|
Стратегия межкультурного диалогаСтратеги межкультурного диалога стремятся трансформировать этнический конфликт через изменение межгрупповых восприятий и через раскрытие общечеловеческого единства представителей различных этнических и культурных групп. Это может помочь деконструировать образ этнического врага и преодолеть этноцентризма. В процессе меж культурного взаимодействия особенно важное значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения, признание культурной самобытности, умение строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс. В межкультурном диалоге ни одна культура не может претендовать на право исключительного голоса или единственно верного миросозерцания, и отношения между культурами могут строиться только на принципах консенсуса, плюрализма и толерантности. Путь к взаимопониманию культур проходит не только через знания, представления, но и через чувства. Как уже отмечалось, деструктивные синдромы, возникающие в ходе эскалации насильственного конфликта, подрывают саму основу позитивных контактов между представителями разных этнических групп. У представителей конфликтующих групп возникает тенденция закрыться в своем культурном коконе и окружить себя ментальными стенами, что существенно ограничивает возможности для конструктивного межкультурного общения. В результате люди стремятся избегать обсуждения спорных тем при общении в межкультурном окружении. Сторонники ориентации миростроительства на приоритеты деятельности по установлению и развитию межкультурного диалога предлагают «рефлексию» и «чувственное образование» как средства разрушить ментальные баррикады и деконструировать антагонистические мифы и гипертрофированные образы этнического врага в сознании людей. Чтобы стороны смогли перейти от конфронта-ционного к интегративному взаимодействию, они должны пройти через стадии совместной рефлексии и эмпатии. Большую роль в развитии рефлексии и эмпатического воображения могут сыграть пропаганда принципа культурного релятивизма, изучение истории другого народа и его искусства. Принцип культурного релятивизма (утверждение равноценности и равноправия всех типов разных культур, предполагающий отказ от выделения предпочтительных систем культурных ценностей) является антитезой этноцентрическому восприятию и оценке действительности с позиций культурных стандартов только собственной группы. Принцип культурного релятивизма утверждает, что не существует универсального стандарта истины, на основе которого можно определить, какие культуры лучше, а какие — хуже. Поэтому бессмысленно утверждать, что лучше быть протестантом или католиком в Северной Ирландии, зулусом или хауса в Южной Африке. Напротив, вместо вопроса «Какова наша природа?» надо задать вопрос «Каких по природе людей мы можем из себя сделать?» (231; 232; 244). В ходе острого конфликта каждая из сторон, как правило, подвергает определенной переинтерпретации историю, с тем чтобы поддержать позитивные мифы в отношении собственной группы и негативные — группы-противника. Таким образом, изучение прошлого становится еще одним инструментом ведения битв в настоящем. Нарративная (т.е. повествовательная, а не письменная) история помогает людям встать на место других, заглянуть в их сознание, понять их мотивы, идентифицировать себя с их потребностями и страданиями. Это могут быть, например, публичные повествования об истории недавнего конфликта, которые раскрывают чувства, травмы, обеспокоенность и надежды сторон. Очевидно, что трудно достичь согласия по вопросу о том, какая культурная группа (А или Б) «лучше», «благороднее» или «цивилизованнее», или о том, какая группа больше виновата в возникновении насилия. Однако очевидно, что и представители группы А, и представители группы Б способны примерно в равной мере почувствовать (отсюда сам термин — «чувственное образование») и осознать горечь от утраты близких, ставших жертвами этнического насилия, страдания лишившихся своего крова беженцев, сожаления об утраченной мирной жизни и мечту о лучшем будущем, которые будут общими в нарративных историях, рассказанных представителями вступивших в диалог культурных групп. Таким образом, устная нарративная (т.е. устно-повествовательная) история может помочь людям развить в себе «гибкую», эмпатическую чувствительность, встать на место представителей другой группы и в результате этого понять, что то, что у обеих групп есть общего (их человеческая природа), имеет гораздо большее значение, чем их этнокультурные различия (232). Целью конструктивного межкультурного диалога является восстановление чувства и сознания безопасности через развитие общечеловеческой эмпатии и рефлексивного диалога. Безопасность чрезвычайно важна, потому что она дает людям возможность отдохнуть в свободном от угроз и риска окружении. Тогда участники конструктивного межкультурного диалога перестанут воспринимать этнически иное и различное как угрозу себе и своей группе. Эмпатия помогает увидеть сходство между «нами» и «другими», причем не только в абстрактном смысле «единого» человеческого бытия, но и в эмоциональном переживании, в сочувствии, которое мы испытываем к родителям, де- тям, близким. Иными словами, эмпатическое воображение — это наша способность почувствовать то же самое, что в определенных конкретных ситуациях чувствуют другие. По мысли социальных психологов, таким образом рефлективный диалог между оппонентами может помочь разрушить порочный цикл конфликта, в котором каждое негативное действие другой стороны интерпретируется как подтверждение ее злой природы и намерений (234). Безусловно, эмпатия и рефлексия представляют собой ключевые аспекты человеческого бытия, которые необходимо вновь обрести в постконфликтной ситуации и без которых невозможно осуществить социально-психологическую реабилитацию социума, «разорванного в клочья» насильственным конфликтом. В отличие от рациональной науки чувственно воспринимаемое искусство может помочь представителям различных этнических групп развить в себе эмпатию. Сторонники идеи межкультурного диалога ставят акцент не на «образовании ради прощения», а на «чувственном образовании ради взаимопонимания», которое призвано развивать человеческие способности к эмпатии и толерантности к представителям другой культурной группы. Как отмечают социальные психологи, задача чувственного воспитания состоит в том, чтобы научить видеть в другом общечеловеческое, а не этнически отличное, думать о себе прежде всего как о представителе единого рода человеческого, а не существе лучшего сорта, находящемся в оппозиции к существам сорта второго. По мнению Райана, эти идеи социальных психологов могут стать необходимой (хотя и недостаточной самой по себе) основой эффективной миростроительной стратегии. Эмпатическое образование более действенно, чем традиционалистские христианские установки. Агентами межкультурного диалога могут и должны выступать пользующиеся моральным авторитетом в своих группах представители творческой интеллигенции, которые являются вместе с тем основными агентами культуры и в отдельных общинах, и в обществе в целом. Налаживание конструктивного межкультурного диалога также может осуществляться через СМИ (так называемая журналистика мира), систему образования, церковь, которые наряду с нарративной историей и искусством рассматриваются в качестве своего рода «площадок межкультурного образования». Другой необходимой составляющей эффективной трансформации этноконфликта, по мнению Райана, является стратегия структурных преобразований. 4.3. Стратегия структурных преобразований Стратегия структурных преобразований направлена на трансформацию конфликта посредством проведения существенных реформ в структуре межэтнических отношений на уровне социальной и политической систем общества в целом. Стратегия структурных преобразований тесно связана со стратегией межкультурного диалога. Отношения между межкультурным диалогом и структурными факторами — это отношения взаимообусловленности и взаимодополнительности. С одной стороны, межкультурный диалог невозможен без определенной доли изменений в социальных структурах. Это связано с тем, что в этнически разделенных обществах как индивиды, так и культурные группы часто контактируют в рамках иерархически структурированных отношений по принципу «высший/низший» (господства/подчинения), которые задаются этнократическим, колониальным, теократическим государством или режимом апартеида. Очевидно, что такие ситуации отнюдь не способствуют налаживанию межкультурного взаимопонимания и сотрудничества, так как доминирующая (господствующая) группа проявляет высокомерие к подчиненной группе, которая испытывает чувства возмущения, обиды и даже гнева по поводу несправедливого к себе отношения. Как известно, в Южной Африке при режиме апартеида белые и черные контактировали между собой ежедневно, но этот контакт происходил в рамках системы, которая гарантировала, что белые всегда будут находиться в господствующей позиции. Поэтому ключевой предпосылкой для налаживания конструктивного межкультурного диалога после крушения апартеида стали глубокие структурные изменения. То же самое верно в отношении Северной Ирландии. Хотя структурное угнетение исторически там было менее суровым, чем в Южной Африке, потребовалось множество реформ в политической и экономической жизни провинции, прежде чем наметились слабые проблески надежды на установление конструктивного диалога. По мнению ряда исследователей, одна из фундаментальных проблем в случае израильско-палестинского конфликта состоит в том, что там подобные структурные изменения не происходят и даже не являются составной частью мирного процесса (234; 42). С другой стороны, миростроительная эффективность структурных изменений в этнически разделенных обществах будет невелика, если одновременно с ними не будет вестись работа в интерсубъектном измерении. Для строительства устойчивого этнического мира недостаточно одних только структурных трансформаций в политической или экономической сферах. Они не дадут эффекта, если не будет роста межобщинного диалога и взаимопонимания, через которые можно найти пути к нейтрализации коллективных страхов и глубоких обид и на этой основе примириться с прошлым. Равным образом верно и то, что налаживание межкультурного диалога нельзя рассматривать как самодостаточную победу. Успех налаженного межкультурного диалога следует измерять той мерой, в которой он позволяет этнически разделенным обществам иметь дело со структурными аспектами их конфликта. В связи с этим, по мнению Райана, особое значение имеют три цели структурных преобразований: создание автономного и чувствительного к культурным различиям гражданского общества; урегулирование территориального устройства государства и деятельность по преодолению социально-экономического неравенства между этническими группами. Основной целью структурных преобразований должно являться создание автономного и чувствительного к культурным различиям гражданского общества. Сильное и развитое гражданское общество, объединяющее представителей различных этнических групп и социальных движений и основанное на принципе равенства прав и свобод всех граждан независимо от их этнической принадлежности, необходимо для того, чтобы эффективно противодействовать эксцессам этнической исключительности и интолерантности. Очень важно, чтобы это было такое гражданское общество, которое осознает, уважает и серьезно относится к культурным различиям. Иными словами, необходимо создание толерантного мультикультурного гражданского общества. Другой важной целью структурных реформ в постконфликтных этнически разделенных системах является урегулирование территориальной структуры государства. Если этого не сделано, этнотерриториальные споры и угроза сецессии способны порождать постоянные конфликты как внутри государства, так и в окружающем его регионе. В качестве позитивных примеров в литературе по конфликтологическому менеджменту приводятся Южный Тироль в Италии, Аландские острова в Швеции, Каталония в Испании. Южная Африка со второй половины 1990-х гг., Гагаузия в Молдове и другие, в которых большинство политических акторов признали территориальную легитимность государства, хотя при этом могут сохраняться определенные разногласия по вопросу о степени этнотерриториальной автономии внутри границ этого государства. В качестве негативных отмечаются случаи затяжных конфликтов в Северной Ирландии, на Кипре, в Шри-Ланке и в Судане, где легитимность государства отвергается одной из групп. Наконец, в долгосрочной перспективе необходимы структурные преобразования, направленные на постепенное преодоление социально-экономического неравенства между этническими группами. В связи с этим отмечается, что экономические аспекты являются важной составной частью процессов трансформации этноконфликта, особенно когда этнические различия налагаются на экономическое неравенство. Обещание дивидендов мира в форме пакетов реконструкции и развития может быть важным фактором, способствующим тому, чтобы стороны стали всерьез рассматривать совместную мирную жизнь в долгосрочной перспективе. Это имеет особое значение для среды бизнеса, представители которого также могут стать важной действующей силой партии мира. Подводя итог рассмотрению стратегий трансформации острых этнополитических конфликтов, можно сделать вывод, что в этнически разделенных обществах нужна эффективная мирост-роительная работа по всем трем стратегическим направлениям, во всех сферах. Стратегии внутренних перемен, межкультурного диалога и структурных преобразований являются не взаимоисключающими, а, напротив, взаимоподдерживающими инструментами любого строителя мира, и необходимо добиваться их взаимодополняющего сочетания. Контрольные вопросы 1. Что является содержанием деятельности по мирному урегулированию, трансформации и разрешению конфликта? 2. Что понимается под миротворчеством в случае насильственного конфликта и каковы его основные стратегии? Дайте сравнительную характеристику стратегий мироподдержания, мироустановления и миростроитсльства по таким критериям, как тип решаемых задач миротворческой деятельности и тип вовлеченных акторов. 3. Что понимают под завершением насильственного конфликта? Какие существуют варианты исхода современного вооруженного внутриполитического конфликта? 4. С какими специфическими социально-экономическими и социально-психологическими трудностями сталкивается деятельность по мирному урегулированию насильственных этнических конфликтов? 5. Раскройте содержание проблемы достижения приемлемости и устойчивости искомых мирных решений, которая встает в процессе мирного урегулирования насильственного этнополитического конфликта. 6. Что понимают под «постконфликтным миростроительством»? Какие две основные группы задач стоят на повестке дня постконфликтного миростроительства? Как они взаимосвязаны и в чем проявляются напряженные аспекты этой взаимосвязи? 7. В чем заключаются особенности применения стратегий постконфликтного миростроительства в этнически разделенных обществах? Изложите основное содержание стратегии внутренних перемен, стратегии межкультурного диалога и стратегии структурных преобразований. Оцените их сильные и слабые стороны. Задание для самостоятельной работы На основе дополнительной литературы и других справочных материалов подготовьте сообщения о проблемах миротворческих операций ООН на Кипре, в Африке и Латинской Америке или о проблемах миротворчества в Югославии, СНГ. Рекомендуемая литература Бекмурзаев Б. Миротворческая роль России в урегулировании конфликтов в СНГ // Государство и право. 1994. № 12. Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1999. Международная тревога. Разрешение конфликтов: Пособие по обучению методам анализа и разрешения конфликтов. М., 1999. Пустогаров В. Горячие точки в СНГ и международное право // Международная жизнь. 1994. № 5. Солодовников С. Миротворческие миссии России: взгляд из Москвы и с Запада // Военно-исторический журнал. 1994. № 8. Тишков В. А. Война и мир на Северном Кавказе // Свободная мысль. 2001. № 1. Тишков В. А. Общество в вооруженном конфликте: Этнография чеченской войны. М.: Наука, 2001. Этнические и региональные конфликты в Евразии. М., 1997. Кн. 3: Международный опыт разрешения этнических конфликтов. Harris P. and Rilley В. Democracy and Deep-Rooted Conflicts: Options for Negotiators. Stockholm: IDEA, 1998. Lederach J. Building Peace: Sustainable Reconciliation in Divided Societies. Washington: USIP Press, 1997. Miall H., Rambsbotham 0., Woodhouse Т. Contemporary Conflict Resolution. L.: Polity Press, 1997. Ch. 5-7. Rupersinghe K. (ed.). Conflict Transformation. N.Y.: St. Martin's, 1995. Ryan S. Peacebuilding Strategies and Intercommunal Conflict: Approaches to the Transformation of divided Societies // Nationalism and Ethnic Politics. 1996. Vol. 2. N. 2. P. 216-231. Zartman W. I. Putting Humpty-Dumpty Together Again // Lake D. A. and Rothschild D. (eds.) The International Spread of Ethnic Conflict: Fear, Diffusion, and Escalation. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1998. P. 317-336. Zartman W. I. Ripe for Resolution: Conflict and Intervention in Africa. N.Y.: Oxford University Press, 1985. Zartman W. I., Rasmussen J. (eds.). Peacemaking in International Conflict: Methods and Techniques. Washington, DC: USIP Press, 1997. Глава 10 ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|