|
Поиски путей выхода из насильственного этноконфликтаПоиск путей выхода из насильственного конфликта осуществляется на основе двух миротворческих стратегий — миропод-держания и мирозаключения. 2.3.1. Мироподдержание В практическом плане мироподдержание представляет собой деятельность, направленную на разделение враждующих сторон через введение «зеленых линий» и «разделительных коридоров», состоящих из миротворческих вооруженных сил и/или полиции, с тем чтобы сделать продолжение насилия физически невозможным. При этом разделяются те вооруженные группы (военные и полувоенные формирования, ополчения, партизанские отряды и даже толпы вооруженных фанатиков), которые ориентированы на продолжение насилия как средства эскалации конфликта, первоначальные причины которого уже давно забыты обеими сторонами. Миротворцы размещаются не для ведения боевых действий, а для создания и поддержания мира. Они легко вооружены и применяют силу только для самообороны. Основная тяжесть работы по мироподдержанию, естественно, лежит на плечах правительств суверенных государств, а не внешних третьих сторон — посредников или доноров. Следует иметь в виду, что в определенных этнополитических конфликтах государство и подчиненные ему силовые структуры не всегда являются непредвзятой силой мира, а скорее представляют собой инструмент доминирующей группы. Кроме того, в некоторых конфликтах (например, в случае, когда этнический мятеж или сецессионистская война ставит под сомнение легитимность территориальной целостности страны) государство само может выступать конфликтующей стороной, и его силовые структуры с конфликтологической точки зрения следует рассматривать скорее как часть проблемы, а не как основу для ее разрешения. Это соответственно повышает значение миротворческой роли, которую потенциально могут играть третьи стороны-посредники (например, Россия, Украина, Румыния и Турция по отношению к молдово-приднестровскому и молдово-гагаузско-му конфликтам). Следует иметь в виду, что само по себе мироподдержание не может обратить вспять создающиеся в процессе эскалации насильственного конфликта деструктивные синдромы. Однако, сокращая или делая невозможным продолжение прямого насилия, деятельность по мироподдержанию может помочь поставить их под контроль, предоставить передышку и открыть «окна» возможностей, которые могут быть использованы в конструктивных целях поиска устойчивых мирных решений. 2.3.2. Мцрозаключение Мирозаключение является миротворческой стратегией, которая имеет целью поиск решения конфликта интересов путем переговоров между сторонами и заключение ими мирного соглашения. В связи с этим конфликтологи уделяют внимание аспектам трансформации насильственного конфликта и выявлению необходимых условий, отсутствие которых поддерживает ведущееся насилие. Трансформация насильственного конфликта представляет собой последовательность шагов в направлении создания этих условий, так называемых трансформаторов конфликта (ПО; 112; 199; 238; 293). При рассмотрении путей трансформации конфликта обычно выделяют четыре типа трансформаторов затяжного насильственного конфликта: акторов, структуры отношений сторон, предмета спора и правил конфликтного взаимодействия (см. табл. 14)(293, 3). Таблица 14 Классификация типов трансформаций конфликта Р. Вайринена
С конфликтологической точки зрения такая широкая классификация трансформаторов конфликта полезна в качестве, отражающей динамику содержания конфликта, теоретической рамки для анализа шагов в направлении к разрешению конфликта и для планирования эффективной деятельности по вмешательству в конфликт. По мнению Вайринена, одна из наиболее серьезных ошибок при анализе мирного процесса — это статичный подход к проблемам конфликтологического менеджмента, при котором проблемы спора, акторы и интересы рассматриваются как раз и навсегда заданные и неизменные. На самом же деле спорные проблемы, акторы и интересы являются политическими переменными, они способны трансформироваться вследствие социальной и политической динамики общества, в котором происходит конфликт (293, 4). Широкий и творческий взгляд на трансформацию конфликта необходим, чтобы не попасть в плен ложных представлений о том, что разрешение конфликта всегда основывается на гармонии интересов акторов или что вмешательство третьей стороны может уладить конфликты, апеллируя к разуму или чувству гуманности сторон. Следует учитывать, что трансформация конфликта требует достижения реальных изменений в восприятии сторонами своих интересов, целей и самоопределений. Они могут быть вызваны развитием самого конфликта, а могут произойти в результате изменений каждой из сторон или среды конфликта. Поэтому деятельность по трансформации деструктивного конфликта предполагает одновременно ведущиеся действия сразу по нескольким разным направлениям. Следующий по важности вопрос касается выявления, определяемых динамикой самого конфликта, моментов зрелости, т.е. готовности насильственного конфликта для мирного урегулирования, появления того временного отрезка, когда стороны захотят пойти на переговоры в качестве средства достижения хотя бы части своих целей (203; 306). По мнению Вильяма Зартмана, конфликты «созревают» для урегулирования при наличии ряда определенных условий. Как уже отмечалось, «зрелость» насильственного конфликта связана с его выходом на фазу затягивания (см. в гл. 5), для которой характерна «взаимонеприемлемая и мучительная для каждой стороны патовая ситуация». Иными словами, в условиях примерного равенства сил участники вооруженного конфликта приступают к мирным переговорам, как правило, только тогда, когда убедятся, что возможности силовых действий исчерпаны, а цена конфликта становится слишком высокой. Причинами невозможности дальнейшего продолжения конфликта могут быть истощение ресурсов, упадок боевого духа сражающихся, реакция других стран и международного сообщества. При такой ситуации переговоры начинают выглядеть лучшей альтернативой и на повестку дня встают вопросы о поиске мирных решений, которые могут стать основой соглашения о мире, а не только о перемирии. 2.3.3. Приемлемость и устойчивость искомых мирных решений Ключевой вопрос, который находится в центре изучения мирных решений в конфликтологическом менеджменте, касается устойчивости предлагаемой формулы мира. Какими путями и в каких направлениях могут быть найдены стабильные решения этнического конфликта после того, как произошла эскалация до стадии крупномасштабного насилия? Следует заметить, что в литературе по этому вопросу ведется значительная дискуссия о содержании понятия «решение» в применении к насильственному этническому конфликту. Большинство исследователей склоняются к мнению, что у таких глубоких и сложных конфликтов, как этнические, конечно, нет и не может быть конечных, или итоговых решений. Как известно, насилие в принципе не способно решить вообще ни одну из проблем в человеческих отношениях. После начала насильственного конфликта любые найденные решения могут касаться в лучшем случае правовых аспектов перераспределения потребления или обладания ресурса- ми (в том числе и такого специфического ресурса, как политическая власть), которые могут быть выделены, увеличены или сокращены в отношении той или иной стороны. Эти решения, конечно, не могут адекватно компенсировать ни понесенных человеческих жертв, ни покалеченных в ходе войны человеческих судеб, отношений и памяти. Конфликт может возродиться в следующем поколении на основе воспоминаний о прошлом и нового недовольства в случае нарушения достигнутых соглашений об урегулировании. Поэтому под решениями конфликтологи, как правило, понимают такие исходы конфликта, с которыми конфликтующие стороны соглашаются в ходе переговоров. Устойчивость найденных решений — это качество, которое необходимо укреплять долгое время после завершения насильственного конфликта. По мнению В. Зартмана (306; 307; 308; 309), «формулу устойчивого решения», которое способно не только прекратить насилие, но и обеспечить переход к мирной политике, составляют несколько компонентов. Из-за особенностей природы насильственного конфликта в стадии затягивания, на которой становится возможным поиск устойчивых мирных решений, простого возвращения к нормальной политике и удовлетворения первоначальных требований уже недостаточно. Необходима формула для создания новой политической системы, такой, которая создает новые структуры правительства, способные мирными средствами эффективно управлять людьми, перенесшими травму насильственного конфликта. Рассмотрим основные положения работ Зартмана о поиске формул мирных решений насильственного этноконфликта. Прежде всего Зартман отмечает, что применение силы как государством, так и этническими мятежниками имеет свою цену компенсации, которую неизбежно придется заплатить по окончании насильственного конфликта. Эта цена измеряется не только человеческими жертвами и материальными разрушениями, но и огромными человеческими страданиями с обеих сторон, которые приводят к тому, что будущие поколения становятся заложниками истории. По окончании этнической гражданской войны отношения между сторонами уже не те, что раньше, и уже никогда не смогут стать таковыми как из-за последствий насилия, так и из-за проишедшей в ходе конфликта политической мобилизации этнических иден-тичностей обеих сторон. Таким образом, стороны при поиске решения насильственного конфликта должны не просто искать приемлемое окончание конфликта, но и принимать во внимание негативное воздействие, оказанное насильственным конфликтом. Приемлемость и устойчивость мирного решения зависят от нахождения такой формулы государства, основного института новой политической системы, которая включает как адекватный принцип идентичности (способный обеспечивать единство постконфликтного полиэтничного сообщества), так и работающий институциональный режим, способный эффективно управлять этническими отношениями. Это связано с тем, что государство является не только функциональным организмом, но и идентичностной структурой. Из тесной взаимосвязи этих двух основ любой государственности выводятся и необходимые для разрешения этнического конфликта требования. «Государству необходимо институциональное установление или режим, который позволяет ему управлять конфликтом и реагировать на требования населения... Ему также нужен принцип идентичности, чтобы объединять народ и придавать когнитивное содержание институциональным аспектам легитимности и суверенитета. Без институционального режима в условиях продолжающегося и возобновляющегося конфликта государство может дезинтегрироваться. Без принципа идентичности государство будет представлять собой лишь бюрократическую машину, не пользующуюся политической лояльностью и поддержкой со стороны населения» (308, 319). Поэтому для эффективного управления конфликтом необходимо рассмотреть и оценить качества альтернативных формул для идентичности и территории, с одной стороны, и для политического режима и его институтов — с другой. Формулы для идентичности и территории. Стандартным ответом на проблему политической идентичности в современном мире является национальное государство (либо наци я-государство, либо государство-нация). Государствам, пережившим насильственный конфликт, приходится начинать прерванный процесс нациестроительства (гражданского или этнического) и территориального устройства заново. По мнению Зартмана, при поисках нового принципа идентичности полиэтничных политических систем не следует забывать, что любой конфликт всегда ведется вокруг какого-то определенного предмета спора. Несмотря на любые извращенные формы, которые конфликт мог принять в ходе эскалации, в его основе всегда лежит конкретное коллективное недовольство. Чтобы найти устойчивое решение конфликта, необходимо внимательно проанализировать его конкретные причины. Как известно, насильственный конфликт возникает в результате недееспособности институтов и механизмов нормальной политики, когда недовольные группы не могут выразить свое недовольство путем петиций и ненасильственного протеста. Вызвавшее конфликт этническое недовольство связано с осознанием политической дискриминации: группа приходит к выводу, что из-за ее приписанной (этнической) идентичности ей отказано в чем-то, на что у нее есть права. Следовательно, насильственный конфликт представляет собой не просто средство осуществления абстрактного выбора между разными идентичностными принципами. В его основе лежит такое недовольство из-за воспринимаемой дискриминации, которое делает тот или иной иден-тичностный принцип государства неприемлемым в данной ситуации. Поэтому не существует универсального рецепта для применения того или иного принципа идентичности. Конкретная формула идентичности новой политической системы всегда зависит от конкретного контекста, в котором идет поиск решения конкретного конфликта, и не может быть продиктована извне. Искомое решение возникает из надлежащей реализации того принципа, который избран в качестве основы. Главное при этом — чтобы были устранены формы дискриминации, а новая формула идентичности не возрождала старые конфликты и не порождала новые (308). В качестве исходного элемента при определении подходящего решения, по мнению Зартмана, следует принимать географию конфликта. В тех случаях, когда недовольная этническая группа располагается на определенной территории, возможны различные варианты решения помимо территориального разделения государства, например региональная автономия или федерализация. Зартман считает, что как федерация, так и региональная автономия хорошо работают, если принятые решения по-настоящему честно соблюдаются. Сецессия встает на повестку дня только тогда, когда соглашения, достигнутые по автономии или по федерализации, не исполняются или исполняются ненадлежащим образом. Формулы для режима и институтов. Найденное территориальное решение в форме автономии или федерализации должно определенным образом работать. Второй важнейшей составляющей принятого решения являются принципы институционального устройства и режима, посредством которых государство управляет регулярно возникающими конфликтами и осуществляет принятие политических решений. С точки зрения Зартмана, следует учитывать, что риск новых вызовов стабильности политических институтов может возникнуть именно со стороны меньшинств. Очевидно, что окончание насильственного этносепессионного конфликта в сохранившем территориальную целостность государстве уже означает победу этнического большинства. Поэтому необходимое условие устойчивости искомого мирного решения заключается в том, чтобы у меньшинства не возникло ощущения проигрыша. Если представители меньшинства обрекаются на статус граждан второго сорта, то это лишь посеет зерна нового этнополитического конфликта. Предлагаемые в качестве решения этой проблемы методы мажоритарной демократии и консоциации являются, по мнению Зартмана, неадекватными. Мажоритарная демократия не является оптимальным механизмом для принятия решений о государственном устройстве выходящих из насильственного конфликта обществ, так как она гарантирует лишь усиление и легитимацию доминирования большинства. Консоциальные системы сложны по своей институциональной композиции и могут эффективно работать только там, где существуют сплоченные самоуправляющиеся этнические общины, которые могут делегировать пользующиеся их доверием элиты в коалиционное центральное правительство с ограниченными полномочиями. Кроме того, консоциация в принципе не способна регулировать проблемы тех меньшинств, которые не «участвуют во власти». Поэтому стороны могут конструктивным и устойчивым образом урегулировать насильственный этноконфликт только путем создания новой политической системы. Строительство новых институтов, которые способны удовлетворить прошлое недовольство и управлять новыми конфликтами, является одновременно и делом каждой этнической группы, и их общим делом. «Этнические конфликты не прекращаются из-за запоздалого внимания к первоначальным причинам недовольства или формам дискриминации — они требуют установления новой политической системы» (308). Наилучшие перспективы, с точки зрения Зартмана, имеет метод интеграции, при котором в качестве движущей силы политики выступают политические партии, образованные не по этническому принципу (принципу этнического представительства), а по принципу агрегации и артикуляции широких, инклю- зивных для разных этнических групп общих интересов. Очевидно, вряд ли можно реалистично рассчитывать, что удастся полностью воспрепятствовать политической деятельности этнических партий в ситуации после насильственного конфликта. Однако необходимо по возможности раздробить и измельчить их социальную опору, изолировать их деятельность и подорвать их политический вес в целом. В связи с этим Зартман обращает внимание на то, что в бывшей Югославии проблемы постконфликтного мироустройства связаны как раз с тем, что участвующие в восстановлении мирных отношений организации представлены этническими партиями, т.е. теми же организациями, которые стали причиной конфликта. Лучшим образом достижению устойчивого мирного решения, с точки зрения Зартмана, способствует не патовая формула (равенство сил обеих сторон и невозможность навязать свое решение в одностороннем порядке), а процессуальная форма, которая предполагает поддержание переговорного процесса между сторонами. Переговоры о форме новых государственных институтов призваны не только транслировать власть, которую стороны имели в ходе конфликта, в форме политического авторитета в рамках новой системы, но также и гарантировать всем участвующим в конституционном процессе партиям защиту независимо от занимаемых ими позиций в споре. Они также должны обеспечить всем участникам стимулы и заинтересованность в сохранении созданного в результате переговоров режима. Следует отметить, что результаты сравнительно-политических исследований Гурра по проекту «Меньшинства как группы риска» подверждают тезисы Зартмана. Результаты исследования Гурром соглашений по этнотерриториальной автономии свидетельствуют, что степень их устойчивости зависит от политической воли лидеров с обеих сторон, объема имеющихся у государства ресурсов и качественных особенностей самих соглашений об автономии. Реально трансформировать насильственный этносецессионистский конфликт удается только тогда, когда политическое доверие сторон друг к другу, возникшее в результате достижения соглашения, проверено на практике разрешения последующих споров. Самые эффективные соглашения по автономии — это те, которые предоставляют группам ресурсы и реальные политические институты, при помощи которых они могут достичь значительного прогресса в реализации своих целей. Такие соглашения закладывают основы долгосрочной поддержки мирных решений и коренным образом подрывают позиции призываюших к возобновлению насилия экстремистов. И наоборот, основная угроза устойчивости мирного решения возникает в случае, если соглашение по автономии не полностью выполняется центральным правительством. Разочарованные невыполненными обещаниями центрального правительства, лидеры эт-нополитического движения могут возобновить воинствующее противостояние правительству. Зартман обращает внимание, что на ход переговоров о будущем институциональном режиме особое влияние оказывают две переменные: 1) ситуация при начале переговоров, которая формируется по результатам конфликта и отражает текущие властные отношения между сторонами (ситуация на входе, инпут), и 2) ситуация при завершении переговоров, которая отражает проекцию конфликта, т.е. восприятие сторонами перспектив институциональных отношений друг с другом (ситуация на выходе, аутпут). Оба этих компонента (откуда стороны идут и куда) являются необходимыми составляющими устойчивости искомого решения. Простое признание итогов завершившегося насильственного конфликта при отсутствии согласованных механизмов его регулирования на будущее не может быть долгосрочным решением. В равной степени обречены на неудачу и попытки установить новый режим без учета существующего на момент переговоров баланса власти. В связи с первой проблемой (балансом власти на входе) основные по значимости вопросы касаются определения состава лидеров, которые будут включены в переговорный процесс, и того, как адекватно транслировать имеющуюся у них долю власти в позиции политического авторитета в новых государственных институтах. По мнению Зартмана, очень важно, чтобы те же акторы, которые создали проблему, являлись и сторонами, которые ищут пути ее урегулирования. Успешное (взаимоприемлемое и устойчивое) решение может быть достигнуто только вместе с ними, а не вопреки им. Это не значит, что центральное правительство должно медлить с поиском мирных решений и не начинать переговоров до тех пор, пока в них не будет вовлечена каждая фракция этнически мятежной группы, но это требует того, чтобы к поиску решений был привлечен максимально широкий круг участников, иными словами, чтобы были включены все основные акторы конфликта, но чтобы была продемонстрирована готовность идти вперед и без части их. «Лидеры должны получить право голоса, но не право вето». Ясно, что трудно исключить из переговорного процесса те партии и тех лидеров, которые активно вели конфликт, но вместе с тем очень важно включить в переговорный процесс и такие фигуры, которые тяготеют к большей гибкости и склонны идти на компромиссы, у кого есть заинтересованность в установлении работающей системы и кто сможет выработать и воплотить достигнутое в ходе переговоров решение по урегулированию в жизнь. В связи со второй проблемой (проекция баланса власти на выходе) Зартман отмечает, что институциональные устройства по управлению будущими отношениями и распределению будущих компенсаций (аутпуты) могут варьировать между формулами, основанными на широко понимаемых принципах интеграции, сепарации и доминирования (контроля). Континуум интеграции может простираться от консоциальных институтов участия во власти (которые тем не менее сохраняет интегрированное единство сторон, заставляя их сотрудничать друг с другом на основе общих правил игры) до собственно интегративных институтов (которые рассекают этнические деления и создают новые, объединяющие политические идентичности). Рамки сепарации также могут быть весьма широкими — от полной и даже особого статуса территориальной автономии до форм консоци-ации. Пространство доминирования (контроля) может располагаться в границах между временными устройствами на основе квазимажоритарных избирательных формул, с одной стороны, и созданием постоянного режима однопартийного статуса — с другой. Естественно, что в реальной действительности ни один из этих трех принципов (интеграции, сепарации или доминирования) никогда не присутствует в чистом виде. Политическое искусство акторов, ищущих мирные решения, заключается как раз в разработке адекватной формулы «смеси» этих принципов, которая наиболее полно отвечает особенностям той или иной конкретной ситуации. В связи с этим Зартман рассматривает искомые решения в процессуальном, содержательном и временном аспектах. В процессуальном аспекте важно, чтобы найденное решение опиралось на интересы политиков, а не на их добрую волю (которая может быстро измениться), а также чтобы оно было достаточно гибким и не закрывало возможности для пересмотра ошибочных компонентов решения. Принципиально важно, чтобы найденное решение было способно предотвращать возможность новой дискриминации, а также чтобы оно деполитизировало, а не усиливало этнические разделения. Рассматривая временной аспект искомого аутпута переговоров, Зартман предлагет различать три типа проекции соглашения: 1) долгосрочный институциональный режим (новая конституция, которая закрепляет договоренности о процедурах формирования правительства и гарантии защиты прав и интересов меньшинств), 2) среднесрочный переходный режим (который должен создать временные органы власти и управления, а также обеспечить широкое участие сторон в переговорном процессе) и 3) краткосрочный режим (чтобы обеспечить эффективное прекращение огня, перегруппировку политических сил и мониторинг выполнения достигнутых договоренностей о перемирии). «Сами по себе перемирия, которые не предполагают долгосрочную институционализацию отношений, долго не продляться. Конституции без предварительных шагов, которые приводят к ним, не смогут быть созданы» (308, 333). Переход к устойчивому миру — длительный процесс постконфликтного миростроительства. Если мирные соглашения являются тем рубежом на котором конфликт прекращается формально, то процесс дальнейшей трансформации конфликта продолжается и на стадии после достигнутого мирного урегулирования, когда наступает черед следующей миротворческой стратегии — постконфликтного миростроительства. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|