Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Поиски путей выхода из насильственного этноконфликта





Поиск путей выхода из насильственного конфликта осущест­вляется на основе двух миротворческих стратегий — миропод-держания и мирозаключения.

2.3.1. Мироподдержание

В практическом плане мироподдержание представляет собой деятельность, направленную на разделение враждующих сторон через введение «зеленых линий» и «разделительных коридоров», состоящих из миротворческих вооруженных сил и/или поли­ции, с тем чтобы сделать продолжение насилия физически не­возможным. При этом разделяются те вооруженные группы (во­енные и полувоенные формирования, ополчения, партизанские отряды и даже толпы вооруженных фанатиков), которые ориен­тированы на продолжение насилия как средства эскалации кон­фликта, первоначальные причины которого уже давно забыты обеими сторонами. Миротворцы размещаются не для ведения боевых действий, а для создания и поддержания мира. Они легко вооружены и применяют силу только для самообороны. Основная тяжесть работы по мироподдержанию, естествен­но, лежит на плечах правительств суверенных государств, а не внешних третьих сторон — посредников или доноров. Следует иметь в виду, что в определенных этнополитических конфлик­тах государство и подчиненные ему силовые структуры не всег­да являются непредвзятой силой мира, а скорее представляют собой инструмент доминирующей группы. Кроме того, в неко­торых конфликтах (например, в случае, когда этнический мя­теж или сецессионистская война ставит под сомнение легитим­ность территориальной целостности страны) государство само может выступать конфликтующей стороной, и его силовые струк­туры с конфликтологической точки зрения следует рассматри­вать скорее как часть проблемы, а не как основу для ее разре­шения. Это соответственно повышает значение миротворческой роли, которую потенциально могут играть третьи стороны-по­средники (например, Россия, Украина, Румыния и Турция по отношению к молдово-приднестровскому и молдово-гагаузско-му конфликтам).

Следует иметь в виду, что само по себе мироподдержание не может обратить вспять создающиеся в процессе эскалации на­сильственного конфликта деструктивные синдромы. Однако, сокращая или делая невозможным продолжение прямого наси­лия, деятельность по мироподдержанию может помочь поста­вить их под контроль, предоставить передышку и открыть «окна» возможностей, которые могут быть использованы в конструк­тивных целях поиска устойчивых мирных решений.

2.3.2. Мцрозаключение

Мирозаключение является миротворческой стратегией, ко­торая имеет целью поиск решения конфликта интересов путем переговоров между сторонами и заключение ими мирного со­глашения. В связи с этим конфликтологи уделяют внимание аспектам трансформации насильственного конфликта и выяв­лению необходимых условий, отсутствие которых поддерживает ведущееся насилие. Трансформация насильственного конфлик­та представляет собой последовательность шагов в направлении создания этих условий, так называемых трансформаторов кон­фликта (ПО; 112; 199; 238; 293). При рассмотрении путей транс­формации конфликта обычно выделяют четыре типа трансфор­маторов затяжного насильственного конфликта: акторов, струк­туры отношений сторон, предмета спора и правил конфликтного взаимодействия (см. табл. 14)(293, 3).

Таблица 14 Классификация типов трансформаций конфликта Р. Вайринена

Объект трансформации Содержание трансформации
Трансформация акторов Внутренние изменения на уровне конфликтующих сторон, появление новых сторон
Структурные трансформации в отношениях Изменения на уровне всей структуры отношений сторон и распределения влас­ти в конфликте
Трансформация предмета спора Изменения в содержании проблем, стоя­щих на повестке спора
Трансформация правил конфликт­ного взаимодействия, которых придерживаются стороны Изменения в нормах ведения конфликта

С конфликтологической точки зрения такая широкая клас­сификация трансформаторов конфликта полезна в качестве, отражающей динамику содержания конфликта, теоретической рамки для анализа шагов в направлении к разрешению конф­ликта и для планирования эффективной деятельности по вме­шательству в конфликт. По мнению Вайринена, одна из наибо­лее серьезных ошибок при анализе мирного процесса — это ста­тичный подход к проблемам конфликтологического менеджмента, при котором проблемы спора, акторы и интересы рассматрива­ются как раз и навсегда заданные и неизменные. На самом же деле спорные проблемы, акторы и интересы являются полити­ческими переменными, они способны трансформироваться вследствие социальной и политической динамики общества, в котором происходит конфликт (293, 4).

Широкий и творческий взгляд на трансформацию конфлик­та необходим, чтобы не попасть в плен ложных представлений о том, что разрешение конфликта всегда основывается на гармо­нии интересов акторов или что вмешательство третьей стороны может уладить конфликты, апеллируя к разуму или чувству гу­манности сторон. Следует учитывать, что трансформация конф­ликта требует достижения реальных изменений в восприятии сторонами своих интересов, целей и самоопределений. Они могут быть вызваны развитием самого конфликта, а могут произойти в результате изменений каждой из сторон или среды конфлик­та. Поэтому деятельность по трансформации деструктивного конфликта предполагает одновременно ведущиеся действия сразу по нескольким разным направлениям. Следующий по важности вопрос касается выявления, опре­деляемых динамикой самого конфликта, моментов зрелости, т.е. готовности насильственного конфликта для мирного урегули­рования, появления того временного отрезка, когда стороны за­хотят пойти на переговоры в качестве средства достижения хотя бы части своих целей (203; 306). По мнению Вильяма Зартмана, конфликты «созревают» для урегулирования при наличии ряда определенных условий. Как уже отмечалось, «зрелость» насильст­венного конфликта связана с его выходом на фазу затягивания (см. в гл. 5), для которой характерна «взаимонеприемлемая и мучительная для каждой стороны патовая ситуация». Иными словами, в условиях примерного равенства сил участники во­оруженного конфликта приступают к мирным переговорам, как правило, только тогда, когда убедятся, что возможности сило­вых действий исчерпаны, а цена конфликта становится слиш­ком высокой. Причинами невозможности дальнейшего продол­жения конфликта могут быть истощение ресурсов, упадок бое­вого духа сражающихся, реакция других стран и международного сообщества. При такой ситуации переговоры начинают выгля­деть лучшей альтернативой и на повестку дня встают вопросы о поиске мирных решений, которые могут стать основой согла­шения о мире, а не только о перемирии.

2.3.3. Приемлемость и устойчивость искомых мирных решений

Ключевой вопрос, который находится в центре изучения мирных решений в конфликтологическом менеджменте, каса­ется устойчивости предлагаемой формулы мира. Какими путя­ми и в каких направлениях могут быть найдены стабильные ре­шения этнического конфликта после того, как произошла эска­лация до стадии крупномасштабного насилия? Следует заметить, что в литературе по этому вопросу ведется значительная дискус­сия о содержании понятия «решение» в применении к насильст­венному этническому конфликту. Большинство исследователей склоняются к мнению, что у таких глубоких и сложных конф­ликтов, как этнические, конечно, нет и не может быть конеч­ных, или итоговых решений. Как известно, насилие в принципе не способно решить вообще ни одну из проблем в человеческих отношениях. После начала насильственного конфликта любые найденные решения могут касаться в лучшем случае правовых аспектов перераспределения потребления или обладания ресурса-

ми (в том числе и такого специфического ресурса, как поли­тическая власть), которые могут быть выделены, увеличены или сокращены в отношении той или иной стороны. Эти ре­шения, конечно, не могут адекватно компенсировать ни поне­сенных человеческих жертв, ни покалеченных в ходе войны человеческих судеб, отношений и памяти. Конфликт может воз­родиться в следующем поколении на основе воспоминаний о прошлом и нового недовольства в случае нарушения достиг­нутых соглашений об урегулировании. Поэтому под решени­ями конфликтологи, как правило, понимают такие исходы кон­фликта, с которыми конфликтующие стороны соглашаются в ходе переговоров.

Устойчивость найденных решений — это качество, кото­рое необходимо укреплять долгое время после завершения на­сильственного конфликта. По мнению В. Зартмана (306; 307; 308; 309), «формулу устойчивого решения», которое способно не только прекратить насилие, но и обеспечить переход к мир­ной политике, составляют несколько компонентов. Из-за осо­бенностей природы насильственного конфликта в стадии затя­гивания, на которой становится возможным поиск устойчивых мирных решений, простого возвращения к нормальной полити­ке и удовлетворения первоначальных требований уже недоста­точно. Необходима формула для создания новой политической системы, такой, которая создает новые структуры правитель­ства, способные мирными средствами эффективно управлять людьми, перенесшими травму насильственного конфликта. Рас­смотрим основные положения работ Зартмана о поиске формул мирных решений насильственного этноконфликта.

Прежде всего Зартман отмечает, что применение силы как государством, так и этническими мятежниками имеет свою цену компенсации, которую неизбежно придется заплатить по окончании насильственного конфликта. Эта цена измеря­ется не только человеческими жертвами и материальными разрушениями, но и огромными человеческими страданиями с обеих сторон, которые приводят к тому, что будущие поко­ления становятся заложниками истории. По окончании этни­ческой гражданской войны отношения между сторонами уже не те, что раньше, и уже никогда не смогут стать таковыми как из-за последствий насилия, так и из-за проишедшей в ходе конфликта политической мобилизации этнических иден-тичностей обеих сторон. Таким образом, стороны при поиске решения насильственного конфликта должны не просто искать приемлемое окончание конфликта, но и принимать во внима­ние негативное воздействие, оказанное насильственным конф­ликтом.

Приемлемость и устойчивость мирного решения зависят от нахождения такой формулы государства, основного института новой политической системы, которая включает как адекват­ный принцип идентичности (способный обеспечивать единство постконфликтного полиэтничного сообщества), так и работаю­щий институциональный режим, способный эффективно управ­лять этническими отношениями. Это связано с тем, что госу­дарство является не только функциональным организмом, но и идентичностной структурой. Из тесной взаимосвязи этих двух основ любой государственности выводятся и необходимые для разрешения этнического конфликта требования. «Государству необходимо институциональное установление или режим, кото­рый позволяет ему управлять конфликтом и реагировать на тре­бования населения... Ему также нужен принцип идентичности, чтобы объединять народ и придавать когнитивное содержание институциональным аспектам легитимности и суверенитета. Без институционального режима в условиях продолжающегося и во­зобновляющегося конфликта государство может дезинтегриро­ваться. Без принципа идентичности государство будет представ­лять собой лишь бюрократическую машину, не пользующуюся политической лояльностью и поддержкой со стороны населе­ния» (308, 319).

Поэтому для эффективного управления конфликтом необхо­димо рассмотреть и оценить качества альтернативных формул для идентичности и территории, с одной стороны, и для поли­тического режима и его институтов — с другой.

Формулы для идентичности и территории. Стандартным отве­том на проблему политической идентичности в современном мире является национальное государство (либо наци я-государст­во, либо государство-нация). Государствам, пережившим насиль­ственный конфликт, приходится начинать прерванный процесс нациестроительства (гражданского или этнического) и террито­риального устройства заново.

По мнению Зартмана, при поисках нового принципа иден­тичности полиэтничных политических систем не следует за­бывать, что любой конфликт всегда ведется вокруг какого-то определенного предмета спора. Несмотря на любые извращен­ные формы, которые конфликт мог принять в ходе эскала­ции, в его основе всегда лежит конкретное коллективное не­довольство. Чтобы найти устойчивое решение конфликта,

необходимо внимательно проанализировать его конкретные причины.

Как известно, насильственный конфликт возникает в резуль­тате недееспособности институтов и механизмов нормальной по­литики, когда недовольные группы не могут выразить свое не­довольство путем петиций и ненасильственного протеста. Выз­вавшее конфликт этническое недовольство связано с осознанием политической дискриминации: группа приходит к выводу, что из-за ее приписанной (этнической) идентичности ей отказано в чем-то, на что у нее есть права. Следовательно, насильственный конфликт представляет собой не просто средство осуществле­ния абстрактного выбора между разными идентичностными принципами. В его основе лежит такое недовольство из-за вос­принимаемой дискриминации, которое делает тот или иной иден-тичностный принцип государства неприемлемым в данной си­туации. Поэтому не существует универсального рецепта для при­менения того или иного принципа идентичности. Конкретная формула идентичности новой политической системы всегда за­висит от конкретного контекста, в котором идет поиск решения конкретного конфликта, и не может быть продиктована извне. Искомое решение возникает из надлежащей реализации того принципа, который избран в качестве основы. Главное при этом — чтобы были устранены формы дискриминации, а новая формула идентичности не возрождала старые конфликты и не порождала новые (308).

В качестве исходного элемента при определении подходяще­го решения, по мнению Зартмана, следует принимать геогра­фию конфликта. В тех случаях, когда недовольная этническая группа располагается на определенной территории, возможны различные варианты решения помимо территориального разде­ления государства, например региональная автономия или фе­дерализация. Зартман считает, что как федерация, так и регио­нальная автономия хорошо работают, если принятые решения по-настоящему честно соблюдаются. Сецессия встает на повестку дня только тогда, когда соглашения, достигнутые по автономии или по федерализации, не исполняются или исполняются не­надлежащим образом.

Формулы для режима и институтов. Найденное территори­альное решение в форме автономии или федерализации должно определенным образом работать. Второй важнейшей составля­ющей принятого решения являются принципы институциональ­ного устройства и режима, посредством которых государство управляет регулярно возникающими конфликтами и осуществля­ет принятие политических решений.

С точки зрения Зартмана, следует учитывать, что риск новых вызовов стабильности политических институтов может возник­нуть именно со стороны меньшинств. Очевидно, что окончание насильственного этносепессионного конфликта в сохранившем территориальную целостность государстве уже означает победу этнического большинства. Поэтому необходимое условие устой­чивости искомого мирного решения заключается в том, чтобы у меньшинства не возникло ощущения проигрыша. Если пред­ставители меньшинства обрекаются на статус граждан второго сорта, то это лишь посеет зерна нового этнополитического конф­ликта.

Предлагаемые в качестве решения этой проблемы методы мажоритарной демократии и консоциации являются, по мне­нию Зартмана, неадекватными. Мажоритарная демократия не является оптимальным механизмом для принятия решений о государственном устройстве выходящих из насильственного конфликта обществ, так как она гарантирует лишь усиление и легитимацию доминирования большинства. Консоциальные си­стемы сложны по своей институциональной композиции и мо­гут эффективно работать только там, где существуют сплочен­ные самоуправляющиеся этнические общины, которые могут делегировать пользующиеся их доверием элиты в коалиционное центральное правительство с ограниченными полномочиями. Кроме того, консоциация в принципе не способна регулировать проблемы тех меньшинств, которые не «участвуют во власти». Поэтому стороны могут конструктивным и устойчивым образом урегулировать насильственный этноконфликт только путем со­здания новой политической системы. Строительство новых ин­ститутов, которые способны удовлетворить прошлое недовольст­во и управлять новыми конфликтами, является одновременно и делом каждой этнической группы, и их общим делом. «Этни­ческие конфликты не прекращаются из-за запоздалого внима­ния к первоначальным причинам недовольства или формам дис­криминации — они требуют установления новой политической системы» (308).

Наилучшие перспективы, с точки зрения Зартмана, имеет метод интеграции, при котором в качестве движущей силы по­литики выступают политические партии, образованные не по этническому принципу (принципу этнического представительст­ва), а по принципу агрегации и артикуляции широких, инклю-

зивных для разных этнических групп общих интересов. Очевид­но, вряд ли можно реалистично рассчитывать, что удастся пол­ностью воспрепятствовать политической деятельности этничес­ких партий в ситуации после насильственного конфликта. Од­нако необходимо по возможности раздробить и измельчить их социальную опору, изолировать их деятельность и подорвать их политический вес в целом. В связи с этим Зартман обращает внимание на то, что в бывшей Югославии проблемы постконф­ликтного мироустройства связаны как раз с тем, что участвую­щие в восстановлении мирных отношений организации пред­ставлены этническими партиями, т.е. теми же организациями, которые стали причиной конфликта. Лучшим образом достиже­нию устойчивого мирного решения, с точки зрения Зартмана, способствует не патовая формула (равенство сил обеих сторон и невозможность навязать свое решение в одностороннем поряд­ке), а процессуальная форма, которая предполагает поддержа­ние переговорного процесса между сторонами. Переговоры о форме новых государственных институтов призваны не только транслировать власть, которую стороны имели в ходе конфлик­та, в форме политического авторитета в рамках новой системы, но также и гарантировать всем участвующим в конституцион­ном процессе партиям защиту независимо от занимаемых ими позиций в споре. Они также должны обеспечить всем участни­кам стимулы и заинтересованность в сохранении созданного в результате переговоров режима.

Следует отметить, что результаты сравнительно-политических исследований Гурра по проекту «Меньшинства как группы рис­ка» подверждают тезисы Зартмана. Результаты исследования Гурром соглашений по этнотерриториальной автономии свиде­тельствуют, что степень их устойчивости зависит от политиче­ской воли лидеров с обеих сторон, объема имеющихся у госу­дарства ресурсов и качественных особенностей самих соглаше­ний об автономии. Реально трансформировать насильственный этносецессионистский конфликт удается только тогда, когда по­литическое доверие сторон друг к другу, возникшее в результате достижения соглашения, проверено на практике разрешения пос­ледующих споров. Самые эффективные соглашения по автоно­мии — это те, которые предоставляют группам ресурсы и реаль­ные политические институты, при помощи которых они могут достичь значительного прогресса в реализации своих целей. Та­кие соглашения закладывают основы долгосрочной поддержки мирных решений и коренным образом подрывают позиции призываюших к возобновлению насилия экстремистов. И наобо­рот, основная угроза устойчивости мирного решения возникает в случае, если соглашение по автономии не полностью выпол­няется центральным правительством. Разочарованные невыпол­ненными обещаниями центрального правительства, лидеры эт-нополитического движения могут возобновить воинствующее противостояние правительству.

Зартман обращает внимание, что на ход переговоров о буду­щем институциональном режиме особое влияние оказывают две переменные: 1) ситуация при начале переговоров, которая фор­мируется по результатам конфликта и отражает текущие власт­ные отношения между сторонами (ситуация на входе, инпут), и 2) ситуация при завершении переговоров, которая отражает про­екцию конфликта, т.е. восприятие сторонами перспектив ин­ституциональных отношений друг с другом (ситуация на выхо­де, аутпут). Оба этих компонента (откуда стороны идут и куда) являются необходимыми составляющими устойчивости искомого решения. Простое признание итогов завершившегося насильст­венного конфликта при отсутствии согласованных механизмов его регулирования на будущее не может быть долгосрочным ре­шением. В равной степени обречены на неудачу и попытки ус­тановить новый режим без учета существующего на момент пе­реговоров баланса власти.

В связи с первой проблемой (балансом власти на входе) ос­новные по значимости вопросы касаются определения состава лидеров, которые будут включены в переговорный процесс, и того, как адекватно транслировать имеющуюся у них долю вла­сти в позиции политического авторитета в новых государствен­ных институтах. По мнению Зартмана, очень важно, чтобы те же акторы, которые создали проблему, являлись и сторонами, которые ищут пути ее урегулирования. Успешное (взаимопри­емлемое и устойчивое) решение может быть достигнуто только вместе с ними, а не вопреки им. Это не значит, что централь­ное правительство должно медлить с поиском мирных реше­ний и не начинать переговоров до тех пор, пока в них не будет вовлечена каждая фракция этнически мятежной груп­пы, но это требует того, чтобы к поиску решений был при­влечен максимально широкий круг участников, иными сло­вами, чтобы были включены все основные акторы конфлик­та, но чтобы была продемонстрирована готовность идти вперед и без части их. «Лидеры должны получить право голоса, но не право вето». Ясно, что трудно исключить из переговорного

процесса те партии и тех лидеров, которые активно вели конф­ликт, но вместе с тем очень важно включить в переговорный процесс и такие фигуры, которые тяготеют к большей гибкости и склонны идти на компромиссы, у кого есть заинтересован­ность в установлении работающей системы и кто сможет выра­ботать и воплотить достигнутое в ходе переговоров решение по урегулированию в жизнь.

В связи со второй проблемой (проекция баланса власти на выходе) Зартман отмечает, что институциональные устройства по управлению будущими отношениями и распределению буду­щих компенсаций (аутпуты) могут варьировать между формула­ми, основанными на широко понимаемых принципах интегра­ции, сепарации и доминирования (контроля). Континуум интегра­ции может простираться от консоциальных институтов участия во власти (которые тем не менее сохраняет интегрированное единство сторон, заставляя их сотрудничать друг с другом на основе общих правил игры) до собственно интегративных ин­ститутов (которые рассекают этнические деления и создают но­вые, объединяющие политические идентичности). Рамки сепа­рации также могут быть весьма широкими — от полной и даже особого статуса территориальной автономии до форм консоци-ации. Пространство доминирования (контроля) может распола­гаться в границах между временными устройствами на основе квазимажоритарных избирательных формул, с одной стороны, и созданием постоянного режима однопартийного статуса — с другой. Естественно, что в реальной действительности ни один из этих трех принципов (интеграции, сепарации или доминиро­вания) никогда не присутствует в чистом виде. Политическое искусство акторов, ищущих мирные решения, заключается как раз в разработке адекватной формулы «смеси» этих принципов, которая наиболее полно отвечает особенностям той или иной конкретной ситуации.

В связи с этим Зартман рассматривает искомые решения в процессуальном, содержательном и временном аспектах. В про­цессуальном аспекте важно, чтобы найденное решение опира­лось на интересы политиков, а не на их добрую волю (которая может быстро измениться), а также чтобы оно было достаточно гибким и не закрывало возможности для пересмотра ошибоч­ных компонентов решения. Принципиально важно, чтобы най­денное решение было способно предотвращать возможность но­вой дискриминации, а также чтобы оно деполитизировало, а не усиливало этнические разделения. Рассматривая временной аспект искомого аутпута переговоров, Зартман предлагет разли­чать три типа проекции соглашения: 1) долгосрочный институ­циональный режим (новая конституция, которая закрепляет до­говоренности о процедурах формирования правительства и га­рантии защиты прав и интересов меньшинств), 2) среднесрочный переходный режим (который должен создать временные органы власти и управления, а также обеспечить широкое участие сто­рон в переговорном процессе) и 3) краткосрочный режим (что­бы обеспечить эффективное прекращение огня, перегруппировку политических сил и мониторинг выполнения достигнутых дого­воренностей о перемирии). «Сами по себе перемирия, которые не предполагают долгосрочную институционализацию отноше­ний, долго не продляться. Конституции без предварительных шагов, которые приводят к ним, не смогут быть созданы» (308, 333).

Переход к устойчивому миру — длительный процесс пост­конфликтного миростроительства. Если мирные соглашения являются тем рубежом на котором конфликт прекращается фор­мально, то процесс дальнейшей трансформации конфликта про­должается и на стадии после достигнутого мирного урегулиро­вания, когда наступает черед следующей миротворческой стра­тегии — постконфликтного миростроительства.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.