Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Компьютеризацияпроцесса обучения





Компьютеризацияобучения имеет многочисленные аспекты, как положительные, так и отрицательные. Если на уроках информатики умение использовать компьютервыступает как цель образовательного процесса, то на уроках химии– это средство достижения учебных целей, которое интенсифицирует, обогащает учебный процесс и способствует развитию личности учащегося и профессионального мастерства педагога, создавая новый стиль педагогического общения. Компьютер– это такой же инструмент исследования и познания, как микроскоп или калькулятор. Но с другой стороны, он обладает целым рядом положительных качеств, которые позволяют получить огромные возможности при их использовании в обучении[5].

В качестве положительных сторон использования ИТ в обученииакцент делается на то, что компьютерпозволяет индивидуализировать закрепление знаний и умений, и, кроме того, отработка умений совершается за более короткий срок. Более важным является усиление коллективного взаимодействия в обучению, а не его индивидуализация. Поэтому для ряда учащихся компьютер создает благоприятный психологический климат: компьютер эмоционально нейтрален и обучающийся может без лишней робости обратиться к нему необходимое число раз с просьбой об оказании помощи [6].

Высказывается также интересная мысль, что в условиях компьютеризацииглавной функцией учебных заведений должно стать воспитание, так как компьютерную обучающую систему можно использовать дома, а связь с преподавателем осуществлять на расстоянии. Но опыт общения передается не при помощи учебников, компьютера или других средств обучения, а только при непосредственном контакте обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми. В этом отношении замена преподавателя даже наиболее совершенной диалоговой компьютерной программой нарушит необходимый обучающий контакт поколений. В этом аспекте трудно оценить воспитательное значение компьютера в будущем обучениитрудно оценить.

Даже непродолжительное обучение с помощью компьютера может выработать у обучаемого неправильное представление о более высоком уровне знаний компьютера по сравнению с преподавателем. Общение с компьютером может привести к потере способности обучаемыхк постоянной адаптации к новым типам личностей при смене одного преподавателя другим. Обучение с помощью компьютера рассчитано на быстрое приспособление к его органам управления и на привыкание к его компьютерному крайне ограниченному языку и запрограммированной логике рассуждений [3].

В этом отношении компьютерное обучение (КО) покажется обучаемомуболее легким и, возможно, будет наблюдаться предпочтение компьютеру перед преподавателем.

Все это ни в коем случае не умаляет значения ИТ для поиска и сбора информации, обработки массивов данных, проведения расчетов, поиска оптимальных путей осуществления процесса.

Один из приемов, используемых в учебном процессе, является моделирование с помощью компьютера. С методической точки зрения наиболее целесообразно использовать компьютеры для моделирования в следующих случаях: когда необходимо изучить процессы и явления, которые с помощью эксперимента рассмотреть невозможно и когда происходит изучение технологических процессов. Использование кинофильмов менее целесообразно, так как не позволяет обучаемым активно включаться в изучаемый процесс [5].

Компьютерприменялся для проведения модельного эксперимента при выводе математической зависимости скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ (закон действующих масс). Получить все необходимые сведения только экспериментом во время учебного процесса невозможно из-за трудностей подбора необходимой реакции, имеющей несколько различных порядков по компонентам. Кроме того реальный эксперимент будет очень длительным. Для решения данной задачи методически целесообразно использовать сочетание реального и модального экспериментов. Для этого изучается скорость реакции и в условиях реального эксперимента определяется влияние концентрации сульфита натрия на скорость реакции.

5Na2SO3 + 2KJO3 + H2SO4 = J2 + 5 Na2SO4 + K2SO4 +H2O

Влияние концентрации иодата калия и серной кислоты изучается (условно) при помощи компьютера. Программа, заложенная в компьютере, позволяет строить на дисплее графические зависимости, выводить кинетические уравнения и предсказывать скорость при заданных концентрациях реагирующих веществ [3].

Для реализации нового подхода к преподаванию с применением ИТ необходимо знать возможности, предоставляемые компьютером для усовершенствования учебного процесса на каждом этапе урока.

Так, на этапе подготовки к уроку компьютерпредоставляет возможности:

· создавать компьютерные модели конспекта урока, темы, курса в целом;

· максимально целесообразно располагать материал;

· обеспечивать основной материал дополнительной информацией;

· подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.

На этапе проведения уроков компьютерпозволяет:

· экономить время;

· красочно оформлять материал;

· повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания;

· оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы;

· индивидуализировать обучение;

· концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока;

· в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу;

· самостоятельно использовать учебный материал обучающимися.

На этапе методической проработки процесса обучения у учителя появляются дополнительные возможности:

· аккумулировать совместные усилия учителей;

· развивать, модернизировать, корректировать электронные материалы;

· систематически накапливать материал;

· повышать мотивацию преподавания и обучения.

Кроме того, компьютерная техника применяется и как средство контроля усвоения знаний учащимися, значительно расширяет доступ к источникам информации,дает возможность получения обратной связи. Для организации работы педагогом могут быть применены различные модели использования компьютера на уроках. Они подразделяются на методологические и организационные [8,9].

При организации усвоения учебного материала в условиях использования компьютерных систем с помощью персональных компьютеров и других компьютерных устройств могут быть успешно применены как вспомогательные, но тем не менее мощные средства обучения. Современная педагогика называет обучением двухсторонний процесс усвоения знаний и навыков профессиональной деятельности, проходящей между преподавателем и обучаемым. При этом двусторонность процесса обеспечивается обоюдной громкой речью (диалог и диспут) и коллективным взаимодействием преподавателя и обучаемых. Именно непосредственный речевой и целенаправленный контакт между всеми участниками познавательного процесса и является главной отличительной чертой обучения (а не преподавания или других способов усвоения знаний). Компьютеры без преподавателя и без коллективного взаимодействия обучаемых не могут создать необходимых предпосылок для обучения.

Компьютерные обучающие системы по типу их взаимодействия с обучаемыми и преподавателем могут быть представлены в виде трех основных типов.

1. Компьютер– один обучаемый. Это – типичный случай учебной работы с персональным компьютером или другим индивидуальным средством обучения. В этом типе обучения происходит усвоение знаний без коллективного взаимодействия (общения) обучаемыхи преподавателя и без формирования навыков устной речи. Преподаватель может вмешиваться в процесс обучения наблюдением за экраном компьютера и устными замечаниями по ходу процессу и результатом усвоения материала.

2. Компьютер– несколько обучаемых. Обычно такая система допускается при недостатке компьютеров или дисплеев. Однако она имеет ряд преимуществ перед предыдущей – обучаемые находятся в коллективном взаимодействии и их межличностный контакт осуществляется через речевую деятельность. Малая группа обучаемых (2-4 человека) у одного дисплея проводит поиск решения задаваемой проблемы, общаясь внутри группы и с преподавателем при помощи устной речи. Преподаватель, как и в предыдущем случае, корректирует деятельность группы, но для него этот процесс оказывается крайне затруднительным физиологически и психически при переходе от одной группы к другой, которые могут находиться на разных стадиях усвоения материала для решения поставленной задачи. Необходимость вхождения в познавательную деятельность различных групп приводит к сильнейшим умственным перегрузкам преподавателя.

3. Несколько компьютеров с группами обучаемыми связаны между собой и с компьютером преподавателя информационной сетью и внутригрупповым и межгрупповым учебным общением. Данный случай в наибольшей степени приближается к обучению: малые группы связаны между собой общими целями решения поставленной задачи и коллективной познавательной деятельностью, и в тоже время они связаны через компьютеры, что позволяет всем участникам оценивать достижения других групп. Преподаватель при помощи собственного компьютера может следить за ходом обучения, контролировать его и одновременно осуществлять общение, как с отдельными группами, так и со всеми группами сразу, превращая их в коллектив.

При использовании учебного материала в процессе усвоения в соответствии с рассмотренными положениями к нему предъявляется ряд требований. Приведем основные из них.

1) Материал, предъявляемый компьютером обучаемому, должен содержать профессионально значимую проблему для обсуждения путей ее решения членами группы и между группами с участием преподавателя. Этот материал дробится на определенные логически связанные порции, позволяющие шагами дойти к решению проблемы и непрерывно объединять различного рода сведения и синтезировать новое для обучаемого знание.

2) Решение проблемы или задачи должно обладать способностью быть представленным несколькими решениями, причем для каждого возможного решения необходим новый теоретический материал и сведения, позволяющие принимать или отвергать то или иное решение. На этой основе и возникает коллективное обсуждение проблемы. Желательно, чтобы новые пути решения также могли быть подразделены на другие возможные направления поиска.

3) Любой вырабатываемый учебным коллективом путь решения проблемы сопровождается выдачей компьютером избыточного материала для его анализа и отбора необходимого.

4) Тупиковые решения не должны заводить обучаемого более чем на 1-2 шага для экономии времени и исключения непроизвольного запоминания ошибочной информации.

Перечисленные содержательно-организационные требования к учебному материалу при компьютерном обучениимогут быть сведены к нескольким более общим положениям [3, 10].

Предлагаемый при компьютерном обучениипредметный материал должен быть представлен в виде системы, то есть состоять из нескольких блоков содержания (подсистем, элементов системы), которые в свою очередь, могут быть представлены в виде систем со своими подсистемами и т.д. Требование системной структурированности учебного материала являются необходимым при отборе содержания компьютерного обучения, так как в современных учебниках большая часть материала не систематизирована и не структурирована.

Связи между блоками содержания, их взаимное расположение и распределение во всем объеме обучения должны быть четко выражены и понятны обучаемомув момент нахождения правильного ответа или решения проблемы. В компьютерном обучении, как и в программированном, наиболее удобна связь подчинения одного элемента другому (иерархия). Таким типом связи часто удается показать логику учебного предмета и логику научного рассмотрения изучаемого объекта. При этом компьютерследит за последовательностью запрашиваемой информациии последовательностью шагов разрешения проблемы или решения задачи.

Другим возможным типом связи между структурными элементами системы содержания могут служить связи одинаковой значимости. Подобные связи создаются элементами системы содержания, имеющими одинаковое значение для рассмотрения изучаемого объекта. Учебный материал может содержать понятия и представления, отвечающие сразу обоим типам связи.

Таким образом, можно сформулировать принципы отбора содержания при компьютерном обучении. В содержании обучения отбирается материал, обладающий наибольшим свойством связывать все элементы системы знаний, и удаляется материал, не обладающий подобным свойством. Этот принцип можно проследить при изучении фундаментальной науки естественного цикла, например, химии. В химической науке выделено 4 основных учения: о направлении химического процесса, о строении вещества и о периодичности в изменении свойств элементов. В соответствии с этим изучаемые в химии объекты – реакции и вещества – могут рассматриваться с четырех одинаково значимых в химической науке сторон, соответствующих этим учениям. Обучаемомукомпьютерное устройство предлагает составить содержание сведений о заданном объекте. Отзыв обучаемого на предложенное ему задание состоит в запросе у компьютера сведений о направлении процесса или термодинамической устойчивости вещества, о скорости процесса или кинетической устойчивости вещества, о строении изучаемого вещества и т.д.

Целостное содержание позволяет организовать компьютерное обучение по трем основным направлениям взаимодействия обучаемого и преподавателя. При многостороннем рассмотрении объекта уровень многосторонности возрастает при вовлечении в познавательный процесс наибольшего числа участников с их предложениями, что сопровождается коллективным взаимодействием членов малой группы и многочисленными речевыми высказываниями.Многосторонность рассмотрения изучаемого объекта позволяет использовать компьютери для решения различного рода учебных и научных задач и проблем, то есть вводить компьютер в качестве участника в познавательный процесс при проблемном методе обучения. При этом проблема строится на отсутствии сведений из одного (или нескольких) учения науки или противоречивости сведений. Возможность выбора из памяти компьютера необходимой для решения проблемы информацииопределяется той обобщенной ориентировочной основой познавательной деятельности, которая задается преподавателем и в значительной мере зависит от творческой активности малой группы обучаемых, предлагающих запросить ту или иную информацию и использовать ее подобающим способом для решения проблемы.

Роль преподавателя при подобном обучениизаключается в том, что он, наблюдая за ходом рассмотрения изучаемого объекта или решения проблемы (разрешение проблемной ситуации) каждой группой, включается в компьютерную сеть и корректирует познавательный процесс, находя ошибки, выводя решения в правильное русло, подсказывая необходимые для решения или рассмотрения общие и конкретные ориентиры. Не менее эффективно воздействие преподавателя на познавательный процесс устной речью, когда он становится полноправным членом учебного коллектива. Одновременно преподаватель объединяет малые группы в слитный коллектив, исправляет наиболее часто совершаемые ошибки, знакомит с самыми яркими предложениями и нестандартными решениями.

Важной особенностью компьютерного обучения является то, что стиль и язык программы, характер общения с компьютером сильнейшим образом влияет на многие качества и черты формируемого у обучаемыхмышления.

Глава 2







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.