|
Ты пустишь по миру с котомкой, ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Ей будет нечего подать. В. Федоров
II. Учет знаний
Используя свои знания, полученные в 9 классе, обсудите предложенную экологическую задачу, ответьте на предложенные вопросы по задаче и выступите перед классом со своими предположениями. 1 группа: Известен исторический факт, когда завезённый в Австралию клевер не давал семена. Как вы думаете, с чем это было связано? Объясните, какие связи устанавливаются между шмелями и клевером? (Предполагаемый ответ: · Клевер не давал семена, так как в Австралии не было насекомых – опылителей данного растения - шмелей. Когда в Австралию завезли шмелей, то проблема размножения и расселения клевера была решена. · Между шмелями и клевером устанавливаются взаимовыгодные связи, так как шмели опыляют клевер, и он размножается, а, в свою очередь, шмель получает сладкий сок - нектар клевера для питания). 2 группа: Вспомните и объясните, как саксаулы приспосабливаются к перенесению засухи? (Предполагаемый ответ: У саксаулов длинные корни (боковые корни уходят в почву на глубину 10 -11м), позволяющие достать воду из глубинных горизонтов почвы, листья супротивные, мелкие, недоразвитые (приспособление для уменьшения испаряющей поверхности), фотосинтезирующую функцию выполняют зелёные ветви, которые производят впечатление голых). 3 группа: После вырубки леса исчезли произрастающие мхи и папоротники, хотя их никто не трогал. Как это вы можете объяснить? (Предполагаемый ответ: Мхи и папоротники (споровые растения) растут в тенистых влажных местах под пологом деревьев. Вырубка леса лишила их благоприятных условий обитания и поэтому они исчезли). Эти и многие другие задачи решает наука экология. Попробуйте назвать тему урока. Запишите тему урока: Основы экологии.Экологические факторы. Сегодня на уроке мы с вами более подробно познакомимся с предметом экология, его основными разделами, видами экологических факторов и как различные живые организмы, приспосабливаются к перенесению действия различных экологических факторов.
Работа в группах +
IӀӀ. Изучение н/м:
А). Введение в тему. Внимательно прочитайте и вдумайтесь в слова В. Федорова, взятого в качестве эпиграфа урока. Какие у вас возникают ассоциации (ответы учащихся).
Б). Предмет, разделы экологии. Работа со страницами 262- 263 параграфа 53 учебника под редакцией С.Г. Мамонтова по вопросам, ответы запишите в тетради:Ӏ 1. Кто ввел термин экология? (термин «экология» ввел в науку в 1866г немецкий ученый Э.Геккель). 2. Как переводится с греческого слово экология? (слово «экология» состоит из двух греческих слов: «olikos» - дом, жилище и «logos»- наука). 3. Что изучает экология? (Экология - наука, изучающая взаимоотношения живых организма между собой и с окружающей средой). Запись в тетради: Разделы экологии: Синэкология, дэмэкология, аутэкология. В). Цель и задачи экологии: Подумайте, чем важна эта область знания, какие жизненные задачи она помогает решать людям? Работая в парах, выпишите в тетради, используя материал на странице 263 параграфа 53 учебника, цель и задачи экологии. Задачи экологии: · изучение взаимоотношений организмов, популяций, видов между собой; · изучение закономерностей действия факторов неживой природы на организмы; · искусственная регуляция численности видов – вредителей сельского хозяйства; · гармонические связи между человеком – обществом – природой; · создание эффективной агротехники выращивания сельскохозяйственных культур; · осуществление устойчивого развития и сохранности жизни в биосфере при решении глобальных экологических проблем: · решение проблем охраны природы. · Г). Экологические факторы. Экологические факторы – компоненты внешней среды, воздействующие на организмы.
Д). Взаимодействие экологических факторов. В природе экологические факторы оказывают воздействие только в совокупности. При этом результат воздействия одних факторов часто зависит от других. Например, в мороз животные могут погибать при отсутствии пищи и нормально себя чувствовать, когда пищи достаточно. Человек легче переносит жару при низкой влажности, чем при высокой. Сложные взаимодействия существуют и между разными биотическими факторами. Ослабленное воздействие паразитов животное становится более легкой добычей хищников. Вытаптывание растительности копытными приводит к тому, что более устойчивые к вытаптыванию виды захватывают пространство и вытесняют остальные растения. На эти факторы организмы реагируют по – разному. Работая в парах, найдите подтверждение этому на странице 264 параграфа 53.
Е). Занимательная страничка. · Кенгуру не портят воздух! Кенгуру интересные животные — они не умеют пускать газы. Накапливаемый в желудке метан непрерывно перерабатывается и поглощается обратно. Ученые ищут ген, отвечающий за такое поведение, чтобы пересадить его коровам и уменьшить в итоге выбросы газов в атмосферу. · Загрязнение атмосферы ухудшает память и вызывает депрессию. У человека, длительное время вдыхающего загрязненный воздух может нарушиться работа головного мозга, ухудшиться память, снизиться способность к обучению и развиться депрессия. К таким выводам пришли американские ученые из Университета в штате Огайо. · На протяжение двух лет проверялась методика уничтожения органических отходов животныхзоопарка Terra Natura Benidorm с помощью новой технологии. Получилось, что личинки отлично поработали: 90% испражнений было съедено и переработано, то есть исчезло, а оставшиеся 10% отправили на получение компоста. Работа в группах
ӀV. Закрепление
А). Устно: 1). Что такое экология? 2). Кто ввел термин «экология»? 3). На какие группы делят экологические факторы? 4). К какой экологической группе по отношению к свету следует отнести сосну? 5). Чем теплокровные животные отличаются от холоднокровных? 6).Когда температура тела собаки выше: зимой или летом? (Температура тела собаки одинакова по сезонам года, поскольку она является теплокровным животным). 7). Какой экологический фактор вызывает образование в коже человека витамина D? (Витамин D образуется в коже человека под действием длинноволновых ультрафиолетовых лучей Солнца.) 8).Укажите приспособление кактуса к недостатку влаги. (У кактуса листья видоизменены в колючки). 9).К каким экологическим факторам можно отнести взаимоотношения волка и зайца? 10). Какой экологический фактор возник с появлением человечества? (С появлением человечества возник антропогенный фактор).
Б). Определите, к какой группе экологических факторов относится данное явление: 1) шмель опыляет клевер; 2) ель растёт рядом с берёзой; 3) пожар в лесу (по вине человека); 4) сильная жара и растения; 5) ящерица греется на камнях под солнечными лучами; 9) белка собирает грибы; 10) дети, играюте в нефтяных лужах, в Бакуслайд. Абиотические: 4, 5. Биотические: 1, 2, 7, 9. Антропогенный: 3, 6, 8, 10.
VI. Подведение итогов Работая в группах, учащиеся самостоятельно делают выводы урока, с которыми один представитель каждой группы выступает перед товарищами. Анализ выступлений групп. Выставление оценок. Д/З: § 53 Ответьте письменно на один из предложенных вопросов письменно: · Экология - это не только наука, но и новый образ мышления, новый стиль жизни. Объясните смысл этого выражения. · Верно ли выражение: «Кочевник является не столько сыном пустыни. Сколько её отцом»?
Рефлексия Подумайте и скажите: пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке? Почему? Завершить урок я хочу стихотворением: Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу. все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с её биосферой – величайшее чудо, и она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Мир спасает надежда, если она останется жить в каждом человеческом сердце.
Оборудование: Учебное пособие, рабочая тетрадь, плакат, ПК, электронная доска.
Литература для учителя: Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2018, 815с. Е.Н. Демьянков. Биология в вопросах и ответах. Книга для учителя. – Москва: «Просвещение», 2018 infourok.ru›…uroka…temu-ekologiya…ekologicheskie
Литературу для учащихся:И.В. Мошкина. Справочник школьника по биологии.6-11 классы. – Санкт-Петербург: «Литера», 2017.
План-сетка:
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|