|
ГЛАВА 6. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ В СПОРТИВНО- ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.1 Взаимопонимание – предпосылка эффективности в общении
Молодой специалист, приступив к самостоятельной работе в школе, обнаруживает, что для успешного труда недостаточно только знаний и приобретенных умений. От него требуется нечто большее - умение общаться со школьниками различного возраста, с коллегами, родителями учащихся, руководством. Умение общаться имеет важное значение в адаптации не только к коллективу, но и к своей профессии. Конечно же, не всем дан дар "глаголом жечь сердца людей", но научиться этому можно и нужно, если человек выбрал профессию педагога. Причем очень важно осознать, что субъект действительно обнаруживает конкретные недостатки в умении общаться с другими. Почему человек оказывается недостаточно эффективен в общении? Кто в этом виноват? В себе мы даже и не пытаемся отыскать причины. Оказывается, прежде всего, это зависит от самого человека, а не от других. Причина кроется в излишнем внимании субъекта к своему образу и отсутствии внимания к партнеру по общению. Излишнее внимание к Я-образу заслоняет осознание им межличностной ситуации, и её решение осуществляется с позиции "Я", а не "Мы" и не "Он". Именно в этом кроются истоки недостаточного внимания к своему собеседнику: наблюдать за ним, слушать его; понимать, вникать в его мысли и говорить с учётом уместности своих высказываний. Спортивно-педагогическая деятельность тем и характерна, что эффективность ее в значительной степени обеспечивается характером межличностного взаимодействия педагога и учащегося, а не индивидуальными, усилиями первого или второго. Обе стороны должны понимать, что даже их субъективные достижения носят не индивидуально-психологический, а социально-психологический характер. Находясь на таких позициях понимания результатов межличностного взаимодействия, обе стороны будут стремиться к взаимопониманию. Зачастую процесс коммуникации педагога с учеником осуществляется по схеме "педагог- ученик". Такая схема коммуникации не всегда, не со всеми учениками будет эффективной, а педагог может не добиться желаемого в общении с учеником. В такой схеме общения участвуют только двое - педагог и ученик. Каждый видит (слышит) только своего партнера. Отсюда всевозможные конфликты, обусловленные непониманием своего партнера, неприятием его представлений, образа о другом. Значительно эффективней процесс общения будет протекать по схеме, представленной И.М. Юсуповым (1991).
Рис. 6. Схема эффективного общения
Эффективность общения по такой схеме достигается за счет следующего. Педагог в своем представлении (воображении) осознает и создает образ своего "Я" и образ своего партнера (ученика), не ограничиваясь только его материальным созерцанием. Аналогичным образом должен поступать и ученик, однако его надо постоянно этому учить. Он должен знать, какую роль в общении играет педагог, зачем он с ним занимается, в чем заключается ответственность ученика в учебном процессе. Создание такого процесса коммуникации во всех ситуациях общения является необходимым с обеих сторон. Установление взаимопонимания — длительный процесс и прохода через ряд этапов (Е.П. Ильин, 2000). Первый этап — возникновение первого впечатления о партнере по общению. При этом одни люди опираются на физические данные, другие — на психологические характеристики. На создание первого впечатления могут влиять "эффект ореола", когда человеку приписываются положительные оценки, в настоящий момент не обнаруживающие себя; "эффект стереотипизации", когда суждение о человеке выносится на основании своего ограниченного прошлого опыта или устоявшегося мнения других; «эффект-новиз- ны" (проявляется в ситуациях уже знакомого человека, когда наиболее значимой в ситуациях восприятия оказывается новая, т.е. последняя информация о знакомом); "эффект снисходительности" - щедрая, излишняя благожелательность при восприятии другого человека; "эффект первичности - при встрече с незнакомым человеком у воспринимающего преобладает первая информация о нем. Второй этап — изучение и понимание партнера по общению, т.е. проникновение во внутренний мир собеседника. Педагог должен разобраться в целях, мотивах поведения ученика, его переживаниях, установках, состоянии. Важным средством для педагога здесь выступает его эмпатийность как свойство личности. Используются здесь также идентификация (отождествление себя с другим) и рефлексия, предполагающая постановку вопроса: "А если бы я был бы на его месте?". Третий этап — обеспечение понимания себя другим. Для этого педагог должен решить две задачи: найти наиболее приемлемую для учащихся форму самовыражения; позаботиться о самоограничении. Первая задача решается с помощью рефлексии: учитель должен ответить на вопросы "Что ученик думает обо мне?", "Как он понимает мою позицию в этом вопросе?", "Как он воспринимает мои действия?" Исходя из этого и надо строить свои высказывания, свое поведение и т.п. Вторая задача - самоограничения в эмоциях, словах, оценках и др. — направлена на сближение с учеником, на проникновение ученика в мир учителя. Четвертый этап - сближение позиций и поддержание взаимопонимания. Здесь педагогу необходимо не только понять мотивы, цели, установки ученика, но и принять их, разделить с собой. Это позволяет устанавливать отношения более близкие (дружба, симпатия, любовь). Наибольший успех в общении с учениками имеют педагоги с развитой эмпатией. Это чрезвычайно важное профессиональное качество педагога. В.А.Сухомлинскнй отмечал: "... учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего - с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях. Эмпатия - сопереживание, способность поставить себя на место ученика и проявлять эмоциональную отзывчивость на пережи- вание своих воспитанников, это свойство способствует сбалансированности межличностных отношений между педагогом и учащимися, столь необходимой для успешной деятельности педагога. Оно присуще каждому, но развито не у всех одинаково. Для женщин-педагогов характерен более высокий уровень эмпатийности, чем для мужчин. И это вполне объяснимо их социальной ролью в воспитании детей. Эмпатия в общении — это своеобразная установка не только на понимание сказанного партнером, но и проникновение в смысл сказанного, его состояние и переживания. Начинающему педагогу не мешало бы знать, насколько у него развита эмпатийность. Это можно сделать, используя опросник И.М. Юсупова (1991). Общение, в процессе которого проявляется эмпатия, называется эмпатийным. Оно складывается из следующих компонентов: эмпатийное слушание; положительная установка на собеседника; проявление внимания, памяти, воображения. Эмпатийное слушание обеспечивает обратную связь с партнером по общению. Для обеспечения эмпатийного слушания рекомендуется соблюдение следующих правил: - проявлять полную заинтересованность в собеседнике; - подчеркивать улыбкой свое расположение к собеседнику; - не отвлекаться, слушая собеседника; - дать собеседнику высказаться, не перебивая его; - быть внимательным к высказываниям собеседника; - находить истинный смысл его слов. Установки в межличностном взаимодействии различают положительные и отрицательные. При положительном отношении к собеседнику принимается всепрощенческая позиция, закрываются глаза на его недостатки. Одобрительная установка по отношению к собеседнику создает обстановку свободы и непринужденности, он становится самокритичным, выражая свои мысли и чувства более открыто и честно. Отрицательная установка на собеседника воздвигает незримый барьер отчуждения, разрушить который трудно. Развитая память, направленное внимание на собеседника в воображении позволяют заранее мысленно строить, процесс общения, предвидеть затруднения, разрешать их и добиваться успеха при непосредственном общении.
6.2. Стили педагогического общения и барьеры в общении
В психологической литературе выделяются следующие стили педагогического общения. Совместное творчество — наиболее продуктивный стиль общения учителя с учащимися. Продуктивность заключается не только в конечном результате, но и в воспитательном эффекте. Общение с учащимися протекает по деятельностно-диалоговой схеме, когда ставятся общие цели и совместными усилиями (учителя и ученика) находятся решения. Дружеское расположение. По своим характеристикам сходен с с предыдущим стилем. В основе этого стиля лежит искренний интерес к ученику, уважительное отношение к каждому, независимо от личности ученика. Использование его в общении с учащимися — предпосылка успешной совместной деятельности. Крайней формой стиля "дружеское расположение" рассматривается заигрывание. Такого стиля обычно придерживаются начинающие учителя, стараясь войти в расположение к учащимся, завоевать у них авторитет, причем учащиеся понимают это стремление учителя. Как правило, подобный авторитет оказывается ложным. Устрашение - стиль общения, возникающий как следствие собственной неуверенности, неумелости организовать взаимодействие учащихся. Элементы его часто используют молодые педагоги, исчерпав другие способы. Учитель стращает, что из-за плохого отношения ученика к физкультуре он не поставит ему положительной оценки за полугодие или год. Такая установка учителя не даст положительных результатов, и отношение ученика вряд ли изменится в лучшую сторону. Принимая подобное решение, учитель расписывается в своем бессилии. Процесс общения учителя с учеником оказывается жестко регламентированным. Между ними возводится незримый барьер, который в дальнейшем трудно преодолеть. Деятельность при данном стиле общения мало продуктивна. Молодые педагоги нередко скатываются к такому стилю общения в силу своего характера и недостаточной профессиональной подготовленности. Дистанция - довольно распространенный в школе стиль общения и часто приводит к неудачам в деятельности и в общении с учащимися. Для этого стиля характерно субъективное подчеркивание различий между учителем и учащимися. Однако без соблюдения определенной дистанции общение может скатиться к панибратско-снисходительным отношениям. Дистанция должна выступать как показатель ведущей роли педагога, а не различий его и учеников. Абсолютизирование дистанции может резко ограничивать творческий потенциал совместной деятельности и провоцировать авторитарные отношения при управлении педагогическим процессом. Искусство педагога заключается в нахождении разумного диапазона при выборе дистанции, что происходит с годами. Менторский стиль представляет собой разновидность предыдущего. Назидательство, покровительство как составляющие этого стиля нередко приводят к увеличению разрыва между учителем и учащимися и могут служить предметом насмешек, шаржирования. Менторский стиль может привести к полной утрате контактов с учащимися. В педагогической практике (особенно школьной) довольно часто между учителем и учеником возникают барьеры общения, осложняющие выполнение учителем своих функций и приводящие к конфликтным ситуациям. Даже в самых благоприятных условиях установление контакта с учеником может быть затруднено. Этому мешает темперамент, характер и отрицательные эмоциональные состояния. Барьер темперамента встречается, как правило, между людьми с разными типами темперамента. Ученик с высокой реактивностью, вспыльчивый, начиная диалог с учителем без мысли о ссоре, внезапно на какую-то реплику разряжается вспышкой негодования и даже может нагрубить учителю. Для другого ученика такое же замечание означает сущий пустяк. Иными словами, представители разного темперамента на одно и то же слово реагируют по-разному. Неосведомленность начинающего педагога о типе темперамента ученика может привести к полному разрыву отношений между ними. Барьер характера возникает при не учете акцентуации характера собеседника. Под акцентуацией понимаются крайние варианты нормы, при которых отдельные черты усилены до высоких пределов. Это вызывает избирательную уязвимость со стороны некоторых воздействий. Причиной возникновения барьера характера является не только его акцентуация, но и низкая эмпатия общающихся. Какие же черты характера могут отталкивать партнеров по общению? У гипертимного типа характера - легкомысленность, склонность к аморальным поступкам, раздражительность, недостаточно серьезное отношение к обязанностям. У гипотимного типа характера такие черты: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, отрыв от коллектива. У возбудимого типа - раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки гнева и ярости с рукоприкладством, жестокость, ослабленный контроль над своими влечениями. У застревающего типа - обидчивость, уязвимость, подозрительность, мстительность, ревность, непомерность требований к окружающим, самонадеянность. У тревожно-мнительного типа - беззащитность, тревожность, мнительность. У демонстративного типа - эгоизм, хвастливость, лживость, необузданность поступков. Барьер отрицательных эмоций. Эмоции могут оказывать серьезное влияние на восприятие партнера по общению. Устойчивая отрицательная эмоция способна воздвигнуть барьер между педагогом и учеником. К таким эмоциям относятся: страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина. Часто в педагогической деятельности проявляется барьер плохого настроения. Педагогу надо знать, что его плохое настроение переносится на ученика. Идти на занятие с плохим настроением — значит заведомо обречь урок на провал. Плохое настроение педагога снижает работоспособность учащихся и отталкивает от него учащихся.
6.3. Коммуникативная компетентность как условие успешности педагогической деятельности
Важным показателем социально-психологической приспособленности человека к спортивно-педагогической деятельности является коммуникативная компетентность — обобщенная интегральная характеристика личности, формирующаяся на основе психологических знаний, и в значительной мере опосредованная личностными особенностями субъекта. В силу специфичности спортивно-педагогической деятельности коммуникативная компетентность должна рассматриваться как одна из составляющих профессионального мастерства педагога. Учитывая значение коммуникативной компетентности в решении профессиональных задач спортивного педагога, в отдельных случаях можно говорить о профессиональной непригодности субъекта к спортивно-педагогической деятельности, особенно при акцентуированном проявлении отдельных черт характер. Спортивный педагог, начав свою трудовую деятельность, быстро обнаруживает имеющиеся у себя недостатки, затрудняющие осуществление своих функций. Как правило, в качестве таких недостатков выступает коммуникативная компетентность. Причем в период обучения, как считают студенты, сформированность коммуникативных умений у них достаточно высока (Г.Д. Бабушкин, 2005). В этой связи они не уделяют особого внимания развитию коммуникативной компетентности в силу их неадекватного представления ее сущности, которая сводится лишь к коммуникативным умениям. Значимость в этой характеристике свойств личности вообще не рассматриваются. Однако есть ряд свойств личности, обусловливающих коммуникативную компетентность и не претерпевших существенных изменений у зрелого человека под влиянием внешних воздействий. Здесь гораздо эффективней внутреннее понимание, самосознание личностью недостатков в своем личностном развитии. В основе коммуникативной компетентности лежат не просто владение техникой общения (чему можно научить), а особенности личности в целом, единство чувств, мыслей и действий, разворачивающихся в конкретной ситуации. Быть коммуникативно компетентным - еще не значит "иметь, что и как сказать", здесь необходимо обладать свойством коммуникабельности, проявляющимся в процессе общения безотчетно, бессознательно. Составными компонентами коммуникативной компетентности являются коммуникативные способности и формирующиеся на их основе коммуникативные умения, проявляющиеся непосредственно в общении и имеющие решающее значение в реализации функции общения. Формирование коммуникативных умений связано с наличием в интеллектуальном багаже субъекта того объема психологических знаний, который необходим для построения эффективного общения с окружающими. Проявление коммуникативных умений в процессе общения во многом обусловлено определенными свойствами личности и характером психического состояния на момент общения. Так, одной из существенных причин конфликтного поведения тренера зачастую служат отрицательные свойства его личности: эгоизм, грубость, низкая общительность, невыдержанность и т.д. (Г.Д. Бабушкин, 2006). Причем ряд свойств наиболее ярко проявляется в возбужденном состоянии педагога, что значительно снижает его коммуникативную компетентность. На рис. 7 приведена структура коммуникативной компетентности.
Pиc. 7. Структура коммуникативной компетентности.
Рассмотрим ее составные компоненты. Психологические знания включают необходимый уровень знаний о проявлениях психики человека в общении, позволяющий наиболее эффективно строить этот процесс. Однако далеко не все специалисты, не говоря уже о студентах, обладают подобным уровнем знаний. Психологические знания оказывают влияние на развитие коммуникативных способностей и формирование умений общения, а также на характер психического состояния педагога и воспитание у себя отдельных свойств личности. Коммуникативные способности включают в себя следующие свойства: стремление к установлению новых контактов с людьми, желание проводить свободное время среди людей, скорость установления контактов и освоения в новой компании, понимание психического состояния другого, проявление инициативы при знакомстве с новыми людьми. На развитие коммуникативных способностей оказывают влияние темперамент, характер и психологические знания. В свою очередь, коммуникативные способности обеспечивают формирование коммуникативных умений и проявление того или иного психического состояния. Коммуникативные умения - отражение в общении знаний и способностей. Постоянство проявления их в общении зависит от свойств личности (темперамента, характера) и психического состояния педагога. Коммуникативные умения — самая динамичная характеристика коммуникативной компетентности. Так, излишне возбужденное состояние педагога, связанное со свойствами темперамента и характера, отрицательно сказывается на проявлении коммуникативных умений в общении. Свойства личности (характер, темперамент). Среди широкого разнообразия проявления характера и темперамента есть такие свойства, которые влияют на процесс общения положительно (доброжелательность, спокойствие, эмоциональная устойчивость, внимательность, отзывчивость и пр.). Другие же свойства личности (вспыльчивость, неуравновешенность, агрессивность, скрытность и т.п.) оказывают отрицательное влияние на процесс общения, способствуя формированию таких психических состояний, как тревожность, напряженность, аффект и др., при которых уровень коммуникативной компетентности резко снижается. В подобных состояниях человек, даже зная, что поступать подобным способом нельзя, все же действует. Одни свойства темперамента оказывают положительное влияние на формирование коммуникативных способностей и умений, другие — отрицательное. Психические состояния. Проявление того или иного психического состояния в общении обусловлено наличием у субъекта определенных психологических знаний о закономерностях проявления психики, отдельными свойствами личности (перечисленными выше) и коммуникативными способностями. В свою очередь психическое состояние влияет на проявление коммуникативных умений и некоторых свойств личности в общении. Нормальное адекватное ситуативное психическое состояние позволяет в полной мере реализовать в общении имеющиеся коммуникативные умения и психологические знания. В этой связи очень важной для развития коммуникативной компетентности начинающего педагога является способность управлять своим психическим состоянием.
Темы рефератов: 1. Взаимопонимание педагога и ученика, этапы установления взаимопонимания. 2. Значение эмпатии в деятельности педагога. 3. Стили педагогического общения. 4. Коммуникативная компетентность как предпосылка эффективности деятельности педагога.
Литература: 1. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – СПб, 2000. 2. Основы спортивной психологии. /Под ред. Г.Д Бабушкина и В.М. Мельникова. – Омск, 2000. 3. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань, 1991.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|