|
Принудительный метод: контроль (этническое доминирование)Метод контроля над этническими меньшинствами со стороны политически доминирующей группы большинства является самой бесхитростной, но вместе с тем и наиболее широко распространенной в истории человечества системой управления этническими различиями и достижения политической стабилизации полиэтничных сообществ. Сутью метода контроля является принудительное доминирование этнического большинства, которое опирается на силу государственных институтов (силовых структур) и кооптацию отдельных представителей элиты этнического меньшинства во властные структуры. В результате удается подавить политизацию этнических различий, сделать невозможными любые формы этнической мобилизации и политической организации недовольных этнических групп и, таким образом, загнать конфликт внутрь. Особой разновидностью контроля является так называемый гегемонистический контроль. Этот термин был предложен в работах Яна Лустика по израильско-палестинскому конфликту (187; 188). Это система принудительного и/или кооптивного правления, которая не позволяет этническому вызову внутри системы сработать политически, в результате чего этническое соперничество за государственную власть становится невозможным. Гегемонистический контроль является самым распространенным методом управления этническими различиями в имперских или авторитарных государствах, где он, как правило, основывается на поддержке той группы, которая контролирует аппарат государственного принуждения. По природе контроль всегда представляет собой принудительную форму реализации стратегии управления сохраняющимися этническими различиями. В наиболее суровой форме это институционализированная дискриминация, при которой члены этнического меньшинства испытывают систематическую депривацию и обречены на подчиненный статус в политической, культурной, экономической областях. Обладающие властью элиты не рассчитывают, что существующий этнический плюрализм может быть устранен в условиях довольно высокой напряженности, а просто пытаются сохранить статус-кво господства-подчинения. Среди примеров в литературе наиболее часто приводятся ситуации с черными в Южной Африке до падения режима апартеида, с католиками в Северной Ирландии, тамилами в Шри-Ланке, с цыганами в Восточной Европе, с арабами-палестинцами в Израиле и др. Методу контроля соответствует специфическая публичная политика сдерживания, которая ориентирована на поддержание сложившегося изолированного и неравноправного статуса этнических меньшинств. По мнению Т. Гурра, этот тип публичной политики может диктоваться расовыми и/или религиозными убеждениями доминирующей группы, материальными интересами или соображениями безопасности. Так, кастовая система в Индии до реформ Д. Неру легитимировала доминирование высших каст над низшими. Сходным образом официальная доктрина оправдывает неравноправное отношение к еретикам-ба-хаям в Иране и к ахмади в Пакистане. Интересы государственной безопасности являются важнейшими причинами для поли- тики сдерживания в полиэтничных государствах «третьего мира», помогая оправдывать ограничения в политических правах курдов и палестинцев на Ближнем Востоке, шиитов в Саудовской Аравии, китайских иммигрантов в Юго-Восточной Азии и представляющих угрозу этнических соперников в ряде стран Африки к югу от Сахары. Доктрины расового превосходства и материальные интересы господствующих групп стоят за моделями сегрегации и дискриминации по отношению к этническим мигрантам и коренным малочисленным народам в странах Латинской Америки и Западной Европы (125, 306). Метод доминирования (контроля) широко применяется как в авторитарных, так и в демократических политических системах. В демократических системах применение метода контроля имеет свои особенности, которые широко обсуждаются как в политологической, так и в конфликтологической литературе. С одной стороны, при либерально-демократическом режиме с открытыми институтами и с государственной концепцией гражданства реализация практики гегемонистического контроля затруднена, так как либеральные демократии по своей природе допускают социальную (в том числе и этническую) организацию и мобилизацию. Например, попытки демократизации в Соединенном Королевстве в конце XIX — начале XX вв. способствовали развитию ирландского национального движения. Сходным образом падение франкистской диктатуры в Испании в 1975 г. создало условия для роста этнонациональных движений в Каталонии и Стране Басков. По аналогичному сценарию развертывались события в период перестройки и гласности в СССР и Восточной Европе (например, в странах Балтии, Молдове, Грузии, Словакии, Румынии). С другой стороны, следует учитывать, что сама по себе демократизация не является гарантией преодоления сложившейся в авторитарный период практики гегемонистического контроля. Механизмы этнического доминирования могут быть представлены и в либерально-демократических системах, если демократические институты монополизируются этнически доминирующими группами, которые могут навязывать волю этнического большинства всему обществу. Такие политические режимы получили название этнических демократий. В них политическими правами в полной мере пользуется лишь этническое большинство, в то время как этническое меньшинство оказывается в положении одновременно и постоянно подчиненного политического меньшинства. В качестве исторических примеров этнических демократий в литературе обычно приводят южные штаты США (в 1870-1964 гг.) и Северную Ирландию (в 1920—1972 гг.), которые представляли собой своеобразные региональные анклавы внутри либерально-демократических государств, где формальный мажоритаризм сосуществовал с практикой гегемонистиче-ского контроля над соответствующим меньшинством (черными—в случае американского Юга и ирландцами-католиками — в случае Северной Ирландии). В обоих случаях политически доминирующее большинство монополизировало полицию и судебную системы, манипулировало избирательным процессом в целях сохранения своего политического доминирования, практиковало экономическую дискриминацию в сфере занятости и распределении государственных ресурсов, которая дополнялась дискриминацией в отношении культуры и образования меньшинств, недовольство которых либо игнорировалось, либо безжалостно подавлялось, а его носители физически истреблялись. Аналогичная политика доминирования проводилась в Канаде по отношению к аборигенному населению. В качестве современных примеров этнических демократий в литературе указывается на Израиль, Южную Африку периода апартеида, Индию (в случае Пенджаба), постсоветские Латвию и Эстонию (в 1991 — 1998 гг.), где политически доминирующие этнические группы смогли установить эффективные системы контроля над правительством, так что было достигнуто доминирование над этническим меньшинством и одновременно сохранены либерально-демократические правила игры внутри господствующей этнической общины (194, 25). В литературе отмечается, что в основе такого положения лежат коренные дефекты функционирования демократических институтов в полиэтничной среде, если на демократию (политическую власть большинства) не надета существенно облагораживающая ее норов узда либерализма (защиты прав и свобод индивида от посягательств со стороны государства) как основы политической культуры. Результаты сравнительно-политических исследований показывают, что мажоритарная система демократического правительства, предназначенная для создания сильной власти правящей партии, не лает абсолютно никаких гарантий свободы для этнических меньшинств. При наличии этнических партий мажоритарная (так называемая вестминстерская) модель демократии, при которой «победитель срывает весь куш», политическое соперничество этнических групп рассматривается как конфликт с нулевым результатом. В таких обществах меньшинства отождествляют демократию не со свободой или политическим участием, а со структурным доминированием недружественных к ним групп, составляющих большинство населения. Постоянно пребывающие в меньшинстве группы, такие, как тамилы в Шри-Ланке, католики в Северной Ирландии или белые в ЮАР, испытывают страх перед последствиями электорального соперничества, особенно если ожидаемым последствием победы большинства будет дискриминация по отношению к меньшинству. Для групп, относящихся к меньшинствам, поражение на выборах означает потерю не только власти, но и инструментов, обеспечивающих выживание этих групп (147; 148; 300; 221; 253; 254; 61). Хотя с абстрактно-теоретической точки зрения простая мажоритарная демократия (как власть политического большинства) может на первый взгляд показаться наиболее «честным» способом правления, специалисты согласны между собой в признании ограниченности ее возможностей в полиэтничных системах. Этот вывод хорошо сформулирован Д. Мак-Гарри и Б. О'Лиэ-ри: «В своем самом примитивном значении демократия понимается как "власть большинства". Там, где политические "большинства" постоянно чередуются и меняются, по мере того как люди изменяют свое мнение по ключевым вопросам политики, власть большинства является разумным правилом принятия решений, явно предпочтительным над типом власти меньшинства, который практикуется императорами, военными диктаторами или однопартийными режимами. Однако там, где существуют две или более установившиеся этнические общности и где между членами этих общностей существуют разногласия по базовым институтам и типам политики, которые должен проводить режим, или где соответствующие этнические общности не разделены внутри себя по ключевым политическим предпочтениям так, что возникают межэтнические взаимные пересечения, власть большинства может стать инструментом гегемонистичес-кого контроля» (194. 24). Хотя системы контроля и этнического доминирования могут быть эффективными средствами сдерживания этнического конфликта в краткосрочной и среднесрочной перспективе как в авторитарных, так и особенно в нелиберальных демократических системах, в современном мире методы контроля и публичная политика сдерживания чаще всего являются источниками этнического недовольства и эскалации этнополитического конфликта, а потому они малоэффективны как метод регулирования в долгосрочной перспективе. В связи с этим особое внимание ученых привлекают консенсусные методы и территориальные практики регулирования сохраняющихся этнических различий. 4.2. Консенсусные методы 4.2.1. Консоциация Консоциация, или консоциализм (англоязычный термин — сотоааНоп, сопзоааИопаШт), представляет собой основной кон-сенсусный метод в рамках стратегии по управлению сохраняющимися этническими различиями. Консоциация признает легитимность этнического плюрализма в политических системах и рассматривает этнические идентичности и организации в качестве базовых, системообразующих столпов («пилонов») плюрального общества. Консоциацию также называют системой участия во власти (ротг-зкапщ). Исходя из признания и принятия этнического плюрализма политических систем, консоциация ставит целью обеспечить права, идентичности, свободы и возможности всех этнических общин создавать политические и другие общественные институты, которые позволяют им пользоваться благами равенства при отсутствии принудительной ассимиляции. Она подразумевает специальные процедуры, позволяющие добиться представительства тех групп, которым при мажоритарной демократии доступ к власти был бы затруднен. Основной принцип консоциации заключается в том, что государственная власть совместно осуществляется составляющими общество этническими группами, каждая из которых имеет пропорциональное представительство в правительстве и право вето. Поэтому ее рассматривают в качестве особой, немажоритарной модели демократии, которая неизбежна в случае этнически разделенных обществ, в которых группы четко отграничены друг от друга и каждая представлена своей политической организацией. В литературе эта модель получила наиболее полное рассмотрение в работах А. Липхарта по консоциальной (со-общественной) демократии (184; 80). По его мнению, консоциальные демократии характеризуются наличием четырех специфических институциональных черт: 1) наличие коалиционного правительства с привлечением во властные структуры политических партий, представляющих основные сегменты разделенного общества; 2) осуществление принципа пропорциональности в представительстве различных групп и при распределении ресурсов и позиций во всех сферах общественной жизни; 3) реализация норм внутригрупповой автономии, согласно которым этнические группы обладают самоуправлением в наиболее значимых для жизни общины делах; 4) признание права вето меньшинств или принципа квалифицированного большинства при принятии важнейших решений (184). Широкое коалиционное правительство. Распределение исполнительной власти в большой коалиции гарантирует, что меньшинство не будет постоянно отстранено от политической власти. Широкие коалиции могут складываться либо в составе кабинета министров при парламентской системе управления, либо в виде широкой коалиции в аппарате президента и высших должностных лиц при президентской системе. Общим знаменателем и наиболее важной чертой больших коалиций является то, что принятие решений происходит «наверху», на основе консенсуса между элитами, представляющими основные этнические сегменты общества. Принцип пропорциональности. Консоциальные практики предполагают действие принципа пропорциональности во всех сферах политической жизни и на всех уровнях (центральном, региональном и местном) принятия государственных решений, с тем чтобы наделить этнические группы меньшинства той мерой власти, причастности к принятию решений и влияния, которая пропорциональна их общим размерам. При этом наибольшее значение имеют два проявления этого принципа. Во-первых, в избирательной системе пропорциональное представительство используется для достоверного перевода демографического веса этнических сегментов в соразмерное этому весу представительство в парламенте: этнические партии удостаиваются такого количества мест, которое прямо пропорционально их результатам на выборах. Во-вторых, распределение государственных ресурсов, включая назначение государственных служащих и затраты на общественные нужды, также осуществляется в соответствии с принципом пропорциональности. Хотя это не означает, что выдвижение на должности, размещение государственных инвестиций или выплаты будут производиться строго исходя из численности соответствующих групп, тем не менее это обязательно предполагает действие принципа квот, когда эти квоты согласованы на уровне представляющих группы элит. Автономия сегментных групп. Основным принципом, лежащим в основе коммунальной автономии (автономии сообществ), является «осуществление меньшинством самостоятельного правления в тех сферах, которые являются его исключительной заботой». Внутригрупповая автономия сегментных групп этнически плюрального общества может быть как территориальной (близкой к федерализму), так и экстерриториальной (культурной). По мнению Липхарта, следует проводить различия между вопросами, затрагивающими всеобщие интересы, и теми, которые в основном являются заботой этнических сегментов; соответственно решения относительно первых принимаются консенсусом, тогда как в остальных случаях полномочия на принятие решений передаются автономиям. Право вето. Данное право позволяет политической системе функционировать в условиях взаимного недоверия разных сегментов общества. Вето меньшинства составляет сердцевину конкретных гарантий, присущих консоциализму; оно обеспечивает политическую защиту каждого из сегментов общества применительно к вопросам, затрагивающим их жизненные интересы. По природе право вето носит антимажоритарный характер. Каждому из участвующих во власти этнических сегментов разделенного общества дается гарантия того, что он не проиграет голосование большинству в том случае, когда на кон поставлены его жизненные интересы. По мнению Липхарта, так как право вето носит взаимный характер, то лидеры этнических групп будут в ряде случаев воздерживаться от его применения и таким образом система принятия решений не будет парализована. Исторически консоциальный тип институционализированного разделения власти развился в отношениях между протестантской и католической общинами в Нидерландах после 1917 г. и существовал там до 1960-х гг. У каждой общины имелись (а по сути и по сей день имеются) собственное соседское окружение, школы, газеты, профсоюзы, ассоциации и партии. Когда важным элементом голландского общества стали социалисты, они сформировали собственный «пилон». Тот же самый принцип был распространен на группы этнических мигрантов из «третьего мира» в Нидерландах, что помогает объяснить их последующую успешную (с минимальным насилием) интеграцию в современное голландское общество. Консоциаиия также характеризует отношения между фламандской и валлонской группами в Бельгии, где к ней пришли после длительного конфликта и конституционного кризиса 1960—1970-х гг. Принципы консо-циации применялись также политиками в Ливане в период между 1943 и 1975 гг., в Малайзии в 1955—1969 гг., на Фиджи в 1970— 1987 гг. и в Северной Ирландии на короткий период в 1974 г. Другие варианты участия этнических групп во власти широко распространены в некоторых странах Африки к югу от Сахары. Например, в Замбии и Кении управление осуществляется неформальными коалициями, которые включают представителей большинства или всех крупных этнических групп. Конфликтологические оценки эффективности консоциации в качестве метода регулирования этнополитического конфликта, как и в отношении любого другого метода, неоднозначны. Нормативный аргумент в пользу консоциации состоит в том, что консоциальные установления, предполагающие самоуправление соответствующих общин, лучше, чем такие альтернативы, как контроль (доминирование большинства) или насильственное разделение государства через сецессионистскую войну, а тем более чем этнические чистки или геноцид. По мнению Липхарта, консоциация является единственной возможностью для выживания демократии в разделенных обществах, в которых выбор осуществляется не между мажоритарной моделью демократии или консоциальной моделью, а между консоциальной демократией и отсутствием демократии вообще (184, 238). Критики консоциализма обращают внимание на два обстоятельства. С одной стороны, строительство устойчивых консоци-альных институтов весьма сложно, особенно когда существуют значительные различия в политическом весе этнических групп и у одной из них появляется искушение установить свое доминирование. Отнюдь не все эксперименты с консоциацией оказывались успешными, как это демонстрируют случаи Кипра, Ливана и Северной Ирландии. Поэтому существование консоциации наиболее вероятно в полиэтничном или биэтничном регионе, в котором ни у одной из групп нет возможности легко доминировать над другой или другими. В целом консоциальное разделение власти более реально в «неранжированных системах», где сосуществуют параллельные и более или менее автономные этнические группы. Установление институтов консоциации гораздо менее вероятно в таких обществах, где существуют значительные неравенства между ирерахически организованными этническими группами. По мнению Горовица (147; 151), примеры, иллюстрирующие действие консоциальной демократии в обществах с глубоким этническим конфликтом (как развитых, так и развивающихся), указывают скорее на неудачу, чем на успех консоциальной инженерии (Северная Ирландия, Кипр, Ливан, Малайзия). В одних случаях причина заключается в нежеланий одной из сторон делиться властью, если ее можно монополизировать, — протестантское большинство в Северной Ирландии или греческое большинство на Кипре. В случае Малайзии обе группы обманулись в своих ожиданиях от соглашения — малайцы в ожиданиях экономического продвижения, китайцы — получения больших политических свобод. В Ливане система квот оказалась намеренно замороженной на уровне демографических пропорций 1930-х гг., в то время как к 1970-м гг. соотношение между христианами и мусульманами изменилось в пользу мусульман. Поэтому, по мнению Горовица, консоциа-цию можно практиковать лишь в умеренно, а не в глубоко разделенных обществах (151, 571—572). С другой стороны, консоциальная модель регулирования эт-нополитического конфликта сопряжена с высоким риском политической дестабилизации в случае, если элиты не могут прийти к согласию. По мнению Мак-Гарри и О'Лиэри, требуется наличие по крайней мере трех фундаментальных условий, чтобы выработать консоциальную систему. Во-первых, соперничающие этнические сегменты не должны быть безоговорочно ориентированы на проект скорой или даже среднесрочной интеграции или ассимиляции представителей других этнических групп в «свою» нацию или созданию собственного национального государства. Во-вторых, сменяющие друг друга поколения политических лидеров должны иметь мотивацию к поддержанию существования консоциальной системы (опасаться последствий этнической войны и стремиться к сохранению существующей в их регионах экономической и политической стабильности), быть убеждены в невозможности одностороннего правления (например, установления системы контроля). «В тот момент, когда соперничающие элиты поверят, что блага от войны превышают затраты на мир, консоциальная система обречена» (194, 36—37). В-третьих, политические лидеры соответствующих этнических общин должны сами обладать определенной политической автономией, предоставляющей им возможность идти на компромиссы без того, чтобы быть обвиненными в предательстве. Это условие требует не только сдержанности со стороны внешних элит вне затронутой конфликтом области, но и умеренности внутри этнических обшин, которой часто бывает трудно достичь из-за политической динамики «превышения цены» в ходе внутриэтни-ческой конкуренции элит. 4.2.2. Арбитрирование Арбитрирование представляет собой особую, вспомогательную разновидность консенсусных методов реализации стратегии управления этническими различиями. Его особенность по сравнению с другими методами регулирования состоит в том, что арбитрирование предполагает регулирование конфликта иными действующими силами, нежели непосредственно соперничающими сторонами. Арбитрирование означает вмешательство в конфликт «нейтральной» третьей стороны, выносящей решение по политическому спору этнических субъектов, которую обе стороны уважают и принимают ее решения как справедливые. Сущностным моментом для природы арбитрирования являются объективная независимость и незаинтересованность арбитра (из-за его объективно нейтральной позиции), позволяющие ему добиться согласия конфликтующих сторон со своим решением и таким образом погасить насилие, которое в противном случае может произойти. Решение независимого арбитра обеспечивает легитимность того или иного мирного разрешения спора. Арбитрирование конфликта следует отличать, с одной стороны, от медиации (арбитр принимает соответствующее решение, в то время как медиатор лишь облегчает создание условий для его принятия самими конфликтующими сторонами), а с другой — от стратегического вмешательства заинтересованной третьей стороны (вмешательство арбитра должно быть дистанцировано от попыток установления контроля над регионом конфликта из-за внезапно появившегося осознания наличия, связанных с конфликтом, своих жизненных интересов, например, в связи с существованием в регионе крупных нефтяных ресурсов). При оценке эффективности арбитрирования как метода регулирования этнополитического конфликта отмечается, что оно должно удовлетворять ряду условий. Арбитр, во-первых, должен быть примирителем, стоящим над спором конфликтующих сторон, во-вторых, преследовать общие интересы конфликтующих, соперничающих этнических групп в соответствии со своим пониманием этих интересов, в-третьих, быть независимым по отношению к этническим элитам любой из групп, которые добровольно соглашаются уважать его решения. С этим связано четвертое условие: необходимо, чтобы непредвзятость и нейтральность арбитра были широко признаны основными соперничающими этническими сегментами (194, 27). При соблюдении этих условий применение метода арбитрирования может заложить предпосылки для долгосрочного демократичного разрешения конфликта посредством других, основных методов его регулирования (например, через разделение, консоциацию, интеграцию или даже ассимиляцию). В зависимости от субъекта арбитрирования различают два основных его типа — внутреннее и внешнее. Внутреннее арбит-рирование осуществляется арбитром внутри страны, в которой происходит этнический конфликт. Это может быть пользующийся высоким моральным авторитетом индивид, который не принадлежит ни к одной из противостоящих этнических групп (например, Юлиус Найрере в Танзании после достижения ею независимости). Арбитрами могут выступать обладающие моральным авторитетом государственные деятели, которые в силу этого способны переступить через границы собственной этнической принадлежности, например Махатма Ганди в Индии, президент Тито в СФРЮ. Это также может быть индивид, который в силу особенностей происхождения (например, от смешанного брака) связан с обеими конфликтующими этническими сторонами (например, Шиака Стивене в Сьерра Леоне). Внутреннее арбитри-рование может осуществляться не только индивидами, но и политическими институтами. Так, в Бурунди до 1965 г. роль арбитра в спорах между хуту и тутси играла монархия. В США в качестве арбитра в спорах между белыми и черными о гражданских правах последних в 1960-е гг. выступал Верховный Суд под председательством судьи Воррена. Федеральные правительства, как и верховные суды, также могут эффективно арбитрировать этнический конфликт в субфедеральных единицах (но не на федеральном уровне), как это происходит в Канаде, где правительство в Оттаве обладает конституционной компетенцией охранять права коренных малочисленных народов-меньшинств в провинциях. Хотя американские негры или коренные народы Канады не всегда и не во всем рассматривали федеральные правительства как принадлежащие им институты, они справедливо полагали их более непредвзятыми, чем правительства тех провинций или штатов, где сами проживают. Наконец, внутреннее арбитрирование может осуществляться межэтнической по составу политической партией, как это было в случае с партией Индийский национальный конгресс при Неру, которая с большим успехом выполняла роль арбитра в различных штатах Индии. Внешнее арбитрирование означает, что роль арбитра играет институт международного уровня. Оно может осуществляться отдельным внешним актором (например, государством), двусторонним или многосторонним международным институтом (например, ООН). Это также означает, что данный этнический конфликт не может успешно регулироваться в рамках существующей политической системы. Внешнее арбитрирование было эффективным инструментом регулирования этнополитических конфликтов в период деколонизации, когда внешняя третья сторона (бывшая метрополия) все еще обладала авторитетом среди ранее подчиненных ее суверенитету этнических групп. Однако внешнее арбитрирование менее эффективно в случае, если ареной конфликта является сильное суверенное государство. Различают две формы внешнего арбитрирования — двустороннее и многостороннее. Двустороннее арбитрирование в идеальном виде представляет собой коллективного арбитра, состоящего из двух государств, разделяющих между собой суверенитет над определенной территорией (например, в форме кондоминиума). Однако гораздо чаще оно реализуется в форме специального соглашения, предусматривающего обязательство государства, обладающего суверенитетом над данной территорией, проводить консультации с другим заинтересованным государством о том, как осуществлять управление в данном регионе. При этом правительству другого государства может быть предоставлена роль гаранта соблюдения прав этнического меньшинства в определенном регионе другого государства (например, англо-ирландское соглашение 1985 г. по Ольстеру, соглашения между Австрией и Италией по Южному Тиролю, между Финляндией и Швецией в вопросе о шведском меньшинстве Аландских островов, двусторонние договоры Венгрии с Румынией и Словакией в отношении прав венгероязычного меньшинства, двусторонние договоры России с рядом постсоветских государств о соблюдениии прав русскоязычного меньшинства). Многостороннее арбитрирование (его еще иногда называют кооперативной интернационализацией) является миссией, предусмотренной в международной практике для миротворческих сил ООН. Оно применялось с разной степенью эффективности на Кипре и Ближнем Востоке, в Намибии, Мозамбике, Сан-Сальвадоре, Никарагуа, Восточном Тиморе и др. Однако, как отмечают аналитики, применение данного вида арбитрирования является, как правило, индикатором того, что соответствующий этнический конфликт рассматривается не только как не имеющий разрешения внутри государства, но и как представляющий серьезную угрозу безопасности целого ряда государств в регионе (194, 28). Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|