|
Внутренний смысл поклонения Туласи(Из «Панчаратра-прадипы») Утром, после мангала-арати (и предпочтительно, также вечером, перед сандхйа - арати), все собравшиеся преданные должны присутствовать при поклонении Туласи и обходить Шримати Туласи-деви. Сначала мы предлагаем поклоны Туласи-деви, три раза повторяя пранама - мантру: вриндайай туласи-девйай прийайай кешавасйа ча вишну-бхакти-праде деви сатйаватйай намо намах Во время туласи-пуджа-киртана, когда все поют, один преданный предлагает арати с благовонием, лампадкой и цветами. Предлагая предметы, преданный, проводящий арати, должен стоять на коврике и звонить в колокольчик, держа его в левой руке. После предложения Туласи-деви предметы можно предложить присутствующим преданным. После окончания пения все собравшиеся вайшнавы должны обойти Туласи-деви по меньшей мере четыре раза, полив Ее корни несколькими каплями воды (полив делается только во время утреннего поклонения, не вечернего). Во время обхода мы поем, йани кани ча папани брахма-хатйадикани ча тани тани пранашйанти прадакшинах паде паде "Когда человек обходит вокруг Шримати Туласи-деви, то с каждым шагом он избавляется от всех возможных грехов, включая грех убийства брахмана" («Прадакшина-мантра»). Примечания: Если Вы переносите Туласи в горшке, то лучше нести Ее на голове в знак почтения. Если деревце слишком большое, тогда несите его в руках перед собой. Лучше, если подставка будет достаточно высокой, так, чтобы основание растения Туласи было выше пояса преданного проводящего арати. Очень хорошо если преданный предлагающий арати Туласи, будет одет так же, как при поклонении в комнате Божеств (например в чистом дхоти и в чадаре). Лучше поклоняться живому деревцу Туласи, но если это невозможно, то можно поклоняться изображению (фотографии) растения Туласи. Также, по традиции, из почтения к Туласи-деви, Ее помещают на столик возле лектора во время хари-катхи. Дополнительная Туласи-пуджа Вы можете поклоняться Туласи-деви следующим образом после того как закончите утреннее поклонение Божествам. Если это невозможно, тогда это поклонение можно совершить позже утром (Вам следует быть одетым также, как при поклонении в комнате Божеств). Для поклонения Туласи Вам понадобятся следующие предметы: - панча-патра с водой - аргйа (которое было предложено Кришне) в раковине или другом контейнере. - цветок (цветы) - чандана - чаранамрита от Божеств - Прасад, т.е. гирлянда и цветы после Божеств - чашка для собирания листьев Туласи Процедура следующая: Сначала повторите эту молитву: нирмита твам пура девайр арчита твам сура сурайх туласи хара ме ‘видйам пуджам грихна намо ‘сту те "О Шримати Туласи-деви, Ты была создана полубогами. Тебе поклоняются и полубоги и демоны. О Шримати Туласи-деви, будь милостива, устрани мое невежество и прими мое поклонение. Я снова и снова приношу Тебе свои поклоны". Затем, держа панча-патру в левой руке налейте немного воды в правую ладонь и разбрызгивая воду над Туласи- деви повторяйте следующую мантру: (ом) говинда-валлабхам девим бхакта-чаитаниа-кариним снапайами джагад-дхатрим кришна-бхакти-прадайиним "Я омываю богиню Туласи-деви, которая очень дорога Говинде. Она - мать Вселенной. Она дарует жизнь всем преданным. Она источник преданности Господу Кришне". Поливая аргйам из раковины или другой посуды Ее почву, повторяйте: шрийах шрийе шрийавасе нитйам шридхарам сат-крте бхакта даттам майа деви аргхйам грихна иамо ‘сту те "О богиня Туласи, я в почтении склоняюсь перед тобой, прибежищем и обителью всей красоты и богатства. Даже Сам Господь поклоняется Тебе. О Туласи, я предлагаю Тебе этот аргхйа с преданностью. Пожалуйста, прими его". Затем предложите следующие предметы, произнося соответствующие мантры: идам сагандха-пушпам ом туласйаи намах - Предложите цветок с сандаловой пастой Туласи-деви. идам шри-кришна чаранамритам ом туласйай намах - Предложите Туласи-деви чаранамриту от Божеств. идам-маха-прасада-нирмалайадикам сарвам ом туласйай намах - Предложите Туласи-деви гирлянды и цветы от Божеств. Во избежание попадания насекомых или грибков на Туласи с цветов и из ингредиентов чаранамриты убирайте цветы сразу же после предложения их Туласи. (Не лейте чаранамриту в почву, а предложите ее ложечкой и слейте обратно). идам ачаманйам ом туласйай намах - Предложите Ей ачаман. Затем пропойте следующую молитву Туласи-деви: маха-прасада-джанани сарва-саубхагйа-вардхини адхи-вйадхи-харе нитйам туласи твам намо ‘сту те ''О, Шримати Туласи-деви, я вновь и вновь склоняюсь перед Тобой, матерью маха-Прасада, Ты приносишь удачу всем и избавляешь от всех болезней и беспокойств". Теперь поклонитесь Туласи-деви, повторяя Туласи-пранама мантру. (ом) вриндайаи туласи-девйаи прийайаи кешавасйа ча вишну-бхаки-прадедеви сатйаватйаи иамо намах "Вновь и вновь я склоняюсь перед Вриндой, Шримати Туласи-деви, которая очень дорога Господу Кешаве. О, Богиня. Ты даруешь преданное служение Кришне. Тебе открыта высшая истина". Правой рукой осторожно отщипните листья Туласи или манджари вместе со стебельками, повторяя следующую Туласи-чайана-мантру: ом туласи амрита-джанмаси сада твам кешава-прия кешавартхам чиноми твам вара-да бхава шобхане "О, Туласи, Ты родилась из нектара. Ты всегда очень дорога Господу Кешаве. Я собираю Твои листья и манджари. Пожалуйста, благослови меня". Постарайтесь не причинять Туласи-деви боли. Отщипывайте Ее листочки правой рукой, при этом придерживая веточку левой рукой, чтобы не сломать ее. Окончив, попросите у Неё прощения, повторяя кшама-прартхана мантру: чайанодбхава-духкхам ча ят хриди тава вартате тат кшамасва джаган-матах вринда-деви намо ‘сту те "О, Туласи-деви, я в почтении склоняюсь перед тобой, о мать Вселенной. Если я причинил Тебе боль, срывая Твои листья и манджари, пожалуйста, прости меня". Не снимайте листья Туласи по утрам, до наступления светового дня или вечером, после наступления темноты, а также на Двадаши-титхи. Даже если листья Туласи высохли, все равно их можно использовать в поклонении Божествам. История Шримати Туласи Дэви Адаптирована из статьи Триданди Свами Бхакти Чару Махараджа (ИСККОН)
Туласи-деви была девушкой-пастушкой на Голоке - в духовном мире. Она была близкой подругой Шримати Радхарани - вечной супруги Господа Кришны. Однажды Радхарани обнаружила, что Туласи без Ее разрешения встречается с Кришной, разозлилась и прокляла Туласи принять рождение на Земле в виде человеческого существа. Можно усомниться в духовном положении Шримати Радхарани, полагая, что на Неё повлияла материальная зависть. Однако по ходу истории мы увидим, что за всеми этими событиями стоял план Кришны, который заключался в том, чтобы принести благо людям материального мира, в том числе и людям Земли. Услышав это проклятие, Туласи-деви настолько испугалась, что приняла прибежище у Господа Кришны. Кришна утешил Ее: «Не беспокойся. Прими это человеческое тело и, совершая аскезы. Ты достигнешь Меня вновь». По желанию Кришны Туласи родилась на этой планете как дочь царя Дхармараджи и его жены Мадхавати. Поскольку ничто не могло сравниться с Ее красотой и качествами. Она была названа «Туласи», что означает «несравненная». Туласи-деви отправилась в лес, чтобы подвергнуть себя суровым аскезам. Господь Брахма был удовлетворен Ее аскезами и пожелал даровать ей какие-либо благословения. Туласи рассказала Господу Брахме, что Она была гопи (девушкой-пастушкой) во Вриндаване, и что Она была проклята Шримати Радхарани родиться человеком. Она сказала ему, что когда Она приняла прибежище Кришны, Он уверил Ее в том, что с помощью Ее аскез Она сможет получить в мужья Его личное проявление Господа Нарайану. Туласи сказала: «Если мои аскезы удовлетворили тебя, пожалуйста, благослови меня на то, чтобы я смогла получить Нарайану себе в мужья». Господь Брахма сказал: «Мальчик-пастушок, которого зовут Судама, являющийся частичным проявлением Кришны, был также проклят Радхарани. Он родился как демон Шанкхасура. Поскольку на Голоке Судама привлекал Тебя, сейчас Ты можешь принять Шанкхасуру как своего мужа. Позже Ты получишь благословение Нарайаны и освободишься. Ты станешь величайшей из всех цветков и самой дорогой Господу Нарайане. Ты в высшей степени чиста, и поэтому Ты освободишь весь мир. Ни одно поклонение без Тебя не будет считаться законченным». Затем Брахма дал ей «Радха-мантру», состоящую из 16 слогов и благословил Ее в том, то Она станет так же удачлива, как Радхарани. Затем Туласи вышла замуж за демона Шанкхасуру. Шанкхасура завоевал райские планеты и сверг полубогов с небес. Он получил благословение, что пока его жена будет верпа ему, никто не сможет убить его. Полубоги приблизились к Господу Брахме и спросили у него совета о том, как они могут одолеть Шанкхасуру. Затем Господь Брахма отправился к Господу Шиве, и Господь Шива пошел к Господу Вишну на Ваикунтху. Господь Вишну заверил полубогов, сказав: «Не бойтесь. Я исполню желание Туласи получить Меня. Для этого Я приму форму Шанкхасуры. Когда Туласи станет неверной своему мужу, тогда Вы сможете убить Шанкхасуру». Господь Нарайана принял форму Шанкхасуры и таким образом выполнил желание Шримати Туласи-деви. Немедленно полубоги убили демона Шанкхасуру. Когда Туласи услышала о том, что Ее мужа убили. Она осознала, что кто-то другой, должно быть, пришел к Ней в форме Ее мужа и вступил с Ней в связь. Осознав, что это, вероятно, был Господь Нарайана, Она прокляла Его стать камнем. Однако Господь Нарайана благословил Ее: «Ты можешь оставить свое нынешнее тело и стать Мне такой же дорогой, как Лакшми» (Супругой Господа Нарайаны является Лакшми). «Пусть твое тело станет рекой Гандхаки, а твои волосы станут деревом Туласи». Вот почему Господь Нарайана обитает в реке Гандхаки в форме камней Шалаграм-шила. Таким образом. Господь Нарайана вечно связан с Туласи-деви как в Ее форме реки Гандхаки, так и в виде священного дерева Туласи. Демон Шанкхасура (который был на самом деле мальчиком- пастушком Судамой) стал раковиной Шанкхой. Шанкха всегда чиста и всегда находится в руке Господа Нарайаны. Без Туласи поклонение Господу Нарайане не может быть законченным.
Явление Шалаграма и Туласи Перевод Шрипад Гауридаса дасадхикари (Шри Гопинатх Гаудия Матх) История о появлении Шалаграма и Туласи описывается в Брахма-вайварта Пуране. Мы приводим ее вкратце, так как в оригинале она довольно обширна. В давние времена жил на свете царь по имени Вришадхваджа. Он родился в династии благочестивых царей-Вайшнавов, но несмотря на это был предан только Господу Шиве. У него не было веры ни в Господа Вишну, ни в полубогов. Он дошел даже до того, что стал поносить поклонение Господу Вишну. Из-за такого оскорбительного отношения он навлек на себя гнев Сурьядевы, который проклял его на потерю всего богатства и могущества. Таким образом, он и два поколения его потомков были обречены на нищенство. Затем в их роду появился Дхармадхваджа, который очень преданно поклонялся Лакшмидеви. Он стремился снискать Ее благоволение и наконец Она проявила к нему милость и появилась в лоне его супруги в форме Своей полной экспансии. На праздник Картика Пурнима, в самое благоприятное время, Мадхави, супруга Дхармадхваджи, родила прекрасную дочь, украшенную всеми самыми благоприятными знаками. Она выросла и стала удивительной красоты девушкой. Она всегда выглядела шестнадцатилетней. Красота ее похитила умы и сердца всех. Ничто не могло сравниться с ее красотой и поэтому ее звали Туласи (несравненная). Однажды Туласи оставила дом и отправилась в Бадри-ван, где посвятила себя суровым аскезам, желая себе в мужья Самого Господа Нараяну. Довольный ее подвижничеством, Брахмаджи предстал перед ней и спросил, что она хочет получить в обмен на совершение аскез. Туласи ответила ему: «В прошлой жизни я была гопи по имени Туласи. Мне несказанно повезло и я стала возлюбленной служанкой Господа Кришны. Однажды, во время раса-мандалы Радхарани разгневалась на меня и прокляла меня родиться на Земле среди людей. Я оставила свое божественное тело и родилась здесь в моем нынешнем обличье. В награду за мое подвижничество я хочу получить в мужья Самого Нараяну». Господь Брахма произнес в ответ: «Кроме тебя, Радхарани прокляла пастушка по имени Судама. Он тоже был вынужден родиться на Земле, в семье демонов, и сейчас известен под именем Шанкхачуда. Он тоже совершил великие аскезы, чтобы добиться твоей руки. Поэтому, он должен стать твоим мужем в этой жизни. Позднее, под влиянием лилы, ты проклянешь Господа Нараяну, Который примет твое проклятие и затем станет твоим супругом. Господь Вишну полюбит тебя больше чем Свою жизнь, поэтому без тебя любая пуджа не принесет никаких плодов. По моему благословению, ты станешь богиней всех деревьев и насладишься постоянным общением с Господом Вишну». Получив желаемые благословения и особый защитный амулет (кавачу) от Господа Брахмы, Шанкхачуда прибыл в Бадриван, где он встретил Туласи. Во время их беседы Господь Брахма появился рядом с ними и произнес: «Шанкхачуда, прими эту девушку в жены!» Повернувшись к Туласи, он добавил: «После смерти Шанкхачуды твоим супругом станет Господь Вишну.» Среди благословений, которые Шанкхачуда получил от Господа Брахмы, было и такое, что до тех пор пока честь его жены останется незапятнанной, никто не сможет убить его. Обретя такое благословение, Шанкхачуда очень возгордился и стал угнетать людей и полубогов. Серьезно обеспокоенные его поведением, полубоги обратились к Господу Шиве с просьбой о защите. Господь Шанкара, отправился к Шанкхачуде и лично сразился с ним в поединке. Тем временем, Господь Вишну решил похитить честь Туласи. Пока Господь Шива и Шанкхачуда неистово сражались, Господь Хари принял облик брахмана и появился на поле сражения. Там Он обратился к Шанкхачуде: «Не будешь ли ты столь любезен пожертвовать мне, брахману, свою защитную кавачу?» Шанкхачуда незамедлительно отдал Господу кавачу. После этого Господь Хари принял облик Шанкхачуды и предстал перед Туласи. Там, в облике ее мужа, Он насладился с ней и тем лишил ее чести. Бхавишья Пурана старательно и пространно объясняет, что Господа Вишну нельзя здесь обвинить в аморальном поведении. Он действовал таким образом, чтобы сбылось благословение данное Его Преданным, Господом Брахмой, Шанкхачуде. Но в то же время, Он хотел помочь Преданным и полубогам. Для этого Он проявил лилу, которая может быть истолкована как аморальное поведение. Но так как Туласи является полной экспансией Лакшмидеви, она в действительности приходится супругой Господу Вишну. В тот самый момент Шанкараджи убил Шанкхачуду в сражении. Когда Туласи узнала о произошедшем она сказала Господу Хари: «Ты лишил меня чести путем обмана и убил моего мужа! Твое сердце подобно камню! Так будь же камнем на этой Земле, я проклинаю Тебя!» Господь Хари ответил: «Ты прошла через столь суровые аскезы, чтобы получить Меня. В то же время Шанкхачуда совершил великое подвижничество, чтобы добиться твоей руки. Он достиг своей цели и получил тебя в жены. Поэтому он сейчас на Голоке. Теперь ты можешь взять то, к чему так стремилась. Оставив это преходящее тело и приняв божественный облик, ты навеки останешься со Мной. Твое нынешнее тело превратится в реку Гандаки, а из твоих волос вырастут деревья Туласи. Во исполнение твоего проклятия, Я стану камнем, шалаграма-шилой, и навсегда поселюсь на берегах реки Гандаки. Миллионы червей, обитающих в тех местах, украсят эти камни знаками Моей чакры, выгрызая их своими острыми зубами». С тех пор Господь Вишну пребывает в виде камней в водах реки Гандаки. Слава Туласи Дэви В «Нектаре преданности» есть следующий отрывок, где прославляется Туласи-деви: «Я в почтении склоняюсь перед деревом Туласи, которое сразу может устранить последствия огромного количества греховных поступков. Просто смотря на это дерево или прикасаясь к нему, можно освободиться от всех страдании и болезней. Просто кланяясь перед Туласи и поливая Ее водой, человек избавляется от страха суда Ямараджа (царя смерти, который наказывает грешных). Кто бы ни посадил Туласи, он, несомненно, обретет преданность Господу Кришне. И когда листья Туласи предлагаются с преданностью лотосным стопам Кришны, любовь к Господу полностью расцветает». («Сканда Пурана», приведенная в Нектаре преданности. Глава 11) Пураны и Панчаратра постоянно прославляют Туласи: Господь Вишну создал Туласи во время пахтанья океана ради духовного возвышения душ в материальном мире. Господь дорожит Туласи больше, чем Лакшми, так как Туласи совершала суровые аскезы и с любовью поклонялась Господу для того, чтобы получить Его в мужья, и Господь исполнил Ее желание. Нет более достойного милостыни, чем випра, нет лучшего дара, чем корова, нет лучшей тиртхи, чем Ганга, нет лучших листьев, чем листья Туласи. Просто предложив Господу один листочек Туласи, можно обрести все то, чего не получить предлагая Ему всевозможные цветы и листья. Подношение из листьев Туласи превосходит цветы из золота, драгоценных камней и жемчуга. Предлагая Господу листья Туласи, преданный освобождается от грехов, накопленных в течение одного коти (десяти миллионов) жизней. Когда преданный предлагает листья Туласи голове Господа, все его неучтенные грехи уничтожаются. Если во время смерти человеку кладут листья Туласи или плод амалаки в рот, на голову или тело, то он не попадет в ад. Можно избавиться от самых страшных грехов, окропляя дом Господа водой с помощью листа Туласи. Аромат листьев Туласи, цветок растения малати и молоко от коричневой коровы быстрее всего удовлетворяют Господа Кешаву. Если в рот, на голову или на тело умирающему человеку положить фрукт амалаки или листья Туласи, то он никогда не будет страдать в аду («Брахма-Пурана»). "Хотя мандары, кунды, курабаки, утпалы, чамиаки, арны, пуннаги, нагакешары, бакулы, лилии и ариджаты распускают свои цветы, источающие трансцендентное благоухание, они всегда помнят о тех аскезах, которые совершила Туласи, ибо видят, что Господь оказывает Ей явное предпочтение, украшая Себя гирляндами из Ее листьев". Комментарий: В этом стихе говорится о том, какое важное значение имеют листья Туласи. Священные писания рекомендуют преданным ежедневно поливать Туласи и собирать Ее листья для поклонения Божествам. (ШБ, 3.15.19). "Человек, чьей головы никогда не касалась пыль со стоп чистого преданного Господа, - все равно, что мертвец. И тот, кто никогда не вдыхал аромат листьев Туласи с лотосных стоп Господа, тоже мертв, несмотря на то, что дышит" («ШБ», 2.3.23). "Следует поклоняться Господу, предлагая Ему чистую воду, чистые цветочные гирлянды, фрукты, цветы и овощи, которые можно найти в лесу, а также собирая молодую траву, бутоны цветов и даже нежную кору деревьев, и, если возможно, предлагать листья Туласи, которые очень дороги Верховной личности Бога". Комментарий: Здесь подчеркивается, что листья Туласи очень дороги Верховной личности Бога. Преданные должны приложить особые старания, чтобы листья Туласи были в каждом храме и центре, где совершается поклонение. В странах Запада, занимаясь распространением Движения сознания Кришны, к нашему великому сожалению, мы не могли найти листья Туласи в храмах. Поэтому мы очень обязаны нашей ученице Шримати Говинде даси за ее большую заботу в выращивании Туласи из семян. По милости Кришны Это ей удается. Теперь Туласи растет в каждом центре нашего Движения. Листья Туласи очень важны в поклонении Верховном Господу (ШБ, 4.8.55, комм). "Харидас Тхакур построил хижину в лесу. Рядом он посадил Туласи, перед которой он ежедневно повторял 300000 святых имен Господа. Он повторял днем и ночью". Комментарий: Из личного примера Харидаса Тхакура мы можем понять, что повторять Харе Кришна мантру и достичь высокого уровня сознания Кришны очень просто. Можно просто сесть где-нибудь, особенно на берегу такой священной реки как Ганга или Ямуна, построить для себя место для сидения или хижину, посадить деревце Туласи и перед Ней повторять Харе Кришна маха-мантру в спокойном состоянии ума. Харидас Тхакур ежедневно повторял 300000 святых имен на четках в течение всего дня и ночи он повторял 16 имен Харе - Кришна Маха-мантры. Мы можем следовать его примеру повторяя 16 кругов Харе Кришна Маха-мантры на четках каждый день и предлагая поклоны растению Туласи. Это совсем не трудной это может делать каждый. Повторение установленного количества раз Харе Кришна Маха-мантры перед Туласи на столько могущественно, что, просто следуя этому простому методу можно обрести силу в духовной жизни. Поэтому мы обращаемся с просьбой к членам движения Харе Кришна строго следовать примеру Харидаса Тхакура. Повторение шестнадцати кругов не требует слишком много времени, и выражать почтение Туласи совсем не трудно. Духовная сила этого метода очень велика. Не следует терять такой возможности («Ч.ч.», Антйа 3.100). ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|