|
Глава 4. ПРОЯВЛЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЛИВ ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ 4. 1. Проявление воли при выполнении физических упражнений
Впервые к воли человека обратился И.М. Сеченов. Он считал, что воля – деятельная сторона разума и морального чувства. Воля имеет интеллектуальную и моральную основы. Воля — это способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение поставленных целей, и сознательно регулировать свою деятельность. Учащиеся, выполняющие физические упражнения, выступая на спортивных соревнованиях, ставят определенные цели (ближайшие или перспективные). В процессе спортивной деятельности постоянно встречаются трудности, и от того, как учащиеся будут относиться к их преодолению, как они будут проявлять волевые усилия, будет зависеть развитие воли как способности. Научить их преодолевать любые встречающиеся при этом трудности — одна из задач учителя физической культуры, тренера. Спортивная деятельность служит тем полигоном, где воля проявляется постоянно — ежеминутно и даже ежесекундно — и оказывает положительное влияние на физическое совершенствование человека, рост спортивных результатов. Постоянное выполнение физических упражнений, в свою очередь, укрепляет волю. И многие подростки, самостоятельно занимаясь физическими упражнениями, воспитывают волю, хотят быть смелыми, решительными, уверенными. Проявление воли связано с преодолением трудностей при занятиях ФК и С. Выделяются следующие трудности: 1. Объективные трудности: - связанные с развитием физических качеств силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, а также связанные с функциональной подготовкой в избранном виде спорта; - трудности, связанные с планированием и организацией своих действий на тренировках, соревнованиях; - трудности, связанные с проявлением максимальных физических усилий; - трудности, связанные с выполнением сложно координированных движений. 2. Субъективные трудности: - связанные с личным переживанием спортсменом успеха или неуспеха в спортивной деятельности; - трудности, связанные с проявлением и преодолением отрицательных эмоций – страха, невуеренности в своих силах, боязни противника, поражение, чрезмерная ответственность за результат своей деятельности, отрицательные предстартовые состояния. При занятиях физической культурой и спортом воля как интегральное психическое проявление представляется в виде волевых действий, сопутствующих выполнению любого физического упражнения (прыжок через коня, прием мяча, бег и т.д.). Признаками волевых действий являются: 1) наличие побуждения к совершению действия; 2) осознание возникшей и требующей своего удовлетворения потребности; 3) представление цели действия, его конечного результата; 4) представление средств, необходимых для достижения намеченной цели; 5) намерение и решение осуществлять данное действие. При этом различают такие виды решений: а) привычное (принимается без размышлений и колебаний); б) без достаточного основания (принимаемое как попытка выйти из создавшегося положения); в) осознанное решение, осуществляемое на основе тщательного анализа всех обстоятельств; 6) волевые усилия. Выражаются в побуждении человека действовать, несмотря на возникшие трудности и препятствия объекта; 7) выполнение принятого решения. Осуществляется путем рабочих операций с помощью намеченных средств. Перед выполнением, а также в процессе выполнения физических упражнений у человека возникает определенное психическое состояние, так называемое волевое усилие — состояние внутренней психической напряженности человека, возникшее в связи с необходимостью преодоления трудностей. Например, состояние учащегося перед выполнением сложного упражнения или перед выполнением прыжка через планку, установленную на максимальной для него высоте. При выполнении физических упражнений различаются следующие волевые усилия, связанные: а) с мышечным напряжением (подтягивание на перекладине, опорные прыжки и т.п.); б) напряжением внимания (спортивные игры, гимнастические упражнения, стрельба и т.п.); в) преодолением усталости (бег-кросс, лыжная подготовка, плавание и т.п.) и неблагоприятных эмоциональных состояний (неудач в первых стартах, возникший страх и т.п.). Постоянно проявляемое в спортивной деятельности волевое усилие (психическое состояние) трансформируется в волевое качество (свойство личности). Например, постоянное преодолений чувства страха способствует развитию волевого качества смелости; преодоление усталости в плавании, беге и т.д. способствует развитию волевого качества настойчивости. Различают следующие волевые качества: 1) общие волевые качества - дисциплинированность, уверенность, целеустремленность; 2) основные волевые качества - настойчивость, решительность, смелость, инициативность, самостоятельность, самообладание, выдержка. Целеустремленность – это наличие перспектив и ближайших целей, планирование организация своего поведения и действий. Дисциплинированность – выполнение обязанностей, требований. Уверенность – это субъективная оценка соотношения своих целей и своих возможностей для решения поставленных задач. Уверенность может проявляться и как состояние. Решительность – это способность принимать решения в сложных обстоятельствах (утомление, различные соревновательные ситуации и т.п.) и оперативно их исполнять. Эффективность проявления решительности зависит от объективности восприятия ситуации, ее оценки. Настойчивость – способность действовать, несмотря на утомление, появление трудностей. Инициативность – это способность выполнять действия и деятельность разнообразно и эффективно, брать на себя инициативу за решение задач. Самообладание – это способность управлять своим состоянием, мыслями, действиями. Выдержка – способность сдерживать свои эмоции в различных ситуациях. В том или ином виде спорта то или иное волевое качество является ведущим. Например, в спортивной гимнастике – самообладание, в спортивных играх – решительность, в беге на длинные дистанции (проявление выносливости) – настойчивость, упорство. В этой связи при подготовке спортсменов необходимо учитывать значимость волевых качеств и целенаправленно их развивать. Волевые качества не всегда взаимосвязаны между собой. Школьник может быть, например, настойчивым, но несмелым, инициативным, но невыдержанным и т.д., т.e. необязательно все волевые качества могут быть высоко развиты даже у высококвалифицированных спортсменов. На уроках школьники нередко отказываются выполнять физические упражнения. В этом случае учителю важно найти причины отказа. В качестве таких причин может быть стpax, возникший перед выполнением сложного, опасного упражнения. У одних страх имеет врожденную основу, обусловленную определенными типологическими особенностями, в частности слабой нервной системой (Е.П. Ильин, 1987). У других страх может быть следствием полученной травмы при выполнении упражнений, либо следствием проявления страха их товарищами. В любом случае учитель физкультуры должен выявить причину страха у каждого и определить пути его преодоления. Причиной отказа выполнять сложное упражнение может быть и неуверенность в успешном его выполнении. Тогда учитель должен найти способы и средства сформировать у школьника уверенность. Для этого рекомендуется использовать: показ упражнений товарищами по классу; надежную страховку; подводящие упражнения; постепенное повышение трудностей и т.д. Особое значение для преподавателя, тренера, психолога имеет диагностика волевых качеств. Приведем примерные методики диагностики. Самообладание - тест Алексеева А.В. -психофункциональный тест. Рассказать. Настойчивость – выполнение заданий до утомления и на фоне утомления. Тест сгибание рук в упоре лежа.
30 раз до утомления 10 раз на фоне утомления
!-------------------------------------!-----------------------! Находим процент выполнения заданий на фоне утомления. Это характеризует качество настойчивости. Решительность – выполнение заданий, связанных с неожиданностью.
4.2. Возрастные проявления воли
Младший школьный возраст. Высокая подвижность детей 6-10 лет может отрицательно сказываться на воспитании волевых качеств. Под влиянием отрицательных эмоций у них меняется отношение к уроку и, естественно, к собственному развитию. Такое же влияние оказывает в этом возрасте оценка, полученная на уроке физкультуры. В этом возрасте слабо развита настойчивость, и при появлении любых трудностей активность ребят снижается. Характерно для данного возраста внушаемость и необдуманное подражание (например, младший школьник может проявить недисциплинированность, подражая своим товарищам). Учитывая, что учащиеся младших классов совершают волевые действия, в основном, по указанию учителя, эту особенность следует использовать в работе со школьниками с первого класса. В 3-м классе они уже могут проявлять волевые усилия, руководствуясь собственными побуждениями. Младшим школьникам на уроках необходимо давать достаточно трудные, но доступные для них упражнения. Попытки выполнить недоступные упражнения будут оказывать отрицательное влияние на воспитание волевых качеств. Большое значение для проявления воли имеет самооценка, которая в названном возрасте только формируется. Поэтому переоценка либо недооценка своих возможностей отрицательно сказывается на проявлении волевых качеств (смелости, решительности и др.). Подростковый возраст. Подростки могут оценивать волевые качества в других людях и соотносить их с собой, что считается благоприятным условием для самовоспитания. Для данного возраста характерно проявление смелости, а другие качества (выдержка, самообладание, дисциплинированность) имеют низкий уровень развития. Это объясняется сдвигом баланса нервных процессов в сторону возбуждения. При сильном эмоциональном возбуждении у подростка проявляется несдержанность, резкость, грубость. Из-за недостатка знаний процесс самовоспитания подростков нуждается во внешнем управлении. Этот возраст наиболее благоприятен для воспитания смелости, решительности, инициативности. Необходимым условием воспитания волевых качеств подростков является постоянная требовательность в сочетании с одобрением, убеждением, разъяснением значения в жизни воли, теоретическими знаниями в этой области. Старший школьный возраст. Проявление волевой активности у старшеклассников осуществляется, в основном, по принципу самостимуляции. Достигают высокого уровня такие волевые качества, как настойчивость, целеустремленность. Учащиеся становятся более выдержанными, чем подростки. Однако такие волевые качества, как самостоятельность и инициативность, если они были недостаточно сформированы ранее, не находят должного развития. У девочек старших классов снижается смелость, что следует учитывать при выполнении сложных упражнений. Отсюда очень важно создавать основы воспитания волевых качеств в младшем и среднем школьном возрасте. В старшем школьном возрасте этот процесс будет осуществляться путем самовоспитания. Однако внешние воздействия не снимаются.
4.3. Воспитание воли в процессе занятий физической культурой и спортом
В воспитании воли у школьников учителю физкультуры необходимо придерживаться следующих правил: 1) начинать с незначительных трудностей, постепенно повышая их интенсивность. Легкие задания на начальной стадии способствуют формированию уверенности у школьников; 2) вызывать у занимающихся стремление выполнить поставленную задачу; 3) создавать уверенность, что трудное задание выполнимо; 4) вызывать у занимающихся быстрые и энергичные выражения; 5) требовать, чтобы занимающиеся выполняли задание с сосредоточенным вниманием на упражнении; 6) добиваться результативности при выполнении заданий, помня, что усилия, затраченные впустую, разрушают способность к волевому усилию. Важным и необходимым условием воспитания воли является самовоспитание. Кроме того, что учитель физкультуры, используя физические упражнения, воспитывает волю у школьников, они должны еще и самостоятельно заниматься этим. Самовоспитание воли начинает проявляться у некоторых школьников в подростковом возрасте, достигая высокого уровня в старшем школьном возрасте. Учителю физкультуры не следует забывать, что процесс самовоспитания воли у школьников не должен уходить из-под внимания педагога и в определенной степени им нужно управлять. Учащиеся (младших классов) должны быть ознакомлены с принципами самовоспитания, представленными для постоянного обозрения (в коридоре, в спортивном уголке, в зале и т.д.). Основные принципы самовоспитания: 1) научиться владеть собой, делать не то, что хочется, а то, что нужно; 2) совершенствоваться всегда и во всем, делать все наилучшим образом, точно, аккуратно, предвидя результаты и последствия своих действий; 3) искать причины несовершенства своей деятельности, неуспехов и неудач, прежде всего в самом себе, а не в объективных причинах или других людях, быть всегда строгим судьей для самого себя. В целях успешного самовоспитания рекомендуется: 1) выявлять сильные и слабые стороны; 2) определять программы самовоспитания; 3)вести дневник самовоспитания; 4) воздействовать на самого себя путем: а) воспоминания образцов мужественных людей, их поступков и подражания им; б) исполнения обязательства или слова, данного товарищам либо учителю; в) показа себя в качестве примера для других; г) использования для преодоления трудностей следующих высказываний великих людей: "Не идти вперед — значит идти назад"; "Жизнь ничего не дает без великого труда", "Бояться труда - недостойно мужчины" и др. В одних случаях воспитание воли осуществляется стихийно. Учитель физкультуры специально не планирует работу по воспитанию воли. Отсюда и незначителен воспитательный эффект. В других случаях воспитание воли осуществляется сознательно. И учитель физкультуры, и сами учащиеся заинтересованы в этом и работают в содружестве. Эффект здесь выше и обусловлен планированием процесса воспитания и контролем за его выполнением. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы умело подбирать и ставить сложные, но преодолимые для ученика препятствия, постепенно повышая степень их трудности. Развитию волевых качеств способствуют учебные занятия, в процессе которых от учащихся в состоянии утомления требуются проявления новых усилий, сосредоточенности, концентрации внимания. Широкое распространение при воспитании волевых качеств получили упражнения, выполняемые с различными отягощениями. Эффективным средством воспитания волевых качеств является соревновательный метод. Однако при его использовании следует быть особенно внимательным, чтобы вовремя предотвращать неблагоприятные психические состояния занимающихся.
Темы рефератов: 1. Воля и значение ее в физическом воспитании. 2. Волевые усилия и волевые качества. 3. Особенности проявления воли в различные возрастные периоды. 4. Воспитание воли на занятиях физической культурой и спортом. Литература: 1. Бабушкин Г.Д. Психология физического воспитания. – Омск, 1997. 2. Жаров К.П. Волевая подготовка спортсменов. — М., 1976. 3. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. — СПб, 2000. 4. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб, 2000. 5. Основы общей и спортивной психологии: Учебник для физкультурных вузов /Под ред. Г.Д. Бабушкина. – Омск, 2004. 6. Психология физической культуры и спорта: Учебник для физкультурных вузов /Под ред. А.В. Родионова. – М., 2005. 7. Щербаков Е.П. Теория воли и оперативная оценка волевых качеств спортсмена. — Омск, 1986.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|