|
SOA И EDA И ПОДДЕРЖКА СИСТЕМ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИВ апреле 2004 года состоялась Internet-конференция «Сервисы и события — секретные составляющие эффективного предприятия», организованная аналитической компанией ebizQ. Еe основным итогом стало признание участвовавшими в ней экспертами того факта, что только подходы на основе SOA и ЕDA могут обеспечить предприятиям эффективное ведение бизнеса. Эти два архитектурных подхода позволят сблизить системы управления бизнесом с требованиями реального времени, то есть построить предприятие, работающее в режиме реального времени (real-time enterprise, RTE), В этом смысле SOA и EDA взаимно дополняют друг друга. Архитектура SOA позволяет легко и быстро создавать новые и перестраивать имеющиеся ресурсы в соответствии с меняющимися условиями бизнеса. Архитектура ЕDA, со своей стороны, позволяет автоматически и без временных задержек инкорпорировать данные о происходящих событиях.
IBM И EDA Принятие корпорацией IBM нового технологического направления является если не необходимым, то уж точно достаточным условием для подтверждения его истинности. На появление EDA корпорация ответила объявлением инициативы IBM Common Event Infrastructure (CEI). В нынешнем виде СЕ1 представляет собой модульный набор для обработки событий, реализующий следующие функции; -транспортировка событий (event transport); -шина распространения событий (event bus distribution); -обеспечение жизнеспособности событий (event persistence); -подписка на события (event subscription); -модернизация событий (event updates); -очереди событий (event queries); -метаданные событий (event metadata). CEI использует общую базу событий Common Base Event (CBЕ), основанную на системе обмена сообщениями, которая имеется в IBM WebSphere, и использует концентратор обмена сообщениями, выполненный по технологии ESB. Рассмотрение CEI с большей степенью детализации выходит за рамки данной статьи; эта инициатива упомянута лишь для подтверждения серьезности идеи создания корпоративных информационных систем, способных функционировать в соответствии с потоком внешних событий. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАЦИИ Новое поколение технологий, унифицирует архитектурные стили EDA включающие всебя различные стили инфраструктурного (серверы приложений, брокеры, очереди) и прикладного (ERP, CRM и т.п) программного обеспечения. К первому поколению Web-сервисов относят во многом успешные инициативы, преследовавшие целью открытие существующих систем для внешнего взаимодействия. Новое поколение Web-сервисов основано па обмене документами, осмысленно спроектированных интерфейсах. В этой «инкарнации» Web-сервисы обещают стать самой распространенной технологией реализации как сервис-ориентированных, так и управляемых сообщениями систем. В качестве естественного способа обретения сервис-ориентированных возможностей в стиле брокера многие разработчики используют язык выполнения бизнес-процессов BPEL (Business Process Execution Language). BPEL описывает XML-нотацию, позволяющую представить абстрактную модель бизнес-процесса (явные информационные потоки, связывающие системы) и сooтветствующий этой модели алгоритм. Последний может быть представлен в виде исполняемого Web-сервиса, имеющею описание интерфейса на языке WSDL, который тесно связан с BPEL, BPEL — «язык программирования SOA» — предлагает стандартную альтернативу собственным языкам интеграции устаревающих брокеров EAI. Классическая демонстрация возможностей BPEL основана на процессе заказа туристической путевки, включающем в себя бронирование авиабилетов, номера в гостинице и оплату. Сложность заключается в оптимизирующих ограничениях, определяющих необходимость минимизации суммарной стоимости поездки. Эти ограничения распространяются на стоимость билетов и мест в гостиницах, которая может варьироваться, асами билеты (места) на определенные дни —даже оказаться полностью распроданными. Только после определении оптимальных дат путешествия и успешного бронирования процесс производит оплату по кредитной карте, а если это невозможно, отменяет бронь и извещает об ошибке. Локальная память, ветвление, циклы и обработка исключений позволяют полностью автоматизировать процесс при помощи ВРEL..Отдельным немаловажным аспектом этого примера является обеспечение такой гибкости инфраструктуры, которая позволяет добавлять новые интегрируемые сервисы (новые авиалинии и гостиничные сети), изменять параметры уже используемых (например, адреса взаимодействия) и удалять сервисы из рассмотрения процессом без внесения изменений в его структуру. Предпочтительно, чтобы владельцу процесса (турагенту) вообще не приходилось самостоятельно реагировать на каждое изменение на стороне контрагента. Для поддержки самообслуживания партнеров хорошо подходит реестр сервисов на базе стандарта Universal Description, Discovery and Integration (UDD1). Используя этот подход, авиалинии и гостиницы, с которыми у владельца процесса бронирования установлены деловые отношения, получают от него разрешение на автономную публикацию своих сервисов и управление ими в партнерском реестре сервисов турагента. Клиент этих сервисов, процесс бронирования, при обработке запросов обращается в реестр для обнаружения доступных сервисов, после чего оперирует ими в оответствии с бизнес-логикой. При использовании возможностей реестра, связанных с классификацией сервисов и их провайдеров, процесс можно усовершенствовать, чтобы избежать рассмотрения неприменимых к конкретному пользовательскому запросу сервисов. Благодаря этому число требуемых для обработки комбинаций рейсов и гостиниц удается сократить. Скажем, если пользователя интересуют только пятизвездочные отели, время исполнения процесса серьезно сокращается. Реестр обеспечивает и единство интерфейсов сервисов. Он содержит описание метаданных, ассоциируемых с сервисами, включая спецификации их интерфейсов на WSDL. Каждый сервис бронирования может быть привязан к одному типу. Только соответствующие этому типу сервисы будут найдены и рассмотрены процессом в ходе бронирования.
РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Сегодня,, ни одна из российских систем автоматизации не отвечает полностью требованиям, предъявляемым к ERP-системам. Дело в том, что стандарт ERP в первую очередь предназначен для планирования и оптимизации деятельности компании: исходя из этих предпосылок и разрабатывается информационный комплекс; отечественные же системы нацелены на фактический учет деятельности. Таким образом, одни описывают организацию «как должно быть», вторые — «как есть». Прежде всего это связано с российской спецификой развития рынка программных продуктов: сам рынок систем автоматизации начал развиваться лишь в 90-х годах ХХ в., и изначально затребованными оказались не системы планирования и управления, а системы материального и финансового учета. Если за рубежом проблема учета уже давно решена и перед предприятиями остро стоят задачи оптимального планирования деятельности как одного из важнейших преимуществ в конкурентной борьбе, в России наблюдается не только вакуум на рынке отечественных систем управления: российские предприятия в большинстве своем «не доросли» до таких решений. Вплоть до настоящего момента наиболее актуальным для отечественных предприятий является решение задачи учета их ресурсов, о планировании же речь пока не идет. Более того, современное состояние экономики не позволяет использовать системы управления предприятием в полной мере. Действительно, зачем руководителю разрабатывать план поставок с привлечением характеристик своего производства, если он не уверен в том, что клиент оплатит заказ вовремя и у предприятия будут средства на закупку материалов? Недавно в России началась опытная эксплуатация отраслевого решения booklogic, нацеленного на интеграцию отечественных издателей и книжных магазинов. Книжный рынок характеризуется рядом специфических особенностей, в числе которых — широкий ассортимент товарной номенклатуры и большое число контрагентов, а также резкая смена темпов движения отдельных товарных позиций и состава предложений. Эти особенности требуют от участников рынка высокой слаженности действий, которой было сложно добиться из-за крайней разнородности имевшихся средств ИТ-обеспечения и отсутствия инфраструктуры для их непрерывною взаимодействия. Решение booklogic основано на продуктах UnilSpace, предназначенных для эксплуатации в удаленном режиме. «Гостевая» модель позволяет пользователям размещать сервисы в выделенном центре данных, оснащенном каналами связи, аппаратными средствами и имеющем достаточный обслуживающий персонал, которые было бы нецелесообразно воссоздавать каждому из клиентов. Размещенные на площадке booklogic типовые сервисы обеспечивают предоставление библиографической и цеповой информации, прием коммерческих документов и т. д. На стороне интегрируемых организации остается только клиентская функциональность, которая синхронизирует состояние их внутренних информационных системе состоянием сервисов booklogic. Центральным элементом booklogic является реестр UDD1, который позволяет приобщить любой сервис к общему виртуальному пространству и обеспечивает прозрачность сервисов для всех участников. Место физического расположения системы, предоставляющей сервис, теряет значение; интерес представляют лишь факторы доступности и качества обслуживания, которые зачастую завися го: надежности каналов связи. Сервисы ассоциируются в реестре с соответствующими им провайдерами — несмотря па их физическое предоставление из одного центра данных. Бизнес-сервисы booklogic оформлены в виде BPEL-процессов, исполняемых на площадке. Поскольку собственного механизма обеспечения возможности постоянного храпения объектов данных в ВPEL не предусмотрено, инфраструктура booklogic дополнена платформой создания «гостевых» сервисов данных для их преобразования и долгосрочного хранения. Когда речь идет о критичных для бизнеса процессах, провайдер сервисов интеграции не может слепо надеяться на успешное выполнение удаленною вызова — тем более в России, где качество каналов связи сильно варьируется, Прикладные задачи, решаемые book logic при помощи SOA и Web-сервисов, выходят далеко за пределы передачи коммерческих документов по модели EDI. Уже сейчас сервисы booklogic обеспечивают прозрачность складских остатков в магазинах, консолидацию каталогов и анализ прайс-листов поставщиков.
ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛУГА В примере с бронированием сервисы, предоставляемые турагенту, принадлежать отдельным автономным бизнесам. Внутри компаний такие сервисы, в свою очереди, агрегируют массу других сервисов для реализации обеспечиваемых вовне функций. Акцентирование внимания на прямом взаимодействии с партнерами и клиентами становится естественным по мере интеграции внутренних бизнес-процессов предприятий. Ведущие компании качественно и оперативно реагируют на внешние сигналы в своих щепочках поставок и каналах сбыта, адаптируются к изменениям бизнес-среды. В этой сфере, помимо уже обсуждавшихся программных решений, все большую популярность обретают провайдеры интеграционных сервисов (integration service provider). Они размещают логику диспетчеризации событий в собственной инфраструктуре, доступной по Internet. Таким образом, пользователи избавляются от необходимости управлять одной из сложнейших частей своей ИТ-инфраструктуры. Действительно, практика показывает, что оптимальным решением проблемы многосторонней интеграции является построение общей инфраструктуры. Причем вне зависимости от отрасли — общая инфраструктура обеспечивает и водоснабжение, и работу телефонных и почтовых сетей. Суть процесса интеграции безграничного числа терминалов приобретает формат услуги, предоставляемой по подписке, и сопровождается отказом от индивидуального построения собственной избыточной инфраструктуры каждым из участников. Дополнительным преимуществом такого подхода к интеграции является автоматическое обновление функциональности у всех пользователей при добавлении повой функции в центре. Примером этого архитектурного преимущества может служить введение, скажем, тонального набора в АТС городской телефонной сети. Появление первого поколения провайдеров интеграционных сервисов было связано с технологией EDI (Electronic Document Interchange). Тогда эти провайдеры были операторами сетей VAN (Value Added Network), которые обеспечивали доставку коммерческих документов ЕDI еще без инфраструктуры Internet. Те из них, которые успешно пережили появление internet, конвертируются в полноценных провайдеров интеграционных сервисов, добавляя в свои решения ряд интеллектуальных функций. Среди наиболее известных операторов VAN, работающих сегодня на рынке интеграции, можно назвать компании GXS, Inovis, ClickCommerce и Sterling Commerce. Они активно пополняют линейки своих предложений, обеспечиваемых в удаленном режиме, другими решениями — как прикладными,
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|