между этими двумя датами – большая жизнь, полная событиями величественными и трагическими.

Будущий писатель получил весьма неплохое, хотя и незаконченное, образование в гимназии одного из уездных городов Воронежской губернии. В 1920 году пятнадцатилетним подростком участвовал в ликвидации неграмотности на юге России, а в 1922 году приехал в Москву. Об этом периоде в автобиографии сказано скупо: «Успел за шесть лет изучить изрядное количество специальностей. Работал статистиком, учителем в низшей школе, грузчиком, продовольственным инспектором, каменщиком, счетоводом, канцелярским работником, журналистом. Несколько месяцев, будучи безработным, жил на скудные средства, добытые временным трудом чернорабочего. Все время занимался самообразованием. Писать начал с 1923 года».

В 1924 году в газете «Юношеская правда» был напечатан первый рассказ молодого М. Шолохова «Родинка». А двумя годами позже вышли сразу две первые книги писателя: «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».

В 1924 году молодой писатель вернулся на Дон. Здесь его полностью захватила идея создать эпос народной жизни на переломном этапе конца ХIХ – первой трети ХХ века. Так родился роман «Тихий Дон», принесший автору мировую славу и … множество огорчений. Первые книги романа были подвергнуты оглушительной критике неистовых ревнителей «классовой чистоты литературы»: писателя обвиняли в идеализации патриархальной деревни, в отходе от классовой непримиримости к казачеству, значительная часть которого не поддержала большевистскую революцию. Публикация третьей книги, рассказывающей о спровоцированном большевиками казачьем Вешенском восстании, была задержана, что породило версию о творческой несостоятельности автора, якобы укравшего две первые книги у некоего другого писателя. И хотя с опровержением этой сплетни выступил не только поддерживающий Шолохова А. Серафимович, но и недолюбливавшие его Л. Авербарх, В. Киршон, А. Фадеев и В. Стравский, версия о плагиате преследовала писателя всю его жизнь, отравляя его существование. После вмешательства М.Горького, поддержавшего Шолохова, в 1929-м и 1932 годах третья книга была опубликована.

Работа над романом совмещалась у Шолохова с интересом к современной жизни земляков, к происходящей на Дону коллективизацией, воспринятой им как осуществление вековой мечты народа об общинной жизни. В 1932 году в печати появилась первая книга «Поднятой целины». В многочисленных интервью писатель обещал скорейшее появление продолжения. Но его не последовало: реальная коллективизация оказалась драматичнее той, что отражена в романе. Уже в апреле 1933 года Шолохов обратился к И.В.Сталину с письмом-рассказом о «пытках, избиениях и надругательствах», которым партийные функционеры подвергали колхозников во время хлебозаготовок. И хотя Генеральный секретарь партии большевиков в ответном письме обвинил писателя в «однобокости» оценок, в том, что он защищает саботажников, ведущих тихую войну с советской властью», на Дон была послана комиссия ЦК. Многие из арестованных и даже приговоренных к расстрелу были освобождены, на Дон пришли эшелоны с семенами и продовольствием.

В 1937 году над жизнью писателя нависла угроза ареста по сфальсифицированному обвинению в контрреволюционном заговоре на Дону. Шолохову пришлось бежать в Москву, где он добился встречи со Сталиным и признания своей полной невиновности на заседании Политбюро ЦК ВКП(б).

Драматизм ХХ столетия в полной мере воплотился в завершающей книге «Тихого Дона»(1940).

В Великую Отечественную войну писатель работал военным корреспондентом «Правды». Из его многочисленных статей и репортажей наибольшую известность получил рассказ «Наука ненависти». В 1943 – 1944 годах в «Правде» и «Красной звезде» начали печататься главы романа «Они сражались за Родину».

Однако трагические события предвоенных лет не прошли бесследно. После войны Шолохов надолго замолчал. Лишь в 1956 году появился рассказ «Судьба человека» и в 1958-1960 годах – вторая книга «Поднятой целины», где тема коллективизации, по существу, сменилась темой взаимоотношений власти и народа, носителями подлинно народной нравственности выступали рядовые колхозники, а руководители-коммунисты уже не столько учили, сколько учились у народа.

Новым потрясением для писателя стала история с публикацией в 1969 году свежих глав из романа «Они сражались за Родину». Рассказанная в них правда о репрессиях 1937 года не устраивала властей. И хотя после встречи с Л.И. Брежневым главы были напечатаны в «Правде», писатель, рассказывая близким о встрече с генсеком, сердито передразнивал того: «Не сыпь соль на раны».

К этому времени Шолохов уже растерял многие бойцовские качества. Обласканный партийными вождями, дважды награжденный Золотой Звездой Героя Социалистического Труда, удостоенный Ленинской и Государственной премий, увенчанный высшей премией, он часто смирял свой когда-то неукротимый характер в угоду политической конъюнктуре. Справедливые требования связи литературы с жизнью, с которыми он выступал на Втором съезде писателей СССР и ХХ съезде КПСС, соединились у него с ерничеством и несправедливыми нападками на собратьев по перу. Продолжая в своих книгах гуманистические традиции Л.Толстого, он в публицистических выступлениях защищал судебные процессы над инакомыслящими.

Трагедия большого художника завершилась тем, что после беседы с Брежневым Шолохов убедил себя, что партии не нужен его роман о войне и предвоенных годах, и сжег рукопись «Они сражались за Родину».

В своем творчестве Шолохов связан с народным сознанием, с одной стороны, и развивает эпические традиции Л. Толстого – с другой.

Шолохов воспринимает ХХ век как наиболее трагический в истории человечества. Литературоведами подсчитано, что из 20 рассказов, включенных писателем в донской цикл, в 10 герой погибает, в 5 – подвергается пыткам или ранен, в 4 - должен убить близких.

Вместе с тем у читателя не возникает ощущения бессмысленности бытия. Для всех его произведений характерна вера в бессмертие и торжество жизни. Не случайно во многих его произведениях встречаются образы детей – носителей будущей жизни(«Шибалково семя», «Нахаленок», «Жеребенок»).

Наиболее ярко художественный мир писателя проявился в романе «Тихий Дон».







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.