Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







IV.3.4. Социальная адаптация умственно отсталых детей.





Наряду с перечисленными отклонениями нервно-психического ха­рактера особую проблему представляет социальная адаптация умствен­но отсталых детей. Специальные исследования показывают, что у олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступ­лениям. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они в состоянии усваивать определен­ные социальные программы, получать несложные профессии, добросо­вестно трудиться и быть в меру своих возможностей полезными чле­нами общества. Однако же умственная неполноценность этих детей, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию. При особых небла­гоприятных условиях в силу своей повышенной внушаемости они могут легко попадать под влияние взрослых, опытных преступников и быть слепым орудием в их руках. И эти обстоятельства нельзя не учитывать в деятельности органов профилактики и специальных учебно-воспита­тельных учреждений, занимающихся проблемами социальной адап­тации олигофренов.

Слабоумие детей, являясь одной из психобиологических предпосы­лок отклоняющегося поведения, тем не менее, само нередко оказывается порожденным социальным фактором, в частности, алкоголизмом.

Проведенное под нашим руководством дипломное исследование Н.Д. Зарубиной по проблеме социальной адаптации умственно отста­лых детей показало, что из 660 учащихся Тюменской вспомогательной школы у 43% родители злоупотребляют алкоголем, 25% имеют наследственную олигофреническую отягощенность, 27% учащихся являются умственно отсталыми в результате неблагоприятной беременности и черепно-мозговых травм, полученных при рождении и в раннем дет­стве, и у 5% причины олигофрении установить не удалось.

Исследование ценностно-нормативных представлений учащихся подросткового возраста вспомогательной школы, проведенное методом проблемных ситуаций, показало, что 71 % обследуемых продемонстри­ровали нормативно приемлемые ответы, из них 40% проявили способ­ность самостоятельно ориентироваться в ситуациях, требующих опре­деленного морального выбора и принятия решения, а 31 % ориентирова­ны в таких случаях на мнение старших, родителей, учителей, 14% опрошенных затруднялись с ответом, и 15% продемонстрировали нор­мативно неодобряемые ответы. Вместе с этим изучение трудоустройст­ва и последующей профессиональной деятельности десяти выпусков учащихся вспомогательных школ (с 1975 по 1984 гг.) показало, что более 90% из общего числа выпускников, которое за десять лет сос­тавило 604 человека, успешно трудятся в сфере обслуживания и ма­териального производства.

Эти цифры свидетельствуют о том, что пра­вильно ориентированная система обучения и воспитания детей с отста­ванием в умственном развитии, в основе, которой в первую очередь лежит ориентация на посильную трудовую деятельность, ранняя выра­ботка автоматизмов и профессиональных навыков, а также органи­зация системы гуманизированных коллективных связей в процессе тру­довой, учебной, общественной деятельности позволяют довольно ус­пешно осуществлять адаптацию детей-олигофренов.

Таким образом, профилактика правонарушений среди этой кате­гории детей и подростков, прежде всего, предполагает решение проблемы их социальной адаптации, подготовки к полезной профессиональной деятельности в условиях специального обучения, а также создание ус­ловий для усвоения необходимых норм морали и права, позволяющих самостоятельно осуществлять соответствующую социально-бытовую ориентировку в несложных жизненных ситуациях. Для этой цели в настоящее время в вспомогательных школах включен специальный курс социально-бытовой ориентации, который должен выполнять функции социальной адаптации умственно отсталых детей в системе отношений «человек-общество». Однако программа этого курса и ме­тодика проведения уроков требуют своего совершенствования и серьез­ного внимания со стороны специалистов-патопсихологов. Важную роль в социальной адаптации детей-олигофренов должна сыграть становя­щаяся в настоящее время служба социальной реабилитации инвалидов.

В настоящее время внимание, как практикующих врачей-психиат­ров, так и ученых-медиков стали привлекать пограничные явления, проявляющиеся у детей с асоциальным поведением. Советскими психиатрами, в частности А.Е. Личко, достаточно глубоко изучались акцентуации характера подростков, то есть крайние проявления нор­мы, за которыми начинаются патологические явления, психопатии. Автор определяет акцентуацию характера как «крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении опреде­ленного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повы­шенной устойчивости к другим». Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983.- с.256.

А.Е. Личко выделяет 11 типов возможных акцентуаций и показы­вает, как определенные условия и ситуации приводят к социальной дезадаптации и асоциальному поведению подростков с акцентуирован­ным характером.

Выборочное изучение нервно-психического здоровья подростков, состоящих на учете в ИДН г. Тюмени, проведенное А.В. Лебедевым, показало, что у 12% исследуемых диагностирована психопатия, у 50% — акцентуация характера. При этом чаще других, свыше 60% всех слу­чаев, встречается акцентуация по неустойчивому типу, характеризую­щаяся расторможенностью, затем по гипертимному типу (около 20%), которая близка по своим поведенческим проявлениям к неустойчивому типу.

Главное, что отличает этих подростков, это затруднение выработки любых тормозов, «бестормозность», шумливость, подвижность, пове­денческая неустойчивость.

Остальные типы акцентуаций, согласно этому исследованию, встречаются у подростков-правонарушителей значительно реже.

Были проведены также исследования нервно-психического здо­ровья дезадаптированных, плохо справляющихся со школьной прог­раммой, недисциплинированных школьников. Так, по данным диссер­тационного исследования М.С. Логиновой, среди выборочной совокуп­ности исследуемых учащихся г. Москвы 58% составляли психически здоровые, хорошо адаптированные к условиям школы учащиеся, около 3,1% — школьники без пограничных психических явлений, но обна­руживающие те или иные признаки дезадаптации к школьным ус­ловиям и 32,9% — дезадаптированные школьники с пограничными нарушениями и акцентуациями характера. То есть, большинство дез­адаптированных школьников — дети с пограничными явлениями и акцентуациями характера. Логинова М.С. Особенности адаптации к условиям школы подростков-восьмиклассников с пограничными психическими нарушениями: Автореферат канд. Дисс..-Л., 1983.-с.21.

Причины, приводящие к психическим расстройствам, акцентуаци­ям характера, связывают как с органическим повреждением мозга (рождение в асфиксии, черепно-мозговые травмы, тяжелые интокси­кации и т.д.), так и с социальными факторами, на первом месте среди которых стоят условия семейного воспитания. Чаще всего эти факторы настолько тесно связаны, что вызывают серьезные затруднения у иссле­дователей при определении первопричинности психических откло­нений подростка.

Поэтому эффективная профилактика правонарушений среди несо­вершеннолетних предполагает комплекс мероприятий как социально-педагогического, так и медико-педагогического характера, направлен­ных на оздоровление среды, на лечение и коррекцию поведения несо­вершеннолетних правонарушителей.

Педагогическая коррекция поведения акцентуированных подростков требует строго индивидуального подхода, в основе которого лежат специфические особенности данной акцентуации. Так, скажем, гипертимный, расторможенный подросток требует особых мер педа­гогической коррекции, в которых наибольшее внимание оказывается социально-организованному выходу неуемной энергии, шумливости, подвижности этих ребят путем вовлечения их в занятия спортом, активные виды деятельности, требующие повышенного расхода мы­шечной энергии. Напротив, шизоидный тип, склонный к углубленным, часто непродуктивным интеллектуальным занятиям, страдающий коммуникативными расстройствами, затрудняющими его взаимодействия с окружающими, нуждается в расширении системы взаимоотношений со сверстниками на основе своих излюбленных занятий. Если в воспита­тельной работе игнорировать особенности личности акцентуированных детей и подростков, вместо индивидуального подхода применять авторитарные методы, неизбежны нервные срывы и асоциальные прояв­ления.

Особого внимания требует также проблема предупреждения асоци­ального поведения, в основе которого лежит патологическое развитие отдельных биологических потребностей, к которым криминологи (Г.А. Аванесов, В.Н. Кудрявцев) в первую очереди относят алкоголизм, нар­команию, извращенные сексуальные потребности. При этом важно не только принимать меры по ограничению доступа/подростков к алкого­лю, наркотикам, но и изучать причины, мотивы', побуждающие моло­дых людей употреблять различные одурманивающие и разрушающие психику вещества. В проведенных в последние годы исследованиях по проблемам подросткового, юношеского алкоголизма (Э.Е. Бехтель, Б.С. Братусь, П,И. Сидоров и др.) справедливо указывается на наличие глубоких, не всегда осознаваемых мотивов и побуждений приобщения несовершеннолетних к алкоголю. Среди них немалое место занимают компенсаторные, эйфорические и другие «псевдофункции» употреб­ления алкоголя, что свидетельствует в первую очередь о серьезных дефектах семейного, школьного, общественного воспитания, о психи­ческом дискомфорте, который нередко испытывают подростки, как в отношениях со взрослыми дома, в школе, так и со сверстниками, о бессодер­жательности досуга, затруднениях общения, других проблемах социально-педагогического и социально-психологического характера.

Формирование таких извращенных потребностей, как правило, начинается именно в подростковом и раннем юношеском возрасте и в последствии принимает устойчивый, трудноподдающийся коррекции характер. По данным Ф.Г. Углова, среди взрослых, злоупотребляющих алкоголем, 31,8% начали употреблять его до 10 лет, 64,4% — в 11 — 15 лет, 3,8% — в 16— 18 лет. То есть раннее приобщение к спиртному является одним из решающих условий алкоголизации в зрелом возрасте. Поэтому-то так важно своевременно предостеречь несовершеннолетних от употребления спиртного, наркотиков, других вредных привычек, приводящих к извращению потребностей. И среди таковых, в первую очередь, наибольшую криминогенную опасность представляет формирование потребности в алкоголе, что побуждает к поискам незаконных средств для приобретения спиртного, приводит к снятию социального контроля, импульсивному, неконтролируемому сознанием поведению.

IV.3. 5. Выводы по разделу IV. Заканчивая рассмотрение проблемы психологических предпосы­лок асоциального поведения несовершеннолетних, мы должны сделать следующие выводы:

1. Отрицая биологизаторский подход в объяснении причин пре­ступности как социального явления и вместе с тем, исходя из монис­тических представлений о природе человека, мы не должны игнори­ровать неблагоприятные индивидные факторы, так или иначе влияющие на усвоение индивидом социальных программ. ^ частности, в качестве психобиологических предпосылок асоциального поведения несовершеннолетних могут выступать различные нервно-психические патологии и отклонения, акцентуации характера, отставание в умст­венном развитии, затрудняющие социальную адаптацию детей и под­ростков. Кроме того, трудновоспитуемость подростков в значительной степени может обуславливаться кризисным характером психофизио­логического развития переходного возраста, когда происходят бурные изменения как в организме и психике, так и в отношениях подростков с окружающими, взрослыми, сверстниками, представителями противо­положного пола. Без знания индивидуальных психобиологических, а также психофизиологических особенностей подросткового возраста, невозможно достаточно успешно осуществлять как обучение и воспи­тание детей и подростков, так и эффективно осуществлять воспитатель­но-профилактическую деятельность по предупреждению правонару­шений несовершеннолетних.

2. Анализ психобиологических предпосылок асоциального поведения показывает, что эффективная ранняя профилактика правонарушений несовершеннолетних может быть обеспечена лишь путем применения широких комплексных мер социально-педагогического, организационно-административного и медико-педагогического характера реабилитации. И в свою очередь, требует наличия достаточно широкой сети специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных реабилитационных детских учреждений, рассчитанных на детей с различными отклонениями в психическом развитии. В зависимости от характера этих отклонений, в одном случае, наряду с мерами воспитательного профилактического характера, необходима медицинская помощь врачей-психиатров и невропатологов, либо помещение в специальные санаторно-лесные школы-интернаты, выполняющие функции медико-педагогической реабилитации.

В другом случае, когда речь идет об отставании в умственном развитии, возникает необходимость своевременного перевода детей в режим специального обучения, где целенаправленно, с учетом интеллектуальных возможностей осуществляется социальная адаптация олигофренов.

3. В воспитательной работе, как с нормальными подростками, так и со страдающими различными отклонениями важным условием эффективной воспитательно-профилактической деятельности является повышение уровня психолого-педагогических знаний воспитателей, родителей, что позволит избавиться от педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за незнания, либо непонимания возрастных психофизиологических ошибок «трудного», «кризисного» подросткового возраста. Важную роль в социальной адаптации детей и подростков, страдающих нервно-психическими патологиями, должны сыграть кадры новых для нашей страны специалистов — социальных реабилитаторов, подготовка которых началась в России.

4. Необходимость научно-обоснованной, воспитательно-профилактической работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением ставит на повестку дня создание специальных центров социальной реабилитации, повсеместно действующих консультационных пунктов, психологических служб, оказывающих органам профилактики помощь в диагностике, определении характера трудновоспитуемости, состояния нервно-психического здоровья, уровня интеллектуального развития, в определении наиболее оптимальных коррекционно-реабилитационных программ.

5. Указывая на комплексный характер воспитательно-профилактических мер, на необходимость дальнейшей педагогизации и психологизации деятельности органов профилактики, своевременно­го привлечения медицинской помощи, расширения сети специальных учебно-воспитательных учреждений, рассчитанных на детей с различными нервно-психическими отклонениями и патологиями, мы должны подчеркнуть, что ведущая роль в предупреждении правонару­шений отводится мерам общего социально-педагогического характера. То есть, совершенствованию системы образования и воспитания подра­стающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения детей и подростков и прежде всего условий их семейного воспитания.

Психологический практикум ( кразделу IV )

Упражнение 1

В юридической психологии накопилось достаточно много информации об особенностях личности несовершеннолетних правонарушителей и специфики их общения. Рассмотрим некоторые выводы по материалам экспериментальных исследований.

а) Возможно так представить в сокращенном виде путь развития личности в неблагополучной семье от ребенка до несовершеннолетнего правонарушителя с устойчивой антиобщественной направленностью.

Под влиянием неблагоприятных условий развития и воспитания в семье и в школе у ребенка формируется низкая самооценка. Если многочисленные попытки повысить самооценку социально приемлемыми способами не приносят желаемых результатов, то он обращается к асоциальным образцам поведения и к контрнормативным ценностям - и тогда уровень самооценки повышается (Валицкис Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б., 1989).

б) Общие выводы относительно особенностей интерперсональных взаимоотноше­ний трудных подростков: у большинства из них нет привязанности к родителям и другим членам семьи, что объясняется заброшенностью, невниманием к ним со стороны родите­лей; им присуще в целом негативное отношение к учителям как следствие деформации взаимоотношений в школе; большинству подростков не свойственны крепкие дружеские связи со сверстниками, что подтверждается высокими показателями по шкале отгороженности (Устименко С.Ф., 1984).

Задания:

1. Внимательно проанализируйте представленные выводы по результатам психологических исследований.

2. С учетом этих выводов попытайтесь сформулировать меры психолого-педагогического характера по совершенствованию воспитания подростков в семье и школе.

 

Упражнение 2

В преступное сообщество города Красного входили следующие лица: «вор в законе» - организатор группировки; отвечающие за использование «общака»; взаимодействующие с государственными органами, финансово-банковскими и коммерческими структурами; обеспечивающие безопасность формирования; смотрящие за территориями, отдельными объектами (казино, ресторанами, гостиницами, местами лишения свободы) и рядовые члены.

Преступное сообщество Тюмени, возглавлявшееся тюменским «вором в законе» по кличке Черный, состояло из преступных группировок, контролирующих регионы города и области. Их возглавляли его «положенцы», держатели городских общаков. В Тюмени это делал «вор» по кличке Богдан, в Сургуте - «вор» Зятек, в Нефтеюганске - «вор» Азат, в городе Пыть-Ях - «вор» по кличке Лунь.

Вопрос: Какие подходы положены в основу формирования структуры преступных группировок в первом и втором примере?

Выберите варианты ответов из числа перечисляемых ниже:

• функционально-ролевой;.

• территориально-харизматический;

• межличностный;

• административно-служебный.

 

Упражнение 3

Смоделируйте историю (генезис) совершения человеком какого-либо преступного деяния насильственного типа. Выберите один из предполагаемых вами мотивов рассматри­ваемого преступного деяния и попробуйте мысленно определить те свойства личности и обстоятельства ситуации, которые могут служить предпосылками возникновения таких мотивов.

Упражнение 4

Составьте перечень психологических свойств личности преступника, совершив­шего кражу личного имущества из квартиры в составе группы, которые необходимо изу­чить и учитывать для:

а) оценки личности в связи с принятием судебного решения о назначении наказания;

б) индивидуального подхода при проведении допроса в ходе расследования преступления;

в) индивидуального подхода к осуществлению его исправления в период исполне­ния наказания.

Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положе­нии и характере совершенного им преступления примите сами в качестве допущения.

 

Упражнение 5

Составьте перечень психологических свойств личности преступника, совершившего убийство из хулиганских побуждений, которые необходимо изучить и учитывать для:

а) индивидуального подхода при проведении допроса в ходе расследования преступления;

б) определения вины в связи с принятием судебного решения о назначении наказания;

в) индивидуального подхода при исправлении в период исполнения наказания.

Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении примите сами в качестве допущения.

 

Упражнение 6

1. Определите круг практических задач правоохранительной деятельности, для решения которых необходимо изучение личностной приемлемости преступного поведения.

Составьте перечень отношений личности, которые являются важными для определения личностной приемлемости насильственного преступного деяния при конфликтной ситуации (например, приемлемость причинения тяжких телесных повреждений другому человеку). Обоснуйте свой выбор.

Сформулируйте перечень вопросов, которые необходимо было бы задать человеку в проанализированном вами задании 2.

 

Упражнение 7

1. Смоделируйте историю (генезис) совершения человеком какого-либо преступного деяния корыстного типа. Выдвиньте как можно больше предположений о возможных мо­тивах совершения этого преступления, указывая, в силу каких личностных свойств и об­стоятельств ситуации могут возникать такие побуждения.

 

Упражнение 8

27 мая того же 1996 г. в оборудованном подвале многоэтажного дома №... по улице... (в том же микрорайоне) жильцами был обнаружен труп женщины, проживавшей в том же доме в кв.... В ходе первоначальных мероприятий было установлено, что граж­данка (Ф. И. О.) 26 мая приблизительно в 11 ч (по показаниям мужа) спускалась в подвал по хозяйственным нуждам и не вернулась.

Детали осмотра места происшествия: обнаружен труп женщины, на вид 30 лет, среднего роста, волосы светлые. Труп расположен на полу, лицом вверх, на расстоянии 1,5 м от стены и 1 м от стояка отопления. Лежит параллельно стене под осветительной лампочкой. Труп потерпевшей полностью обнажен, лицо накрыто халатом. Остальная одежда потерпевшей беспорядочно разбросана рядом (тапочки, носки, джемпер, нижнее белье). На джемпере имеется в обилии вещество, похожее на кровь (кто-то вытирал руки). На полу имеются следы волочения тела с каплеобразным веществом, похожим на кровь.

На трупе: следов борьбы и сексуального контакта нет. В районе затылочной области головы потерпевшей имеется повреждение, нанесенное тупым тяжелым предметом шириной приблизительно 4x4,5 см. В нижней части брюшной полости имеется обширный Д-образный разрез, обнажающий внутренние органы.

Дополнительная информация:

а) о потерпевшей: Ф.И.О., 1966 г. р., проживает по адресу:..., в данный момент нигде не работала, домохозяйка, замужем, имеет дочь 9 лет, учащуюся средней школы. Характеризуется положительно;

б) проведенный поквартирный обход результатов не дал. Жильцы никого подозрительного не видели;

в) результаты судебно-медицинского исследования трупа: время наступления смерти - приблизительно 24 часа с момента обнаружения трупа. Смерть наступила в результате тупой травмы головы, нанесенной на затылочную область. Травма нанесена тяжелым предметом с шириной ударной поверхности около 1-1,5 см, с тонким заостренным лезвием (похожим на медицинский скальпель). Имеются следы попыток отсечения некоторых внутренних органов (матки).

Задания:

1. Реконструируйте событие преступления.

2. Проанализируйте возможную взаимосвязь этого и описанного в упражнении 3 преступлений.

3. Выявите общие поведенческие компоненты преступлений и психологический смысл поведения неизвестного преступника (психологическая расшифровка обстоятельств преступления).

4. Попытайтесь смоделировать некоторые личностные и поисковые признаки преступника.1

Упражнение 9

Зарубежные психологи К.Р. Бартол (1980) и Ф. Мэнахэм (1987) изучали проблему особенностей социально-психологического восприятия преступников населением и сотрудниками правоохранительных органов. Было, в частности, установлено, что внешне привлекательные преступники по сравнению с непривлекательными получают менее строгие наказания (особенно в судах присяжных) и одновременно при отбытии наказания в местах лишения свободы со стороны персонала к ним применяются менее строгие дис­циплинарные меры, чем в отношении лиц, осужденных за аналогичные преступления, но имеющих непривлекательную наружность.

Вопросы:

1. Могут ли, по вашему мнению, существовать такие зависимости?

2. Если да, то чем вы можете это объяснить? Имеют ли здесь место проявления психологии восприятия? Какие именно социально-психологические механизмы (эффекты) межличностного восприятия здесь сказываются?

Раздел V







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.