Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







АКТУАЛЬНОСТЬ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ





ЗЛ. Исторические источники этнического плюрализма

Актуальность этнополитической конфликтологии и практи­ческое значение этой дисциплины обусловлены той ролью, ко­торую факт этнического плюрализма и связанная с ним воз­можность этнополитического конфликта приобрели в полити­ческой истории человечества. Под этническим плюрализмом политической системы понимается факт существования этни­ческих различий внутри границ одной политической общности. Наличие этнических различий — характерная черта существо­вания и развития человеческого общества с древнейших времен и до наших дней. Подавляющее большинство политических си­стем в современном мире полиэтничны (т.е. в них доля этни­ческих меньшинств в составе населения превышает 10%). Еще в начале 1970-х гг. ученые отмечали, что лишь 9% существовав­ших в то время на планете государств (12 из 132) можно было отнести к этнически гомогенным с точки зрения состава насе­ления (57, 320—321). В наши дни количество государств на пла­нете превысило 200, а степень этнического плюрализма еще более возросла.

В работах этноконфликтологов (напр., 86; 88; 129) источни­ки этнического плюрализма в современном обществе связыва­ются с действием трех основных факторов в политической ис­тории человечества: 1) территориальной экспансии и/или заво­евания, 2) европейской колонизации и последующих процессов деколонизации, 3) массовых передвижений населения, или эт­нических миграций.

Территориальная экспансия и/или завоевание. Историческое развитие многих государств сопровождалось значительной тер­риториальной экспансией, расширением политических границ за счет включения новых территорий и населяющих их народов. Сходные этнические последствия возникали в результате завое­ваний и территориальных аннексий, сопровождавших успеш­ные завоевательные войны. В наибольшей степени действие этого фактора было характерно для многочисленных империй, суще­ствовавших в разные исторические эпохи (Парфянская импе­рия, империя Александра Македонского, империя Сасанидов, Римская империя, империя Карла Великого. Австро-Венгерская

империя, Российская империя, Османская империя, империя Наполеона 1 и др.). В XX в. большую роль, особенно в Цент­ральной и Восточной Европе, сыграли территориальные изме­нения по итогам двух мировых войн.

Европейская колонизация и процессы деколонизации явились другим важным историческим фактором роста этнического плю­рализма на нашей планете. Развернувшаяся в эпоху Великих географических открытий колонизация Нового Света выходца­ми из Испании, Португалии, Англии и Франции в большинстве случаев сопровождалась массовым истреблением или вытесне­нием коренного индейского населения. Вторая волна европейс­кой колонизации пришлась на середину XIX — начало XX в. и была направлена на страны Азии, Африки и Океании. Она осу­ществлялась в интересах европейских империалистических дер­жав, искавших дешевые рынки сырья, рабочей силы и сбыта промышленной продукции. Устанавливаемые ими политичес­кие границы колоний отражали баланс власти и интересов са­мих метрополий и поэтому в принципе игнорировали истори­чески сложившиеся этн©территориальные границы расселения подчиненных народов. С одной стороны, в результате практики размежевания захваченных европейцами колониальных терри­торий, многие этнические группы оказались разделены грани­цами колониальных владений разных держав (например, хуту и тутси в Африке), с другой — внутри произвольным образом про­веденных колониальных границ оказались объединены многие этнические группы, которые не имели ни сколько-нибудь зна­чительного культурного, языкового или религиозного сходства, ни исторического опыта мирного сосуществования внутри еди­ной политической общности (как, например, в Британской Индии, Трансиордании, Малайзии, Бельгийском Конго, фран­цузском Магрибе). Так, многие из инкорпорированных в гра­ницах африканских колоний этноплеменных групп зачастую на­ходились в отношениях исторически долгой межплеменной враж­ды. Кроме того, некоторые колонии испытали мощную волну миграции европейцев из метрополии. Например, на территории французского Алжира в начале 1950-х гг. проживало свыше од­ного миллиона евроалжирнев — особой этнокультурной груп­пы, сформировавшейся на протяжении предыдущих десятиле­тий на основе этнического, культурною и лингвистического синтеза выходцев ИЗ Франции и других европейских стран. Ис­пользование колониальными администрациями принципа «раз­деляй и властвуй» и практики систематического смертоносного

насилия и массовых нарушений прав человека в колониях еще более усугубляло напряженность в межгрупповых отношениях, готовило почву для острых этнических конфликтов, которые про­явились в постколониальный период.

Массовые передвижения населения через политические грани­цы (этнические миграции) являются третьим фактором современ­ного этнического плюрализма, причем его значение в наши дни неуклонно растет. Как индивидуальные, так и групповые миг­рации населения известны с начала письменной истории чело­вечества и упоминаются еще Геродотом, «отцом исторической науки». Основными мотивами миграций выступали поиски физической безопасности, спасения от религиозных и поли­тических преследований или же стремление обрести более благоприятные экономические условия существования на но­вом месте. Часто перемещения этнорасовых групп населения были принудительными (например, работорговля и массовый завоз негров и креолов для работы на плантациях в Новом Свете) и вынужденными (например, беженцы и изгои, по­явившиеся в результате религиозных войн XVI—XVII вв. или правительственной политики, как, например, гугеноты во Франции после отмены Нантского эдикта или мориски в Испа­нии).

Наибольших размеров этнические миграции достигли в XX в. вследствие технического прогресса средств транспорта (кото­рые стали массовыми и сравнительно недорогими), последствий политического насилия, войн и революций, а также крайне не­равномерного международного экономического развития. Это привело к образованию больших по численности групп этни­ческих меньшинств, постоянно проживающих в принимающей стране.

Конечно же, в истории многих стран можно обнаружить дей­ствие не одного, а нескольких из указанных выше факторов. В любом обществе этнический плюрализм порождает целый ряд проблем в сфере политики. Это прежде всего такие, как форми­рование определенной модели политического сосуществования этнических групп в рамках общего государства, определение норм и принципов политических отношений между этническими груп­пами, поиск моделей устойчивого функционирования полити­ческих институтов, достижение баланса п распределении поли­тической власти между этническими группами, учет специфики этнических интересов в публичной политике государства и др. В результате создается пространство для этнической политики

и возможность для возникновения и проявления геополити­ческого конфликта.

Действительно, у жителей большинства стран на нашей пла­нете нет необходимости выходить за пределы собственного го­сударства или пристально вглядываться, чтобы обнаружить от­четливые проявления этнополитического конфликта. Это мо­гут быть такие сопровождаемые насилием формы, как затяжные вооруженные этнотерриториальные конфликты, связанные с сепаратизмом или ирредентизмом (например, Северная Ирлан­дия, Кипр, Пенджаб и Кашмир в Индии, Нагорный Карабах, Абхазия, Страна Басков, Шри-Ланка, ближневосточный кон­фликт и др.). Это могут быть отдельные стихийные беспорядки на этнической почве, например случаи этнорасовых погромов и столкновений (погромы в негритянских гетто США в 1960— 1980-е гг., акции насилия со стороны неофашистских и экстре­мистских организаций и широко распространенные случаи эт-норасизма в так называемых цивилизованных странах Западной Европы по отношению к мигрантам из стран «третьего мира» и из Восточной Европы). Это также ненасильственные (но потен­циально не менее серьезные) проявления политического конф­ликта в связи с проблемами расширения этнотерриториальной автономии и перераспределения властных полномочий между центральным правительством и этническими регионами (как в Канаде, Бельгии, Южной Франции, Корсике, Каталонии, в эт­нически определяемых республиках в составе Российской Фе­дерации, в некоторых штатах Индии и др.), споры о политиче­ских институтах и принципах публичной политики в полиэт-ничном государстве, вопросы интеграции и мультикультурализма, соблюдения прав этнических меньшинств (например, во Фран­ции, Германии, Австрии, Словакии, Болгарии, Румынии, в круп­ных мегалополисах России, Болгарии, Турции, Латвии, Эсто­нии и др.).

Вместе с тем следует заметить, что сам факт этнического плюрализма внутри государственных границ вовсе не обязательно приводит к этнополитическому конфликту, хотя и создает воз­можность такового. Как истории, так и современности извест­ны многочисленные примеры мирного (или, по крайней мере. преимущественно ненасильственного) сосуществования различ­ных этнических групп в рамках общих политических границ. Неслучайно само возникновение конфликтологической науки напрямую связано с объективными потребностями становяще­гося все более этнически плюральным человеческого сообщества в разработке и применении наиболее эффективных спосо­бов регулирования конфликтов и обеспечения устойчивого эт­нического мира и безопасности.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.