Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 6. Личность как предмет психологии. Понятие личности, её структура.





Раскрыть: определение понятия личность. Раскрыть понятия с помощью которых характеризуется человек в целом, индивид, личность, индивидуальность, субъект, универсум. Различия в содержании данных понятий. Основные этапы изучения личности: философско-литературный, клинический, экспериментальный их особенности и влияние на современное состояние научной области знаний. Структура личности в концепции К.Ковалёва, С.Л. Рубинштейна, К. Платонова. Персоанализационный подход А.В. Петровского. Направленность личности и её основные формы. Влечения. Желания. Мотивы и мотивировки поведения. Виды мотивов. Интересы и их виды. Склонности. Убеждения и мировоззрение личности. Самосознание личности. Образ «Я» и его компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий.

Категории и понятия: индивид, личность, индивидуальность, субъект, универсум.

Ключевые имена: К.Ковалёв, С.Л. Рубинштейн, К. Платонов. А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, У. Джеймс.

Теории обучения и воспитания;

Тема 1. Развивающее обучение в современной школе.

Раскрыть: понятие «развивающее обучение», методологические предпосылки практики развивающего обучения. Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова. Три основные линии развития: 1) развитие отвлеченного мышления; 2) развитие анализирующего восприятия (наблюдения); 3) развитие практических навыков.

Принципы экспериментальной системы развивающего обучения Л. В.Занкова: принцип обучения на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний, принцип осознания школьниками собственного учения, принцип работы над развитием всех учащихся. Отличительные черты системы Л.В. Занкова. Суть технологии.

Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина: цель, основные принципы, ход обучения. Особенности технологии развивающего обучения. Схожесть учебной задачи этой концепции с проблемной ситуацией.

Категории и понятия: развивающее обучение, три основные линии развития, принципы развивающего обучения, дидактическая система, концепция развивающего обучения, теоретическое мышление, дедукция, учебная задача.

Ключевые имена: Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.

Владеть:

1) основной педагогической терминологией;

2) умением проводить анализ научных теорий;

3) умение использовать знание концепций развивающего обучения для обучающихся младшего школьного и подросткового возрастов.

 

Тема 2. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.

Раскрыть: понятие « учебный план», « учебная программа». Учебный план общеобразовательной школы. Типовой (базисный) учебный план. Структура типового (базисного) учебного плана. Федеральный, национально-региональный, школьный компоненты учебного плана общеобразовательной школы.

Типовые учебные программы. Рабочие школьные программы. Авторские учебные программы.

Структура учебной программы. Способы построения учебной программы. Линейные способ. Концентрический способ. Учебники. Учебные пособия. Структура учебника.

Категории и понятия: учебная программа; типовые, рабочие и ав­торские учебные программы; концентрический и линейный способы построения учебных программ; учебники; учебные пособия.

Владеть:

1) основной педагогической терминологией;

2) системой знаний о нормативных документах, регламентирующих содержание общего среднего образования;

3) умением организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую.

 

Тема 3. Воспитание в целостном педагогическом процессе.

Раскрыть: понятие «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание», особенности воспитательного процесса. Психологический механизм воспитания. Цель и задачи воспитания в современной школе. Проблемы воспитания на современном этапе развития общества. Базовые теории воспитания.

Характеристика закономерностей воспитания: связь воспитания и активности ребенка; совместно разделенная деятельность; проявление любви – решающего фактора защищенности и благоприятного развития личности; скрытый характер воспитания. Характеристика принципов воспитания: персонификации, природосообразности, культуросообразности, ценностной ориентации; гуманистической направленности воспитания; принцип субъектности; признание ребенка как индивидуальной данности; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требова­тельностью к нему; опора на положительное в ребенке, на силь­ные стороны его личности.

Понятие метода воспитания. Подходы к классификации методов воспитания. Назначение и функции ме­тодов воспитания. Приемы воспитания. Методы формирования социального опыта детей (педагогическое требование, упражнение, поручение, пример, ситуация свободного выбора); методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (убеждение, рассказ, беседа, этическая беседа, дискуссия, диспут); методы самоопределения личности ребенка; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение, наказание, педагогическая оценка). Проблема выбора методов воспитания.

Сущность основных компонентов воспитательного процесса, а также характеристика основных типов и видов воспитания.

Категории и понятия: воспитание; воспитательный процесс, модели, типы, виды воспитания; признаки воспитания; компоненты воспитательного процесса; принципы и методы воспитания; теория авторитарного воспитания И.Ф. Гербарта; теория свободного воспитания (Ж.Ж.Руссо, К.Н. Вентцель и др.).

Ключевые имена: И.Ф. Гербарт, Ж.Ж.Руссо, К.Н. Вентцель, Л.И.Новикова, Г.М. Коджаспирова.

Владеть:

1) педагогической терминологией;

2) умением проводить анализ научных теорий;

3) умениями иллюстрировать примерами принципы и методы воспитания.

 

Поликультурное образование;

Тема 1: Поликультурное образование как социально-педагогический феномен

Раскрыть: Сущностная характеристика понятий: поликультурность (мультикультурность), моноэтничность, полиэтничность (многонациональность), (моно)полиэтническая среда жизнедеятельности, образовательная среда. Объект и предмет дисциплины: поликультурное образовательное пространство, организация воспитания и обучения субъектов полиэтнического (поликультурного) образовательного пространства. Цели, принципы и задачи поликультурного образования.Тенденции развития российского образования к поликультурности и полиэтничности.

Категории и понятия: мультикультурное образование, этнокультурное образование, этнос, субэтнос, межэтнические отношения, этническая идентичность, патриотизм, интернациональное воспитание,

Ключевые имена: Кузьмин М.Н., В.Г. Крысько, Д. Бэкон, Н. Б. Крылова, В. И. Матис, П. Ф. Каптерев

Тема 2: Содержание педагогической деятельности в поликультурной среде

Раскрыть: Особенности педагогической деятельности в поликультурной и полиэтнической среде. Обусловленность ее структуры социокультурными факторами. Цель, задачи педагогической деятельности в многонациональном детском коллективе. Воспитание гармоничных межэтнических отношений – ведущая педагогическая задача. Принципы организации жизнедеятельности в поликультурном и полиэтничном коллективе. Учет возрастных, национально-психологических и культурных особенностей детей в педагогическом процессе. Содержание и направления педагогической деятельности в многонациональной среде. Отечественные этнологические теории межкультурной коммуникации. Этнопсихологические концепции о межэтническом взаимодействии в поликультурной среде. Этнопедагогическая концепция Г. Н. Волкова: сущность, основные положения, реализация ведущих идей в практике многонациональных школ. Воспитание этики межэтнического общения в полинациональной среде, взаимосвязь с патриотическим воспитанием.

 

Категории и понятия: поликультурная и этнокультурная среда, идентичность, национально-региональный компонент, методы и средства поликультурного образования, этнопедагогика, этнопсихология, этика межнационального общения.

 

Ключевые имена: Г.Н. Волков,Библер В., Стефаненко Т.Г., Г. Д. Дмитриева, Г.В. Палаткина.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.