Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ





 

2.1. Виды активности и факторы, ее обусловливающие

 

Выделяют два вида активности учащихся - познавательную и двигательную (Е.П. Ильин, 1987). Познавательная активность характеризуется проявлением внимания и восприятия, осмыслением, запоминанием и воспроизведением информации. Преобладающее ее проявление наблюдается при объяснении учителем нового материала (разучивании нового упражнения). Двигательная активность обнаруживается при выполнении физических упражнений. В младших и средних классах имеет место проявление неорганизованной активности, которая обусловлена возрастными особенностями, а так­же упущениями учителя при организации деятельности (своей и занимающихся).

Факторы, обусловливающие активность учащихся, таковы:

1) особенности организации деятельности учащихся на уроке;

2) оценка деятельности учащихся на уроке;

3) удовлетворенность учащихся уроками физической культуры;

4) отношение к учителю физкультуры;

5) интерес к физической культуре;

6) потребность в движениях.

Рассмотрим кратко каждый фактор.

Особенности организации деятельности учащихся на ypoке. Ак­тивность учащихся (познавательная и двигательная) во многом зависит от того, как учитель организует их деятельность (от организаторских способностей). Расположение учащихся при объясне­нии и показе нового упражнения, использование наглядной информации при обучении, четкое и грамотное объяснение техники упражнения, обеспечение страховки, соблюдение принципа доступности, четкая постановка задач учащимся, оптимальный состав учащихся в отделениях, использование карточек-заданий и т.д. Все это будет способствовать проявлению необходимой активности учащихся.

Оценка деятельности учащихся на уроке имеет большое психо­логическое воздействие на проявление активности учащихся, и она дол­жна быть объективной. Еще нередки случаи, когда учитель использует оценку как наказание, что недопустимо. Например, на первое занятие по лыжам часть учащихся пришли без спортивной формы. Нет ничего проще, чем поставить им "двойки", а самому идти с остальными учениками на лыжную подготовку. Безусловно, положительного воздействия такой оценки ожидать не следует.

Правильное использование оценки (положительной или отри­цательной) будет в том случае, если она способствует развитию учащихся, вызывает у них побуждение работать самостоятельно. Выставляя оценку, учитель должен знать способности ученика, а не подходить к этому формально (выполнил или не выполнил, какую высоту преодолел и т.д.). Нельзя забывать, что оценка име­ет большое воспитательное значение, и пользоваться ею надо уме­ло в каждом конкретном случае.

Специфика физической культуры такова, что отрицательная оценка несет в себe больше негативного, чем позитивного. Она скорее способствует отчуждению учащихся от физической культу­ры, чем развитию активности. Поэтому учителю лучше отказаться от отрицательных оценок. Сам факт не выставления положитель­ных оценок уже должен говорить о том, что ученик работал на уроке плохо, его работа не оценена. И в дальнейшем он будет стремиться к тому, чтобы его работу оценили.

Удовлетворенность учащихся уроками физической культуры pac-сматривается как устойчивое, обобщенное отношение учащихся к урокам физической культуры и выступает как следствие. Причи­нами удовлетворенности могут быть отношение учителя к проведе­нию уроков (скучное, монотонное, однообразное, яркое, неожи­данное, эмоциональное и т.п.); отношение учителя к учащимся (характер взаимоотношений - благоприятный, конфликтный и т.д.); достигаемые учащимися на занятиях результаты и оценка их учи­телем и товарищами; чистота и опрятность в спортивном зале, раз­нообразие спортивных снарядов; получаемая учащимися оптималь­ная эмоциональная и физическая нагрузка.

Отношение к учителю физической культуры. Следует иметь в виду, что отношение учащихся к учителю физкультуры как к лич­ности является следствием отношения учителя к учащимся. Как построены взаимоотношения с учащимися (уважение их как личностей, требовательность и доброта, красота в обращении, пони­мание их душевного состояния и т.п.), такою будет и отношение к учителю, а, следовательно, и к уроку физической культуры. Если учитель своими знаниями, умениями, внешним видом авторитетен в глазах учащихся, то это служит залогом проявления их активности на уроке.

Интерес к физической культуре – это активно-действенное отношение к ней учащихся. Привлекательные стороны физической культуры изменяются с возрастом учащихся, что необходимо учитывать при организации занятий. Интерес носит избирательный характер: у одних он может быть к спортивным играм, у других - к гимнастике, у третьих — к циклическим движениям. Для учителя важно сформировать у школьников устойчивый интерес к физической культуре, чтобы в дальнейшем он перерос в потребность в самостоятельных занятиях физической культурой.

Занимающимся в спортивных школах бывает неинтересно на уроках физкультуры в обычной школе ввиду простоты развиваемых упражнений и недостаточной физической нагрузки. В подобных случаях одни учителя освобождают таких учащихся от уроков; другие привлекают их в качестве своих помощников на уроке, что имеет большое значение для их профессионального самоопределения.

Потребность в движениях выступает как биологический фак­тор, определяющий активность учащихся на уроках. Высокий уровень двигательной активности обусловлен преобладанием возбуждения по "внутреннему" балансу и силой нервной системы. Лица с данным психокомплексом склонны к проявлению терпеливости при наступлении утомления, обладают большой работоспособностью, что необходимо учитывать при дозировке нагрузки. Лицам c низкой потребностью в движениях необходимо постоянное внима­ние со стороны учителя и товарищей и контроль. При организации упражнений в парах желательно, чтобы в паре были учащиеся с разной двигательной активностью.

Вторая характеристика активности - склонность к определен­ному виду деятельности (разнообразной или однообразной, силовой или скоростной) связана со свойствами нервной системы. Лица с подвижностью нервных процессов и сильной нервной системой склонны к разнообразной деятельности (принятию решений в нео­жиданных ситуациях). Лицам с противоположным психокомплек­сом свойственна спокойная, размеренная работа. Исходя из преоб­ладания тех или иных свойств нервной системы, учащиеся могут проявлять различную активность на уроках гимнастики, спортив­ных игр, на лыжах и т.д.

 

2.2. Способы повышения активности учащихся на уроке

 

1. Создание положительного эмоционального фона — одна из задач учителя на каждом уроке, которая может решаться по следующим направлениям:

а) создание соответствующей обстановки на уроке. Кроме того, на эмоциональность урока влияет поведение учителя. Эстетика зала, опрятная форма учащихся и учителя, эстетика их поведения, краткость и четкость подаваемых команд, присутствие шутки, не ос­корбляющей учеников, — все это является необходимым для по­вышения и поддержания активности учащихся;

б) использование на уроке игрового и соревновательного ме­тодов. Использовать их рекомендуется во второй части урока. В младших классах — чаще использовать игру, учитывая, что она является действенным средством в физическом развитии учащих­ся, и также в воспитании моральных и волевых качеств. При орга­низации игр в младших классах учителю лучше играть одну из ролей участников;

в) разнообразие средств и методов на уроке физкультуры. Учителю надо помнить, что всякая однообразная деятельность утом­ляет и приводит к состоянию монотонии и психическому пресыще­нию. В состоянии монотонии имеют место потери интереса к вы­полняемым заданиям, ослабление внимания, появление скуки. Психическое пресыщение характеризуется усилением психического воз­буждения, появлением отвращения к деятельности, усилением раз­дражительности и озлобленности;

г) использование музыкального сопровождения на уроке при проведении первой части (ходьбы, бега, общеразвивающих упраж­нений). Это значительно облегчает работу учителя нет необходи­мости подавать команды (они записаны на магнитную пленку).

2. Правильная постановка задач учителем на уроке способству­ет сознательному включению учащихся в деятельность. Типичными ошибками при постановке задач являются;

а) перечисление упражнений, которые будут выполняться, а не те задачи, которые должны быть решены;

б) постановка учителем неконкретной и непривлекательной для учащихся задачи. Важно, чтобы задача была включена в значимую для школьника деятельность, вела к достижению желаемого ре­зультата. В этом случае у учащихся создается впечатление, что затрачиваемые усилия напрасны.

3. Оптимальная загруженность учащихся на уроке обеспечивается следующими путями:

а) устранением ненужных пауз (ожидание при выполнении упражнений), что достигаемся установкой дополнительных снаря­дов (гимнастика), наличием мяча у каждого ученика (волейбол, баскетбол), выполнением в паузах подводящих упражнений;

б) осуществлением контроля за учащимися на уроке. Это дей­ственное средство для повышения их активности (особенно двига­тельной);

в) максимальным включением в деятельность всех учащихся (имеются в виду и освобожденные от занятий физкультурой). Педагоги и учащиеся должны уяснить, что учащиеся освобождаются врачом от выполнения физических упражнений, а не от урока, Поэтому освобожденные должны всегда присутствовать на уроке, где бы он ни проводился. Полезно их привлекать к страховке, организации игры, к анализу деятельности отдельных учащихся и т.д. Присутствие школьни­ков-спортсменов на уроках также обязательно.

4. Соблюдение дидактических принципов - важнейшее усло­вие эффективной организации уроков.

Принцип оптимальной трудности заданий предусматривает учет:

- координационной сложности упражнения;

- величины затрачиваемых усилий;

- боязни выполнять упражнение;

- осмысленности задания учащимися.

Принцип прогрессирования трудности учебных заданий (посте­пенное увеличение нагрузки).

Принцип сознательности.

Принцип связи обучения с жизнью, практикой.

Принцип подкрепления. Он включает:

- проявление учителем внимания ко всем учащимся при выполнении упражнений;

- сообщение учащимся об ошибках (указать причины их воз­никновения) и правильности выполнения упражнения;

- поощрение учащихся с использованием похвалы, оценки индивидуально и перед классом.

- Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает, индивидуальный темп овладения упражнениями; индивидуализацию нагрузки и воздействий учителя на учащихся.

 

 

2.3. Особенности внимания учащихся при занятиях физической культурой

 

Внимание - это направленность и сосредоточенность созна­ния на чем-либо: предмете, явлении, мысли. Активизация внимания осуществляется произвольно и непроизвольно.

Непроизвольная активизация связана с воздействием на органы чувств внешних стимулов. Возникновение такого внимания зависит от силы и новизны раздражителя (например, повышения громкости речи преподавателя). Произвольная активизация внимания связана с применением волевого усилия занимающимися при направлении на тот или иной объект либо удержанием внимания какое-то определенное время (выполнение упражнения на снаряде, ожидание начала старта).

Различают внимание внешнее и внутреннее. Первое направлено на внешние объекты. Оно сопряжено с осторожностью, бдительностью, готовностью к действию (ожидание вратаря; действия учителя при страховке занимающихся). Внутреннее внимание со­провождается собранностью человека, сосредоточенностью на сво­их ощущениях, размышлениях. Оно направлено как бы внутрь себя (концентрация штангиста, гимнаста перед выполнением уп­ражнения).

При paботе со школьниками учитель должен равномерно использовать как произвольную, так и непроизвольную активиза­цию внимания. При преобладании активизации произвольного вни­мания деятельность учащихся будет сопровождаться излишним пси­хическим напряжением, что может привести к отрицательным последствиям (отказу от выполнения упражнений). Однако следует иметь в виду, что в этом случае при достижении учащимися определенных результатов у них развиваются волевые качества. При преобладании активизации непроизвольного внимания на уроках у учащихся в меньшей степени будут развиваться упорство, устойчивость внимания.

На уроках физической культуры имеет место проявление не­внимательности учащихся. Если невнимателен весь класс, то здесь, скорее всего, причина в учителе, который не довел до понимания учащихся новый материал (монотонное, сухое изложение). Кроме этого, возможно влияние внешних факторов (прохожие, зрители - при проведении занятий на улице), а также излишне возбужденное или подавленное состояние учащихся (первый урок после каникул).

Невнимательность может быть как ситуативной, проявляю­щейся непостоянно, так и закрепившейся чертой личности. Она может привести к снижению эффективности усвоения учебного материала и к травматизму.

Для поддержания преднамеренного (произвольного) внимания учащихся рекомендуется в течение урока поддерживать дисциплину; четко ставить цели и задачи урока. Следует проверять, приняты ли задачи учащимися.

При объяснении упражнений необходимо показывать логичес­кую связь между отдельными заданиями; привлекать учащихся к своему размышлению, задавая по ходу объяснения вопросы. Объяс­нение должно быть эмоциональным, бодрым, без монотонных многократных простых и понятных для данного возраста заданий.

При выполнении заданий учащимися важным является: 1) выбор оптимальных темпа и объема работы на уроке. Особенно это важно при работе на снарядах (длительное ожидание своей очереди); 2) стимулирование внимания учащихся в отдельные моменты, когда оно угасает (показ учителем упражнения, похвала, подсказка причины ошибок); 3) введение в урок соревновательного метода.

Темы рефератов:

1. Активность учащихся на уроках физичес­кой культуры.

2. Средства и методы повышения активности учащихся на уроке физической культуры.

Литература:

1. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. — СПб, 2000.

2. Деркач А.А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. - М., 1981.

3. Коробейников Н.Н., Михеев А.А., Николенко И.Г. Физическое воспитание. — М., 1989.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.