Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА 14. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ





 

Понятие административного права

Административное право как: правовая от­расль регулирует особую группу общест­венных отношений - так называемые управ­ленческие отношения, которые характери­зуются следующими основными признаками:

• они возникают в сфере государственного управления - дея­тельности государства по упорядочению экономических, политических, социально- культурных и иных процессов в стране, т. е. при осуществлении государством исполни­тельной власти. Это отношения государственной службы, отношения по регулированию деятельности государственных органов и их должностных лиц в сфере промышленности, сельского хозяйства, торговли, здравоохранения и спорта, науки и образования, религии и культуры, охраны общест­венного порядка, обороны страны и многих других областях деятельности;

• их обязательным участником выступает носитель государ­ственной власти (государственно-властных полномочий): Российская Федерация, субъект РФ, орган государственной власти федерального уровня или субъекта Федерации, должностное лицо, т. е. представитель органа государст­венной власти или иного государственного учреждения, на­деленный распорядительными полномочиями. В качестве другого участника административного правоотношения могут выступать иной орган государственной власти, местного самоуправления или должностное лицо либо субъект, не на­деленный властными полномочиями - гражданин РФ, иност­ранный гражданин, лицо без гражданства, российское или иностранное юридическое лицо;

• эти отношения основываются на началах власти и подчинения, т. е. по своему характеру являются отношениями суборди­нации. Данный признак вытекает из двух предыдущих: уп­равленческая деятельность государства в лице его органов и их должностных лиц по самой своей природе есть деятельность властная, предполагающая подчинение (в рамках

закона) других субъектов, в том числе государственных органов и должностных лиц, воле государства. Этим рас­сматриваемые отношения отличаются от отношений граж­данско-правовых, в которых также могут участвовать госу­дарственные органы (и даже само государство), но уже не в качестве носителей публичной власти, а как равные с други­ми участниками этих отношений партнеры (например, при поставках товаров или выполнении подрядных работ для го­сударственных нужд - закупке продовольствия для армии, заказе обмундирования и т. п.).

Таким образом, административное право - это отрасль пра­ва, регулирующая управленческие отношения, то есть основанные на началах власти и подчинения общественные отношения, складываю­щиеся между государством, органами государственной власти, их должностными лицами, а также между этими органами (должност­ными лицами) и иными субъектами - гражданами, организациями и др. - в процессе осуществления исполнительной власти.

Специфика предмета административного права (регулируе­мых им отношений) предопределяет и характер метода администра­тивно-правового регулирования. Б целом этот метод можно обозна­чить как императивный: в административном праве абсолютно преоб­ладают императивные нормы; поведение, дозволенное властному субъекту административных правоотношении, в то же время являет­ся для него обязательным (т. е. субъективное право органа государ­ственной власти или должностного лица есть одновременно и его обязанность); типичными юридическими фактами, лежащими в осно­ве административных правоотношений, являются властные предпи­сания органов государственной власти и должностных лиц, заявления и жалобы граждан и организаций, а также административные право­нарушения; такой юридический факт, как договор, не играет в адми­нистративном праве существенной роли.

 

Понятие админист­ративной ответст­венности

Для надлежащего и эффективного выполне­ния органами управления и их должностными лицами исполнительно-распорядительных функций закон наделяет указанные органы и их должностных лиц административной юрисдикцией, иными словами, компетенцией, в которую входит рассмотрение дел об ад­министративных правонарушениях, связанных со сферой деятель­ности этих органов и должностных лиц, и применение к правона­рушителям мер административной ответственности. Так, в целях эффективного контроля за соблюдением правил дорожного движения органы ГИБДД и их должностные лица наделены полномо­чиями налагать на нарушителей штрафы и применять иные меры административного принуждения. Устанавливая перечень адми­нистративных правонарушений и наказаний за их совершение, по­рядок назначения этих наказаний, а также административную юрисдикцию соответствующих органов и должностных лиц, адми­нистративное право выполняет, помимо регулятивной, также и важную охранительную функцию.

Административное принуждение состоит в применении компетентным органом государственной власти или должност­ным лицом административно-правовых санкций, которые, как и любые юридические санкции, подразделяются на меры защиты (в административном праве это чаще всего меры пресечения, на­пример, задержание правонарушителя) и меры ответственности1. Административная ответственность выражается в при­менении уполномоченными органами государственного управления и их должностными лицами, а также судьями предусмотренных законом административных наказаний к субъектам администра­тивных правонарушений.

 

Признаки административной ответственности

Административная ответственность имеет ряд отличительных признаков, как специфических, так и общих с другими видами публич­но-правовой ответственности. Как и любая от­ветственность по нормам публичного права, административная ответ­ственность:

является штрафной ответственностью, т. е. направлена на наказание нарушителя (а не на восстановление имущест­венного положения кредитора, как в праве гражданском) и тем самым на предупреждение совершения правонаруше­ний в будущем как самим виновным, так и другими лицами, которым стало известно о правонарушении и последовав­шем за него наказании (так называемая превенция);

необходимым условием ее применения является вина нару­шителя; объективное вменение не допускается. В админист­ративном праве, как и в уголовном, налоговом и других отраслях публичного права, действует презумпция невинов­ности: лицо считается невиновным, пока его вина в совершении административного правонарушения не будет установлена вступившим в законную силу постановлением правоприменительного органа или должностного таща, рассматриваю­щего дело. Привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в его виновности толкуются в его пользу (в отличие от этого, в гражданском праве возможна ответственность без вины и действует обратная презумпция - презумпция виновности);

может воздействовать не только на имущественную сферу правонарушителя, но и на саму его личность (например, ад­министративный арест);

всегда применяется в пользу государства, а не потерпевшего (в частном же праве меры имущественной ответственности применяются в пользу кредитора, в том числе потерпевшего);

применяется только по инициативе специально уполномочен­ных государственных (муниципальных) органов и их должно­стных лиц (а не по усмотрению потерпевшего, как в частном праве), причем в силу компетенции этих органов и должно­стных лиц применение публично-правовых санкций является не только их правом, но одновременно и обязанностью;

не может быть понесена правонарушителем добровольно, без применения государственного принуждения (напротив, в гражданском и трудовом праве должник сам, не дожидаясь предъявления ему иска, может возместить причиненные кредитору убытки, уплатить ему неустойку и т. п.);

императивно установлена законом и не может быть изменена по соглашению сторон административного правоотношения.

Перечисленные особенности присущи любому виду публично-правовой ответственности, поскольку обусловлены характером императивного метода правового регулирования, господствующего в сфере публичного права. В то же время эти признаки отличают публично-правовую ответственность от ответственности частно­правовой. Но, кроме того, административная ответственность име­ет и свои собственные, характерные только для нее признаки:

• основанием применения административной ответственности является правонарушение особого вида, именуемое админи­стративным;

• меры административной ответственности применяются только к субъектам, которые не связаны служебными отно­шениями с органами и должностными лицами, уполномо­ченными применять данные меры (например, пешеход или водитель, нарушившие правила дорожного движения, с одной стороны, и инспектор ГИБДД, налагающий штраф, - с другой).

Рассматриваемый признак отличает административную ответственность от ответственности дисциплинарной, которая, напротив, применяется лишь к субъектам, находящимся с пра­воприменительным органом (должностным лицом) в отно­шениях служебного подчинения (например, работник и работодатель, военнослужащий и его командир);

• мерами административной ответственности являются адми­нистративные наказания, предусмотренные КоАП РФ;

• как и для всех мер административного принуждения, для адми­нистративной ответственности характерно то, что она применяется, по общему правилу, во внесудебном порядке - органами государственного управления и их должностными лицами;

• законодательство об административных правонарушениях, устанавливающее меры административной ответственности, составляет предмет совместного ведения Российской Феде­рации и субъектов РФ. Поэтому законами республик в со­ставе РФ, краев, областей и т. п. может предусматриваться административная ответственность за правонарушения, не предусмотренные КоАП РФ. Однако установление общих положений и принципов административной ответственности, перечня видов административных наказаний и правил их применения, порядка производства по делам об админист­ративных правонарушениях и исполнения постановлений о назначении административных наказаний относится к ведению Российской Федерации.

 

Административное правонарушение

Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

Административное правонарушение - это противоправное, виновное действие или бездействие физичес­кого или юридического лица, за которое Кодексом РФ об админи­стративных правонарушениях или соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Юридически значимые и необходимые признаки админист­ративного правонарушения образуют его состав. В качестве эле­ментов данного состава выделяют:

• субъект;

• объект;

• объективную сторону;

• субъективную сторону.

Рассмотрим наиболее важные особенности элементов со­става административного правонарушения.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.