Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Несовершеннолетних и их учет в воспитательно-профилактической работе





Необходимость самостоятельного рассмотрения психобиологических предпосылок асоциального поведения несовер­шеннолетних диктуется, прежде всего, тем, что они имеют специфические отличительные особенности, как по своей природе, так и по тем мерам превентивного характера, которые должны приниматься к ним с целью профилактики асоциальных отклонений.

Итак, в зависимости от характера профилактических мер можно выделить следующие относительно самостоятельные группы неблагоприятно характеризующихся индивидных особенностей подростков, которые в случае отсутствия специальных корректирующих воздействий могут обусловить различные асоциальные отклонения несо­вершеннолетних:

1. Прежде всего, на наш взгляд, к такого рода неблагоприятным индивидным особенностям следует отнести некоторые кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте, которые обуславливают известную трудновоспитуемость подростка. Эти кризисные явления подросткового возраста вполне могут быть преодолены в системе общих учебно-воспитательных учреждений при условии, если учебно-воспитательный процесс и взаимоотношения взрослых, учителей, родителей, воспитателей с подростком будут строиться с учетом специфических особенностей этого возраста.

2. Социальную адаптацию детей и подростков могут затруднять различные нервно-психические заболевания, отклонения, а также ак­центуации. Очевидно, что в данном случае недостаточно мер педагогической коррекции, необходимо вмешательство и помощь психиатров, невропатологов, психотерапевтов, наряду с мерами воспитательного характера осуществляющих медицинскую коррекцию, а также проводящих специальные консультации для педагогов и родителей.

3. Особое место среди неблагоприятных индивидных характеристик, составляющих психофизиологические предпосылки асоциального поведения, занимает отставание в умственном развитии, олигофрения, обусловленная, как известно, органической отягощенностью врожденного, наследственного характера, либо наступившая в результате черепно-мозговых травм и заболеваний центральной нервной системы, перенесенных в возрасте до 2 — 3 лет. Социальная адаптация детей с отставанием в умственном развитии, равно как и профилактика асоциальных отклонений у этих детей, должны осуществляться по осо­бым программам во вспомогательных учебно-воспитательных учреждениях.

4. В отдельных случаях в роли психобиологических предпосылок асоциального поведения могут выступать различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического характера, которые могут негативно проявлять себя через систему межличностных отношений ребенка, подростка в коллективе одноклассников, в среде сверстников. Очевидно, что нарушения взаимоотношений в классе вследствие физических де­фектов детей вполне могут быть преодолены путем современной педа­гогической коррекции.

5. Немалую сложность для воспитательно-профилактической практики представляет коррекция асоциальных отклонений, в основе которых лежат извращенные биологические потребности.

Как психобиологические предпосылки асоциального поведения, они встречаются у несовершеннолетних значительно реже, чем у взрослых преступников, но тем не менее не должны выпадать из поля зрения криминологического анализа.

Сюда можно отнести юношескую гиперсексуальность, не сублимированную в социально-активные формы деятельности, закрепившуюся на уровне дурных привычек, потребность в алкоголе, курении, наркотиках. Борьба с такого рода явлениями требует комплексных мер как педагогического, медицинского, так и административно-принудительного характера.

Таким образом, очевидно, что психобиологические предпосылки асоциального поведения несовершеннолетних представлены весьма разнообразным кругом явлений, требующих своевременного различе­ния, выявления и диагностики, а также, в свою очередь, своевременного дифференцированного и адекватного применения мер воспитательно-профилактического характера. Для более полной и глубокой харак­теристики психобиологических предпосылок асоциального поведения несовершеннолетних подробнее остановимся на рассмотрении тех не­благоприятных индивидных особенностей, которые способны затруд­нять социальную адаптацию детей и подростков, обуславливать их трудновоспитуемость, слабую адаптированность в системе основных социализирующих институтов.

Под трудновоспитуемостью, прежде всего, понимают сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено са­мыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

В первую очередь остановимся на тех предпосылках трудновоспитуемости, которые представляют кризисные явления психофизиологического развития подростка. Психологи отмечают, что в процессе онтогенетического развития ребенок переживает определенные кризисные периоды, характеризу­ющиеся качественно новыми скачками в развитии его психики и орга­низма, приводящими к формированию определенных психологических новообразований.

Скачкообразное, резкое появление качественно новых свойств пси­хики ребенка, в свою очередь, требует от взрослых, родителей и учите­лей как перестройки характера отношений, общения с ребенком, так и изменений системы воспитательных мер и воздействий. Так, Л.С. Вы­готский выделяет кризисы новорождения, одного года, трех, семи, 13 лет. Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов наибо­лее трудным как для самих ребят, так и для тех, кто непосредственно занимается их воспитанием, родителей, учителей, является кризис под­росткового переходного возраста. В этот период перехода от детскости к взрослости происходят серьезные изменения как в организме, психике ребенка, так и в характере взаимоотношений подростка с окружающи­ми. Поэтому, далеко не случайно, что подростковый возраст является объектом пристального внимания отечественной возрастной и педа­гогической психологии. Этой проблеме посвящено достаточно большое количество исследований и публикаций, и среди них работы Д.Б, Эльконина и Т.В. Драгуновой «Возрастные и индивидуальные особен­ности младших подростков» (1967), А.П. Краковского «О подростках» (1970), В.А. Крутецкого, Н.С. Лукина «Психология подростка» (1965), коллективная монография «Подросток», выполненная коллективом ве­дущих психологов, медиков под общей редакцией А.Г. Хрипковой (1982), «Сложный мир подростка» С.А. Беличевой (1984), «Учителю о психологии и физиологии подростка» Д.В. Колесова и Ф.М. Мягкова (1986) и др.

На основе анализа многочисленной психологической, медицин­ской, педагогической литературы о подростковом возрасте к возраст­ным психофизиологическим предпосылкам трудновоспитуемости и асоциального поведения, несовершеннолетних можно отнести следу­ющие кризисные явления в организме, психике и взаимоотношениях подростка:

1. Ускоренное и неравномерное развитие организма подростка в период полового созревания:

неравномерность развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы, отягощающая физическое и психическое самочувствие подростка;

«гормональная буря», вызванная повышенной активностью эндо­кринной системы в период полового созревания и проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, в неадек­ватных эмоциональных реакциях, непредсказуемости настроений под­ростка.

2. Изменения в характере взаимоотношений со взрослыми, родите­лями, учителями, выражающиеся в повышенной конфликтности подростка, что в свою очередь объясняется следующими причинами:

так называемый «конфликт моралей», когда мораль подчинения, характеризующая до сих пор отношения ребенка и взрослого, заменя­ется «моралью равенства»;

чувство взрослости, реакция эмансипации, высвобождения от влияния взрослого;

повышенная критичность по отношению к взрослым, при одновре­менном повышении внимания к мнению сверстников.

3. Изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, как с представителями своего, так и противоположного пола:

активное формирование потребности общения со сверстниками обостряет стремление к самоутверждению, что в определенных небла­гоприятных условиях может проявляться в различных уродливых фор­мах асоциального поведения;

половое созревание, протекающее в подростковом возрасте, вызы­вает весьма серьезные проблемы в сфере взаимоотношения полов в этом возрасте (первая влюбленность, повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, в ряде случаев юношеская гиперсексуаль­ность), что также может служить толчком к асоциальным проявлениям в сфере сексуальной жизни подростка.

Кризисность, известная трудновоспитуемость подросткового воз­раста может быть преодолена, если при этом учебно-воспитательный процесс, воспитательные усилия взрослых будут строиться с учетом возрастных психофизиологических закономерностей, тех сложных процессов и изменений, которые переживает подросток.

Важно также отметить, что преодоление кризисных явлений под­росткового возраста, связанных с перестройкой отношений подростка, а также его бурным и неравномерным физиологическим развитием, может и должно благоприятно решаться в условиях семейного и обще­ственного воспитания, что составляет одну из важных задач общей ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних.

До сих пор мы рассматривали возрастные психофизиологические особенности, характеризующие нормальное развитие в этом возрасте, не касаясь при этом различных психических патологий и аномалий, которые затрудняют социальную адаптацию подростка и составляют непосредственно психобиологические предпосылки асоциального пове­дения.

В первую очередь к числу этих предпосылок, судя по исследо­ваниям последних лет, следует отнести различные нервно-психические заболевания и отклонения, довольно часто встречающиеся у подрост­ков-нарушителей.

Так, по данным Н.И. Фелинской, у 44,1% несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в детских комнатах милиции, наблюдали различные психические аномалии: олигофрению, психозы, психопатии, неврозы, психофизический инфантилизм, признаки органического поражения головного мозга. Социальные отклонения./ Под ред. В.Н. Кудрявцевой.-М.:Юрид.лит., 1989.

По данным А.Е. Личко, делинквентное поведение, проявляющееся в прогулах, мелком воровстве, драках, хулиганстве, отмечается у 40% подростков, наблюдавшихся по поводу нервно-психических нарушений без психоза, главным образом, при психопатиях, акцентуациях харак­тера. Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983.- с.256. Исследование 151 подростка, учащихся спецшколы для несовершеннолетних нарушителей, проведенное И.Ф. Мягковым и Ю.В. Юровым, у 68% исследуемых выявило различные нервно-психические отклонения: неврозы и невротические проявления после перенесенных органических поражений мозга, задержки психического развития, патохарактерологические изменения, психопатии, легкие степени олигофрении, энурез и др. Мягков И.Ф., Юров Ю.В. психологические проблемы предупреждения педагогической запущенности и правонарушении несовершеннолетних.-Воронеж: ВГПИ, 1982.-с.102-106.

Все эти факты свидетельствуют о необходимости не только педа­гогической коррекции поведения несовершеннолетних, но и мер по применению медикаментозного вмешательства и лечения этих подро­стков.

Однако медикаментозное вмешательство далеко не всегда способно привести к желаемым результатам, поскольку оно не может устранить всех причин, вызывающих нервно-психические расстройства, среди ко­торых первое место занимают все-таки причины социального характе­ра, различные психотравмирующие ситуации, которые переживает «трудный» в школе и дома, а также наследственная алкогольная отягощенность, приводящая к патологическому отставанию в интеллекту­альном и психофизиологическом развитии детей.

Так, в уже упомянутом исследовании И.Ф. Мягкова и Ю.В. Юрова указывается, что психические патологии тесно связаны с небла­гоприятными конфликтными отношениями в семье. Авторами отмечен достаточно высокий коэффициент корреляции (0,43) между аг­рессивным поведением родителей, старших братьев в семье, с прояв­лением эффективности, склонности к дракам, дерзким нарушениям дисциплины у подростков с эпилептоидными чертами характера. Тогда как при благоприятной семейной обстановке эта связь менее отчетлива (коэффициент корреляции 0,16).

Таким образом, даже когда речь идет о психобиологических пред­посылках отклоняющегося поведения, в частности, о нервно-психических болезнях и патологиях, мы видим, что и здесь важную роль играет социальный фактор, особенности ближайшего окружения индивида.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.