Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Использование ИТ в процессе обучения





Выбор ИТ при организации учебного процесса определяется дидактически принципами и условиями обучения. Целью их применения является усиление интеллектуальных возможностей человека в новом информационном обществе, к которому идет цивилизация, а также интенсификация и повышение качества обучения на всех ступенях системы образования.

При обучениихимиив школе использование компьютерных технологийэффективно на уроках изучения нового материала. Несмотря на ряд преимуществ готовых программных продуктов, информация на некоторых из них излагается очень сухо, встречаются ошибки принципиального характера, некоторые задания чрезвычайно трудны для учащихся. Поэтому возникает потребность в создании собственных информационных продуктов. Компьютерные презентации – эффективный метод представления и изучения любого материала. Применение слайд – фильмов (Power Point) на занятиях обеспечивает более высокий уровень и объем информациипо сравнению с традиционными методами, их информационную насыщенность, динамичность, наглядность. При создании презентации можно использовать данные электронных учебников, информацию сети Интернет, размещать на слайдах необходимые формулы, схемы химических опытов в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке. В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде можно помещать контрольные задания. Если учащиеся не могут ответить на какой - либо вопрос, то есть возможность вернуть слайд, содержащий сведения для правильного ответа. Таким образом, осуществляется разбор материала, вызвавшего затруднения [5, 11].

Наличие большого набора информационных объектов в презентации дает преподавателю возможность представить изучаемый объект или процесс во всем многообразии его проявлений и свойств, а также более четко и точно определить его место и значение в системе научных знаний об окружающем нас мире.Используя слайд-фильм, можно реализовать дифференцированный подход к работе. Так, слайды, подготовленные к уроку в классе изучения химиина повышенном уровне, в классах изучения химии на базовом уровне можно пропустить. Слайд-фильм сохраняется в режиме редактирования, и всегда остается возможность вносить в него новую информацию.

Однако следует отметить, что успех таких лекций не всегда зависит от содержания. Классическая лекция предполагает репродуктивную деятельность учащихся. Вместе с тем известно, что при этом усваивается около 20% информации. Предлагаемый урок рассматривает возможность использования стратегии «продвинутой лекции» (одна из стратегий технологии развития критического мышления).

Когда урок строится на принципах критического мышления, каждый формирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Следовательно, мышление может быть критическим, когда оно носит индивидуальный характер. В структуре урока в технологии развития критического мышления выделяют три стадии: вызов, осмысление, рефлексия [9, 5].

При использовании на стадии осмысления стратегии «продвинутой лекции» содержание разбивается на смысловые отрывки. При изложении каждого из них преподаватель организует обсуждение по специально разработанному плану. По ходу лекции учащиеся под руководством преподавателя учатся анализировать и критически осмысливать новый материал, а также приобретают необходимые навыки мыслительной деятельности. «Продвинутая лекция» позволяет удерживать внимание учащихся на протяжении всего урока и формирует у них умение слушать.Использование стратегии «продвинутой лекции» с применением КТ ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией и текстом. Учащиеся активно участвуют в учебном процессе, повышается их способность размышлять, понимать усваиваемый материал [5].

Кроме того, в практике преподавания химииприменяются различные формы информационного сопровождения. Наиболее простым и эффективным приемом является использование готовых программных продуктов, которые обладают большим потенциалом и позволяют варьировать способы их применения исходя из содержательных и организационных особенностей образовательного процесса.

Использование изобразительных средств (анимация, видеофрагмент, динамические рисунки, звук) значительно расширят возможности обучения, делает содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным. Например, раздел “Химия на службе человека” позволяет приблизить получаемые сведения к реальности (рис. 1-3).

Рис. 1 – « Схема» получения стекла

Рис. 2 – « Схема» применения нитратов в качестве пищевых добавок

Рис. 3 – «Схема» разрядки аккумулятора в автомобилях

Компьютерное моделирование оказывается незаменимым при изучении химических процессов, непосредственное наблюдение за которыми затруднено. Таким примером может служить процесса электролитической диссоциации (рис.4), изучение реакций ионного обмена (рис.5), где наглядно представлены процессы, происходящие в растворе между ионами.

Рис. 4 -Процесс электролитической диссоциации

Рис. 5 -Изучение реакций ионного обмена

Компьютерные технологии дают возможность демонстрировать реакции с взрывчатыми или ядовитыми веществами, редкими или дорогостоящими реактивами, процессы, протекающие слишком быстро или медленно, что невозможно в школьных условиях. Например, при изучении электрохимической коррозии учащиеся в течение нескольких минут могут рассмотреть механизм этого крайне медленно протекающего процесса (рис.6).

Рис. 6 -Электрохимическая коррозия

Преподавание химииспецифично по сравнению с другими дисциплинами, поскольку предполагает проведение практических и лабораторных работ. Применение КТ на практических и лабораторных занятиях позволяет в интерактивной программе выполнять химические эксперименты на компьютере. Так, в электронном издании «Виртуальная химическая лаборатория» можно выбирать, переливать или пересыпать реагенты, собирать экспериментальные установки, проводить в них химические опыты, делать «виртуальные» фотографии химических реакций, записывать результаты наблюдений в лабораторный журнал. Все это дает возможность подготовиться к выполнению реального эксперимента. Следует заметить, то виртуальные и реальные учебные эксперименты должны не заменять, а дополнять друг друга. И в этом случае компьютерстал эффективным помощником преподавателя. Конечно, проведение опытов в лаборатории обладает неоспоримыми преимуществами, но при изучении токсичных веществ, например галогенов, виртуальный мир дает возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья. Если в кабинете отсутствует необходимое оборудование, использование компьютера дает возможность компенсировать этот недостаток [7, 10].

Привлечение обучающих игр позволяет сделать процесс усвоения химической информацииэмоционально насыщенным, а значит более продуктивным. Например, для формирования умений различать принадлежность веществ к определенному классу можно использовать игру «Химическая защита» (рис.7). Обучающие игры можно применять и для внеклассной работы по предмету.

Рис. 7 -Игра «Химическая защита»

Учитывая тот факт, что 80% обучающихся имеют домашний компьютер, появилась возможность использовать электронные носители информациив процессе индивидуальной работы с детьми, имеющими трудности в обучении, временно обучающимися на дому, и с одаренными детьми [11, 8].

Еще одним аргументом в пользу применения информационных технологийявляется возможность быстрого и эффективного контроля знаний учащихся.Большая часть электронных учебников содержит упражнения – тренажеры, задачи с решениями,тестовые задания. Отдельные программные продукты содержат электронный журнал, который позволяет фиксировать уровень знаний учащегося по каждой теме курса (учитывается не только отметка и число попыток решения, но и затраченное время на выполнение заданий). Система оценки результатов дает возможность определить рейтинг учащегося по каждой теме, проследить динамику успеваемости и скорректировать учебный процесс в соответствии с показанными результатами. Кроме того, использование контролирующих программ способствует формированию адекватной самооценки у учащихся [12].

Помимо электронных изданий на CD и DVD-дисках, в информационном пространстве Интернета существуют сайты, которые позволяют продемонстрировать некоторые химические опыты, в частности по первоначальным химическим понятиям, химииэлементов и кинетики химических реакций, а также экстремальные эксперименты.

Применение информационных технологийявляется необходимым условием при организации самостоятельной работы студентов. Большую помощь в корректировке содержания изучаемых курсов по химиимогут оказать методические материалы ведущих университетов мира, которые предоставляют их для свободного доступа по информационной сети. Интересным в этом отношении русским сервером является сервер химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова [13]. На его страницах можно ознакомиться с лекциями по органической химии, просмотреть примеры вариантов заданий и упражнений по биоорганической химии, которые предлагаются студентам МГУ, воспользоваться некоторыми химическими базами данных, узнать последнюю информацию в области химического образования. Огромное количество информации, касающейся обучения химии, биохимии и смежных дисциплин, можно найти на страницах разных серверов в Интернете, и ее поток постоянно растет [2].

Использование электронных учебников по химии, химических образовательных порталов Интернета при подготовке к выполнению контрольных заданий, к тестированию, написанию рефератов и составлению презентационных отчетов, решению ситуационных заданий способствует:

• организации индивидуальной работы студентов, развитию их познавательной самостоятельности и творчества;

• формированию навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры студентов.

Наличие компьютерных классов в университете, подключенных к информационным сетям, доступность их для студентов позволяют получать новейшую научно-методическую информацию, обрабатывать по той или другой программе материал курсовых и дипломных работ [1].

Глава 3







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.