Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава V. Место Залахтовья среди древностей лесной зоны Восточной Европы





В главе рассматривается численность древнего коллектива, социальный состав жителей, проводится сравнение с близлежащими погребальными памятниками на берегах Чудского озера, определяется этническая принадлежность общины, дается обзор исторических событий, сохранившихся в письменных источниках.

Антропологический материал и состав инвентаря позволяет составить таблицы дожития и расчета численности группы обитавшей в Залахтовье с рубежа X-XI вв. до XIII в. Подсчеты численности популяции произведены аналогично схеме, использованной Н. А. Макаровым для Нефедьевского могильника в Белозерье. Нефедьево и Залахтовье синхронны, сходны по социальной структуре коллективов, расположены в близких природных условиях. Нефедьево является редким примером прекрасно раскопанного памятника, к которому была в полной мере применена современная методика расчета численности населения, опирающаяся на данные антропологии. По нашим подсчетам среднее число захоронений в Залахтовье достигало приблизительно 410. Кладбище существовало примерно в течение двух веков и продолжительность его функционирования составляла от 180 до 240 лет. Численность коллектива, жившего одновременно на поселении, скорее всего, не могла быть менее 50 и более 70 человек. Вероятно, на берегу Чудского озера обитало 7 - 9 семей.

Экономика залахтовской общины носило комплексный характер. Население занималось сельским хозяйством, охотой, рыболовством, ремеслом, различными промыслами, участвовало в торговле. Сопровождающий инвентарь в погребениях в полной мере подтверждают это.

Следует отметить социальное равенство древнего коллектива. Лишь в нескольких мужских захоронениях можно отметить некие редкие вещи, которые следует рассматривать как определенные символы власти (меч, боевые топорики, роскошные одежды и пояса). В этих случаях мы, видимо, встречаемся с захоронениями глав семейств или старейшин этого общества.

На восточном побережье Чудского озера и в Понаровье имеется четыре пункта (Сторожинец, Городище, Кунигакюля и Ольгин Крест), где представлены элементы залахтовской культуры, свидетельствующие о пребывании здесь отдельных представителей или маленьких групп такого же населения.

К юго-востоку от Залахтовья, значительный пласт курганных древностей XI-XII вв., находится в бассейнах рек Желчи и Черной. По характеру погребального обряда и инвентаря он коренным образом отличается от культуры Залахтовья. Погребения были ориентированы на запад, отсутствовали грунтовые захоронения и деревоземляные конструкции.

Для женского убора характерны различные типы височных колец. В качестве шейных украшений использовались в основном ожерелья из бус. В редких погребениях найдены гривны, браслеты и фибулы. В мужских захоронениях XI-XII вв. встречались пряжки и простые бронзовые кольца, калачевидные кресала, отдельные украшения. По составу и характеру погребального инвентаря курганы Желчи и Черной сопоставимы с древнерусскими памятниками центральных районов Новгородской земли. В количественном отношении в отдельных залахтовских погребениях обнаружено предметов больше, чем во всех вместе взятых курганах рассматриваемого района.

Для каждого женского погребения в Залахтовье обязателен определенный набор украшений, которые ни разу не были обнаружены в древнерусских курганах более южного региона. При этом среди украшений отсутствуют височные кольца. В набор мужских захоронений обязательно входило оружие, а во всех курганах бассейнов рек Желчи и Черной зафиксирован только один топор. Большинство мужских погребений в Залахтовье сопровождались определенным комплексом предметов и украшений: массивные подковообразные фибулы, металлические элементы пояса; инструменты и предметы домашнего обихода, различные типы наручных украшений. В свою очередь население бассейнов рек Желчи и Черной характеризуется бедной и, в основном, безынвентарной культурой. Различия наблюдаются не только в количественном, но и в качественном составе инвентаря. Основу материальной культуры Залахтовья составляли вещи прибалтийско-финского характера, в то время как в курганах более южного района они единичны.

Второе ближайшее к Залахтовью скопление погребальных древностей начала II тыс. н. э. находится в Северо-Восточном Причудье - в бассейнах рек Чермы, Кунести и верхнего течения Нарвы. По материальной культуре население, оставившее их, отличалось от группы древностей в районе Желчи и Черной, но и от Залахтовья. Эти материалы проанализированы в восьмой главе.

В непосредственной близости к Залахтовью находятся памятники расположенные на западном берегу Чудского озера на территории Эстонии. Здесь во второй половине I тыс. н. э. не получили широко распространения каменные могильники, столь характерные для большей части Эстонии. В XI в. тут бытовали грунтовые захоронения (кремации и ингумации). Наиболее яркими памятниками являются Лахепера, Раатвере, Саваствере и Паламыйса. В работе проведено сопоставление их материалов с Залахтовьем. Погребальный обряд (помещение остатков сожжения в грунтовые ямки, трупоположения в глубоких грунтовых ямах) близок ранним погребениям Залахтовья. Полностью тождественен по набору и типам украшений оказался и инвентарь.

Нет сомнения, что Залахтовье, Лахепера и Раатвере имели единую культурную принадлежность на момент перехода от обряда кремации к обряду ингумации. На западном берегу Чудского озера есть памятники не только по материальной культуре близкие Залахтовью, но и аналогичные в динамике развития погребальной традиции. Например, в Раатвере трупосожжения без каменных конструкций сменяются грунтовыми трупоположениями.

Каждый финский народ Балтийского региона, использовавший мелкие бронзовые элементы для декора тканей, создавал свои собственные неповторимые узоры, которые рассматривались как знак связи человека с его племенной группой. Залахтовские узоры однозначно свидетельствуют, что они полностью соответствуют по технике исполнения и по знаковому характеру орнаментов украшениям на тканях древних эстов. К числу эстонских этнических индикаторов относятся головные булавочки, женские массивные ножны, комплекс нагрудных украшений определенные типы фибул, браслетов, перстней. Таким образом, не вызывает сомнения, что Залахтовье оставлено группой эстов. Письменные и этнографические источники указывают на многочисленные случаи перемещения групп населения с одного берега на другой.

В погребальном обряде залахтовцы не смогли сохранить своей этнической чистоты и переняли от древнерусских соседей обычай сооружение курганных насыпей, а в XIII в. их материальная культура теряет свои характерные особенности. Развитие погребальной обрядности на западном берегу Чудского озера пошло другим путем. Курганных могильников здесь не появилось. Жители региона продолжали хоронить умерших в грунтовых ямах без каменных конструкций вплоть до позднего средневековья (Лахепера, Раатвере и Веду).

В диссертации показано, что XI-XII вв. время достаточно напряженных взаимоотношений между новгородцами и псковичами и различными группами эстов, которых принуждали выплачивать дань. В 1030 г. Ярослав Владимирович захватил эстонское укрепление Тарту и основал на его месте крепость Юрьев. На фоне бурных военных событий на новгородско-эстонском пограничье существование общины эстов на восточном берегу Чудского озера весьма примечательно. Жизнь здесь продолжалась непрерывно и шла в обычном русле. Все мужское население было вооружено, определяются захоронения лидеров или старейшин общины. Как эта группа появилась на восточном берегу Чудского озера, объяснить сложно, но то, что она нашла здесь свою жизненную нишу бесспорно.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.