Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Доказательства эффективности компьютерных технологий





Очень важно, что использование ИТ органично вписывается в структуру любого урока, дает возможность стимулировать поисковую деятельность учащихся на современном, качественно ином уровне, а также формировать учебную мотивацию и ключевые компетенции обучающихся.

В этой работе представлена результативность обучения при использовании ИТ. Диагностика уровня сформированности ОУН свидетельствуют о том, что система работы с использованием ИТ на уроках химииприводит к росту показателей качества обученности, чего не наблюдается при традиционном обучении. При этом наибольшее увеличение количества детей, входящих в группу «сильных» и «средних», наблюдается по критерию сформированности коммуникативных навыков: 42% и 35% соответственно. Значительный рост прослеживается и по уровню сформированности организационных навыков. Рост интеллектуальных умений и навыков несколько ниже и составляет 21%, что свидетельствует о сложности процесса их формирования [10].

На диаграммах 1 и 2 представлены качественная и абсолютная успеваемость, степень обученности учащихся в течение двух лет, результаты которой свидетельствуют о положительной динамике качества обученности.

Диаграмма 1. – Качественная успеваемость учащихся 8-го класса по химии(2005-2006 учебный год)

Диаграмма 2. – Качество обученности по химииучащихся 8-го и 9-го классов (2006-2007 учебный год)

Изучение структуры мотивации проводилось методом анкетирования.Позитивным моментом можно считать увеличение показателя, характеризующего выраженность познавательного интереса, а именно: «содержанием и процессом познания», так как традиционно выраженность данного мотива обратно пропорциональна возрасту обучающихся (диаграмма

Диаграмма 3. – Структура мотивов учебной деятельности

Система отслеживания результативности обучения химиисвидетельствует о положительной динамике сформированности ОУН, качества обученности по предмету, оптимизации структуры учебной мотивации.

Таким образом, компьютеризация при обучениисоздает особую информационную обстановку, которая стимулирует интерес учащихся. Это облегчает понимание и решение многих задач интеллектуального характера, способствует раскрытию природой заложенных потенциалов и способностей к познанию, творческой инициативы, личностному развитию каждого ученика [8, 9].

Для доказательства эффективности применения компьютерных технологийобучения в период с 1997/98 по 2003/04 учебные годы был проведен педагогический эксперимент сотрудниками кафедры аналитической химииБГУ и кафедры химии БГТУ с участием студентов II курса химического факультета и I курса биологического факультета БГУ, а также студентов II курса факультетов технологии органических веществ, химической технологии и техники, издательского дела и полиграфии БГТУ. В эксперименте принимали участие 970 человек: по 485 студентов в контрольной и экспериментальной группах с одинаковыми входными баллами. В контрольную группу вошли студенты, которые обучались по традиционной технологии. Обучение студентов экспериментальной группы осуществлялось с применением комплекса компьютерных технологий, разработанного на основе структурно-логической схемы курса аналитической химии. Комплекс включает в себя компьютерные технологии, реализующие информационную, обучающую, контролирующую функции. КТ обучения, реализующие информационную функцию, включает структурированные информационные программы и справочники по основному и обеспечивающему материалу, демонстрационные и имитационно-моделирующие программы. КТ, реализующие обучающую функцию, включают обучающие программы тренировочного типа; для усвоения алгоритмизируемых действий; по решению расчетных задач. Компьютерные технологии, реализующие контролирующую функцию, включают программы входного (проверка уровня знаний по обеспечивающему материалу данной темы) и выходного контроля (проверка уровня знаний и умений после изучения темы); текущего контроля по конечному результату; контроля алгоритма выполнения действий и решения расчетных задач. Результаты педагогического эксперимента отражены в таблице 1.

Таблица 1. – Результаты использования КТ для формирования интеллектуальной сферы студентов

Компоненты интеллектуальной сферы Контрольная группа Экспериментальная группа
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Профессиональное мышление: теоретическое; практическое; наглядно-образное                        
Общелогические операции: теоретический анализ; синтез; рефлексия; составление системы действий; абстрагирование                                                
Индивидуальные особенности умственной деятельности: гибкость мышление; критичность мышления                        
Познавательные умения: умение доказывать; умение решать задачи            
Учебные умения: строить алгоритм решения задачи; переводить словесную информацию в знаковую; контролировать и оценивать свои действия                                                            

Студенты экспериментальной группы заметно превосходят контрольную группу по всем компонентам, характеризующим уровень развития интеллектуальной сферы, что свидетельствует об эффективности использования модуля компьютерных технологийв формировании интеллектуальной сферы будущих специалистов естественнонаучного профиля. Проведенные исследования показали, что обучение с помощью компьютерных технологий в большей степени, чем традиционное, связанно с мыслительной деятельностью обучаемых. Компьютерные технологии могут обеспечивать устойчивость внимания, развивать логическое мышление, формировать приемы запоминания, способность к обобщению, абстрагированию.

Одним из компонентов интеллектуальной сферы студентов являются учебные умения, например, строить и выполнять алгоритм действий, контролировать и корректировать их. В ходе эксперимента было установлено, что работа с обучающей программой, обеспечивающей формирование алгоритмизируемых действий на основе теории поэтапного формирования умственных действий, помогает сформировать эти умения у значительной части студентов.

Таким образом, комплексное использование модуля информационных технологийв учебном процессе способствует повышению уровня развития интеллектуальной сферы и познавательной активности будущих специалистов естественнонаучного профиля [4].

Заключение

В заключении отметим, что построение познавательного процесса с использованием КТ приводит к формированию информационной культуры обучаемых, позволяет повысить уровень развития умственной деятельности, организовать восприятие и осмысление информации, а также компьютерпозволяет индивидуализировать закрепление знаний и умений, создать благоприятный психологический климат для обучающих. Некоторые специалисты считают, что в ближайшем будущем обучение при помощи компьютера приобретет массовый характер и при этом произойдет усиление индивидуализации обучения. В этом отношении может нарушится необходимый непосредственный контакт обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми.

Целевое включение новых ИТ в учебный процесс способствует постоянному динамичному обновлению содержания, форм и методов обучения и воспитания, позволяет педагогу решать проблемы, связанные с разработкой и использованием учебных программных продуктов качественно нового уровня.

Смыслом и позитивным результатом модели обучения с использованием информационного ресурса могут явиться следующие аспекты:

· в центре технологии обучения - учащийся;

· в основе учебной деятельности – сотрудничество;

· позиция учащегося в учебном процессе – активная;

· перспективная цель - формирование мотивации и развитие способности учащегося к самообразованию.

Большинство образовательных учреждений активно участвует в реализации освоения современных ИТ и ведет работу на перспективу, определяя приоритетные задачи:

· организовать дальнейшую работу по повышению квалификации и методической поддержки педагогов в области использования ИТ;

· развивать школьную медиатеку;

· координировать работу педагогов всех образовательных ступеней для эффективного использования компьютерной базы школы;

· наладить информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями;

· организовать работу по формированию информационной культуры.

Применение информационных технологийявляется необходимым условием при организации самостоятельной работы учащихся, проведения расчетов, поиска необходимой информации, моделирования экспериментов на компьютере, которые дают возможность подготовиться к выполнению реального эксперимента. Используя слайд-фильмы, можно повысить интерес учащихся к данной области изучения, и при этом реализовывать принципы системности и наглядности.

Список литературы к реферату

1. Минькова, Н.О. Об использовании ИКТ в подготовке сельских учителей в области химии/ Н.О. Минькова // Педагогическая информатика. - 2006. - №4. - С.51-55.

2. Минькова, Н.О. Организация самостоятельной работы студентов педагогических вузов в области химиис использованием информационных технологий// Информатизация педагогического образования: материалы Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 29-31 января 2007 г. / ГОУ ВПО «УГПУ». Екатеринбург, 2007. - Ч.2. - С. 227-232.

3. О.С. ЗайцевМетодикаобученияхимии/ ЗайцевО.С. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – С.250.

4. Апостол, Н.А. Компьютерные технологии в формировании профессиональных умений будущих специалистов естественнонаучного профиля / Н.А. Апостол, Н.А. Коваленко, Е.В. Радион // Хiмiя: праблемы выкладання. – 2008. - №3. – С.49-52.

5. Карпович, Ж.С. Информационные технологии на уроках химии/ Ж.С. Карпович // Хiмiя: праблемы выкладання. – 2008. - №7. – С.37-40.

6. Курдюмова, Т. Н. Компьютерная технология обучения химии: достоинства и недостатки / Т. Н. Курдюмова // Химия в школе. - 2002. - №8. - С. 35 – 37.

7. Курдюмова, Т. Н., Курдюмов, Г. М. Компьютерные обучающие игры. / Т. Н. Курдюмова, Г. М. Курдюмов // Химия. Методика преподавания. - 2004. - №1. - С. 75 – 77.

8. Макошина, В. Н., Мещерикова, Е. В. Использование компьютеров в обучениихимии/ В. Н. Макошина, Е. В. Мещерикова // Химия. Методика преподавания в школе. - 2002. - №6. - С. 55 – 60.

9. Нечиталова, Е. В. Информационные технологии на уроках химии. / Е. В. Нечиталова // Химия в школе. - 2005. - №3. - С. 13 – 15.

10. Раткевич, Е. Ю. Проблемы компьютеризациипроцесса образования / Е. Ю. Раткевич //Химия. Методика преподавания в школе. - 2001. - №1. - С.13 – 18.

11. Фельдман, И.Д. Создание и использование тематических компьютерных презентаций / И.Д. Фельдман //Химия в школе. - 2005.- №7. - С. 36 – 37.

12. Российский общеобразовательный портал. [Электронный ресурс]. / Коллекция: естественнонаучные эксперименты. – 2004. - Режим доступа: http://experiment.edu.ru - Дата доступа 02.10.2008.

13. Портал фундаментального химического образования России. [Электронный ресурс]. / Наука. Образование. Технологии. - 2004. - Режим доступа:http://www.chem.msu.su - Дата доступа 02.10.2008.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.