Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ты пустишь по миру с котомкой,





Ей будет нечего подать.

В. Федоров

 

II. Учет знаний

 

Используя свои знания, полученные в 9 классе, обсудите предложенную экологическую задачу, ответьте на предложенные вопросы по задаче и выступите перед классом со своими предположениями.

1 группа:

Известен исторический факт, когда завезённый в Австралию клевер не давал семена. Как вы думаете, с чем это было связано? Объясните, какие связи устанавливаются между шмелями и клевером?

(Предполагаемый ответ:

· Клевер не давал семена, так как в Австралии не было насекомых – опылителей данного

растения - шмелей. Когда в Австралию завезли шмелей, то проблема размножения и расселения клевера была решена.

· Между шмелями и клевером устанавливаются взаимовыгодные связи, так как шмели опыляют клевер, и он размножается, а, в свою очередь, шмель получает сладкий сок - нектар клевера для питания).

2 группа:

Вспомните и объясните, как саксаулы приспосабливаются к перенесению засухи?

(Предполагаемый ответ:

У саксаулов длинные корни (боковые корни уходят в почву на глубину 10 -11м), позволяющие достать воду из глубинных горизонтов почвы, листья супротивные, мелкие, недоразвитые (приспособление для уменьшения испаряющей поверхности), фотосинтезирующую функцию выполняют зелёные ветви, которые производят впечатление голых).

3 группа:

После вырубки леса исчезли произрастающие мхи и папоротники, хотя их никто не трогал. Как это вы можете объяснить?

(Предполагаемый ответ:

Мхи и папоротники (споровые растения) растут в тенистых влажных местах под пологом деревьев. Вырубка леса лишила их благоприятных условий обитания и поэтому они исчезли).

Эти и многие другие задачи решает наука экология.

Попробуйте назвать тему урока.

Запишите тему урока: Основы экологии.Экологические факторы.

Сегодня на уроке мы с вами более подробно познакомимся с предметом экология, его основными разделами, видами экологических факторов и как различные живые организмы, приспосабливаются к перенесению действия различных экологических факторов.

 

Работа в группах

+

 

IӀӀ. Изучение н/м:

 

А). Введение в тему.

Внимательно прочитайте и вдумайтесь в слова В. Федорова, взятого в качестве эпиграфа урока.

Какие у вас возникают ассоциации (ответы учащихся).

 

Б). Предмет, разделы экологии.

Работа со страницами 262- 263 параграфа 53 учебника под редакцией С.Г. Мамонтова по вопросам, ответы запишите в тетради:Ӏ

1. Кто ввел термин экология? (термин «экология» ввел в науку в 1866г немецкий ученый Э.Геккель).

2. Как переводится с греческого слово экология? (слово «экология» состоит из двух греческих слов: «olikos» - дом, жилище и «logos»- наука).

3. Что изучает экология? (Экология - наука, изучающая взаимоотношения живых организма между собой и с окружающей средой).

Запись в тетради:

Разделы экологии: Синэкология, дэмэкология, аутэкология.

В). Цель и задачи экологии:

Подумайте, чем важна эта область знания, какие жизненные задачи она помогает решать людям? Работая в парах, выпишите в тетради, используя материал на странице 263 параграфа 53 учебника, цель и задачи экологии.

Задачи экологии:

· изучение взаимоотношений организмов, популяций, видов между собой;

· изучение закономерностей действия факторов неживой природы на организмы;

· искусственная регуляция численности видов – вредителей сельского хозяйства;

· гармонические связи между человеком – обществом – природой;

· создание эффективной агротехники выращивания сельскохозяйственных культур;

· осуществление устойчивого развития и сохранности жизни в биосфере при решении глобальных

экологических проблем:

· решение проблем охраны природы.

·

Г). Экологические факторы.

Экологические факторы – компоненты внешней среды, воздействующие на организмы.

 

Д). Взаимодействие экологических факторов.

В природе экологические факторы оказывают воздействие только в совокупности. При этом результат воздействия одних факторов часто зависит от других. Например, в мороз животные могут погибать при отсутствии пищи и нормально себя чувствовать, когда пищи достаточно. Человек легче переносит жару при низкой влажности, чем при высокой.

Сложные взаимодействия существуют и между разными биотическими факторами. Ослабленное воздействие паразитов животное становится более легкой добычей хищников. Вытаптывание растительности копытными приводит к тому, что более устойчивые к вытаптыванию виды захватывают пространство и вытесняют остальные растения.

На эти факторы организмы реагируют по – разному.

Работая в парах, найдите подтверждение этому на странице 264 параграфа 53.

 

Е). Занимательная страничка.

· Кенгуру не портят воздух!

Кенгуру интересные животные — они не умеют пускать газы. Накапливаемый в желудке метан

непрерывно перерабатывается и поглощается обратно. Ученые ищут ген, отвечающий за такое поведение, чтобы пересадить его коровам и уменьшить в итоге выбросы газов в атмосферу.

· Загрязнение атмосферы ухудшает память и вызывает депрессию. У человека, длительное время

вдыхающего загрязненный воздух может нарушиться работа головного мозга, ухудшиться память, снизиться способность к обучению и развиться депрессия. К таким выводам пришли американские ученые из Университета в штате Огайо.

· На протяжение двух лет проверялась методика уничтожения органических отходов животныхзоопарка Terra Natura Benidorm с помощью новой технологии. Получилось, что личинки отлично поработали: 90% испражнений было съедено и переработано, то есть исчезло, а оставшиеся 10% отправили на получение компоста.

Работа в группах

 

ӀV. Закрепление

 

А). Устно:

1). Что такое экология?

2). Кто ввел термин «экология»?

3). На какие группы делят экологические факторы?

4). К какой экологической группе по отношению к свету следует отнести сосну?

5). Чем теплокровные животные отличаются от холоднокровных?

6).Когда температура тела собаки выше: зимой или летом? (Температура тела собаки одинакова по сезонам года, поскольку она является теплокровным животным).

7). Какой экологический фактор вызывает образование в коже человека витамина D? (Витамин D образуется в коже человека под действием длинноволновых ультрафиолетовых лучей Солнца.)

8).Укажите приспособление кактуса к недостатку влаги. (У кактуса листья видоизменены в колючки).

9).К каким экологическим факторам можно отнести взаимоотношения волка и зайца?

10). Какой экологический фактор возник с появлением человечества? (С появлением человечества возник антропогенный фактор).

 

Б). Определите, к какой группе экологических факторов относится данное явление:

1) шмель опыляет клевер;

2) ель растёт рядом с берёзой;

3) пожар в лесу (по вине человека);

4) сильная жара и растения;

5) ящерица греется на камнях под солнечными лучами;
6) побочные продукты выплавки никеля в Норильске;
7) симбиоз рака отшельника и актинии;
8) влияние химической промышленности на новорожденных в Азербайджане;

9) белка собирает грибы;

10) дети, играюте в нефтяных лужах, в Бакуслайд.

Абиотические: 4, 5.

Биотические: 1, 2, 7, 9.

Антропогенный: 3, 6, 8, 10.

 

VI. Подведение итогов

Работая в группах, учащиеся самостоятельно делают выводы урока, с которыми один представитель каждой группы выступает перед товарищами.

Анализ выступлений групп.

Выставление оценок.

Д/З:

§ 53

Ответьте письменно на один из предложенных вопросов письменно:

· Экология - это не только наука, но и новый образ мышления, новый стиль жизни. Объясните

смысл этого выражения.

· Верно ли выражение: «Кочевник является не столько сыном пустыни. Сколько её отцом»?

 

 

Рефлексия

Подумайте и скажите:

пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке? Почему?

Завершить урок я хочу стихотворением:

Будем же беречь нашу Землю!

Повсюду, на каждом шагу.

все вместе и каждый в отдельности!

Другого нам не дано.

Земля с её биосферой – величайшее чудо,

и она у нас одна.

Завтрашний день Земли будет таким,

каким мы его создадим сегодня.

Мир спасает надежда, если она останется жить в каждом человеческом сердце.

 

Оборудование: Учебное пособие, рабочая тетрадь, плакат, ПК, электронная доска.

 

Литература для учителя: Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2018, 815с.

Е.Н. Демьянков. Биология в вопросах и ответах. Книга для учителя. – Москва: «Просвещение», 2018

infourok.ru›…uroka…temu-ekologiya…ekologicheskie

 

Литературу для учащихся:И.В. Мошкина. Справочник школьника по биологии.6-11 классы. – Санкт-Петербург: «Литера», 2017.

 

План-сетка:

№п/п Время Этапы урока, основные вопросы содержания Методы Оборудование Примечание
1-2 мин. Орг. Момент:приветствие, общий осмотр, посадка учащихся. - - -
10-12 мин Учет знаний:Используя свои знания, полученные в 9 классе, обсудить предложенную экологическую задачу, ответить на предложенные вопросы по задаче и выступить перед классом со своими предположениями. Словесные, наглядные ПК, электронная доска -
15мин Изучение нового материала: А). Введение в тему. Внимательно прочитайте и вдумайтесь в слова В. Федорова, взятого в качестве эпиграфа урока. Какие у вас возникают ассоциации (ответы учащихся). Б) Предмет, разделы экологии. В) Цель и задачи экологии. Г) Экологические факторы. Д)Взаимодействие экологических факторов. Е)Занимательная страничка Словесные Наглядные Практические Учебное пособие Рабочая тетрадь ПК, электронная доска -
8-10 мин.   Закрепление: А). Устные вопросы; Б). Определите, к какой группе экологических факторов относится данное явление.     Словесные Наглядные Электронная доска, учебное пособие -
5 мин. Подведение итога: Д/З:§ 53; Рефлексия Подумать и сказать: пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке? Почему? Завершение урока стихотворением. Словесные Наглядные Учебное пособие, электронная доска -

 

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.