Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Представление компонентов и факторов конфликта в виде перечня





Картографирование конфликта может осуществляться не толь­ко графически, но и в виде таблицы, или перечня факторов. Так, П. Харрис и Б. Рейли (136, 41—43) группируют компонен­ты конфликтной структуры и факторы динамики по девяти круп­ным категориям, включающим действующих лиц (акторов), спор­ные вопросы (предмет спора), обусловливающие поведение фак­торы, масштаб конфликта, историю его разрешения, фазовую динамику, баланс власти, возможности и ресурсы сторон, а так­же состояние их отношений.

1. Действующие лица (акторы).

Кто является акторами (внутренними и внешними), вовлечен­ными в конфликт?

1. Какие идентичностные группы вовлечены в конфликт? Как они определяют себя и какие центральные характеристики об­разуют их идентичность?

2. Кто реальные лидеры этих групп? Являются ли они полити­ками, военнослужащими, религиозными лидерами, интеллиген­тами и др.? Каким видам давления они подвержены со стороны своих последователей и оппонентов?

3. Как эти идентичностные группы мобилизуются? Какими способами они преследуют свои групповые интересы и потреб­ности (т.е. через какие политические партии, парламентские груп­пы, вооруженные силы и т.д.)? В какие союзы/альянсы они всту­пают? Интересы какого уровня они представляют (внутренние, региональные, глобальные)? Каким типам давления и с чьей стороны они подвергаются (испытывают)?

4. Какие фракции существуют внутри конфликтующих сторон?

5. Присутствуют ли внутри сторон так называемые прерыватели (группы, противящиеся мирному процессу)? Насколько велики их число и угроза, которую они представляют? Какие ресурсы дос­тупны для того, чтобы воздействовать на их поведение?

6. Существуют ли внутри сторон так называемые группы еди­ничного спорного вопроса (те, которые занимают непримиримую позицию по какому-либо конкретному аспекту конфликта)? Су­ществуют ли акторы, которые находятся географически внутри зоны конфликта, но удалены от его предмета спора или являют­ся убежденными противниками насильственных форм конфликта (например, группы сторонников мира, выразители интересов биз­неса и т.п.)?

7. Кто прелставляет собой внешнего актора в данном конф­ликте (правительство, государства, региональные блоки и др.)? Какие внешние интересы и группы оказывают влияние на кон­фликт?

2. Спорные вопросы (предмет спора).

Какие вопросы оспариваются в конфликте? По каким предме­там ведется спор?

1. Какие спорные вопросы возникли из-за распределения экономических, социальных и политических ресурсов?

2. Вокруг чего ведется конфликт с политической точки зре­ния (т.е. в связи с распределением государственной власти)?

3. Существует ли дискриминация в действующем механизме распределения ресурсов?

3. Факторы, лежащие в основе (обусловливающие) поведения.

Каковы базовые потребности сторон? Каковы их опасения?

1. Что является движущими мотивами поведения сторон и почему? (Например, действительно ли они хотят сецессии или это требование является выражением более глубокой потребно­сти группы в безопасности?)

2. Чего стороны опасаются в настоящей ситуации? Чего каж­дая из групп опасается в отношении другой группы?

4. Масштаб конфликта.

Каков размер последствий конфликта внутри и вовне зоны кон­фликта?

1. В какой степени конфликт и его последствия затрагивают на­селение страны? Какие сегменты населения в наибольшей степени страдают и почему? Существуют ли какие-либо сегменты населе­ния, еще сравнительно не вовлеченные в конфликт, и почему?

2. Какие последствия имеет конфликт для других стран реги­она, для региональных и глобальных союзов стран?

3. Какие группы и интересы затрагиваются при продолже­нии конфликта и кто будет затронут улаживанием конфликта?

5. Предыдущие попытки улаживания/урегулирования конфликта.

Какова история конфликта с точки зрения прошлых попыток разрешить его?

1. Какие структуры ранее пытались урегулировать конфликт? Почему они потерпели неудачу? Связаны ли ошибки (недостат­ки) предыдущего урегулирования с акторами урегулирования, с тем, как урегулирование реализовывалось или с содержащими­ся в договоренностях специфическими условиями?

2. Можно ли обнаружить модели в предыдущих попытках урегулирования конфликта?

6. Фаза и интенсивность.

Возможно ли выделить в развитии конфликта определенные фазы?

1. Имеет ли конфликт четко выраженные фазы развития, например, в связи с предпринимавшимися попытками перераспределения власти между группами, введением особой формы правления, моделями насилия, актами внешнего вмешательства в конфликт?

2. Менялась ли и как интенсивность насилия со временем?

7. Баланс власти.

Какова природа баланса власти и его соотношение между сто­ронами конфликта?

1. Кто сильнее? У кого больше поддержки? Восприятие сто­ронами объема своего властного ресурса и их собственная оцен­ка сложившегося баланса являются критически важными.

2. Менялся ли этот баланс со временем или оставался неиз­менным?

3. Является ли доминирующая позиция одной из сторон ус­тойчивой или может быть опрокинута?

4. Существует ли вероятность того, что одна из сторон может одержать четкую победу в близком будущем?

8. Возможности и ресурсы.

Каковы возможности и ресурсы сторон в настоящее время?

1. Менялось ли количество доступных сторонам ресурсов со временем? Вероятны ли изменения в балансе доступных ресур­сов в ближайшем будущем? Являются ли источники ресурсов внутренними или внешними?

2. Какова финансовая ситуация различных сторон конфликта?

3. Какие ресурсы необходимы каждой из сторон, чтобы они могли вести между собой эффективные переговоры?

9. Состояние отношений между сторонами конфликта.

Какова природа отношений между противниками?

1. Какова природа отношений между лидерами?

2. Какие взаимные образы сложились в восприятиях сторо­нами друг друга?

3. Откуда стороны получают информацию друг о друге? На­сколько точна такая информация?

4. Какие каналы коммуникации друг с другом доступны сто­ронам?

5. Какова (если есть) степень доверия между сторонами?

X. Миалл и его коллеги (199, 94—97) предложили несколько иную картографическую модель конфликта — в виде путеводи­теля-перечня. Она включает последовательность шагов перво­начального факторного анализа конфликта, который сфокуси­рован на трех группах вопросов: 1) фон конфликта, 2) конфлик­тующие стороны и проблемы их спора, 3) контекст конфликта.

A. Фон.

1. Карта района конфликта.

2. Краткое описание страны.

3. Основные этапы и черты истории конфликта.

Б. Конфликтующие стороны и проблемы их спора.

1. Кто выступает основными сторонами конфликта? Какие подгруппы можно выделить в составе каждой из сторон и како­ва их социальная опора?

2. Какие проблемы составляют предмет спора между сторо­нами? Как можно определить позиции, материальные интере­сы, ценности и базовые потребности сторон?

3. Каковы отношения между конфликтующими сторонами? Существует ли в этих отношениях качественная и количествен­ная асимметрия?

4. В чем заключаются различия в восприятиях сторонами причин и природы конфликта?

5. Какой характер носит конфликтное поведение сторон в настоящий момент (находится ли конфликт в стадии эскалации или деэскалации)?

6. Кто является лидерами сторон? Какие цели, типы публич­ной политики и интересы присутствуют на уровне элит (инди­видов)? Какова относительная сила и слабость лидеров?

B. Контекст конфликта: факторы на глобальном, региональном и внутригосударственном уровнях.

1. На государственном уровне. Оспаривают ли стороны тип существующего в государстве политического режима? Насколь­ко открыт и доступен для представителей конфликтующих сто­рон государственный аппарат? Существуют ли институты или форумы, которые могут служить легитимными каналами для уп­равления конфликтом? Насколько равномерным является эко­номическое развитие и существуют ли возможности для прове­дения успешной публичной политики в сфере экономики?

2. На региональном уровне. Каким образом отношения с со­седними государствами затрагиваются данным конфликтом? Имеют ли стороны внешних региональных спонсоров? Какие региональные акторы могут пользоваться доверием сторон?

3. На глобальном уровне. Существуют ли внешние геополити­ческие интересы, которые затронугы в конфликте? Какие вне­шние факторы подпитывают конфликт и что могло бы изме­нить их?

По мнению авторов этой карты-путеводителя по конфликту, после первичного анализа конфликта на основе вышеприведен­ного перечня вопросов становится возможным поиск вариантов регулирования конфликта, желательно выполненный с помо­щью сторон или вовлеченных третьих сторон (199, 97).

Контрольные вопросы

1. Что понимается под конфликтологической экспертизой? Для чего она нужна? Что такое картографирование конфликта и что пред­ставляет собой конфликтологический мониторинг (треккинг)?

2. В чем состоит значение составления карты конфликта? Для каких целей может использоваться метод картографирования конфликта?

3. Приведите 2—3 примера представления основных компонентов и фак­торов конфликта в визуально-графическом виде и в виде перечня.

Задания для самостоятельной работы

А. Попробуйте самостоятельно построить собственную визуально-гра­фическую карту этноконфликта.

Б. Попробуйте проанализировать известный вам по литературе случай этнополитического конфликта, используя для этого одну из карт-перечней факторов конфликтологического анализа, о которых рас­сказано в разд. 2.2 данной главы. Выступите с кратким сообщением по результатам этой попытки факторного анализа в своей учебной группе.

Рекомендуемая литература

Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования. М., 1999. Гл. 3, 4.

Международная тревога. Разрешение конфликтов: Пособие по обучению мето­дам анализа и разрешения конфликтов. М., 1999.

Miall H., Rambsbotham О., WoodhouseT. Contemporary Conflict Resolution. L.: Polity Press, 1999. Ch. 3.

Часть II

МЕНЕДЖМЕНТ

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО

КОНФЛИКТА

Глава 8







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.