Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ





Младшего школьника»

Выполнила:

Поперечная Екатерина

 

Челябинск, 2016

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»

Цель: диагностика уровня восприятия у учащихся младших классов.

Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного.

Инструкция:

"На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь". Проводящий психодиагностику с помощью секундомера или секундной стрелки часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.

Оценка результатов:

10 баллов — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 секунд;

8—9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26—30 секунд;

6—7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31—35 секунд;

4—5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило 36—40 секунд;

2—3 балла — время поиска всех недостающих предметов составило 41—45 секунд;

0—1 балл — время поиска всех недостающих предметов составило в целом больше 45 секунд.

ДИАГНОСТИКА ОБЪЕМА ВОСПРИЯТИЯ»

Цель: диагностика объема воприятия у детей младшего школьного возраста

На большом листе ватмана, если педагог работает с классом, или на листе бумаги, если работа идёт с одним ребенком, крупно написано:

10 слов (из 4-8 букв каждое);

10 трёхзначных чисел;

10 рисунков (книга, ручка, кружка, ложка, яблоко, квадрат, звезда, молоток, часы, лист дерева). Все это следует расположить горизонтальными рядами в любой последовательности.

ИНСТРУКЦИЯ: Посмотри на лист, на котором есть слова, числа, картинки. На своем листе бумаги после знакомства с этой информацией в течение 1 минуты запишите, что смогли воспринять, обязательно точно.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: Нормальное восприятие - 7+,-2 объекта

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ»

Цель: диагностика особенностей восприятия младших школьников

Школьнику предлагается 100-клеточная таблица, заполненная цифрами. Задание - подсчитать, сколько раз встречается каждое число от 0 до 9. Фиксируется время, за которое школьник подсчитывает, сколько раз встречается 0, потом 1, затем – 2 и т.д.

Оценка результатов: Проводиться в целом по классу. Отбрасываются 25% лучших результатов и 25% худших. Остальные 50% составляют учащиеся со средним восприятием. Неправильный подсчет цифр или более медленный подсчет свидетельствует о снижении восприятия

ДИАГНОСТИКА Л. Ф. ТИХОМИРОВОЙ

Цель: диагностика точности и скорости восприятия младших школьников

Инструкция:

Перекопируй графические изображения с 100-клеточную таблицу и сосчитай:

Сколько раз встречается знак «плюс» (+)?

Сколько раз встречается знак «минус» (-)?

Сколько раз встречается знак деления (:)?

Сколько раз встречается знак «равно» (=)?

Сколько раз встречается знак умножения (x)?

Сколько раз встречается знак точка (.)?

/ II :   + / - I = =
- x . . II /   +   :
+ I   + - II - = I I
= II = . x + / / . I
x I I - : x x II = /
: - II + . -     + .
= : / + - II I / . -
. =   . - x   - . -
II : + I + + x . + II
: x . x   = I / I :

 

Математическое определение уровней:

Сумма точно воспроизведенных графических изображений за определенное время (3 минуты) равна:

0-21- низкий уровень,

22-42 - средний уровень,

42-62- хороший уровень.

НЕЛЕПИЦЫ»

Цель: оценить элементарные образные представления мл. школьника об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой.

Описание: Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов

10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ

ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛИНИИ»

Цель: диагностика концентрации внимания младшего школьника

Инструкция: «Перед вами 25 перепутанных линий. Вам необходимо проследить мысленно взором (не пальцем, не ручкой, а именно взором) траекторию каждой линии слева направо и определить, где она кончается. Там, где она заканчивается, проставьте ее номер. Начинайте с первой линии, затем переходите ко второй, третьей и т. д. На выполнение задания дается только 7 минут. Если вы не успели, то оставшиеся линии засчитываются как ошибки. Начали!» Теперь проверьте список концов линий, отмеченный вами в правой колонке, с даваемым нами списком: 6, 3, 22, 23, 8, 21, 19, 16, 10, 20, 8, 11, 25, 1, 12, 4, 2, 5, 7, 18, 15, 24, 13, 14, 17. Подсчитайте количество правильных ответов и оцените по таблице 4 и сколько баллов вы получили.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ»

Цель: диагностика уровня распределения внимания младшего школьника

Инструкция: Педагог предлагает испытуемым следующие задания:

а) написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1. Если он сразу начинает сбиваться - у него слабое распределение внимания;

б) считать вслух от 1 до 31, но ребенок не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем, вместо этих чисел он должен говорить: "Не собьюсь".

Например: "Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь" и т.д.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Подсчитать ошибки: максимум — 12, минимум - 0. Принято считать, что: хорошее распределение внимания - от 0 до 4 ошибок; среднее - от 4 до 7; ниже среднего — от 7 до 10; плохое - от 10 до 13. Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, —, 7, 8, -, 10, 11, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, —, 22, —, 25, 26, -, 28, 29, - (черта замещает числа, которые нельзя произносить).

ТЕСТ ПЬЕРОНА-РУЗЕРА»

Цель: диагностика концентрации и устойчивости внимания младшего школьника

Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".

Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок. Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками. Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками. Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»

Цель: диагностика устойчивости, сосредоточенности, объема, переключения и распределения внимания младшего школьника.

Описание: 20 строк букв, по 20 букв в каждой. По сигналу «начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы – 3 минуты.

 

ж ф с я а б ц у и к е н г ш щ з х ф м о
ы в а и р о о л д ж з я ч м и т ь с т в
о б ю е а в ы р е н о л б ж д л о р у к
ц у к е н г ш щ з х ф ы в а п р о л д ж
я ч с м и т ь б ю э ж д л о р п а в в ы
е а е ы ф я ч с м и т б ю ф ы в а к й ц
э л д ж э ц у к е н г ш щ н е к ц ф у К
и м с ч я а х о х р з х о щ н е к у ы в
ц к э д ж л о н с а в и ф ю в м б ю и м
е к у ц з щ ш г н е к у ц м с ч ю т и п
ф ы в а п р о л д ж з щ ш г н е к у н г
ж д л о р п ф ы в а п р о л д ж ю б и м
ф ы в к у ц е н г ш щ л о р п и т м с ч
р п а о л д и м с ч и т б л о д ш е н г
а п р о н е г к у в а п л д ж и т б м с
п а е к н г о л п д ж ш н г к у в м с и
э л д ш г н щ у к е н д о р г с и т п р
к у е н г ш л о р д ж в а п р н д и т в
в а п р н г о л д и т ж з х к у п р н е
с и т р н г е ц ы в с и м п р о н е г б

 

Работоспособность определяется по формуле:

Работоспособность = количество строк x количество строк / количество ошибок

Чем больше работоспособность и чем меньше число ошибок, тем более устойчивым является внимание.

Для исследования переключения внимания можно использовать эту же корректурную пробу, но задание школьникам нужно давать следующим образом: на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей строчке – «к» и «ч», затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей – «к» и «ч» и т.д.

Оценка результата:

Процент ошибки = 100 x количество строк, неверно отмеченных / общее количество просмотренных строк.

ЧИСЛОВОЙ КВАДРАТ»

Цель: диагностика объема, распределения и переключения внимания.

СОДЕРЖАНИЕ. В квадрате с 25 клетками в случайном порядке расположены числа от 1 до 40. 15 чисел пропущены. Обследуемый должен зачеркнуть в числовом ряду числа, отсутствующие в квадрате. Время на работу – 2 минуты. При обработке подсчитывается количество правильных ответов (пропуск, исправление – ошибка). Оснащение: бланк, демонстрационный плакат, карандаши, секундомер.

ИНСТРУКЦИЯ: перед вами квадрат с 25 числами и числовой ряд из 40 чисел. Вам необходимо за 2 минуты зачеркнуть в числовом ряду числа, отсутствующие в квадрате. Оценка по 9-балльной шкале.

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ПАМЯТИ»

Цель: определение преобладающего типа памяти

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер. Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут. Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут. Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут. Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C =, где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядовбыло большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА»

Цель: изучение особенностей смысловой (логической) памяти

Стимульный материал - отпечатанные короткие, доступные по содержанию рассказы, в которых для качественной и количественной оценки заранее выделены смысловые единицы. Могут использоваться рассказы для детей Л.Н. Толстого.

Инструкция: " Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя.

Плохой сторож.

У одной/ хозяйки/ мыши/ съели/ в погребе/ сало/. Тогда она/ заперла/ в погреб/ кошку/. А кошка/ съела/ и сало/, и мясо/, еще и выпила/ молоко/".

Оценка результатов: 4 балла - ребенок воспроизвел по памяти 80 % информации и больше. 3 балла - ребенок воспроизвел по памяти 55-80 % информации 2 балла - ребенок воспроизвел по памяти 30-55 % информации 1 балл - ребенок воспроизвел по памяти 0-30 % информации, или не вступил в контакт, не понял инструкцию, не принял задание, не смог себя организовать.

ИСКЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО»

Цель: изучение способности к обобщению.

Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа: 1. Лампа, фонарь, солнце, свеча. 2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.3. Собака, лошадь, корова, лось. 4. Стол, стул, пол, кровать. 5. Сладкий, горький, кислый, горячий. 6. Очки, глаза, нос, уши. 7. Трактор, комбайн, машина, сани. 8. Москва, Киев, Волга, Минск. 9. Шум, свист, гром, град. 10. Суп, кисель, кастрюля, картошка. 11. Береза, сосна, дуб, роза. 12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов. 1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). 2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда). 3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. 4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

Ключ к оценке результатов. Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.

ВЫРЕЖИ ФИГУРУ»

Цель: диагностика наглядно действенного мышления

Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры на рис 8 в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов. Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)

Оценка результатов В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания 10 баллов – все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов. 8-9 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм 6-7 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм. 4-5 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм. 2-3 балла – все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм 0-1 балл – ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм. Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий.

ПОСЛОВИЦЫ»

Цель: изучение особенностей мышления

В качестве экспериментально материала использовались два набора карточек. На карточках одного набора были написаны пословицы, на карточках другого - фразы. Часть этих фраз ничего общего с пословицами не имела, но в них были включены слова, упоминающиеся в пословицах, часть же фраз раскрывала смысл предъявленных ребенку пословиц.

Пословицы:

Цыплят по осени считают.

Волка ноги кормят.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

Учение свет, а неучение – тьма.

Фразы:

О деле судят по результатам.

Цыплята вырастают к осени.

Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих.

Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.

Злой человек не любит доброго.

Ошибку нужно постараться исправить.

Если ты не прав, то друг всегда докажет тебе, что ты не прав.

Учение дается легче в светлое время суток.

Безделие делает день длиннее.

Прежде, чем что-то сказать – подумай. Слово назад не возьмешь.

Волк догоняет свою добычу, он никогда не сидит в засаде.

Перед испытуемым в беспорядке раскладываются карточки с фразами и пословицами. Предлагается внимательно их прочитать. После этого экспериментатор берет карточки с пословицами и поочередно предъявляет их испытуемому, требуя после каждого предъявления пословицы отыскать в имеющемся у ребенка наборе подходящую по смыслу фразу.

Экспериментатор отмечает в протоколе уровень: «хороший», «средний», «низкий».

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ РЕЧИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

Цель: позволяет получить информацию о соответствующем познавательном процессе, а именно определения понятий (в данном случае в отличие от исследования мышления обращается внимание на владение словом ври выражении мысли, а не на саму мысль)

В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:

Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объ­единять, бить, тупой.

Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, вкладывать, толкать, режущий.

Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Перед началом диагностики ребенку предлагается следую­щая инструкция:

«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово например «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.

Замечания.

1. Дети могут сами читать стимульные слова, если они умеют это делать и если чтение не вызывает у них затруднений. Во всех остальных случаях экспери­ментатор сам читает ребенку слова.

2. Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?» Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, то после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на это время.

3. Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку — 0,5 балла. При совершенно неточном определении — 0 баллов.

Оценка результатов. Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное — 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.

Выводы об уровне развития:

10-8 баллов хороший уровень
7-4 баллов средний уровень
3-0 баллов низкий уровень

 

ДИАГНОСТИКА СВЯЗНОЙ РЕЧИ»

Цель: оценить уровень связности устной речи

Инструкция: «Послушай внимательно рассказ. Постарайся запомнить его название. Сначала я тебе расскажу этот рассказ, а потом ты постараешься рассказать его Буратино».

Пример текста: Два козлика Два упрямых козлика встретились на узком бревнышке, переброшен­ном через ручей. Вдвоём перейти ручей было невозможно; нужно было кому-нибудь вернуться назад, дать другому дорогу и подождать.

— Уступи мне дорогу, — сказал один козлик.

— Вот ещё! Я первый взошёл на мост.

Тут оба столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и стали драться. Но бревно было мокрое: оба упрямца поскользнулись и упа­ли прямо в воду.

(По К.Д. Ушинскому)

Оценка:

3 балла — запомнил название рассказа, пересказ полный, логичный;

2 балла — не запомнил название рассказа; пересказал, допуская ошибки, и/или пересказ неполный;

1 балл — самостоятельно не пересказал, отвечал на вспомогательные вопросы логопеда;

0 баллов — не мог ответить на вопросы логопеда.

МЕТОДИКА Т. Н. ФОТЕКОВОЙ»

Цель: диагностика устной речи младшего школьника

IV.Связная речь.

1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик».(4-5 картинок). -Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ. А)смысловая целостность: Б)лексико-грамматическое оформление: В)самостоятельность выполнения задания:

2.Пересказ прослушанного текста. -Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказать. «Горошины» В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Одна дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха. (рассказ предъявляется не более 2 раз) А) смысловая целостность: Б)лексико-грамматическое оформление: В)самостоятельность выполнения:

Результаты: IV уровень успешности-100-80% (120-96 баллов)-нормальное протекание речевого и интеллектуального развития. III уровень -79,9-65% (95-78 баллов)-нетяжелый речевой дефект, зпр, негрубым онр III ур.,элементы онр.II уровень-64,9-45% (77-54 балла)-выраженное недоразвитие речи, недостаточность познавательной деятельности. I уровень-44,95 и ниже(53-и ниже)-грубое недоразвитие всех сторон речи, моторная алалия или сложный дефект, сочетающий умственную отсталость и тяжелую речевую патологию

 

НАЗОВИ КАРТИНУ»

Цель: диагностика воображения младшего школьника

Стимульным материалом может быть любая сюжетная картинка, достаточно яркая и имеющая четкое содержание.

Инструкция: Посмотри на картинку. Придумай для нее название. Чем больше названий ты придумаешь, тем лучше.

Проведение: Детям показывают сюжетную картинку и дают время (2-3 минуты) на то, чтобы ее хорошенько разглядеть, после чего предъявляют инструкцию.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА»

Цель: определить уровень сформированности воображения младшего школьника

Инструкция: Детям предлагаются отдельные слова. Например:а) книга, девочка, диван, кот; б) мыло, одежда, расческа, зонт, дождь, школа. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

Оценка результатов:

Скорость придумывания рассказов оценивается: 2 баллами — если ребенку удалось придумать рассказ в течение не более 30 секунд; 1 баллом — если на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты; 0 баллов — если за 1 минуту ребенок так и не смог ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета оценивается: 2 баллами — если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, оригинален; 1 баллом — если ребенок привносит в виденное или слышанное что-нибудь новое от себя; 0 баллов — если ребенок просто механически пересказы то, что он когда-либо видел

Эмоциональность образов в рассказе оценивается так: 2 баллами — если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны; 1 баллом — если у рассказчика эмоции слабо выражены и слушатели слабо эмоционально реагируют на рассказ; 0 баллов — если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя.

Выводы об уровне развития 6 баллов — высокий; 4-5 баллов — средний; 2-3 балла — низкий; 0-2 балл — очень низкий

ДОРИСОВЫВАНИЕ ФИГУР»

Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.

Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага.

Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование). 1 тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей. 2 тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями. 3 тип - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку). 4 тип - ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой). 5 тип - заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кру жок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов длясоздания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину)

ПРИДУМАЙ ИГРУ»

Цель: определить уровень воображения младшего школьника

Ребенок получает задание за 5 минут придумать какую-нибудь игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора: 1) Как называется игра? 2) В чем она заключается? 3) Сколько человек необходимо для игры? 4) Какие роли получают участники в игре? 5) Как будет проходить игра? 6) Каковы правила игры? 7) Чем должна будет закончиться игра? 8) Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Оценка результатов В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. Поэтому ребенку необходимо помогать, задавая наводящие вопросы, но не подсказывать ответы.

Критерии оценки 1) оригинальность и новизна, 2) продуманность условий, 3) наличие различных ролей, 4) наличие правил, 5) точность критериев оценки успешности проведения игры. По каждому из этих критериев ребенок может получить от 0 до 2 баллов О баллов — полное отсутствие определенного признака, 1 балл — наличие, но слабая выраженность в игре данного признака 2 балла — отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

Выводы об уровне развития 10 баалов — очень высокий; 8-9 баллов — высокий; 4-7 баллов — средний; 2-3 балла — низкий; 0-1 балл — очень низкий.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Оцениваются ответы на 10 рисунков (2--11). Рисунок 1 -- тренировочный. Рисунок 12 выполняет «буферную» функцию и предназначен для того, чтобы ребенок закончил выполнение 1задания позитивным ответом. Вместе с тем, следует обратить внимание на редкие случаи (по нашим данным, не более 5--7%), когда ребенок на 12 карточку дает отрицательный ответ, Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны рассматриваться отдельно.

Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.

ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ» М. ЛЮШЕРА

Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности.

Стимульный материал: набор карточек из 8 цветов: серого (0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), оранжево – красный (3), светло – жёлтый (4), фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).

Метод проведения теста: Ребёнку предлагается выбрать из предложенного ряда цветовых карточек самый приятный для него в настоящий момент цвет, затем наиболее приятный из оставшихся – и так до последней карточки. Выбранные карточки педагог переворачивает. Педагог фиксирует в протокол все выбранные ребёнком карточки в







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.