Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ НАЧИНАЮТ ПРИЕМ НАРКОТИКОВ





Такая глава есть в нашей книжке о героине. Мы решили, что в углубленном виде она нужна и в книге для родителей. Ведь самая главная для вас задача — это понять, что происходит в вашей семье, и попробовать измениться. Пока еще не слишком поздно.

Однозначно на вопрос, почему наши дети на­чинают принимать наркотики, не может ответить никто. Во всяком случае, известно совершенно точно, что никакие наследственные особенности на это не влияют. Наркоманы встречаются среди

КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

всех слоев общества, в любых семьях, любых учеб­ных заведениях, независимо от их элитности.

Поэтому нам с вами придется искать более глу­бокие причины наркотической эпидемии, разра­зившейся в России.

Большинство исследователей этой проблемы давно пришли к выводу, что прием наркотиков (героина и марихуаны), а также других психоак­тивных веществ (табака и алкоголя) является не симптомом конкретного заболевания, а симпто­мом культуры, симптомом психологического со­стояния общества.

Вдумайтесь, мы, старшее поколение, приме­няем алкоголь в быту для лечения любых забо­леваний — начиная от простуды и заканчивая сильными болями. Что уж там говорить о труд­ных состояниях души: тревоге, депрессии, стрес­се, одиночестве и т. д.

Кто из читателей этой книжки обратился к врачу-психотерапевту для лечения последствий стресса? А кто из вас при нервном напряжении предпочитает выпить рюмочку?..

Вот поэтому под маской алкогольной болезни у нашего и более старшего поколения могут скры­ваться различные душевные проблемы, расстрой­ства и заболевания. Нас никто не учил обращать­ся к врачу или священнику, и большинство из нас предпочитает лечиться не с помощью врача, а че­рез магазин...

Что же мы хотим от своих детей? Героин и другие наркотики выполняют в их культуре, культуре новой и непонятной для нас, ту же са­мую роль универсального лекарства от всех проб-

 

лем, которую в нашей молодости играл алко­голь.

Жизнь старшего поколения (собственно, всех тех, кому сейчас за тридцать пять и личность ко­торых формировалась в советский период) отли­чалась пятью главными особенностями:

• Во-первых, она была в целом безответствен­ной. Большинству из нас в ней приходилось много и монотонно работать, причем работать очень часто бессмысленно, ни за что, кроме физического своего присутствия на рабочем месте, не отвечая. Смысл нашего труда, с на­шей точки зрения, должно было понимать' только страшно далекое от нас начальство. Труд и поступки большинства из нас были абсолютно безответственными. Ответствен-;

ность наступала лишь в том случае, если мы нарушали приказы начальства и выбивались из общего фона поведения некоего абстракт­ного коллектива.

Кстати говоря, мы в советские времена были во многом лишены ответственности и за соб­ственных детей. Где-то в глубине души мы зна­ли, что отвечать за их развитие будет школа и государство, а наше дело — одеть, обуть, накор­мить, дать денег, а вырастет и станет человеком он как-нибудь сам.

• Во-вторых, она была удивительно статичной.. У большинства из нас не было никаких сомне­ний в том, что завтра будет то же самое, что и вчера. Большинство из нас было уверено в зав­трашнем дне. В той жизни была постоянная уверенность, что человек сначала будет ходить

КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

в детский сад, потом в школу, потом либо в ин­ститут, либо на работу и т. д. Не возникало даже малейших сомнений в том, что человека распределят на работу и что он будет жить, по крайней мере, не хуже других.

• В-третьих, мы жили в обществе, в котором отдельная личность не значила практически ничего. Мерилом правильности поведения отдельного человека служило мнение коллек­тива. Мифический коллектив, а не личность, был единицей социального измерения.

• В-четвертых, в этой жизни у всех был неко­торый смысл, не связанный с материальным благополучием. Упрощая, можно сказать, что все мы участвовали в строительстве «светлого будущего». Большинство смотрело программу «Время» и даже если не верило в социализм до конца, то все равно считало, что все врать не могут и завтра будет лучше, чем сегодня.

• В-пятых, в советской культуре не было места для удовольствий. Телесные удовольствия практически были под запретом. Физические и чувственные удовольствия, такие, как совре­менные музыка и танцы, доставались нам с величайшим трудом и в целом не поощрялись как формы человеческой деятельности, «от­влекающие человека от созидательного труда». Как известно, в СССР даже «секса не было».

Из этих особенностей жизни бессознательно сформировалось наше мышление — «образ мыс­лей советского человека».

 

• Мы не привыкли к переменам. В действитель­ности мы их боимся больше всего на свете и хотим, чтобы завтра все было так же, как вче­ра.

• Мы не привыкли искать в жизни смысл. Мы постоянно бессознательно ждем, что этот смысл даст нам кто-то извне, как раньше нам его диктовали «родная Партия и правитель­ство».

• Мы привыкли к отсутствию ответственности за результаты собственной деятельности. Мы не хотим ни за что отвечать. Мы хотим, что­бы за нас принимал решения кто-то другой. Мы привыкли к разделению общества на себя са­мих и начальство. (Начальство в данном слу­чае — это та символическая инстанция, кото­рая принимает на себя ответственность за проступки подчиненного.)

• Мы не чувствуем ценности собственного су­ществования как отдельной личности. Наша ценность по-прежнему определяется нашими социальными ролями — ролью в семье, ролью на работе, заработками, ролью в компании и т. д.

• Телесные удовольствия для нас бессознательно по-прежнему находятся под запретом. Секс — по-прежнему нечто постыдное, вызывающее смешки.

Все эти пять коренных особенностей нашего мышления мы автоматически перенесли на вос­питание своих детей.

ю

КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

• Во-первых, из-за трудностей нашего детства мы решили сделать детство наших детей бе­зоблачным и лишенным проблем. Все наши чада стали «уникальными», «единственными», «самыми лучшими». Мы даже не пытались их приучить к мысли о том, что жизнь состоит не только из удовольствий и побед. Мы не смог­ли им объяснить, так как не понимали этого сами, что взрослая жизнь подразумевает ответ­ственность за свои поступки.

• Во-вторых, привыкнув сами к жизни в ста­тичном обществе, мы смертельно боимся пе­ремен. Мы воспитывали детей, даже не пыта­ясь их приучить к возможностям внезапных и далеко не всегда приятных изменений в обще­стве и во внешнем мире вообще. Если быть честными, то свобода и связанная с ней не­обходимость выбора и принятия решений пу­гает нас больше всего на свете.

• В-третьих, мы не научили их оставаться сами­ми собой, несмотря ни на какие перемены ок­ружающей действительности. Мы не смогли объяснить им ценность отдельной личности. Мы не воспитали в них привычку к самоанали­зу. Не смогли объяснить, как важно иметь соб­ственное мнение по любому поводу. Мы забы­ли рассказать о том, что такое самоуважение и чувство собственного достоинства. Мы сдела­ли их зависимыми от мнения и «моды» подро­стковой компании, точно так же, как мы были зависимы от мнения «коллектива».

• В-четвертых, и это, на наш взгляд, самое важ­ное, мы «забыли» объяснить им, зачем чело-

 

век живет на земле, дать им хоть какой-то иной смысл существования, кроме зарабатыва-ния денег. Мы понадеялись, что этот смысл, как и в нашем детстве, даст государство. Од­нако государство, построенное на деньгах и лжи, никакого смысла дать не захотело... • В-пятых, мы не научили их получать удоволь­ствие от собственного тела, от таких есте­ственных его функций, как слух, зрение, ося­зание, обоняние, которые, объединившись на своем максимуме, приносят человеку сексу­альное удовольствие.

В результате наших «воспитательных» усилий средний молодой человек нашей страны, достиг­ший пятнадцати-шестнадцатилетнего возраста, оказывается в своеобразном духовном вакууме.

Он не знает, зачем он живет на свете. Система ценностей и интересов его родителей, в основном сводящаяся к зарабатыванию денег и бесконечно­му сидению у телевизора, его не интересует, чаще всего их взгляды и образ жизни ему просто-на­просто чужды.

Он не заинтересован в учебе. Он ни за что не отвечает, не имеет никакого дела, которое поручено только ему. Любовь для него понятие, немодное, практически полностью дискредити-;

рованное общественным сознанием, а секс — понятие неприличное, грязное.

Лишенный любви и интересов, он лишается чувства самоуважения — ему кажется, что он не такой, как все. Он становится целиком и полно­стью зависимым от мнения своего подростково­го коллектива.

КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

Он боится внешнего мира, реальности с ее грязными законами. Ведь всю эту нашу грязь родители обсуждали при нем с раннего детства. Он не хочет взрослеть...

Духовный вакуум — это духовная пустота, а если природа не терпит пустоты, то душа чело­веческая тем более. Пустота души, если она не в состоянии заполниться внутренним смыслом, все­гда найдет себе внешний наполнитель. У нашего поколения это был алкоголь, нынешний мир подсу­нул детям наркотики.

Должны ли мы этому удивляться?

Подростковый возраст — это возраст, в кото­ром человек интенсивно пытается разобраться в окружающем мире, осмыслить свою роль в нем. Новое поколение не может выбирать пепси. Чело­веческое сознание не в состоянии принять приоб­ретение жвачки «Риглис» как высший смысл соб­ственной жизни. Такие, с позволения сказать, «ценности» и порождают чувство пустоты и бес­смысленности существования.

Давайте попробуем поподробнее разобраться в структуре ощущений наших детей.

Мы всегда просим пациентов взять лист бума­ги и написать не менее пятнадцати причин, по ко­торым им нужен наркотик. С чистым листом бума­ги гораздо проще быть искренним, чем с любым человеком. Давайте возьмем только одну такую по­казательную, в плане нашего разговора, анкету.

Вот пятнадцать причин, по которым нужны наркотики, указанных девушкой Леной, попав­шей в беду. Текст ее ответов мы приводим це­ликом, разумеется, с ее согласия.

 

«Почему мне был необходим героин:

1. Так было легче жить, потому что все проб­лемы казались какими-то далекими, многие из них я просто не замечала.

2. С героином жизнь воспринимается гораздо лучше, чем на самом деле. Это уход от нее.

3. Мы расстались с моим молодым человеком, я никак не могла его забыть. С героином это получи­лось. Без героина у меня были трудности с сексом, масса комплексов. Мне все это было неприятно, а мой молодой человек этого хотел. С героином это прошло. Теперь никакого особенного удовольствия я не получаю, но и противно быть перестало.

4. Возможно, у меня много страхов: я боюсь, что мне скажут «нет», я всегда думаю, как обо мне судят другие люди, беспокоюсь, как я выгля­жу и т. д. Героин все это победил. С героином ты не чувствуешь никакого страха вообще.

5. Героин позволил мне не думать о себе и о сво -ей жизни. «Под героином» ты вообще не думаешь ни о чем, и в какой-то мере это здорово, так как до этого я изводила себя мыслями: какая я, какая у меня жизнь и т. п.

6. Сначала я думала, что наркотики дают мне Я шанс выделиться из общей массы. Я думала, что и это круто и т. д. Потом я поняла, что это не так, но все равно продолжала чувствовать опре­деленную избранность.

7. Когда я рассталась со своим молодым челове­ком, я осталась одна, так как еще до этого прак­тически потеряла связь со своими подругами. Оди­ночество — страшнее смерти. Это то, чего я боюсь больше всего. Я не могу быть одна. Наркотики и

КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

наркоманы подменили мне все и всех. Я уходила из дома с утра и приходила поздно вечером. Целый день я где-то была, куда-то ездила, я встречала кучу людей, сидела на чьих-то квартирах, я была в гуще событий и в центре «маленькой вселенной». Мне это в наркотиках нравилось больше всего. Если честно, то я скучаю по этому до сих пор.

8. Среди наркоманок я была очень симпатич­ной, даже, можно сказать, красивой, ухоженной и хорошо одетой, поэтому у меня было много ка­валеров среди молодых ребят (правда, таких же наркоманов, как и я). Это давало мне чувство собственной привлекательности, в чем я была крайне не уверена после разрыва с моим молодым человеком.

9. Героин — это какое-то дело. Это, если хо­тите, в своем роде работа, которую надо выпол­нять каждый день. И это трудная работа, пото­му что найти хороший героин, когда он тебе нужен, очень трудно. Поэтому мне казалось, что, если я могу это, то я слогу многое другое. Я каза­лась себе умной, самостоятельной и способной до­биться чего-то сама.

10. Из-за того, что меня бесит моя мама. Она хороший человек и меня очень любит (даже слиш­ком), но она достает меня каждый день, каждую минуту. Иногда мне казалось, что я ее ненавижу. Кроме того, она постоянно искала наркотики в моих вещах. Мне всегда хотелось заткнуть уши и закрыть глаза. Опять-таки за меня это сделал героин.

11. У нас очень напряженная обстановка в доме. Мама пилит не только меня, но и папу, поэтому

 

они частенько пререкаются. Кроме того, папа все -гда защищает меня, что тоже не нравится маме. На улице мне было лучше, чем дома, — там ди меня никому не было дела.

12. Я очень люблю своего папу. У нас прекрас­ные отношения с детства, считайте, что это он меня воспитал. Для меня существовал только один идеал — мой папа. Я всегда хотела быть похожей на него и очень хотела, чтобы он мною гордился. Я училась на пятерки в школе, танцевала в ансам­бле, выступала, играя на фортепиано, но казалось, он этого не замечал. Он и мама хотели большего от меня. Я думала, что я ничего не могу.

13. Мне нравилось жить двойной жизнью: дома и в институте ты — примерная девочка, а на улице ты — дрянная девчонка. Мне нравилось почувство­вать себя плохой. Для меня это была скорее игра, чем реальный мир. Мне нравилось играть, делать то, чему меня учили. К тому же здорово было иметь какую-то тайну.

14. Героин дает определенную простоту: тебе не надо думать, что сказать, не надо думать, что делать. Когда ты встречаешься с другими людьми, тебе не надо думать, чем заняться, — все уже решено. По большей части наркоманы, которых я встречала, это необразованные люди, многие не закончили одиннадцать классов, и я сначала дума­ла, что мне с ними будет неинтересно. Но потом я обнаружила среди них вполне образованных лю­дей. Это было странно. Героин раскрепощает. Это смешно выглядит со стороны. Люди идут за геро­ином и по дороге обсуждают рассказы А. П. Чехо­ва или различные философские школы, или начина­ть

КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

/от читать стихи свои и чужие — было и такое, на героине особенно тянет на философию и поэзию. Хотя я думаю, что, если бы мы встретились в другой обстановке, все было бы по-другому.

15. Мысли о самоубийстве появились у меня еще в довольно раннем возрасте, лет в пятнадцать. Меня ничего не держало в этой жизни тогда, не держит и сейчас. Мне говорят, что надо просто жить. Но я так не могу, поскольку считаю, что жить надо зачем-то, то есть иметь хоть какую-нибудь цель. Я люблю своих родителей, но жить так же, как они, в какой-то бесконечной серости я не могу.

Конечно, никто не знает, зачем мы здесь, но просто плыть по течению — это глупо, это и гь самоубийство, но только самоубийство лич-ти, души. Я считала, что как личность я — 'то и никто, я не смогу сделать что-нибудь)ящее, поэтому мне всегда хотелось уснуть и ьше не просыпаться. Даже в детстве, засы-..я, я представляла, что я—в могиле (может, у меня что-то с головой?). Героин — это сон. Сон — это смерть. Жизнь?.. Я не помню, что это такое.

P.S. Писать больше не могу, так как очень раз­вевалась и могу заплакать. Я и так тут много? написала сокровенного. Я очень не люблю, ког-\езут в душу, потому что это больно. Я не люб-кому-то что-то рассказывать, я держу все в '.. Это трудно. Одно — трудно, другое — больно. ч выбрать? Но копаться у человека в душе — это -то слишком, хотя Вы — доктор. Вам видней. я думаю, что Вы образованный человек и знае-

 

те, что «не стоит заглядывать чересчур глубоки душу, иначе скоро наткнешься на решетку, которая ведет в подземные каналы, где текут нечистоты*

Пожалуйста, перечитайте этот текст еще раз, вдумайтесь в каждую фразу. В них трепещущая боль живого человека, а вовсе не абстрактная болезненная тяга к наркотикам.

Может быть, этот текст даст основания роди­телям наконец задуматься о том, насколько се­рьезны те проблемы, с которыми сталкивается «несерьезная» детская душа.

Давайте попробуем вместе разобраться в тех «подземных каналах», о которых пишет девушка.

Что же так мучает Лену, написавшую эту ис­поведь? Можем ли мы с вами попытаться по-Д нять те основные проблемы, которыми болеет ее душа? Разве вправе мы считать героин глав­ной Лениной проблемой? \

Нет, главные беды ее души общие для всех нас. Ее боль — душевная боль всего молодого, поколения. Систематизировать причины это общей боли, которая приводит к наркотикам очень трудно, но мы все-таки попытаемся.

Потеря смысла

Человеческая потребность понять смысл соб-i ственного существования практически не волно­вала советскую психологическую науку. Смысл жизни нам формулировала «родная Партия», и задумываться об иных смыслах было нельзя.

Однако теперь мы знаем, что именно осознание своего истинного предназначения, понима­ние предначертанной Богом жизненной Задачи

КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

помогло Александру Исаевичу Солженицыну преодолеть рак и справиться с теми бесконечны­ми препятствиями, которые уготовила ему судьба.

Легендарный психиатр и психоаналитик Вик­тор Франкл, прошедший через нацистский конц­лагерь, описал свой опыт и доказал, что в кон­центрационном лагере выживали только люди с твердым пониманием смысла и предназначения своей жизни. Человек, лишенный ощущения осмысленности своей жизни, практически неми­нуемо погибал.

Осознание своего жизненного предназначе­ния, поиск ответа на вопрос о смысле собствен­ной жизни — одна из главных потребностей человеческой души. Это ось, вокруг которой вра­щается наша психическая жизнь.

Давайте сразу оговоримся, что под смыслом жизни мы имеем в виду ее космическое, мисти­ческое предназначение, а не общепринятые, бы­товые смыслы, такие, как семья, дети, карьера, приобретение вещей и т. д.

Нет, не о бытовых ценностях тоскует душа Лены да и каждого подростка! Вспомните себя в юности, разве о квартире и машине думали вы в восемнадцать лет? Вы, точно так же, как и Лена, хотели понять, зачем вы оказались на земле именно в этом месте и в это время. Вы хотели и дети наши хотят понять смысл своей судьбы. Это было неявной, возможно, бессозна­тельной, но вашей главной потребностью.

Дореволюционные православные мыслители называли главную человеческую потребность метафизической потребностью и описывали ее

'

как потребность понять промысел Божий в сво­ем собственном предназначении и судьбе.

Великий русский философ Николай Бердяев описывал эту потребность как потребность в Творчестве. Бердяев подразумевал под поняти­ем «творчество» потребность в повторении глав­ного деяния Бога — создание собственного мира.

Великий американский психолог Абрахам Маслоу в 70-е годы научно доказал существова­ние такой потребности, которую он называл ме-тамотивацией, или гиперпотребностью. Суррога­ты, которые сегодняшнее общество подсовывает для ее удовлетворения, не могут устроить подро-Д стка, пытающегося стать Человеком.

Эта потребность особенно остро осознается в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Молодому человеку необходимо найти смысл собственного бытия. Иначе отсутствует ось, стержень, вокруг которого формируется инди­видуальность.

Конечно, молодой человек не осознает этого процесса, однако что-то внутри его болит. Ощу­щение несправедливости окружающего мира, неспособность взрослых ответить на какой-то очень важный вопрос, который вертится на кон­чике языка, их невнимание к тому, что они счи­тают глупой подростковой романтикой, приво­дит к ощущению бессмысленности реальной жизни. Именно об этом пытается сказать Лена в пятом пункте анкеты, когда пишет: «Героин позволил мне не думать о себе и о своей жизни». Ну, а пятнадцатый пункт весь фактически об этом.

КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

Мы не привыкли заботиться о высоких мате­риях, однако, если мы хотим, чтобы наши дети не «лечились» наркотиками от ощущения бес­смысленности собственного существования, нам необходимо самим задуматься о смысле соб­ственной жизни.

Как именно, вопрос сложный. Мы попробу­ем отчасти ответить на него в следующей главе.

Одиночество

Ощущение подростка, что его жизнь бессмыс­ленна, порождает другое, казалось бы, противоре­чивое чувство. Ему начинает казаться, что муки бессмысленности, страдания от них испытывает только он один.

Молодой человек начинает ощущать одиноче­ство. Он думает, что все окружающие не пони­мают и не разделяют этих его чувств. Ему кажет­ся, что у всех, кроме него, есть друзья. Все они веселы и счастливы. И только его одного му­чают вопросы смысла своего существования, а всем остальным это просто неинтересно.

Молодой человек чувствует, что он хуже ок­ружающих сверстников. Страдает его чувство самоуважения. В рамках традиции индивидуаль­ной психологии А. Адлера угроза самоуважению, исходящая от угрожающей подростку среды, рассматривается как главный психологический механизм, приводящий человека к употреблению наркотиков.

Личность молодого человека переживает про­цесс становления. Ощущение самоуважения в этот временной период практически равно ощу­щению индивидуальности. Интересы социаль-

 

ной среды противоречат интересам личности подростка, его желанию быть лидером, быт! любимым и уважаемым всеми окружающими Молодой человек очень подвержен давление внешнего мира, который стремится скорректи­ровать его индивидуальность. Самоуважение развивается очень медленно, с детства. Оно развивается через поведение, которое Адлер на­зывал экспотенциальным (овладевающим). Это обозначает, что оно развивается через воспри ятие окружающих людей и предметов как сво ей собственности и использование их для дос тижения поставленной цели.

Однако такому поведению тоже нужно учить. Низкое самоуважение, а вместе с ним и отсут­ствие ощущения ценности собственной индиви­дуальности могут быть результатом излишней опеки родителей, особенно матери. Оно возника­ет как результат попытки матери или обоих роди­телей взять на себя всю ответственность за любые поступки ребенка. Постоянные незаслуженные ребенком подарки и вознаграждения фактически приводят не к повышению чувства самоуважения, а к его снижению, поскольку нужные ребенку предметы появляются из внешней среды сами собой, без затраты усилий на овладение ими. Воз­никает ситуация, в которой личности не нужно ставить перед собой никаких задач для достиже­ния цели или удовольствия. Когда такая личность сталкивается с окружающей средой, выясняется, что эта подростковая среда не хочет его уважать.

Низкое самоуважение может сформироваться вследствие и прямо обратной ситуации. Оно ста-

КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

новится проблемой подростка, выросшего в се­мье слишком сильно занятых или небрежных родителей, которые не уделяют ребенку доста­точного внимания.

Отсутствие внимания со стороны родителей с раннего детства как бы ставит перед ребенком другую невыносимо сложную задачу: прежде­временно стать взрослым. Так как эта задача не может быть выполнена, она порождает ощуще­ние ничтожности, ненужности собственной ин­дивидуальности.

Как избыток внимания с излишней опекой, так и недостаток внимания равно приводят к замкну­тому кругу: низкое самоуважение — ощущение ничтожности и одиночества — наркотики как универсальное лекарство — еще большее сниже­ние самоуважения — полная неспособность бо­роться с наркотической зависимостью.

Надо отметить, что особенно сильно ощуще­ние изоляции проявляется у талантливых, тон­ко и глубоко чувствующих ребят. Они остро реагируют на несоответствие своих интересов и интересов окружения. Родители чаще всего не знают, что сказать своему ребенку в такой си­туации, и не могут пробиться сквозь возникшую Вдруг у подростка замкнутость и нежелание об­щаться.

Более того, невнимание к детской душе, к потребности ребенка в общении, к необходимо-•-'ти обучения искреннему общению и получению °т него удовольствия очень часто в наших семь- 'л становится вопиющим. Мы делим семейные Разговоры и встречи на «взрослые» и «детские».

 

КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

Мы очень часто прогоняем ребенка и говорив «Уйди, это не детский разговор... Иди, иди, иг рай, ты в этом все равно ничего не поймешь» Мы сами изолируем ребенка от нормальных, не­обходимых ему коммуникаций со взрослыми, г потом удивляемся, почему он чувствует себ;

одиноким и не имеет друзей.

А подросток тем временем, для того чтобь избежать одиночества, пытается стать таким «как все». Его тянет в компанию сверстников. которые, как ему кажется, не чувствуют одино чества. Он думает, что «романтически» шушука ющиеся о чем-то в потаенных местах ребята -это именно те люди, которые ему нужны, и ем} в их компании явно не будет одиноко. Они кру­тые — они знают все...

Если вы вдумаетесь, то именно об этом пише! Лена в шестом и седьмом пунктах своей анкеты

Тяжесть свободы

Состояние нашего общества последнего деся­тилетия можно описать как шок от наступив­шей свободы. Давайте задумаемся о том, что такое свобода. На собственной шкуре мы убе­дились, что свобода — это необходимость вы­бора из целого ряда возможностей, которые на первый взгляд кажутся равными.

До сих пор мы с вами подолгу стоим у ставши? уже нарицательными прилавков с колбасой, не будучи в состоянии выбрать лучший сорт или производителя. Даже при такой элементарной необходимости выбора мы очень часто бываем W в состоянии выбрать сами и обращаемся за помо­щью к продавцу с надеждой, что он точно знает

какая «колбаска получше». В более сложных си­туациях выбора мы просто-напросто застываем в неподвижности и почти умираем, как буридано­вы ослы между двумя равными охапками сена.

Свобода подразумевает умение выбирать. В свою очередь, это умение требует образова­ния, позволяющего правильно оценить откры­вающийся мир возможностей.

Когда человек не умеет выбирать, он в ситуа­ции свободы будет поступать практически толь­ко двумя способами.

Во-первых, он будет «голосовать» за что-то да­леко не самое лучшее, но зато привычное. Он бу­дет выбирать отсутствие перемен, то есть он предпочтет старую несвободу новой свободе, тре­бующей от него все нового и нового выбора.

Во-вторых, он будет выбирать не самую луч­шую и не самую новую возможность, а возмож­ность самую простую, максимально примитив­ную и понятную.

В посттоталитарном обществе, не привыкшем к возможности свободного выбора, свобода на­чинает вызывать тревогу и депрессию. Человек, nvf-сто радостного ощущения свободы, начина-увствовать тревожную неопределенность сво-бытия.

>н хочет знать, что с ним будет завтра, и от-лвается понимать, что в обществе, избрав-г путь свободы, знать это невозможно. 'щущение тревоги, вызванное неопределенно-о будущего, — одно из главных мучающих нас щений. То же самое чувство мучает и наших и. И они, точно так же, как и мы, пытаются

 

найти лекарство, чтобы избавиться от мучитель но-тревожных ощущений неопределенности зав трашнего дня, особенно если в семье отношение между родителями нестабильны. И даже в посто янстве собственного дома молодой человек н< может быть уверен.

В нормальном случае тревога, вызванная не определенностью будущего, проходит тогда, когдаД человек принимает решение, то есть тогда, ко™ да он смог сделать выбор. Когда вы уже купили колбасу, поздно жалеть о том, что на прилавке остался лучший, еще более вкусный сорт. При­дется есть ту, которую купили. То есть придется отвечать за принятое решение.

Но подросток не привык к ответственности зг свои поступки, которая, по сути, и означает пе­реход от детской жизни к жизни взрослых людей Мы не научили его этому.

Он избалован. Он привык, что все, что ему нужно, от одежды и до любимой девушки, ему приносят родители на блюдечке с голубой кае­мочкой в готовом виде. Он уже ждет, что все важные решения за него примет кто-то другой.

Он глубоко и естественно убежден в том, что это не он поступит в институт, а его «поступят» в институт; что это не он устроится на работу, а его устроят на работу. Все это можно продолжать описывать до бесконечности. Мы часто сталкива­емся с тем, что у будущих наркоманов даже отно­шения с любимой девушкой (юношей) выясняют родители. Нам часто приходится слышать потря­сающие фразы типа «Они меня избаловали — вот пусть они теперь меня и лечат...».

КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

В действительности такая «избалованность» означает, что молодой человек включился в по­рочную цепь событий: он не приучен с детства отвечать за свои поступки — значит, он не в состоянии принимать самостоятельные реше­ния — следовательно, он боится свободы и испытывает страх за собственное будущее — по­этому ему становится необходимо лекарство от ответственности и неопределенности завтраш­него дня — внешний мир подсовывает ему нар­котик.

Можно описать тяжесть свободы и другими словами: взрослеть очень не хочется. Желание жить статично, в неизменном мире, в привыч­ном тепле семьи, которая исполняет малейшие прихоти молодого человека, и главное, желание жить без ответственности, не удовлетворяется, как говорят психологи, фрустрируется.

Подросток испытывает непонятную ему само­му тревогу, страх за будущее, неопределенность. Он хочет немедленно получить удовольствие и вернуться в детство, в котором все его желания " медленно удовлетворялись.

)то вы хотите, чтобы ваш ребенок повзрослел, iy вовсе не хочется взрослеть в нашем жесто-мире, вовсе не хочется учиться думать, читать шшжки и отвечать за свои поступки. И тут окру­жающая среда радостно идет ему навстречу, пред­лагая героин или другой наркотик как универ­сальное лекарство от взрослой жизни.

Страх смерти

Мы очень редко затрагиваем этот вопрос. пако все мы знаем, что жизнь каждого из нас

 

заканчивается смертью, и это единственный за кон, который не удалось преодолеть никому и когда-либо живших на земле людей. Все мы бо имея смерти. Никто не знает точно, что жде нас за ее порогом.

Казалось бы, как-то нелогично: смерть и нар котики. Наркотики смертельно опасны. Они при ближают к смерти. Это очевидно.

Так разве можно с помощью наркотиков убе жать от страха смерти? Оказывается, можно Именно об этом пишет Лена. Давайте вдумаем­ся, в ее анкете мы столкнулись с тремя «стра­хами»:

• страхом жизни без смысла;

• страхом одиночества;

• страхом неопределенности, боязни завтраш­него дня.

Попробуйте вчувствоваться в эти общие для всех нас страхи. И на дне их вы увидите общш и главный страх — страх смерти. Неопределен­ность и опасность будущего угрожает смертью, одинокого человека некому поддержать, и этд\ снова грозит смертью. Отсутствие смысла де-\ лает жизнь ненужной и практически равное смерти.

Перечитайте еще раз Ленину анкету.

Мы забыли свою молодость. Мы забыли о том, как в пятнадцать—восемнадцать лет нас интересовала проблема смерти. Как мы люби­ли стихи Есенина, посвященные ей, и одновре­менно как мы боялись умереть. Вспомните, ка? часто вам, когда вы были подростком, снилась ваша смерть и смерть близких вам людей.

КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

Ребенок начинает понимать, что люди смерт-ны, где-то в возрасте от четырех до пяти лет. Если мы скрываем от него этот факт и не гото­вим человека к правильному восприятию смер­ти с самого раннего возраста, то в подростковом периоде страх смерти может стать практически невыносимым.

В православии постоянно живущий в нас страх смерти носит замечательное образное на­звание, он называется смертной памятью. Смер­тная память внутри человеческой души может быть преобразована в творческий импульс. Толь­ко то, что человек создал в своей жизни и в жиз­ни своих детей, способно пережить его тленное тело. Этому преобразованию посвящена масса замечательных православных книг. Вот как опи­сывает смертную память священник Тимофей в своем «Пособии по аскетике для юношества»:

«Память смертная не есть панический ужас смерти. Она есть лишь верная оценка земной жизни и ее временных благ. Эти блага для по­мнящего последний час суть не более, чем пища червей, равно как и тело наше, пользующееся нами. Безудержная погоня за тленным и времен­ным влечет за собою суровый ответ в день Суда...»

Не только Лена, но каждый третий из наших пациентов в той или иной форме напишут в ан­кетах, что они начали принимать наркотики, так к боялись смерти. Каждый пятый признается в том, что до встречи с наркотиком раздумывал 0 самоубийстве.

Мысли о самоубийстве фактически и есть Признание все того же: бессмысленности, оди-

 

ночества, бегства от свободы и ответственное ти, неопределенности завтрашнего дня.

Наркотики — лекарство от всех перечислен ных проблем, вызывающих неосознанное беспо­койство. Наркотик быстро и незаметно на месте проблем человеческой души ставит проблемь:

«души травяной». Вместо огромного количестве вопросов, на которые нужно ответить молодому человеку и в материальной жизни, и в духовной, встает один: «Как добыть следующую дозу?» Так как добыть ее достаточно просто, то все вопро­сы решаются сами собой.

Тем более, что наркотик для подростка — это нечто загадочное, преступное и романтическое одновременно. Наркотик — это то, что колют мрачные, загадочные и неопрятные ребята. У них есть какая-то тайна от лживого мира взрослых, к которой очень хочется причаститься.

Наркотики — это следствие протеста молодеж­ной культуры против несправедливости, лживос­ти и продажности нашего мира.

В этом ужас наркотиков. Все проблемы души решаются простым уколом, понюшкой или затя­гиванием дымом.

Говорят, что сатана прячется в простых реше­ниях.

В самой сущности наркотиков заключен вели­чайший обман сатаны. Молодой человек пыта­ется лечиться ими от чувства звенящей пустоты в душе, от холода, который его окружает. А нар­котик приносит взамен другую, «теплую» пусто­ту. В «теплоте» наркотиков тоже нет никакого смысла, никакого содержания. Это тупик.

КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

Это бегство — неудачное бегство подростка от несправедливости жизни и несоответствия идеа­лов и реальности.

Нам кажется, что талантливые ребята, люди с тонкой, чуткой душевной организацией в наше время чаще других становятся жертвами нарко­тиков. Они болезненнее воспринимают бессмыс­ленность, холод и несправедливость мира, а бо­роться с этими страшными ощущениями их никто не научил. Они пытаются убежать от ост­роты собственных ощущений, пытаются стать такими, «как все», а эти «все» употребляют нар­котики.

Можно сформулировать еще одно очень важ­ное понятие, которое в заключение этой главы нам хотелось бы выделить отдельно. Все пере­численные нами проблемы в становлении лич­ности и трудности в получении удовольствия, очевидно, приводят подростка к подражанию сверстникам. Он воспринимает свою личность как ущербную, а свое будущее как зыбкую не­определенность. Подростку нужна точка опоры, если мы с вами, родители, ее не со







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.