Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 4. ПРОЯВЛЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ





В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

4. 1. Проявление воли при выполнении физических упражнений

 

Впервые к воли человека обратился И.М. Сеченов. Он считал, что воля – деятельная сторона разума и морального чувства. Воля имеет интеллектуальную и моральную основы.

Воля — это способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение поставленных целей, и со­знательно регулировать свою деятельность. Учащиеся, выполняю­щие физические упражнения, выступая на спортивных соревнованиях, ставят определенные цели (ближайшие или перспективные). В процессе спортивной деятельности постоянно встречаются труд­ности, и от того, как учащиеся будут относиться к их преодолению, как они будут проявлять волевые усилия, будет зависеть раз­витие воли как способности. Научить их преодолевать любые встре­чающиеся при этом трудности — одна из задач учителя физической культуры, тренера.

Спортивная деятельность служит тем полигоном, где воля про­является постоянно — ежеминутно и даже ежесекундно — и оказы­вает положительное влияние на физическое совершенствование человека, рост спортивных результатов. Постоянное выполнение фи­зических упражнений, в свою очередь, укрепляет волю. И многие подростки, самостоятельно занимаясь физическими упражнения­ми, воспитывают волю, хотят быть смелыми, решительными, уве­ренными.

Проявление воли связано с преодолением трудностей при занятиях ФК и С. Выделяются следующие трудности:

1. Объективные трудности:

- связанные с развитием физических качеств силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, а также связанные с функциональной подготовкой в избранном виде спорта;

- трудности, связанные с планированием и организацией своих действий на тренировках, соревнованиях;

- трудности, связанные с проявлением максимальных физических усилий;

- трудности, связанные с выполнением сложно координированных движений.

2. Субъективные трудности:

- связанные с личным переживанием спортсменом успеха или неуспеха в спортивной деятельности;

- трудности, связанные с проявлением и преодолением отрицательных эмоций – страха, невуеренности в своих силах, боязни противника, поражение, чрезмерная ответственность за результат своей деятельности, отрицательные предстартовые состояния.

При занятиях физической культурой и спортом воля как ин­тегральное психическое проявление представляется в виде волевых действий, сопутствующих выполнению любого физического уп­ражнения (прыжок через коня, прием мяча, бег и т.д.). Признаками волевых действий являются:

1) наличие побуждения к совершению действия;

2) осознание возникшей и требующей своего удовлетворения потребности;

3) представление цели действия, его конечного результата;

4) представление средств, необходимых для достижения намеченной цели;

5) намерение и решение осуществлять данное действие. При этом различают такие виды решений: а) привычное (принимается без размышлений и колебаний); б) без достаточного основания (принимаемое как попытка выйти из создавшегося положения); в) осознанное решение, осуществляемое на основе тщательного анализа всех обстоятельств;

6) волевые усилия. Выражаются в побуждении человека дей­ствовать, несмотря на возникшие трудности и препятствия объекта;

7) выполнение принятого решения. Осуществляется путем ра­бочих операций с помощью намеченных средств.

Перед выполнением, а также в процессе выполнения физических упражнений у человека возникает определенное психическое состояние, так называемое волевое усилие — состояние внутренней психической напряженности человека, возникшее в связи с необ­ходимостью преодоления трудностей. Например, состояние учаще­гося перед выполнением сложного упражнения или перед выпол­нением прыжка через планку, установленную на максимальной для него высоте. При выполнении физических упражнений различа­ются следующие волевые усилия, связанные: а) с мышечным напряжением (подтягивание на перекладине, опорные прыжки и т.п.); б) напряжением внимания (спортивные игры, гимнастические уп­ражнения, стрельба и т.п.); в) преодолением усталости (бег-кросс, лыжная подготовка, плавание и т.п.) и неблагоприятных эмоциональных состояний (неудач в первых стартах, возникший страх и т.п.).

Постоянно проявляемое в спортивной деятельности волевое усилие (психическое состояние) трансформируется в волевое качество (свойство личности). Например, постоянное преодолений чувства страха способствует развитию волевого качества смелости; преодоление усталости в плавании, беге и т.д. способствует разви­тию волевого качества настойчивости. Различают следующие воле­вые качества: 1) общие волевые качества - дисциплинированность, уверенность, целеустремлен­ность; 2) основные волевые качества - настойчивость, решительность, смелость, инициативность, самостоятельность, самообладание, выдержка.

Целеустремленность – это наличие перспектив и ближайших целей, планирование организация своего поведения и действий.

Дисциплинированность – выполнение обязанностей, требований.

Уверенность – это субъективная оценка соотношения своих целей и своих возможностей для решения поставленных задач. Уверенность может проявляться и как состояние.

Решительность – это способность принимать решения в сложных обстоятельствах (утомление, различные соревновательные ситуации и т.п.) и оперативно их исполнять. Эффективность проявления решительности зависит от объективности восприятия ситуации, ее оценки.

Настойчивость – способность действовать, несмотря на утомление, появление трудностей.

Инициативность – это способность выполнять действия и деятельность разнообразно и эффективно, брать на себя инициативу за решение задач.

Самообладание – это способность управлять своим состоянием, мыслями, действиями. Выдержка – способность сдерживать свои эмоции в различных ситуациях.

В том или ином виде спорта то или иное волевое качество является ведущим. Например, в спортивной гимнастике – самообладание, в спортивных играх – решительность, в беге на длинные дистанции (проявление выносливости) – настойчивость, упорство. В этой связи при подготовке спортсменов необходимо учитывать значимость волевых качеств и целенаправленно их развивать.

Волевые качества не всегда взаимосвязаны между собой. Школь­ник может быть, например, настойчивым, но несмелым, инициативным, но невыдержанным и т.д., т.e. необязательно все волевые качества могут быть высоко развиты даже у высококвалифициро­ванных спортсменов.

На уроках школьники нередко отказываются выполнять фи­зические упражнения. В этом случае учителю важно найти причи­ны отказа. В качестве таких причин может быть стpax, возникший перед выполнением сложного, опасного упражнения. У одних страх имеет врожденную основу, обусловленную определенными типоло­гическими особенностями, в частности слабой нервной системой (Е.П. Ильин, 1987). У других страх может быть следствием полу­ченной травмы при выполнении упражнений, либо следствием проявления страха их товарищами. В любом случае учитель физкуль­туры должен выявить причину страха у каждого и определить пути его преодоления. Причиной отказа выполнять сложное упражнение может быть и неуверенность в успешном его выполнении. Тогда учитель должен найти способы и средства сформировать у школьника уверенность. Для этого рекомендуется использовать: показ упражнений товарищами по классу; надежную страховку; подводящие упражнения; постепенное повышение трудностей и т.д.

Особое значение для преподавателя, тренера, психолога имеет диагностика волевых качеств. Приведем примерные методики диагностики.

Самообладание - тест Алексеева А.В. -психофункциональный тест. Рассказать.

Настойчивость – выполнение заданий до утомления и на фоне утомления. Тест сгибание рук в упоре лежа.

 

30 раз до утомления 10 раз на фоне утомления

 

!-------------------------------------!-----------------------!

Находим процент выполнения заданий на фоне утомления. Это характеризует качество настойчивости.

Решительность – выполнение заданий, связанных с неожиданностью.

 

4.2. Возрастные проявления воли

 

Младший школьный возраст.

Высокая подвижность детей 6-10 лет может отрицательно сказываться на воспитании волевых качеств. Под влиянием отрицательных эмоций у них меняется отношение к уроку и, естественно, к собственному развитию. Такое же влияние оказывает в этом возрасте оценка, полученная на уроке физкультуры. В этом возрасте слабо развита настойчивость, и при появлении любых трудностей активность ребят снижается. Характерно для данного возраста внушаемость и необдуманное подражание (например, младший школьник может проявить недисциплинированность, подражая сво­им товарищам).

Учитывая, что учащиеся младших классов совершают волевые дей­ствия, в основном, по указанию учителя, эту особенность следует использовать в работе со школьниками с первого класса. В 3-м клас­се они уже могут проявлять волевые усилия, руководствуясь соб­ственными побуждениями.

Младшим школьникам на уроках необходимо давать достаточ­но трудные, но доступные для них упражнения. Попытки выполнить недоступные упражнения будут оказывать отрицательное вли­яние на воспитание волевых качеств. Большое значение для прояв­ления воли имеет самооценка, которая в названном возрасте только формируется. Поэтому переоценка либо недооценка своих воз­можностей отрицательно сказывается на проявлении волевых ка­честв (смелости, решительности и др.).

Подростковый возраст.

Подростки могут оценивать волевые качества в других людях и соотносить их с собой, что считается благоприятным условием для самовоспитания. Для данного возраста характерно проявление смелости, а другие качества (выдержка, самообладание, дисциплинированность) имеют низкий уровень развития. Это объясняется сдвигом баланса нервных процессов в сторону возбуждения. При сильном эмоциональном возбуждении у подростка проявляется несдержанность, резкость, грубость. Из-за недостатка знаний процесс самовоспитания подростков нуждается во внешнем управлении. Этот возраст наиболее благоприятен для воспитания смелости, решительности, инициативности.

Необходимым условием воспитания волевых качеств подрост­ков является постоянная требовательность в сочетании с одобрени­ем, убеждением, разъяснением значения в жизни воли, теоретичес­кими знаниями в этой области.

Старший школьный возраст.

Проявление волевой активности у старшеклассников осуще­ствляется, в основном, по принципу самостимуляции. Достигают высокого уровня такие волевые качества, как настойчивость, целе­устремленность. Учащиеся становятся более выдержанными, чем подростки. Однако такие волевые качества, как самостоя­тельность и инициативность, если они были недостаточно сформи­рованы ранее, не находят должного развития. У девочек старших классов снижается смелость, что следует учитывать при выполнении сложных упражнений. Отсюда очень важно создавать основы воспитания волевых качеств в младшем и среднем школьном воз­расте. В старшем школьном возрасте этот процесс будет осуществ­ляться путем самовоспитания. Однако внешние воздействия не сни­маются.

 

4.3. Воспитание воли в процессе занятий физической

культурой и спортом

 

В воспитании воли у школьников учителю физкультуры необходимо придерживаться следующих правил:

1) начинать с незначительных трудностей, постепенно повышая их интенсивность. Легкие задания на начальной стадии способствуют формированию уверенности у школьников;

2) вызывать у занимающихся стремление выполнить поставленную задачу;

3) создавать уверенность, что трудное задание выполнимо;

4) вызывать у занимающихся быстрые и энергичные выражения;

5) требовать, чтобы занимающиеся выполняли задание с сосредоточенным вниманием на упражнении;

6) добиваться результативности при выполнении заданий, помня, что усилия, затраченные впустую, разрушают способность к волевому усилию.

Важным и необходимым условием воспитания воли является самовоспитание. Кроме того, что учитель физкультуры, используя физические упражнения, воспитывает волю у школьников, они должны еще и самостоятельно заниматься этим. Самовоспитание воли начинает проявляться у некоторых школьников в подростковом возрасте, достигая высокого уровня в старшем школьном воз­расте.

Учителю физкультуры не следует забывать, что процесс самовоспитания воли у школьников не должен уходить из-под внимания педагога и в определенной степени им нужно управлять. Учащиеся (младших классов) должны быть ознакомлены с принципами самовос­питания, представленными для постоянного обозрения (в коридоре, в спортивном уголке, в зале и т.д.).

Основные принципы самовоспитания:

1) научиться владеть собой, делать не то, что хочется, а то, что нужно;

2) совершенствоваться всегда и во всем, делать все наилучшим образом, точно, аккуратно, предвидя результаты и последствия своих действий;

3) искать причины несовершенства своей деятельности, неус­пехов и неудач, прежде всего в самом себе, а не в объективных причинах или других людях, быть всегда строгим судьей для самого себя.

В целях успешного самовоспитания рекомендуется:

1) выявлять сильные и слабые стороны;

2) определять программы самовоспитания;

3)вести дневник самовоспитания;

4) воздействовать на самого себя путем: а) воспоминания об­разцов мужественных людей, их поступков и подражания им; б) исполнения обязательства или слова, данного товарищам либо учителю; в) показа себя в качестве примера для других; г) исполь­зования для преодоления трудностей следующих высказываний великих людей: "Не идти вперед — значит идти назад"; "Жизнь ничего не дает без великого труда", "Бояться труда - недостойно мужчины" и др.

В одних случаях воспитание воли осуществляется стихийно. Учитель физкультуры специально не планирует работу по воспитанию воли. Отсюда и незначителен воспитательный эффект. В других случаях воспитание воли осуществляется сознательно. И учитель физкультуры, и сами учащиеся заинтересованы в этом и работают в содружестве. Эффект здесь выше и обусловлен планированием процесса воспитания и контролем за его выполнением.

Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы умело подбирать и ставить сложные, но преодолимые для ученика пре­пятствия, постепенно повышая степень их трудности.

Развитию волевых качеств способствуют учебные занятия, в процессе которых от учащихся в состоянии утомления требуются проявления новых усилий, сосредоточенности, концентрации вни­мания. Широкое распространение при воспитании волевых качеств получили упражнения, выполняемые с различными отягощениями. Эффективным средством воспитания волевых качеств являет­ся соревновательный метод. Однако при его использовании следу­ет быть особенно внимательным, чтобы вовремя предотвращать неблагоприятные психические состояния занимающихся.

 

Темы рефератов:

1. Воля и значение ее в физическом вос­питании.

2. Волевые усилия и волевые качества.

3. Особенности проявления воли в различные возрастные периоды.

4. Воспитание воли на занятиях физической культурой и спортом.

Литература:

1. Бабушкин Г.Д. Психология физического воспитания. – Омск, 1997.

2. Жаров К.П. Волевая подготовка спортсменов. — М., 1976.

3. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. — СПб, 2000.

4. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб, 2000.

5. Основы общей и спортивной психологии: Учебник для физкультурных вузов /Под ред. Г.Д. Бабушкина. – Омск, 2004.

6. Психология физической культуры и спорта: Учебник для физкультурных вузов /Под ред. А.В. Родионова. – М., 2005.

7. Щербаков Е.П. Теория воли и оперативная оценка волевых

качеств спортсмена. — Омск, 1986.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.