|
Представление компонентов и факторов конфликта в виде перечняКартографирование конфликта может осуществляться не только графически, но и в виде таблицы, или перечня факторов. Так, П. Харрис и Б. Рейли (136, 41—43) группируют компоненты конфликтной структуры и факторы динамики по девяти крупным категориям, включающим действующих лиц (акторов), спорные вопросы (предмет спора), обусловливающие поведение факторы, масштаб конфликта, историю его разрешения, фазовую динамику, баланс власти, возможности и ресурсы сторон, а также состояние их отношений. 1. Действующие лица (акторы). Кто является акторами (внутренними и внешними), вовлеченными в конфликт? 1. Какие идентичностные группы вовлечены в конфликт? Как они определяют себя и какие центральные характеристики образуют их идентичность? 2. Кто реальные лидеры этих групп? Являются ли они политиками, военнослужащими, религиозными лидерами, интеллигентами и др.? Каким видам давления они подвержены со стороны своих последователей и оппонентов? 3. Как эти идентичностные группы мобилизуются? Какими способами они преследуют свои групповые интересы и потребности (т.е. через какие политические партии, парламентские группы, вооруженные силы и т.д.)? В какие союзы/альянсы они вступают? Интересы какого уровня они представляют (внутренние, региональные, глобальные)? Каким типам давления и с чьей стороны они подвергаются (испытывают)? 4. Какие фракции существуют внутри конфликтующих сторон? 5. Присутствуют ли внутри сторон так называемые прерыватели (группы, противящиеся мирному процессу)? Насколько велики их число и угроза, которую они представляют? Какие ресурсы доступны для того, чтобы воздействовать на их поведение? 6. Существуют ли внутри сторон так называемые группы единичного спорного вопроса (те, которые занимают непримиримую позицию по какому-либо конкретному аспекту конфликта)? Существуют ли акторы, которые находятся географически внутри зоны конфликта, но удалены от его предмета спора или являются убежденными противниками насильственных форм конфликта (например, группы сторонников мира, выразители интересов бизнеса и т.п.)? 7. Кто прелставляет собой внешнего актора в данном конфликте (правительство, государства, региональные блоки и др.)? Какие внешние интересы и группы оказывают влияние на конфликт? 2. Спорные вопросы (предмет спора). Какие вопросы оспариваются в конфликте? По каким предметам ведется спор? 1. Какие спорные вопросы возникли из-за распределения экономических, социальных и политических ресурсов? 2. Вокруг чего ведется конфликт с политической точки зрения (т.е. в связи с распределением государственной власти)? 3. Существует ли дискриминация в действующем механизме распределения ресурсов? 3. Факторы, лежащие в основе (обусловливающие) поведения. Каковы базовые потребности сторон? Каковы их опасения? 1. Что является движущими мотивами поведения сторон и почему? (Например, действительно ли они хотят сецессии или это требование является выражением более глубокой потребности группы в безопасности?) 2. Чего стороны опасаются в настоящей ситуации? Чего каждая из групп опасается в отношении другой группы? 4. Масштаб конфликта. Каков размер последствий конфликта внутри и вовне зоны конфликта? 1. В какой степени конфликт и его последствия затрагивают население страны? Какие сегменты населения в наибольшей степени страдают и почему? Существуют ли какие-либо сегменты населения, еще сравнительно не вовлеченные в конфликт, и почему? 2. Какие последствия имеет конфликт для других стран региона, для региональных и глобальных союзов стран? 3. Какие группы и интересы затрагиваются при продолжении конфликта и кто будет затронут улаживанием конфликта? 5. Предыдущие попытки улаживания/урегулирования конфликта. Какова история конфликта с точки зрения прошлых попыток разрешить его? 1. Какие структуры ранее пытались урегулировать конфликт? Почему они потерпели неудачу? Связаны ли ошибки (недостатки) предыдущего урегулирования с акторами урегулирования, с тем, как урегулирование реализовывалось или с содержащимися в договоренностях специфическими условиями? 2. Можно ли обнаружить модели в предыдущих попытках урегулирования конфликта? 6. Фаза и интенсивность. Возможно ли выделить в развитии конфликта определенные фазы? 1. Имеет ли конфликт четко выраженные фазы развития, например, в связи с предпринимавшимися попытками перераспределения власти между группами, введением особой формы правления, моделями насилия, актами внешнего вмешательства в конфликт? 2. Менялась ли и как интенсивность насилия со временем? 7. Баланс власти. Какова природа баланса власти и его соотношение между сторонами конфликта? 1. Кто сильнее? У кого больше поддержки? Восприятие сторонами объема своего властного ресурса и их собственная оценка сложившегося баланса являются критически важными. 2. Менялся ли этот баланс со временем или оставался неизменным? 3. Является ли доминирующая позиция одной из сторон устойчивой или может быть опрокинута? 4. Существует ли вероятность того, что одна из сторон может одержать четкую победу в близком будущем? 8. Возможности и ресурсы. Каковы возможности и ресурсы сторон в настоящее время? 1. Менялось ли количество доступных сторонам ресурсов со временем? Вероятны ли изменения в балансе доступных ресурсов в ближайшем будущем? Являются ли источники ресурсов внутренними или внешними? 2. Какова финансовая ситуация различных сторон конфликта? 3. Какие ресурсы необходимы каждой из сторон, чтобы они могли вести между собой эффективные переговоры? 9. Состояние отношений между сторонами конфликта. Какова природа отношений между противниками? 1. Какова природа отношений между лидерами? 2. Какие взаимные образы сложились в восприятиях сторонами друг друга? 3. Откуда стороны получают информацию друг о друге? Насколько точна такая информация? 4. Какие каналы коммуникации друг с другом доступны сторонам? 5. Какова (если есть) степень доверия между сторонами? X. Миалл и его коллеги (199, 94—97) предложили несколько иную картографическую модель конфликта — в виде путеводителя-перечня. Она включает последовательность шагов первоначального факторного анализа конфликта, который сфокусирован на трех группах вопросов: 1) фон конфликта, 2) конфликтующие стороны и проблемы их спора, 3) контекст конфликта. A. Фон. 1. Карта района конфликта. 2. Краткое описание страны. 3. Основные этапы и черты истории конфликта. Б. Конфликтующие стороны и проблемы их спора. 1. Кто выступает основными сторонами конфликта? Какие подгруппы можно выделить в составе каждой из сторон и какова их социальная опора? 2. Какие проблемы составляют предмет спора между сторонами? Как можно определить позиции, материальные интересы, ценности и базовые потребности сторон? 3. Каковы отношения между конфликтующими сторонами? Существует ли в этих отношениях качественная и количественная асимметрия? 4. В чем заключаются различия в восприятиях сторонами причин и природы конфликта? 5. Какой характер носит конфликтное поведение сторон в настоящий момент (находится ли конфликт в стадии эскалации или деэскалации)? 6. Кто является лидерами сторон? Какие цели, типы публичной политики и интересы присутствуют на уровне элит (индивидов)? Какова относительная сила и слабость лидеров? B. Контекст конфликта: факторы на глобальном, региональном и внутригосударственном уровнях. 1. На государственном уровне. Оспаривают ли стороны тип существующего в государстве политического режима? Насколько открыт и доступен для представителей конфликтующих сторон государственный аппарат? Существуют ли институты или форумы, которые могут служить легитимными каналами для управления конфликтом? Насколько равномерным является экономическое развитие и существуют ли возможности для проведения успешной публичной политики в сфере экономики? 2. На региональном уровне. Каким образом отношения с соседними государствами затрагиваются данным конфликтом? Имеют ли стороны внешних региональных спонсоров? Какие региональные акторы могут пользоваться доверием сторон? 3. На глобальном уровне. Существуют ли внешние геополитические интересы, которые затронугы в конфликте? Какие внешние факторы подпитывают конфликт и что могло бы изменить их? По мнению авторов этой карты-путеводителя по конфликту, после первичного анализа конфликта на основе вышеприведенного перечня вопросов становится возможным поиск вариантов регулирования конфликта, желательно выполненный с помощью сторон или вовлеченных третьих сторон (199, 97). Контрольные вопросы 1. Что понимается под конфликтологической экспертизой? Для чего она нужна? Что такое картографирование конфликта и что представляет собой конфликтологический мониторинг (треккинг)? 2. В чем состоит значение составления карты конфликта? Для каких целей может использоваться метод картографирования конфликта? 3. Приведите 2—3 примера представления основных компонентов и факторов конфликта в визуально-графическом виде и в виде перечня. Задания для самостоятельной работы А. Попробуйте самостоятельно построить собственную визуально-графическую карту этноконфликта. Б. Попробуйте проанализировать известный вам по литературе случай этнополитического конфликта, используя для этого одну из карт-перечней факторов конфликтологического анализа, о которых рассказано в разд. 2.2 данной главы. Выступите с кратким сообщением по результатам этой попытки факторного анализа в своей учебной группе. Рекомендуемая литература Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования. М., 1999. Гл. 3, 4. Международная тревога. Разрешение конфликтов: Пособие по обучению методам анализа и разрешения конфликтов. М., 1999. Miall H., Rambsbotham О., WoodhouseT. Contemporary Conflict Resolution. L.: Polity Press, 1999. Ch. 3. Часть II МЕНЕДЖМЕНТ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА Глава 8 Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|