Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Влияние этнополитического конфликта на международные отношения





Внутригосударственный этнополитический конфликт и его результаты могут оказывать серьезное влияние на сферу меж­дународной политики и межгосударственные отношения. В це­лом можно выделить три типа возможных исходов острого, осо­бенно насильственного, этнического конфликта: мирное этни­ческое примирение, мирное этническое разделение и переход конфликта в затяжную стадию. Иными словами, конфликтую­щие этнические группы могут прийти к согласию продолжать жить вместе, или начать жить раздельно, или же не уступать друг другу и продолжать бороться за контроль над ситуацией. В каждом из этих случаев результаты этнического конфликта ока­зывают важное влияние на международные отношения.

Этническое примирение. Когда этнические группы способны решать свои споры мирно и самостоятельно (например, в случае достижения соглашения о создании или расширении этно-региональной автономии, наделения недовольного этнического меньшинства равными с большинством экономическими воз­можностями или политическим статусом), этнический конф­ликт не создает существенных проблем для внешних стран, так как международный статус-кво остается неизменным. Если ос­новным способом мирного урегулирования конфликта являют­ся переговоры, то в их ходе внешние акторы могут оказывать содействие мирному процессу как третьи стороны, т.е. путем посредничества, помощи в выработке более прочных гарантий для меньшинств, внесения предложений по возможным кон­ституционным изменениям. По завершении переговоров меж­дународные субъекты также могут способствовать заключению торговых соглашений с новыми автономными региональными акторами.

Этническое разделение. В ряде случаев конфликтующие эт­нические группы оказываются неспособными выработать но­вые конституционные установления, которые были бы прием­лемыми для всех заинтересованных сторон, и при определен­ных обстоятельствах могут принять решение о разрыве существующих правовых связей и об образовании независи­мых государств. Следует отметить, что так называемые бар­хатные разводы встречаются редко, так как этническая геогра­фия, как правило, очень усложнена и многие группы воспри­нимают фрагментацию как угрозу своей идентичности, своему региональному влиянию и весу в мировых делах. В тех случа­ях, когда разделение многонациональных государств происхо­дит в результате их распада или сецессии этнического мень­шинства и образования им независимого государства или объе­динения с другим государством, наблюдаются самые серьезные изменения в международной системе государств и их отноше­ний. Являясь субъектами международных отношений, другие государства не могут игнорировать потенциальные и тем более актуальные случаи этнического сепаратизма или ирредентиз-ма, особенно такие, которые угрожают региональной безопас­ности. Поэтому серьезная нестабильность внутри многонаци­ональных государств часто влечет вмешательство внешних дер­жав. По такому сценарию в XX в. развертывалась спираль эскалации этнического конфликта в случаях распада Австро-Венгерской, Российской и Османской империй после Первой мировой войны, крушения колониальной системы после Вто­рой мировой войны, образования Бангладеш вначале 1970-х гг..

а также дезинтеграции социалистических федераций (СССР, Югославии и Чехословакии) в начале 1990-х гг.

Как показывает опыт, случаи этнического разделения со­здают ряд серьезных проблем для международного сообщества в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, являвшиеся ра­нее внутренними границы должны быть признаны в качестве международных. Во-вторых, иностранным государствам пред­стоит решить, заключать ли с новыми государствами диплома­тические связи или нет. В-третьих, иностранные государства должны решить, распространять ли на новые государства член­ство в международных и региональных организациях, таких, как ОБСЕ, СЕ, ЕС, ОАЕ, МВФ, ГАТТ, и др. В-четвертых, воз­никает потребность переформулировать условия ранее заклю­ченных с распавшимся государством международных догово­ров и определить правопреемственность. В-пятых, встает вопрос о том, следует ли и как развивать новые торговые и финансовые отношения с новыми государствами. Наконец, в-шестых, возни­кает необходимость оценить прогнозируемое воздействие этих пе­ремен на региональную и глобальную стабильность и соответ­ственно изменить внутреннюю и международную политику безопасности.

Переход конфликта в затяжную стадию и этнические войны. Этот сценарий развития внутриполитического этнического кон­фликта также создает серьезные проблемы для международной системы и внешней политики государств. Одной из основных причин этого является опасность распространения острого эт­нического конфликта через международные границы. На осно­ве анализа опыта этнополитических конфликтов 1990-х гг. Д. Лейк и Д. Ротшильд выявили два основных пути такого рас­пространения — диффузию и эскалацию (177).

Под международной диффузией этнического конфликта по­нимаются ситуации, когда длительное и затяжное этническое насилие в одном государстве повышает вероятность возникно­вения серьезного конфликта в других государствах, в том числе через эффект заражения и идеологического влияния на группы меньшинств. Диффузия часто происходит вследствие действия потоков информации, которые влияют на системы убеждений этнических групп в других странах. С одной стороны, события за границей могут напрямую изменить этнический баланс влас­ти в стране, разрушая существовавший этнический контракт и ведя к насилию (например, потоки беженцев). С другой сторо­ны, этнический конфликт в одной стране может способствовать тому, что этнические группы в другой стране радикализируют свои требования. Кроме того, затяжной (особенно насильствен­ный) этнический конфликт в одной стране может заставить эт­нические группы в других странах переоценить свои представ­ления об эффективности политических гарантий своего статуса в стране, где они проживают. Наконец, этнический конфликт за границей может заставить группы изменить свои воззрения о цене протестного действия, в том числе насилия и вероятности достижения успеха. В любом из этих четырех способов измене­ния представлений и убеждений под влиянием информации об этническом конфликте в другой стране могут способствовать как увеличению, так и уменьшению вероятности острого этни­ческого конфликта в соседних странах.

К ситуациям международной эскалации (или заражения) эт­нического конфликта относят случаи, когда этнический конф­ликт в одной стране втягивает в свою орбиту новых, внешних участников (соседние страны или великие державы) через тра­диционные механизмы межгосударственных союзов, ирреден-тизма, попытки переключить внимание своего населения с внут­ренних проблем на проблемы других государств, использовать к своей выгоде внутреннюю слабость государств-соседей. Иными словами, под эскалацией понимаются ситуации, когда этничес­кий конфликт в одном государстве может сыграть роль детона­тора («спускаемого курка») международного конфликта (177).

Как диффузия, так и эскалация внутриполитического этно-конфликта могут привести к разрушительным последствиям не только для вовлеченных в него этнических групп и/или цент­рального правительства, но и для других государств и целых регионов. Мировая политика и международные отношения не могут игнорировать вызовы, которые ставят перед ними интер­национальное и транснациональное измерения серьезного, осо­бенно насильственного, этнического конфликта, и поэтому ча­сто стоят перед лицом необходимости дать на них ответ.

3.3. Влияние внешних акторов на этнический конфликт

Под интернационализацией этнического конфликта понимают любые проявления вмешательства внешних акторов во внутри­политический этнически!! конфликт с целью оказать то или иное воздействие на его динамику, в том числе и посрелством дея­тельности по регулированию конфликта и управлению им. Наи­большее внимание в современной литературе уделяется таким

вопросам, как мотивы, субъекты, формы и последствия внеш­него вмешательства в этнический конфликт.

Мотивы внешнего вмешательства. В конфликтологической литературе отмечаются различные мотивы внешнего вмеша­тельства во внутриполитический этнический конфликт. Во-пер­вых, это могут быть соображения национальной, региональ­ной или глобальной безопасности, когда этническое насилие в одной из стран способно вызвать серьезную дестабилизацию в этнически смешанных регионах соседних государств, напри­мер, если существует очевидная опасность распространения этноконфликта через международные границы (путем диффу­зии или эскалации). В случаях когда следствием затяжного эт­нического конфликта является возникновение сетей террори­стических организаций или когда существует высокий риск того, что в руки этнических повстанцев может попасть оружие мас­сового поражения, мотивами международного вмешательства служат интересы глобальной безопасности. В связи с этим в литературе указывается на возникшую недавно проблему на­личия оружия массового поражения в Индии и Пакистане, ко­торые не являются официальными членами «ядерного клуба» великих держав.

Во-вторых, частой причиной иностранного вмешательства во внутриполитический этнический конфликт являются тем или иным образом трактуемые национальные интересы вмешива­ющейся страны или группы стран, входящих в межгосудар­ственные организации. Степень легитимности такого вмеша­тельства во внутренний конфликт в другом государстве явля­ется политической переменной и зависит от интерпретации мотивов. Более легитимными представляются посреднические вмешательства и попытки содействовать той или иной форме мирного урегулирования насильственного конфликта, как пра­вило, осуществляемые не в гуманитарных целях, а в целях огра­дить вмешивающиеся «цивилизованные» страны от негативных последствий этнического насилия в сопредельных государствах (например, от масштабных волн беженцев). Вместе с тем в по­литической истории человечества нередко действовали и неле­гитимные мотивы вмешательства, например стремление отвлечь население собственной страны от внутриполитических проблем посредством манипуляций внешними угрозами или стимулиро­вания откровенно агрессивных аппетитов. Печально известным примером последнего является политика гитлеровского рейха в конце 1930-х гг. по отношению к Чехословакии и Австрии. В-третьих, мотивом к вмешательству во внутриполитический этнический конфликт может выступать стремление ослабить страну-соперницу, воспользовавшись ее этническими трудно­стями. В качестве примера в литературе указывается на полити­ку Великобритании, которая в ходе Первой мировой войны под­держивала растущий арабский национализм на Ближнем Вос­токе с целью подорвать Османскую империю, и Германии, нашедшей сравнительно недорогостоящий способ фланговой атаки на ненавистную кайзеру Британию — оказание поддерж­ки ирландским повстанцам.

Наконец, иногда внешнее вмешательство может быть выз­вано гуманитарными соображениями, стремлением уменьшить масштабы насилия, особенно в тех случаях, когда поведение конфликтующих сторон нарушает международные ценности и нормы поведения и сопровождается жестокостями и зверства­ми конфликтующих групп, что приводит к геноциду, этничес­ким чисткам, масштабному разрушению материальных и куль­турных ценностей. Если такие случаи раскручивают СМИ, то правительствам «цивилизованных» государств предоставляет­ся шанс вмешаться и реализовать свои «жизненные интересы» под гуманитарными лозунгами. В современную эпоху данные мотивы получили значительное распространение, хотя во мно­гих случаях трактовка и восприятие легитимности такого рода вмешательства неоднозначны. При опенке важно учитывать, осуществляет ли вмешательство отдельное «цивилизованное» государство (или контролируемый им военно-политический блок государств, например НАТО) или же миротворческие силы с санкции международных организаций, не находящихся под единоличным контролем ни одного из крупных государств (на­пример, ООН).

Субъекты внешнего вмешательства в этнический конфликт. В зависимости от уровня выделяется несколько типов субъек­тов внешнего вмешательства во внутриполитический этнический конфликт. Во-первых, это субъекты надгосударственного (меж­государственного) уровня. К ним относятся межгосударствен­ные международные организации, которые осуществляют дея­тельность в глобальном или региональном масштабе, такие, как ООН, ОБСЕ, Евросоюз, Организация африканского единства и др. Наиболее авторитетной организацией такого типа является ООН, основная задача которой, по замыслу создателей, — под­держание международного мира, безопасности и стабильности. Хотя ООН (в отличие от НАТО) скрупулезно придерживается

принципа суверенитета государств, де-факто она может быть вовлечена во внутренний конфликт в соответствии с тремя сво­ими мандатами (если конфликт представляет собой ярко выра­женную угрозу для сохранения мира; если конфликт связан с проблемой деколонизации и если конфликт сопряжен с серьез­ными нарушениями прав человека). В частности, ООН пред­принимала ряд миротворческих миссий, связанных с улажива­нием этнических конфликтов как до геополитического транзи­та конца 1980 — начала 1990-х гг. (например, на Кипре, в Ливане), так и после 1989 г. (миссии в Анголе, Руанде, Боснии, Никара­гуа и Гватемале, Мозамбике и Намибии, Восточном Тиморе). В Европейском регионе большую роль сыграла деятельность ОБСЕ, особенно созданного в ее рамках института Верховного Комис­сара по Национальным Меньшинствам, и постоянных предста­вительств ОБСЕ (например, в Латвии, Эстонии, Словакии, Ма­кедонии и др.). Целью деятельности международных экономи­ческих организаций является содействие экономическому развитию и международному сотрудничеству. Однако они могут косвенно влиять на ситуацию в полиэтничных странах через программы помощи развитию, реализация которых нередко со­здает новые интересы и конфликты между этнорегиональными субъектами. В качестве примера можно назвать Программу ООН по развитию, Мировой банк, МВФ, ЕБРР, институты еврореги-ональной политики Евросоюза.

Во-вторых, следует выделить субъекты транснационального уровня (международные субъекты на субгосударственном уров­не). К ним относятся многочисленные международные непра­вительственные организации (НПО), такие, как Международ­ный Красный Крест и Красный Полумесяц, правозащитные организации, гуманитарные организации (например, «Врачи без границ», «Журналисты без границ», «Гринпис» и др.), вмеша­тельство которых во внутренний конфликт продиктовано почти исключительно гуманитарными соображениями.

В-третьих, особую роль играют субъекты государственного уровня, т.е. прилегающие к зоне конфликта государства или да­леко расположенные государства, которые связывают с зоной этнического конфликта свои жизненные интересы (например, из-за соседства этой зоны с нефтяными месторождениями). В связи с этим различают три основных типа ситуаций: I) вме­шательство в поддержку ирредентистских движений (например, политика пангерманизма, проводившаяся гитлеровским рейхом в межвоенный период); 2) вмешательство с целью защиты минимальных стандартов прав этнических соотечественников (на­пример, путем заключения двусторонних дипломатических до­говоров, как это делалось Австрией в связи с правами германо-язычного населения итальянского Южного Тироля, Турцией и Алжиром в отношении прав рабочих-мигрантов в Германии и Франции соответственно, Венгрией и Россией в связи с соблю­дением прав соответственно венгероязычных меньшинств в Центральной Европе и русскоязычных меньшинств на постсо­ветском пространстве); 3) вмешательство для охраны своей тер­ритории.

В-четвертых, в ситуацию вовлечены субъекты субгосударствен­ного уровня, в качестве которых могут представать этнические организации одной из стран, выступающие автономно от своего центрального правительства, мотивируя свое участие соображе­ниями этнической солидарности с этническими сородичами на территории другого государства (тамилы Индии и Шри-Ланки, греки и турки на Кипре, ирландская диаспора и католики Оль­стера, сикхские общины Великобритании по отношению к сик­хам в Пенджабе, баски Франции и Испании и др.). Следует от­метить, что этнические соплеменники из-за границы часто мо­гут становиться мощным фактором эволюции лишь кажущегося внутренним этнического конфликта.

Формы внешнего вмешательства в этноконфликт и его послед­ствия. Интернационализация этнического конфликта вследствие вмешательства внешних акторов может принимать разные фор­мы. При этом различают косвенные и прямые формы такого вмешательства.

Формами косвенного вмешательства внешних акторов во внутренний этноконфликт являются политика поддержки эт­нических соотечественников за рубежом и стратегические вме­шательства. Политика поддержки этнических соотечественни­ков оправдывается чувствами этнической солидарности, может являться составной частью принципов внешней политики госу­дарств (например, у Венгрии или России в отношении своих этнических соотечественников) и, как правило, закрепляется в двусторонних договорах. В тех случаях, когда этнические конф­ликты возникают в результате миграций и перемен в этноде-мографическом равновесии отдельных стран, «исходная» стра­на этнических мигрантов может выражать обеспокоенность о правах мигрантов и их потомков на международном или двусто­роннем уровне. Так, Индия выражает заинтересованность в судь­бе индийцев в Восточной Африке и Океании (Уганда, Фиджи);

Китай проявляет патернализм по отношению к китайцам в стра­нах Юго-Восточной Азии и др.; Турция и Алжир заключают двусторонние договора с западно-европейскими правительства­ми по поводу ситуации с трудовыми мигрантами.

Стратегические вмешательства в этнический конфликт пред­ставляют собой косвенные влияния одного государства на этни­ческий конфликт в другой стране, которые, однако, мотивируются не чувствами этнической солидарности, а определенным образом понятыми национальными интересами на государственном уров­не. Например, правительство одной страны может попытаться вос­пользоваться этническим конфликтом в другой стране с целью реализовать или защитить свои интересы. Классическим выра­жением этого явления является политическое использование внутреннего этнического конфликта с целью ослабить или по­дорвать враждебное государство. Одним из часто приводимых в литературе примеров этого является политика Индии, которая в начале 1970-х гг. предоставляла значительную дипломатическую, материальную и по возможности военную поддержку бенгальс­ким повстанцам в Восточном Пакистане и добилась успеха в ослаблении и территориальном расчленении своего традицион­ного регионального врага — Пакистана. В свою очередь, Паки­стан предоставлял содействие сикхским сепаратистам, ставящим целью разрыв с Индией и образование независимого сикхского государства. Израиль оказывал поддержку курдам Ирака и неарабским и немусульманским повстанцам на юге Судана в их борьбе против арабских государств, которые считались враж­дебными Израилю (88).

Кроме того, стратегическое вмешательство может происхо­дить и на субгосударственном уровне. Этническая группа может попытаться реализовать свои цели, используя возможности, от­крывающиеся в системе международных отношений (например, в результате геополитического транзита, как это было в бывшей Югославии). Такого рода деятельность также представляет со­бой стратегическое использование этнического фактора в меж­дународной политике.

К формам прямого вмешательства извне во внутренний эт­ноконфликт относят международное посредничество, арбитраж и миротворчество, предпринимаемые как отдельными страна­ми, так и международными организациями. Более подробно они рассматриваются в гл. 8 и 9 в связи с обзором вопросов регули­рования и трансформации этнических конфликтов.

Среди основных типов последствий интернационализации этнического конфликта для эволюции самого конфликта в литературе отмечается ряд возможностей: 1) эскалация конф­ликта и его обострение в результате иностранного вмешатель­ства; 2) продление периода острого конфликтного противо­борства в результате вмешательства внешних интересов; 3) смягчение конфликта вследствие международной обеспо­коенности и давления извне; 4) временное прекращение на­силия в результате миротворческой операции; 5) примирение конфликтующих сторон в результате посредничества или ар­битража внешней стороны; 6) замещение этнического конф­ликта неэтническим и особыми интересами внешних сторон (35; 49; 88). При конфликтологическом анализе каждого кон­кретного случая интернационализации этнического конфликта важно максимально полно определить всю совокупность фак­торов конфликтной динамики, которые действуют в между­народном контексте.

Контрольные вопросы

1. Зачем при анализе конфликта необходимо обращать внимание на специфику контекстов его проявления?

2. Что привлекает внимание конфликтологов при анализе социаль­ного контекста этнополитического конфликта? Что понимается под этнической дифференциацией и под этносоциальной страти­фикацией? Какие выделяются основные типы этносоциальной стратификации? Как тип этносоциальной стратификации влияет на конфигурацию этнополитического конфликта, предмет спора и потенциал политического насилия? В чем заключается досто­инство смешанной сетчатой модели этносоциальной стратифика­ции, предложенной в работах Дж. Ротшильда? В чем может про­являться связь между социальным и этническим неравенством в современных индустриальных обществах и какие это может иметь конфликтогенные последствия в сфере межэтнических отноше­ний?

3. Что понимают под этнически разделенными обществами? Какие могут быть типы этнически разделенных обществ?

4. Что такое этническая дискриминация? В каких формах она может проявляться?

5. Дайте определение этнополитической мобилизации. Каковы ее не­обходимые предпосылки и типы? Назовите и охарактеризуйте ос­новные факторы этнополитической мобилизации.

6. Почему конфликтологам важно изучать внутриэтнические полити­ческие разделения и конкуренцию этнических элит? Что такое по­литика этнического предпринимательства и «игра на повышение этнической цены»?

7. Что понимают под международным контекстом этнополитического конфликта? В каких формах этническая политика может проявляться на международном уровне?

8. Какие проблемы ставит этнический конфликт перед международ­ными отношениями? Какие мотивы могут возникать для внешнего вмешательства во внутриполитический этноконфликт? К каким по­следствиям оно может привести?

9. Определите понятия «интернационализация этноконфликта» и «эт-низация внешней политики». Что понимается под международной диффузией и под международной эскалацией этноконфликта?

Задания для самостоятельной работы

A. На основе вузовских учебников новейшей истории и дополнитель­ной литературы подготовьте сообщение об образовании новых госу­дарств в Европе после Первой мировой войны и существовавшем в межвоенный период международном режиме защиты прав нацио­нальных меньшинств.

Б. На основании дополнительной литературы и справочных материа­лов подготовьте сообщение, в котором попытайтесь оценить какой-либо (на ваш выбор) случай современного затяжного этнического конфликта (Северная Ирландия, Шри-Ланка, Кипр, Ближний Вос­ток, Восточный Тимор) с точки зрения факторов его международ­ного контекста.

B. На основе дополнительной литературы и справочных материалов подготовьте сообщение, в котором оцените какой-либо случай эт­нополитического конфликта в Восточной Европе или СНГ в конце 1980-х — середине 90-х гг. с точки зрения факторов его междуна­родного контекста.

Рекомендуемая литература

Арутюнян Ю. В. Трансформация постсоветских наций. М., 2003.

Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. М., 1998

Губогло М. Н. Языки этнической мобилизации. М., 1998.

Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в пост­советской России. М., 2003.

Мукомель В., Паин Э. А. Новые диаспоры: Государственная политика по отно­шению к соотечественникам и национальным меньшинствам в Венгрии, Украине и России. М., 2002.

Социальное неравенство этнических групп: Представления и реальность / Отв. ред. Л. М. Дробижева. М., 2002.

Тишков В. А. Меньшинства в постсоветском контексте // Расы и народы. М.. 1998. Вып. 24.

Тишков В. А. Этнология и политика. М., 2001.

Фарукшин М. X. Политическая элита в Татарстане: вызовы времени и трудно­сти перемен // Политические исследования. 1994. № 6.

Этничность и власть в полиэтнических государствах. М.. 1994.

Этнос и политика. Хрестоматия / Авт.-сост. А. А. Празаускас. М.. 2000.

Banton M.P. Race and Ethnic Competition. Cambridge: Cambridge University Press,

1983. Brass P. Ethnicity and Nationalism: Theory and Comparison. L.: Sage, 1991. Carment D.W. and James P. (eds.) Wars in the Midst of Peace: the International

Politics of Ethnic Conflict. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1997. Chazan N. (ed.) Irredentism and Internatioanl Politics. Boulder, CO: Lynne Rienner,

1991. Esman M. Ethnic Actors in international politics // Nationalism and Ethnic Politics.

1995, N 1. P. 111-125. Esman M. Ethnic Politics. Ithaca: Cornell University Press, 1994. Chs. 2—3. Gurr T. R. Minorities at Risk: A Global View of Ethnopolitical Conflicts. Washington,

DC: USIP Press, 1993. Chs. 4-5. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley, CA: University of California Press,

1985. Koopmans R. and Statham P. Challenging Immigration and Ethnic Relations Politics.

Oxford: Oxford University Press, 2000. Lake D. A. and Rothschild D. (eds.) The Internationa! Spread of Ethnic Conflict: Fear,

Diffusion, and Escalation. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1998. Rothschild J. Ethnopolitics: A Conceptual Framework. N.Y.: Columbia University Press,

1982. Chs. 5-7.

Глава 5







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.