Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Неодинаковость участия отдельных народов в этом движении





Указав на связь, какая существует между главными периодами новой европейской истории, и тем самым устано­вив программу всего дальнейшего изложения этой истории, остановимся теперь на рассмотрении каждого из отмеченных явлений в отдельности, выдвинув на первый план, конечно, те из них, которые имеют наиболее существенное значение в выработке современного нам состояния Западной Европы. За гуманическим движением, о котором шла речь в преды­дущем очерке, последовало движение реформационное, и с него нам поэтому следует начать наш обзор. Прежде всего установим его причины, чтобы понять его сущность и оценить его значение.

Реформационное движение было вообще явлением весьма сложным, но все его элементы с удобством распределяются по трем главным категориям: у каждой были свои причины, свои движущие силы, своя сфера действия, свои результаты. Прежде всего реформация была движением чисто религиоз­ным, т. е. крупным событием в истории западного христиан­ства, как вероучения и как церковной организации. С этой стороны в ее основе лежали верующая совесть, оскорбляв­шаяся “язычеством” “вавилонской блудницы”, и направлен­ная на вопросы веры мысль, не сносившая, говоря языком реформаторов и сектантов о римской церкви и папе, ига непомерной власти “антихриста”. С этой стороны заявлен­ными целями реформации были “возвращение христианства к апостольским временам” посредством “очищения веры от людских выдумок” и “освобождение духа от мертвящей буквы предания”. Результаты реформации в данном отноше­нии суть разрушение религиозного единства Западной Европы, образование новых исповеданий и основание новых церквей, развитие мистического и рационалистического сектантства, перерешение догматических, моральных и церковно-практических вопросов, новое направление теологичес­кого мышления, развитие новых религиозных принципов, вольномыслие антитринитариев и деистов, учения которых


представляли собой выход из исторического христианства в философию “естественной религии”, но вместе с тем и оживление умиравшего католицизма, пересмотр его догма­тов, починка всей его внутренней организации. Протест, который мы здесь видим, истекал из глубины религиозного чувства и из недр пытливой мысли, не удовлетворявшейся традиционным решением религии и морали вопросов.

Но средневековой католицизм, как мы видели, не был вероисповеданием только: как царство от мира сего, он вызывал против себя протесты иного рода из-за чисто светских побуждений, из-за отношений чисто земной жизни человека и общества. Он был целою системой, налагавшей свои рамки на всю культуру и социальную организацию средневековых католических народов: его универсализм отрицал национальность, его теократическая идея давила государство, его клерикализм, создававший духовенству привилегированное положение в обществе, подчинял его опеке светские сословия, его спиритуалистический догма­тизм представлял мысли слишком узкую сферу, да и в той не давал ей свободно двигаться. Поэтому против него давно боролись и национальное самосознание, и государственная власть, и светское общество, и усиливавшееся в последнем образование, — боролись не во имя чистоты христианского вероучения, не во имя восстановления Библии, как главного авторитета в делах религии, не во имя требований внутрен­него голоса совести, встревоженной “порчей церкви”, или пытливой религиозной мысли, обратившейся к критике того, что перед ее судом оказывалось “людскими выдум­ками”, а просто потому, что система на все налагала свой гнет и слишком грубо втискивала жизнь в свои рамки, мешая ее свободному развитию. Борьба против Рима, не ка­савшаяся вопросов царства не от мира сего, — явление довольно раннее в европейской истории: нападения на католицизм, как на вероучение и церковь, несогласные с духом христианства, со Священным Писанием, с требова­ниями верующей совести и пытливой мысли, возбужденной религиозными вопросами, — объединяло, усиливало, направ­ляло к одной цели элементы светской борьбы с католициз-


мом во имя прав национальности, прав государства, прав светских сословий, прав образования, прав, в основе которых лежали чисто мирские интересы, — и само находило помощь в этой оппозиции Риму — национальной и политической, в этой вражде к духовенству — сословной и интеллектуаль­ной. Гуманизм также заключал в себе идеи, через которые чисто культурно-социальная оппозиция могла бы объе­диниться, формулировать свои требования, направиться к одной цели. До известной степени он даже так и действо­вал, секуляризируя мысль и жизнь западноевропейских обществ, но значение реформации именно в том и заклю­чается, что оппозиция против католической культурно-социальной системы во имя чисто человеческих начал интереса и права пошла под знаменем реформированной религии.

Наконец, развитие жизни выдвигало у отдельных наций разные другие вопросы политического, социального и эконо­мического свойства, не имевшие сами по себе отношения ни к “порче церкви”, ни к гнету курии и клира. Именно в разных местах Западной Европы велась своя внутренняя борьба и подготовлялись свои домашние столкновения, которые могли — как это и случилось в Испании при Кар­ле V — разыграться вне всякой связи с реформацией церкви и с оппозицией против папства и клира, или же соеди­ниться с движением чисто религиозным и с национальным, политическим, сословным и интеллектуально-моральным протестом против Рима и католического духовенства. По­следнее мы и видим в Германии, где за реформацию схвати­лись и гуманисты, незадолго перед тем окончившие победо­носную кампанию против “обскурантов”, и имперские рыцари, недовольные новыми порядками, заведенными в конце XV века, и крестьяне, начавшие волноваться еще раньше, и низший слой городского населения, среди кото­рого происходило социальное брожение против богатых, и князья, наконец, стремившиеся отстоять себя против усилившейся власти императора.

Перечисленные причины реформационного движения XVI в. были далеко неравномерно распределены по разным


странам. Не говоря уже о том, что у каждого народа в его внутренней жизни была своя “злоба дня”, — у одного — одна, у другого — другая, у одного — способная уладиться путем мирной реформы, у другого необходимо вызывавшая революционное столкновение, — отдельные народы были в своих массах и в своих правящих классах не совсем одина­ково и не в одном и том же смысле религиозны, различным образом относились к далекой курии и к своему собствен­ному клиру, потому что и курия в сущности вызывала к себе разные чувства, и клир одной страны не был похож на клир другой, да и сами нации во всем остальном не вполне походили одна на другую. Одни остались верны и старой религии, и “святейшему отцу”, и своим духовным пастырям, тогда как другие завели у себя новые веры, отреклись от папы, как от “антихриста”, возмутились против духовных, как против “волков в овечьей шкуре”. Мало того: в одной и той же нации реформация имела иногда совершенно раз­ный успех у отдельных сословий и начиналась то снизу, от общества, то сверху, от власти, да и тут вопрос о том, пойдут ли правительство за народом или народ за правительством, решался в общем и в подробностях не везде одинаково. Вот почему при изучении реформации в какой-либо отдельной стране нужно иметь в виду некоторые общие вопросы, ответы на которые должны заключать в себе объяснение несходств, которые мы в данном случае наблюдаем. Религи­озное настроение отдельных стран было далеко неодинаково, и как сам католицизм в лице своих представителей, так и отношение к нему отдельных народов были не одни и те же в разных странах. Испания, например, только что покон­чившая вековую борьбу с маврами, была вполне довольна своим католицизмом, сделавшимся ее национальным знаме­нем, да и сама воинствующая церковь не подверглась здесь порче в такой степени, как в других местах. Наоборот, в Германии давно происходило глухое, но глубокое религи­озное брожение, которое рано или поздно должно было прорваться наружу. Как в умственном, так и в нравственном отношении опять отдельные народы стояли далеко не на одинаковом уровне. Например, итальянская гуманистическая


интеллигенция была довольно индифферентна к религии и церкви, а народная масса в Италии суеверна и чувственна, между тем как немецкий гуманизм соединялся с богослов­скими интересами и с реформационными стремлениями, а в народных массах Германии замечалось в развитии сек­тантства именно более интимное и моральное отношение к религии, чем в Италии. То же самое различие замечается и по отношению к национальной оппозиции. В Испании католицизм и национальность сделались синонимами, благодаря религиозной и племенной борьбе с маврами, для Италии папство было тоже как бы национальным учрежде­нием, но в Германии беззастенчивое хозяйничанье курии оскорбляло национальное чувство, в то же самое время, как и немецкие князья чувствовали всю тяжесть папской опеки, которая была неизвестна, например, во Франции, где госу­дарственная власть сумела оградить себя от вмешательства папы во внутренние дела нации. Далее, на историю реформа­ции оказывали влияние внутренние, чисто политические отношения отдельных стран и на первом плане их устрой­ство. Государства, уже объединившиеся под единою властью, в общем решали у себя вопрос в ту или другую сторону, т. е. или оставались католическими, или принимали протестан­тизм, тогда как в таких федерациях, какими были Германия и Швейцария, отдельные княжества и кантоны каждый по-своему решал вопрос, и политическая раздробленность отражалась на религиозном разъединении, как, в свою очередь, религиозное разъединение способствовало и поли­тическому распадению федеративной страны (Нидерланды). Равным образом и форма правления, существовавшая в госу­дарстве, обыкновенно переносилась и в новое церковное устройство: реформация, возникшая в Германии или в Анг­лии, приняла монархический характер, тогда как цюрихская и женевская — республиканский. Далее, реформа могла идти снизу, от народа, или сверху, от власти, могла быть общена­родной или сословной, могла содействовать усилению государственной власти или расширению народных прав. В Германии реформа началась снизу и была общенародной, но политическое и социальное движение, совершившееся


под религиозным знаменем, было подавлено князьями, и все плоды протекших событий выпали на их долю. В Шотлан­дии и в Голландии реформа началась тоже снизу, но резуль­таты ее были уже иные. В Дании и в Швеции инициатива реформации принадлежала королевской власти, так же, как и в Англии, но в этой последней стране рядом с реформа­цией, возникшей по инициативе правительства и содей­ствовавшей его усилению, совершилась другая реформация, народная, и столкновение между обеими было одной из сторон той революции, которая произошла в Англии в сере­дине XVII в. и содействовала победе прав нации. Во Фран­ции и в Польше ни власть, ни масса населения не приняли участия в движении: в обеих странах оно получило характер сословный, преимущественно дворянский и, хотя в разных степенях, содействовало во Франции усилению королевской власти, а в Польше, наоборот, ослаблению вообще государ­ственного начала. Важно также различие между странами ранней реформации и странами реформации поздней: в пер­вых все было вновь, вторые имели уже многое готовым;

движение, совершившееся в одних, застало католицизм врасплох, в других оно встретило уже сильное противо­действие со стороны старой церкви. Наконец, в разных местах возникли неодинаковые учения, которые различным образом решали вопросы не только религии, но и морали, и права, и политики.

Общие принципы реформации

Конечно, при рассмотрении реформации с общей точки зрения не эти различия должны остановить на себе наше внимание, а именно то, что имеет более универсальное значение.

Каждое крупное историческое движение имеет свои принципы: иногда они прямо и ясно формулируются участ­никами или свидетелями движения, иногда составляют подкладку фактов последнего и именно в мотивах отдель­ных действий, в настроениях действующих лиц, в том значении, какое факты получают при научном их изучении.


Реформация была как раз одним из таких явлений: масса событий, составляющих ее историю, объединяется своею однородностью, и в ней мы должны искать некоторую совокупность принципов, собственно и образующих понятие протестантизма, взятого с культурной и социальной или политической стороны. Действующие в истории идеи нельзя рассматривать отвлеченно, ибо они играют роль истори­ческих факторов, определяя мысль, чувство и волю деятелей движения, ставя цели для их деятельности, придавая ей характер и направление, ибо одни идеи всегда существуют рядом с другими, им родственными и враждебными, и ря­дом с разными интересами, вступая с ними во взаимо­действие и испытывая при этом разные изменения, да, наконец, и не все деятели данной эпохи суть представители одних и тех же идей, а, будучи их представителями, не всег­да делают из них логические выводы и бывают последо­вательны в их применении. Реформационное движение было движением идейным, и принципы протестантизма оказали гораздо более заметное влияние на тогдашнюю историю, чем принципы гуманизма: протестантизм не оста­вался мыслью и словом, а переходил в дело, и под его знамя становились другие исторические факторы, потому что он овладевал умом, чувством и волею людей и до известной степени перевоспитывал их, насколько вообще новые направ­ления бывают способны сразу изменять старые миросозер­цания, настроения и привычки. Изучая протестантизм не с точки зрения абсолютных идей, а с относительной, ис­торической точки зрения, мы должны рассмотреть, насколько принципы протестантизма соответствовали культурному состоянию общества, чтобы быть принятыми, и насколько принятое могло осуществиться, и рассмотреть притом в свя­зи с другими принципиальными явлениями того же по­рядка, с католицизмом, который сам обновился под влия­нием реформации, и с гуманизмом, уже проявившимся в разных сферах умственной деятельности общества.

Исходные пункты протестантизма находились в полной противоположности с католицизмом, хотя принципы пер­вого и не были целиком введены в жизнь, дав только начало


новому движению: это были противоположные принципы авторитета и индивидуальной свободы, внешней набож­ности и внутренней религиозности, традиционной непод­вижности и движения вперед. Так дело представляется, однако, только с отвлеченной точки зрения, но в действи­тельности реформация слишком часто была только переменой формы, и, например, кальвинизм во многих отношениях был лишь сколком с католицизма. Да и в самом деле, вообще, реформация заменяла один церковный авторитет в делах веры другим или авторитетом светской власти, установляла известные для всех обязательные внешние формы, хотя бы и не в смысле обрядности, и, внесши новые начала в церков­ную жизнь, делалась по отношению к ним силою консерва­тивною, не очень-то допускавшею дальнейшее движение вперед. Таким образом вопреки основным принципам про­тестантизма, бывшего сначала проявлением индивидуализма в религии, реформация в действительности сохраняла мно­гие католические культурно-социальные традиции. Протес­тантизм, взятый с принципиальной своей стороны, был религиозным индивидуализмом и в то же время попыткою освободить государство от церковной опеки. Последнее удалось в большей степени, чем проведение индивидуалис­тического принципа: государство не только освобождалось от церковной опеки, но само подчиняло себе церковь и стано­вилось на место церкви по отношению к своим подданным, прямо уже вопреки индивидуалистическому принципу ре­формации. Своим индивидуализмом и освобождением госу­дарства от теократической опеки протестантизм сходится с гуманизмом, в котором, как мы знаем, индивидуалистиче­ские и секуляризационные стремления были особенно сильны. Общими чертами у ренессанса и реформации были стрем­ление личности создать собственное миросозерцание, соеди­нявшееся с критическим отношением к традиционным авторитетам и с развитием рационализма и индивидуа­листического мистицизма; освобождение жизни от аскети­ческих требований с реабилитацией инстинктов челове­ческой природы, выразившееся в отрицании монашества и безбрачия духовенства: эманципация государства,


секуляризация церковной собственности и т. д. Но, сходясь между собою в одном, протестантизм и гуманизм расходились между собою во многом другом, будучи один явлением преимущественно светской культуры, другой — культуры религиозной. В самом деле, гуманисты исходили из идеи земного благополучия личности, реформаторы — из идеи загробного спасения; в своих стремлениях одни опирались на классиков, другие — на Св. Писание и отцов церкви; одни радовались возрождению античной образованности, другие стремились возвратить церковь к первым векам христи­анства; в одном направлении индивидуализм принимал характер рационалистический, в другом — мистический. Где сильно было светское возрождение, там слабо было движе­ние реформационное, и наоборот, где последнее широко охватывало нацию и глубоко в нее проникало, там гуманиз­му наносился удар. Оба направления, конечно, сближались: немецкий гуманизм, отличный от итальянского, индиф­ферентного к религии, соединялся с богословскими заняти­ями, и некоторые видные его представители сделались деятелями реформации; такое же сближение мы замечаем между реформацией и гуманизмом и в рационалистическом сектантстве с его религиозным вольномыслием. Но иногда оба движения расходились до резкой противоположности: мистический анабаптизм, кальвинизм и индепендентство отличались пренебрежением и даже враждебностью к свет­ской науке и литературе. Реформация иногда прямо являлась реакцией против светского направления жизни, которое она обвиняла в язычестве. Реформаторы упрекали папство в том, что оно омирщилось; Лютер говорил, что без реформации весь мир сделался бы эпикурейским; суровое сектантство самим реформаторам казалось возрождением монашеского аскетизма. Особенно реакционным характером относительно светской культуры отличался кальвинизм, бывший во многих отношениях как бы усугублением католицизма: слив государство с церковью, поставив общество под надзор духовенства, подчинив его ригористической дисциплине, объявив войну мудрствующему разуму, кальвинизм, в сущ­ности, принял принципы, прямо противоположные


гуманистическим индивидуализму и секуляризации мысли и жиз­ни. Одним словом, протестантизм, как и всякое другое историческое явление, заключал в себе противоречия и не­последовательности, но общим своим религиозным характе­ром он более подходил к тогдашнему культурному состоя­нию Европы, чем светский гуманизм.

Но у реформации были и некоторые важные заслуги сравнительно с гуманизмом в истории культурного и поли­тического развития. Совершенно индифферентный или слишком рассудочно относившийся к религии гуманизм не предъявил миру индивидуалистического принципа сво­боды совести, явившегося на свет Божий только благодаря реформации, которая, в свою очередь, оказалась, впрочем, неспособной понять свободу мысли, возникшую в гуманис­тическом движении. С другой стороны, в своей полити­ческой литературе гуманизм не развил идеи политической свободы, которую, наоборот, защищали в своих сочинениях кальвинисты, а позднее индепенденты, но протестантские политические писатели не могли отрешить государственной жизни от конфессиональной окраски, что, наоборот, как раз было сделано гуманистами.

Религиозная и политическая свобода новой Европы обя­заны своим происхождением преимущественно протестан­тизму, свободная мысль и светский характер культуры ведут начало от гуманизма. Обновленный католицизм, конечно, остался принципиальным противником свободы совести и свободы мысли, но он входил в сделки с политической свободой и со светской культурой, когда это находил нуж­ным для восстановления своей власти над миром, между тем как у протестантов, защищавших политическую свобо­ду, последняя была чем-то вроде религиозного догмата, а у представителей светского образования само оно являлось целью, а не средством для чего-то другого. Сопоставляя эти культурно-социальные принципы протестантизма, гуманиз­ма и нового католицизма, мы должны признать общую прогрессивность двух первых, несмотря на все их недостатки по отношению к требованиям их времени, как должны признать и общий регрессивный характер католической


реакции, порожденной, как увидим, самою же реформа­цией.

Рассмотрим теперь судьбу идей свободы совести, свободы мысли, свободы светского государства и политической свободы в истории реформации.

Исходным пунктом реформации был религиозный про­тест, имевший в своей основе нравственное убеждение: все отделившиеся от католической церкви во имя своего религи­озного убеждения встретили против себя католическую церковь, а иногда государственную власть, но мужественно, и часто даже претерпевая мученичество, отстаивали свою веру, свободу своей совести, которая прямо была возведена в принцип религиозной жизни анабаптистами и индепендентами. В большинстве случаев, однако, принцип этот страдал и искажался. Дело в том, что весьма нередко гони­мые прибегали к нему в видах самообороны, не имея доста­точно терпимости, чтобы не сделаться гонителями других, когда представлялась к тому возможность, и думая, что, как обладатели истины, они могут принуждать к вере в нее других. Ставя реформацию под покровительство светской власти, они передавали государству права старой церкви над индивидуальною совестью. С другой стороны, завоевывая религиозную свободу, весьма часто они завоевывали ее только для себя и ссылались при этом не столько на индиви­дуальное свое право, сколько главным образом на тот принцип, что нужно более повиноваться Богу, чем людям, но этим же повиновением Богу оправдывалось у них и нетер­пимое отношение к иноверию, в котором они видели оскорб­ление Божества. Только позднее среди индепендентов утвердился принцип, по которому Христос, искупив всех людей своею божественною кровью, сделался единственным господином над человеческою совестью. Реформаторы даже признавали за государством право наказывать еретиков, которое и власть считала своим потому, что видела в отступ­лении от господствующего вероисповедания ослушание ее велениям. Только позднее индепенденты развили учение о невмешательстве государства в религиозные дела и исходя не из индифферентной терпимости, а из идеи свободы


совести. Гуманистический религиозный индифферентизм, конечно, соединялся с терпимостью к иноверию, но в нем не было уважения к свободе религиозной совести, и с такой точки зрения могло, например, оправдываться насилие над чужою верою во имя политической необходимости. Таким образом в протестантизме воззвания к свободе совести у го­нимых соединялись с нетерпимостью власть имеющих, в гуманизме — широкая терпимость с непониманием насто­ящей свободы совести: нужно было соединение свободы совести с терпимостью при устранении нетерпимости и неува­жения к чужой совести, чтобы мог возникнуть чистый принцип религиозной свободы.

Что касается до свободы мысли, то реформация отнеслась к ней неприязненно, хотя и содействовала ее развитию. Вообще в реформации теологический авторитет ставился выше деятельности человеческого разума, и обвинение в рационализме было одним из наиболее сильных в глазах реформаторов. Не предвидя того, к чему поведут заявления о свободе совести и правах разума, Лютер на вормском сейме отстаивал и первую, и вторые, но когда на основании тех же принципов стали высказывать свои взгляды анабаптисты и антитринитарии, реформатор сам же отшатнулся от начал, приводивших к таким результатам.

То же самое, в сущности, было и с другими протес­тантами, когда перед боязнью ереси они забывали права чужой совести и отрицали права собственного разума. Между тем самый протест против требования католической церкви верить без рассуждения заключал в себе признание извест­ных прав за индивидуальным пониманием, и было в выс­шей степени нелогичным признавать свободу исследования, а за его результаты наказывать. Элемент научного иссле­дования между тем был внесен в теологические занятия реформаторов еще немецкими гуманистами, которые с инте­ресом к классическим авторам соединяли интерес к Св. Писанию и отцам церкви. Поэтому, несмотря на общий принцип подчинения авторитету Писания, самое его толкова­ние требовало деятельности разума, и рационализм, к кото­рому, как мы уже сказали, большинство протестантов и


сектантов относилось враждебно, тем не менее проникал в дело церковной реформы.

Далее, в вопросе о взаимных отношениях церкви и госу­дарства, реформация равным образом не держалась одного определенного принципа: в лютеранстве и в англиканстве церковь стала в зависимое положение от государства, а в каль­винизме обе организации, светская и духовная, как бы сливались воедино. Во всяком случае, однако, реформационное государство оставалось вероисповедным, а реформационная церковь становилась государственной. Связь между церковью и государством порывалась только в сектантстве, особенно в английском индепендентстве, выработавшем те отношения между религией и политикой, какие потом и утвердились в американских колониях Англии, будущих Северо-Американских Соединенных Штатах. В общем рефор­мация не изменила существа старых связей, и в ХVIII в. среди католических государей было сильно стремление сделать из церкви государственное учреждение, а духовен­ство превратить в чиновничество. Только взаимные отноше­ния изменились, ибо в общем реформация дала государству преобладание и даже господство над церковью, сделав из самой религии как бы прежде всего дело государства.

Наконец, нужно не забывать, что реформация оказала большое влияние на постановку и решение социальных и политических вопросов в духе принципов равенства и сво­боды, хотя она же содействовала и противоположным общественным тенденциям. Мистическое сектантство в Гер­мании, в Швейцарии, в Нидерландах было и проповедью социального равенства, но, например, рационалистическое сектантство в Польше было характера аристократического, и многие польские сектанты шляхетского звания даже защи­щали право истинных христиан иметь рабов, ссылаясь на Ветхий Завет. Все здесь зависело от среды, в которой разви­валось сектантство. То же самое можно сказать и о поли­тических учениях протестантов: лютеранство и англиканизм отличались монархическим характером, цвинглианство и кальвинизм — республиканским. Часто говорят, будто протестантизм всегда стоял на стороне власти, но это


неверно, потому что роли католиков и протестантов меня­лись, смотря по обстоятельствам, и те же самые принципы, которыми кальвинисты оправдывали свое восстание против “нечестивых” властей, были в ходу и у католиков, как это проявилось в иезуитской политической литературе и во время религиозных войн во Франции. Но что особенно важно в реформационном движении для понимания дальнейшего политического развития Западной Европы, так это развитие в кальвинизме идеи народовластия. Несмотря на то, что некальвинисты были изобретателями этой идеи и что не одни они развивали ее в XVI в., никогда ранее она не получала одновременно такой теоретической обосновки и такого практического влияния, как с XVI в., и ни для кого не имела такого религиозного значения, как для кальви­нистов, потому что они верили в ее истинность, как в своего рода религиозный догмат. Впрочем, если и допустить влияние собственно идей реформации на зарождение новых политических теорий, то настоящим источником последних была та политическая борьба, которая характеризует самую жизнь государства в XVI веке.

Католическая реакция

Реформационное движение XVI в. вызвало, как извест­но,— хотя и не сразу, — противодействие со стороны католи­цизма, или так называемую католическую реакцию, которая была соединена и с реформою самого католицизма. Останав­ливаясь на этом явлении, мы не должны забывать, что оно находится в тесном родстве с реакцией, происходившей и среди тех общественных элементов, которые сначала были захвачены реформационным движением. Это обнаружилось с самого же начала реформации в Германии, когда под знаменем новых религиозных идей началась целая полити­ческая и социальная революция. Здесь именно остались не без влияния и разочарование одних после того, как реформация не оправдала всех возлагавшихся на нее надежд, и опасения других, когда движение стало выходить за те границы, которые ему хотели поставить как сами реформа-


торы, так и светские власти с высшими классами общества, сначала безусловно с сочувствием относившиеся к делу реформации. Политическая опасность, боязнь смут в государ­стве являлась вообще для некоторых государей первой половины XVI в. главным аргументом против протес­тантизма, и потому они на первых же порах реформации стали преследовать “еретиков”. В данном случае не было разницы между отношением протестантских правительств к сектантам и католических князей и кантонов к самим протестантам. Дело в том, что реакционные стремления обнаружились и в самом протестантском лагере, среди богословов, боявшихся, что свобода исследования приведет к ереси, и среди государей и имущих классов, опасавшихся политических смут и демократических движений. Богослов­скими спорами, первоначальною неразработанностью своих учений, появлением сектантства и т. п. реформация оттолк­нула от себя многих людей, оставшихся верными католи­цизму, где все было ясно и определенно. В свою очередь, вероисповедные распри самих протестантов, помимо того, что дискредитировали новое религиозное учение, вдобавок ослабляли его еще перед общим врагом, каким для них всех был католицизм. Все это подготовляло почву для реакции, и реакция не замедлила наступить.

Католическая реакция относится к числу тех весьма часто повторяющихся в истории случаев, которые многими писате­лями возводятся в закон истории, хотя до сих пор в весьма мало еще разработанной теории исторического процесса нет ни одной попытки осветить с общей теоретической точки зрения постоянно наблюдаемую в истории смену развития новых культурно-социальных явлений диаметрально проти­воположною тенденцией возвращения назад. Реакции, стре­мящиеся задержать новые движения или совсем их прекра­тить, в истории случаются весьма часто, но большею частью они касаются отдельных сторон культурно-социальной жизни и иногда даже не носят названия реакций. Католи­ческая реакция XVI в. представляет собою явление не только весьма заметное, но даже до известной степени охватывавшее всю историческую жизнь европейского Запада в известную


эпоху. Таких реакций новая история знает только две. Одна из них и была именно та, которую называют католической, но которая осложнялась и иными влияниями. Мы знаем уже, что в конце средних веков католицизм и сам находился в разложении, и против него возникли светская оппозиция и религиозный протест, нашедшие свое выражение в возро­ждении и реформации, но как раз эта самая реформация оказала влияние на расшатанный католицизм, заставив его реформировать себя и вызвать его на борьбу со всем, что только противоречило его традициям, откуда и возникла общая реакция средних веков против нового времени. В борьбе с католической реакцией, собственно говоря, и шло все дальнейшее культурно-социальное развитие, перерабо­тавшее прогрессивные начала гуманизма и протестантизма в так называемое “просвещение” XVIII века, которое, в свою очередь, оказало большое влияние на общественные преобра­зования XVIII века. Как известно, это новое движение окончилось опять бурной эпохой, за которою наступила в начале XIX в. эпоха реакции, направившейся против указанного движения. Одним словом, в истории Западной Европы, взятой в целом, за движениями, обозначаемыми названиями ренессанса и реформации, наступила эпоха католической реакции, ослабление которой знаменуется новыми движениями вперед, “просвещением” XVIII в., просвещенным абсолютизмом и революцией 1789 г.,— движениями, за которыми следовала новая общая реакция. Собственно говоря, это — два параллельных течения в исто­рии Европы, в которых действуют силы инноваторские и силы консервативные, всегда существующие в обществе, но не всегда находящиеся в одних и тех же взаимных отношениях. Вообще разложение всякой культурно-социаль­ной системы характеризуется, с одной стороны, выступле­нием сил, стремящихся внести в жизнь новые начала, с другой, полной дезорганизацией сил консервативных, что прекрасно иллюстрируется успехами гуманистического и реформационного движений при совершенном внутрен­нем расстройстве католицизма: тогда-то, и наступает движе­ние вперед, успехи которого заставляют, однако, сплотиться


силы консервативные в то самое время, как одна часть общества, сначала, сочувствовавшая переменам, отвращается от них, когда они принимают неожиданный или нежела­тельный для нее характер, а другая часть, в свою очередь, разочаровывается в движении, раз оно не исполняет всех возлагавшихся на него надежд и упований, и напуганные с обманувшимися или примыкают к реакции, или, по крайней мере, отступаясь от движения, тем самым его ослабляют.

К сороковым годам XVI в., когда началось возрождение католицизма, едва только возникала кальвинистическая организация протестантизма, сильное распространение которого относится уже к следующим десятилетиям, когда организовались силы самого католицизма. К этому времени целые еще страны или вовсе не были, или не были серьезно затронуты реформационным движением, да и там, где оно произошло, оно не одержало полной победы. У католицизма еще были большие средства борьбы, но в нем господствовали деморализация и дезорганизация. То, что называли “порчей церкви”, было одной из причин реформационного движе­ния, которое питалось потом справедливыми нареканиями на безнравственность духовенства и его нерадение к испол­нению своих обязанностей. Во всяком случае, пока своим поведением клир давал повод протестантам нападать на церковь, у реформации было одним шансом больше, а зна­чение этого шанса увеличивалось, благодаря тому, что в противодействии протестантизму деморализованный клир отстаивал больше только свои светские интересы, мало заботясь об интересах самой религии. Церковь давно требо­вала реформы, которая была тем настоятельнее теперь, что многих в протестантизм толкало видимое нежелание церков­ной власти произвести самые необходимые преобразования, и что развивавшемуся и систематизировавшемуся протестан­тизму нужно было противопоставить твердое католическое учение. Все это, вместе взятое, позволяло протестантизму развиваться и распространяться без всяких почти препят­ствий со стороны церкви, если не считать отлучении, проклятий и обращений к светской власти. По тем же


причинам и реакционное настроение, существовавшее у мно­гих в светском обществе, сравнительно мало приносило выгоды церкви, а оно несомненно было. Реформация, соб­ственно говоря, застала католическую церковь врасплох, и организация реакции против реформации сразу возник­нуть не могла, тем более, что ее инициаторам пришлось еще бороться со всем, что составляло причины деморализации и дезорганизации клира, да и сами эти инициаторы явились не тотчас же, а когда реформация приняла уже более грозные размеры. Для того, чтобы воспользоваться реакци­онным настроением разных общественных элементов, уси­лить это настроение, организовать склонные к нему социаль­ные силы, направить их к одной цели, католической церкви нужно было самой подвергнуться некоторой починке, дисци­плинировать клир, заставить папство отказаться от чересчур светской политики, создать новые средства для борьбы, вступить в более тесный союз с католическими государями, противопоставив вместе с тем “ерет<







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.