Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Византийская, арабская и западноевропейская





Если оставить в стороне Индию и Китай, как два обособ­ленных исторических мира, и сосредоточить все внимание на том историческом мире, который образовался в азиатских, африканских и европейских странах, окружающих Средизем­ное море, и который был объединен в большей своей части Римской империей, то в первом периоде средневековой истории эти страны, продолжавшие и потом быть главною ареною всемирной истории, окажутся распределенными между тремя обособленными культурами, из которых каждая имела свой особый характер, свою особую судьбу. Эти культуры суть византийская, арабская и западно-европейская, называя их в порядке, в каком они достигали наибольшего своего развития. Две из этих культур, византийская и запад­ноевропейская, были христианские, но они были разъе­динены происшедшим в IX—XI вв. разделением вселенской церкви на восточную и западную, третья же культура, арабская, составила особый и в религиозном отношении мир — мусульманский. Таким образом, распадение христи­анского мира в Европе на греко-восточную и римско-католи­ческую церкви и отторжение от этого мира азиатских и афри­канских областей бывшей Римской империи новой религией, исламом, появившейся в VII в., являются исходными пунк­тами обособления трех культур, а то обстоятельство, что каж­дая из них имела свой особый вероисповедный характер, само по себе в высшей степени характерно и вообще для средне­вековья, как большого исторического периода с преобла­данием религиозного начала в жизни общества. Конечно, не одна религия была основою этого распадения объеди­ненного Римом исторического мира, но и чисто полити­ческие условия, и причины культурного и экономического свойства. В конце IV в. Римская империя распалась на восточную и западную половины, очень между собою несходные во многих отношениях. На Западе, мы видели, преобладал романский элемент, на Востоке — греческий, и, кроме того, в экономическом отношении Восток стоял впереди Запада. Это было и во времена развития финикий­ской и греческой торговли, и в эпоху эллинистических царств и образования римской державы, и позднее, при империи. Перенесение политического центра из Рима в Ви­зантию было как бы признанием первенства Востока сравни­тельно с Западом, и Восток доказал большую свою живу­честь, сохранив старую римскую государственность в то самое время, как на Западе в течение V в. по Р. X. эта государ­ственность прекратила свое существование. В то самое время, как Византийская империя, продолжавшая официально называться Ромейской (т. е. Римской), сохранила форму абсолютной монархии с бюрократической централизацией, т. е. политическую форму, утвердившуюся в постепенно-античной Римской империи, и даже воскресила в своем строе традиции эллинистических царств и даже деспотий древ­него Востока, на Западе произошло полное крушение древ­них учреждений с возвращением общества к более прими­тивным формам быта, и на месте Римской империи возникло несколько “варварских” королевств, имевших уже совер­шенно особый политический и социальный строй. На Востоке, как-никак, поддерживались в средние века и тор­говля, и промышленность, которые на Западе в начале этого периода пришли в страшный упадок. Все это привело не только к варваризации Запада, но и к обособлению его от

 


Востока. Так дело было в Европе, где, однако. Запад на равной ноге с Востоком распространял выработанную антич­ным миром культуру и христианство в тех странах, которые раньше лежали за пределами всемирной истории. Культур­ные влияния, шедшие из Рима и романизированных облас­тей Запада, захватили все страны за рейнско-дунайской линией с населением германским, а отчасти и славянским, не считая племен второстепенного значения — мадьяр, литовцев, финнов. Наоборот, на Балканском полуострове и далее на севере, за нижним течением Дуная, а также в странах между Черным и Балтийским морями, где образо­валось Русское государство, возобладала Византийская куль­тура. И новые народы, следовательно, вступившие в первом периоде средних веков на поприще всемирно-исторического процесса, с самого начала распределились между двумя обособленными культурами, образовавшимися в Европе. Хотя и не вполне точно, но в достаточной все-таки мере верно один из этих миров обозначается, в смысле своего этнографического состава, как романо-германский, другой — как греко-славянский: главными народами западной куль­туры были те, которые происходили или от романизирован­ного населения римских провинций Запада, или от древних германцев, тогда как главными народами византийской культуры были, кроме самих греков, народы происхождения славянского; неточность же названий “романо-германский Запад” и “греко-славянский Восток” заключается в том, что к западной культуре примкнула и значительная часть сла­вянства (чехи и поляки), а под влиянием культуры визан­тийской была часть, хотя и не особенно, впрочем, важная, племени романского (румыны).

В то время, как в Европе формировались оба эти средневе­ковых исторических, культурно-обособленных мира, почти все азиатские и все африканские области бывшей Римской империи были отторгнуты от христианства арабским завоева­нием, результатом которого были образование на громадной территории от Инда до Атлантического океана новой миро­вой державы, Арабского халифата, и утверждение на всем этом пространстве господства третьей после буддизма


и христианства мировой религии, ислама. Арабский халифат своими размерами превзошел саму Римскую империю. Если мы сопоставим исторические карты древней Персидской державы, монархии Александра Македонского и Римской империи с историческою картою халифата*, то увидим, что в сторону востока халифат простирался до тех же пределов, какие раньше имели Персидское царство и монархия Алек­сандра Великого, а в сторону запада — до крайних пунктов прежней Римской империи. Эта громадная держава быстро возникла, но скоро, однако, стала распадаться, положив тем не менее начало третьему историческому миру средних веков, магометанскому. В то время, когда европейский Запад был еще, как говорится, погружен в варварство, и единствен­ной хранительницей древнего образования была Византия, в халифате произошло замечательное культурное развитие, правда, тоже недолговечное, но тем не менее не прошедшее совершенно бесследно с всемирно-исторической точки зре­ния. Рассматривая ближе происхождение средневековой арабской культуры, которая одно время, несомненно, стояла выше европейской,— не говорю: западной, но даже во многих отношениях и византийской, — мы неизбежно прихо­дим к тому выводу, что источник арабской культуры был все-таки, в конце концов, греческий. Завоеватели-арабы весьма быстро подчинились культурному влиянию эллини­зированных областей Византийской империи, которые они подчинили своему политическому господству, и все разви­тие их собственной культуры произошло таким образом на греческой основе. Многое из того, что было в этой основе позабыто Византией или отринуто, арабами было восприня­то, и в истории средних веков был такой момент, когда мусульманская культура играла даже роль посредницы между западноевропейскою мыслью и греческим умствен­ным наследством. Достаточно именно вспомнить, что в эпоху возрождения на Западе философии (в форме так называе­мой схоластики) Аристотеля там изучали в латинских

 

* Такое сопоставление читатель может найти на первой таблице карт, приложенных к моей книжке “Главные обобщения всемирной истории”.


переводах, сделанных с переводов арабских, и с толковани­ями арабских же ученых. Этот знаменательный факт свиде­тельствует также и о том, до какой степени в самой Европе в эту эпоху были разобщены в культурном отношении Запад и Византия, из которой только позднее, в эпоху так называ­емого классического возрождения, настоящий греческий Аристотель был впервые принесен на Запад.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.