|
ПРИЧИННОСТЬ И АНАЛИЗ КОНФЛИКТАВажный компонент анализа конфликта вслед за рассмотрением его контекстов — выявление его источников и причин, на основе чего становится возможным построение объяснительных конфликтологических теорий. Как известно, причины конфликта следует отличать от непосредственного повода, под которым понимаются действия, приводящие к столкновению между конфликтующими сторонами. Научный анализ конфликта раскрывает сложный характер его причинности. Анализируя любой конфликт, конфликтологи стремятся выявить и объяснить многообразие его причин. При этом, как правило, проводится различие между ближайшими причинами (источниками) конфликтного поведения, с одной стороны, и коренными (или глубинными) причинами, которые лежат в основе конфликтной ситуации и создают условия (предпосылки и факторы) возникновения источников конфликта и непосредственных поводов к нему, — с другой. Источники и коренные причины конфликта отражают некое предшествующее непосредственному поводу стечение обстоятельств, в которых находятся потенциальные стороны противоборства, т.е. люди с их потребностями, ценностями, интересами и мотивами поведения. В качестве ближайших причин (источников) конфликта обычно указывают на социальную напряженность и конфликтную мотивацию. Напряженность представляет собой объективный источник конфликтной ситуации. Под напряженностью понимают эмоциональное состояние группы или общества в целом, вызванное давлением окружающей природной или социальной среды и продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени. Как и другие конфликты, этнический конфликт начинается с состояния этнической напряженности — особого социально-психологического состояния этнической группы, связанного с возникновением коллективного недовольства, которое формируется в процессе отражения коллективным этническим сознанием совокупности неблагоприятных внешних условий, ущемляющих интересы группы или представляющих угрозу ее существованию и развитию (42, 105). Мотивация рассматривается как внутренний, субъективный источник конфликта. Понятно, что, не имея никакого побуди- тельного мотива, невозможно совершить определенное социальное или политическое действие — оно окажется бессмысленным и ненужным. Мотивация может проявляться в двух существенно различающихся между собой формах. В случае конфликта интересов цели одной из сторон оказываются достижимыми только путем лишения или ограничения возможностей других сторон реализовать их цели. В случае же конфликта ценностей противостояние сторон находится преимущественно в плоскости восприятий, точек зрения, аксиом. Следует заметить, что ни составляющие этнической напряженности, ни мотивы поведения индивидов или социальных групп не являются глубинными причинами конфликтов, ведь сами эти мотивы и напряженность требуют объяснения. Большинство ученых сходятся во мнении, что в современном полиэтничном обществе межгрупповая напряженность и противоречащие друг другу мотивы этнических групп порождаются не самим фактом существования этносов, а политическими, социально-экономическими и историческими условиями, в которых они живут и развиваются. На первом уровне объяснения причин конфликта осуществляется анализ имеющихся в конфликте проблем (предмета спора), из-за которых возникает конфликт. Наиболее распространенной типологией причин конфликтов является деление их на ресурсные (основанные на конкуренции за экономическую власть и доступ к природным ресурсам), кратологические (основанные на конкуренции за политическую власть и участие в политическом процессе), идеологические (основанные на конкуренции между соперничающими идеологиями и системами ценностей) и идентичностные (основанные на конкуренции между соперничающими идентичностными (т.е. этническими, религиозными, клановыми) группами за доступ к политической власти и экономическим возможностям). Ясно, что при анализе конфликтов интересов внимание уделяется проблемам, связанным с распределением ресурсов и власти, а в случае конфликтов ценностей — проблемам, связанным с различиями в идентичности и идеологии. Проблемы и противоречия во взаимоотношениях этнических групп хотя и играют решающую роль в возникновении этно-конфликтов, не всегда приводят напрямую к развитию последних. Конфликты проявляются в открытой форме только тогда, когда противоборствующие стороны осознают несовместимость интересов и имеют соответствующую мотивацию поведения. Важное значение при этом имеет осознание и эмоциональное вызревание конфликта. «Пережитые исторические несправедливости вызывают у низкостатусных этнических меньшинств желание восстановить справедливость, но это необязательно приводит к возникновению мгновенной реакции. Чаще до начала конфликтного взаимодействия проходят многие годы, на протяжении которых этническая общность сплачивается вокруг идеи отмщения» (142, 258). Второй уровень объяснения причин конфликта связан с выявлением его предпосылок (постоянно действующих на конфликт условий) и факторов (тех условий, которые влияют на развитие конфликта на той или иной его стадии). К первым обычно относят материальные, политико-правовые, социокультурные и информационные отношения и структуры, которые создают наиболее широкую среду для различных проявлений групповой активности. В границах этой среды складываются непосредственные факторы, обусловливающие действия индивидов и групп на той или иной стадии конфликтного взаимодействия. Вместе они помогают объяснить механизм генезиса конфликта, его формы и проявления, а также тенденции развития. Создаваемые таким образом объяснительные теории являются необходимыми инструментами для поиска путей эффективного регулирования и предупреждения конфликта. В работах политических конфликтологов отмечаются три основные причины, лежащие в основе политической конфронтации. Во-первых, это разнообразные формы и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, а также недостаток ресурсов и т.д. Во-вторых, это расхождения людей (групп) относительно ценностей и политических идеалов, культурных традиций, оценок тех или иных событий, а также другие субъективно значимые представления о политических явлениях. Такие конфликты чаще всего возникают в тех странах, в которых сталкиваются качественно различные мнения о путях реформирования государственности, закладываются основы нового политического устройства общества, пути выхода из социального кризиса. И наконец, в-третьих, это процессы идентификации граждан, выражающие характер осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе. Конф- ликты на этой основе характерны прежде всего для переходных обществ, в которых людям приходится как бы заново искать свое место в меняющемся мире, привыкать к нетрадиционным для себя нормам взаимоотношений с государственной властью (29; 129). Как уже отмечалось, природа современного этнополити-ческого конфликта чрезвычайно сложна. Соответственно его объяснения также носят комплексный и многоаспектный характер. Вряд ли возможно всесторонне проанализировать причины этнополитического конфликта с использованием только инструментария какой-либо одной науки. Их изучают представители многих отраслей научного знания — философы, этнологи и антропологи, психологи, политологи, экономисты и многие другие. В зависимости от различий специфики дисциплин возникают различающиеся между собой теории этнополитического конфликта, объясняющие модели его генезиса и конфликтогенных факторов. В целом можно выделить две основные группы теорий, которые в совокупности способствуют более глубокому и всестороннему пониманию источников и причин этнополитических конфликтов. К первой группе можно отнести так называемые дисциплинарные теоретические объяснения, которые содержатся в рамках более широких теорий конфликтного поведения, сформировавшихся в русле той или иной обществоведческой дисциплины, прежде всего таких, как социология, общая конфликтология, социальная психология, политология. Ко второй группе относятся так называемые специальные-теории этнополитического конфликта, которые разработаны непосредственно в рамках этнополитической конфликтологии и основаны на междисциплинарном и полипарадиг-мальном синтезе теоретических подходов, учитывая, таким образом, множественность предпосылок и факторов конфликта. Выделяются так называемые комплексные многоуровневые теории, объясняющие современный конфликт не только с междисциплинарных позиций, но и с учетом разных уровней (индивида, государства, глобальной системы государств) рассмотрения этой междисциплинарной проблематики (см. табл. 9). Рассмотрим каждую из этих групп объяснительных теорий этнополитического конфликта более подробно. 2. ТЕОРИИ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА ![]() ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|