Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гермафродит (Ардханаришвара)





Один из основных аспектов Шивы — Ардханаришвара, гермафродитизм. В процессе творения «сила зачатия (vimarsha) и сила исполнения (prakasha) при соединении проявились в ограниченной точке (бинду) или локализации, которая явилась началом времени и пространства. Из этой точки берет начало вибрация или звук (нада), из которой создается Вселенная. Пространство — это женский принцип, приемник, в то время как время — активный, мужской принцип. Их соединение, символизированное божественным гермафродитом, представляет Эрос (Кама), творческий импульс.» (Karpatri, Shri Shiva tattva, цит. Alain Danielou, Hindu Polytheism, с. 205.). Изначальное божество бисексуально. Разделение этого принципа на два противоположных полюса, дающих жизнь миру — сравнительно недавнее. Божество определяется в Упанишадах как «то, в чем сосуществуют противоположности». «Когда Шива и Шакти соединены, их союз — чистое чувственное наслаждение. Наслаждение — это их реальность; их отдельное существование - только фантазия.» (Karpatri, Lingopasana rahasya, цит.Hindu Polytheism, p. 203-).

Реальность мира поэтому представлена как чувственное удовольствие, искра, появившаяся в результате соединения противоположностей. Гермафродит, образ неразделенных противоположностей, представляет собой чистое чувственное наслаждение, вечное, абсолютное и поэтому божественное. «Божественная бисексуальность - это одна из многих доктрин, описывающих совокупность-единство, выраженное парами противоположностей: мужское - женское, видимое - невидимое, земля — небеса, свет — тьма, добро — зло, создание — разрушение и т. д. (M. Eliade, Histoire des croyances et des idees religieuses, с. 178.)

«Первым творением явились духи, гоблины и демоны, которые появились изо рта непроявленного существа, как материализация его жизненного дыхания (праны). Первым появился Рудра, сияющий как восходящее солнце. Он был андрогином... Верховный Господь, увидев его божественный гермафродитизм, сказал ему: «Разделись». Из левой стороны бог создал богиню, которая стала его спутником. Именно она в дальнейшем воплотилась в дочь священника-короля Дакши. Взяв имя Сати (Верность), она стала возлюбленной Рудры.» (Linga Purana, гл. 41, 41-42, и гл. 99, 15-19.). Затем, чтобы создать мир вне себя, бог разделился и образовал две полярности. Состояние абсолютного равновесия пропало и может быть достигнуто только при воссоединении противоположностей, в любви. Божественный гермафродит «разделил свое тело на две половины, мужскую и женскую» (Manu Smriti, I, 32.). Первопричина может восприниматься как мужское или женское, как бог или богиня, но в обоих случаях он андрогинное или транссексуальное существо.

В Фригийской легенде, рассказанной Павсанием (VII гл. 17, 10 -12), Отец (Зевс) оплодотворил каменный фаллос по имени Агдос, который породил существо-гермафродита, Агдитиса. Боги кастрировали Агдитиса и превратили его в богиню Кибеллу, являющуюся эквивалентной Парвати, Леди Гор и партнером Шивы. Анат, богиня угаритских ханаанитов, как и другие богини любви и войны, снабжена мужскими атрибутами и считается бисексуальной. Так же и с этрусскими богинями. Хурритский бог Кумарби — бисексуален, так же как аккадийский бог Тиамат и Завран. Хеттский Тешуб — сын небесного бога Ану и тоже андрогинное божество. По всему миру, начиная с времен неолита, можно найти статуи гермафродитических и итифаллических божеств. Как типичный пример — вырезанные из дерева изображения, найденные в Сомерсете, в Англии.

В разных качествах бога проявляются все степени бисексуальности: мужественный в своей ужасающей форме, женоподобный в своих благожелательных аспектах. Таким же образом богиня проявляется мужественно и агрессивно как Бхайрави или Кали, сила уничтожения. В этом случае она играет активную роль в своих отношениях с Шивой, с которым она практикует maithuna, о братное совокупление. С другой стороны, богиня фемининна, скромна и нежна в своей роли Леди Гор (Парвати) или Сати (Верность).

Так же и с Дионисом, иногда изображающимся как бородатый мужчина в расцвете своей мужественности и иногда как женоподобный подросток. «Когда подошло время, Зевс снял швы со своего бедра и выпустил оттуда Диониса, которого он поручил Гермесу и послал к Ино и Афине, повелевая растить его как девочку.» (Apollodorus, Bibliotheke, III, IV, 3.) Будучи захваченным королем варваров, Дионис появился перед ним в женском облике. Именно в форме девушки Дионис предупредил Миняда, чрезвычайно трудолюбивого и добродетельного, не пренебрегать обрядами посвящения. В одном из текстов Эсхилла (фрагмент 61), король при виде него кричит: «Откуда ты появился, мужчина-женщина, и где твоя родина? Что это за одежда?». Он забирает одежду Диониса, символизирующую двойную природу того: шафрановую накидку, пояс и золотую митру. Тот остается обнаженным и хотя он не лишен мужественности, все же он слишком слаб. Геракл, наиболее мужественный из героев, меняется одеждой с Омфалой. Арджуна, доблестный принц из Махабхараты, во время своего изгнания выдает себя за евнуха и обучает музыке и танцам дочерей Царя Вираты. В мифе, упоминаемом Аристофаном и пересказанным Платоном в The Symposium, первые люди были андрогинами. Чтобы наказать их за непослушание, Зевс разделил их на две половины. Так же и в Пуранах, первые люди были мудрецами, близкими к божествам и рождающими сыновей с помощью умственных проекций. Чтобы уничтожить их власть, угрожающую небесным существам, Бог создал женщину и способ воспроизводства потомства через связь полов. В Книге Бытия создание женщины из ребра Адама подразумевает, что изначально человек был андрогинным, созданным по подобию божественного гермафродита.

Как Шива, первый человек (Адам) был мужчиной с правой стороны и женщиной с левой. Все тантрические ритуалы, в которых принимает участие женщина, известны как ритуалы Левой Руки. Левая сторона считается слабой стороной человека, используемая для простых или нечистых дел. По этой причине ей никогда не отдается предпочтение. Предложить что-либо левой рукой — знак презрения. Обходить статуи бога нужно всегда справа, то есть по часовой стрелке. В тантрической магии женский аспект призывается, используя направление против часовой стрелки.

Гермафродит, транссексуал и трансвестит имеют символический смысл и считаются привилегированными существами, изображающими Ardhanarishvara. Поэтому они играют специальную роль в магических и тантрических обрядах, так же как и в шаманизме. «Конечная цель тантризма — воссоединение двух противоположностей, Шивы и Шакти, в одном теле...Изначальная андрогинность не всегда включает в себя операцию, как происходит в случае с австралийскими аборигенами. Во многих случаях предполагается маскировка — мальчиков как девочек, и, наоборот, девочек как мальчиков... Гомосексуальные практики в некоторых видах посвящения могут быть объяснены тем, что неофиты во время посвящения соединяют в себе оба пола.» (M. Eliade, Mephistopheles et IAndrogyne, с. 139 и 149.)

В шаманизме божественная сила связана с бисексуальностью. В ритуальном жесте Anasyrma маг, одетый как женщина, поднимает свои одежды, чтобы показать половой орган и таким образом оказывается гермафродитом. Этрусские прорицательницы носили фаллос, привязанный к поясу. В мистериях Геркулеса Виктора, в Италии, как бог, так и посвященные были одеты как женщины. В римских культах трансвестизм считался нужным для достижения долголетия, молодости и здоровья.

«В сибирском шаманизме шаман символически объединяет два пола... Шаман ведет себя как женщина, одет в женскую одежду и иногда даже имеет мужа. Эта ритуальная бисексуальность - или асексуальность — считается знаком духовности, общения с богами и духами и с источником священной силы...Шаман символически возрождает связь между небом и землей, а значит и между богами и людьми. Такая бисексуальность переживается ритуально и экстатически и является непременным условием преодоления статуса непосвященного человека... Сибирские и индонезийские шаманы меняют свое сексуальное поведение, чтобы жить in concreto их ритуальной андрогинности.» (M. Eliade, Mephistopheles et lAdrogyne, с. 144-145.)

В Греции был очень экстремальный обряд, когда слуги Аттиса и Рии оскопляли себя и оставляли свои половые органы на алтаре богов. «Невозможно стать сексуально состоявшимся, взрослым мужчиной без знания о сосуществовании двух полов, что и есть андрогинность; другими словами, частный и точно определенный способ бытия не может быть достигнут без знания о полном способе бытия.» (M. Eliade, там же, с. 138.)

Цель человечества — прогрессивная реинтеграция полов до достижения андрогинности, - более развитые человеческие существа, стремящиеся к бисексуальности. Согласно недавним исследованиям мозга оказывается, что интуитивный, чувствительный и принимающий аспекты человека связаны с левой стороной (женской стороной, соотносящейся с правым полушарием мозга); логические, активные, агрессивные, мужские аспекты связаны с правой стороной (левым полушарием). В бисексуальном существе особо развита связь между двумя полушариями мозга. Поэтому творческие люди часто бисексуальны, так же и маги или медиумы, отсюда и значение, придаваемое ритуалам Левой Руки в тантрических практиках. Миф о божественном гермафродите символически представлен Фениксом, рождающимся снова и снова. Когда в Риме установилось христианство, Феникс стал ассоциироваться в личностью Христа. Когда Вселенная разрушится, две полярности воссоединятся и возродится гермафродитизм, сперва во всех существах, затем в Верховном Господе.

Вишну и Аполлон

В Индийской космологии взрывная центробежная сила, давшая рождение вселенной, зовется Шива; противоположная сила — связующая, центростремительная, сформировавшая солнечную систему и звезды, зовется Шакти (Энергия). Эту оппозицию можно обнаружить во всех аспектах существования, в материи и жизни. В арианизированном индийском или микенском шиваизме древнего периода Вишну-Аполлон постепенно занимал место богини. Он - маскулинный образ принципа, который в шиваисткой космологии считается фемининным. Он часто представляется грациозным и юным и иногда превращается в женщину. Но, как и у богини, у него также есть ужасающие аспекты, такие как у человека-льва. Он воплощается в мире, чтобы защитить мир и города от уничтожения. Вишну- принцип сохранения, неотделимый и одновременно противоположный Шиве. Его культ легко воспринимается религиозными общинами городов, которые стремятся скрыть свои противозаконные действия под видом сентиментального благочестия. Поклоняться ему предпочитают женщины и торговцы, привязанные к материальным благам. В греческом мире Аполлон проявлен как брат и партнер Диониса. «Дионис, в котором собраны все противоположности — то же самое, что Аполлон, который является его противоположностью.» (Giorgio Colli, La Sapienza greca, с. 25.). Контраст и схожесть между Аполлоном и Дионисом напоминает Вишну и Шиву. В обрядах Аполлон заменяет богиню. Змей Питон, охранявший дельфийский храм, был убит Аполлоном, который затем присвоил себе статус оракула богини-земли, схожей с минойской богиней. Этот миф символизирует смену представлений о принципах защиты и связи, доминировавших в микенской религии — от мужского принципа к женскому.

Оппозиция и похожесть культов Шивы и Вишну, так же как и взаимозаменяемость Вишну и богини, очень рано проявилась в арианизированном шиваизме и в крито-микенской религии. Храм Пифийского Аполлона в Гортине на Крите является чрезвычайно древним. Возможно, культ Аполлона пришел на Крит из Малой Азии. В греческом мире богу приписывалось лидийское происхождение.

В отсутствии Диониса Аполлон царит в Дельфи как главный оракул. В Греции бог-мужчина Аполлон заменяет богиню во многих храмах.

Орфей — жрец Аполлона и даже зовется его сыном. Ему также присуща амбивалентность Аполлона и иногда его считают гомосексуалом. В неоплатоническом тексте (Colli, La Sapienza greca, с. 233), “Орфей погиб, разорванный на куски женщинами Фресы и Македонии из-за того, что он запретил им участвовать в секретных ритуалах, но была и другая причина. Говорится, что он презирал весь женский род. Женщины, разъяренные от подобного к ним отношения, убивали всех, кто так поступал, а Орфея разорвали на куски и бросили их в море». Фан, герой орфической поэзии, - тоже бог, одновременно и мужчина, и женщина. Нонно Абат (цит. Сolli, там же ., p. 257), говорил, что половые органы Фана находятся там же, где его анус.

В форме Очаровательницы (Мохини) Вишну появляется в своем фемининном аспекте, чтобы соблазнить Шиву. «Однажды Шива бросил взгляд на Вишну, принявшего форму Мохини, богини необычайной красоты. Раненый стрелой Эроса, Шива испустил семя... Семеро мудрецов собрали его семя и вылили его в ухо Анджани, дочери Гаутамы. Она забеременела и таким образом Шива воплотился в форме обезьяны Ханумана, известного своей силой и подвигами (Shiva Purana, Shatarudra Samhita гл. 20, 3 -7.). Именно в своем женском обличье Вишну соблазнил Титанов, Асуров, и украл у них нектар, который они добыли, таким образом лишив их бессмертия.

В тамильской Канда Пуране говорится, «Отшельники леса Тарука, те, которые враждебно отнеслись к Господу, практиковали аскезы и жертвоприношения. Шива пришел в Тарука в сопровождении Вишну, которому он приказал принять форму куртизанки, соблазнительницы, ту форму, что тот уже принимал ранее, соблазняя Шиву. Сам же Шива принял форму прекрасного обнаженного юноши. В руках он держал трезубец и чашу. Когда они достигли леса, Шива сказал Маи (Вишну) пойти и соблазнить отшельников, отвратив их от аскез. При взгляде на куртизанку подвижники потеряли голову. Они забросили свои аскетические практики и стали следовать за ней. От желания они потеряли все свое достоинство. В это же время Шива, идущий как бродяга, подошел к жилищам подвижников, воспевая гимны. Женщины выбежали и обезумели. Они рвали на себе одежды и браслеты соскальзывали с их рук. Шива бродил от одного жилища к другому. Женщины следовали за ним, потеряв все свое целомудрие. Куртизанка, за которой толпой шли подвижники, и бродяга в сопровождении их жен, встретились в лесу. Мудрецы были потрясены, увидев своих жен полуобнаженными, бесстыдно идущими за бродягой. Они стали совещаться и наконец-то поняли, что бродяга и куртизанка, которые к тому времени исчезли, были никем иным, как Шивой и Вишну, и что именно Шива явился причиной их позора. Наставляя своих жен, они отправили тех обратно в дома. Но сами подвижники были злы на Шиву и задумали месть. Они разложили огромный жертвенный костер. Из центра огня появился разъяренный тигр, которому они приказали убить Господа. Тигр, яростно рыча, бросился на Господа, но тот убил его, разорвав на клочки. Затем из огня появился трезубец, который Шива схватил, затем антилопа, которую он схватил левой рукой и змеи, которых Шива обмотал вокруг себя.

Затем появился Господин Демонов и напал на Шанкару (Дающего мир). Одним движением руки Шива успокоил его и приказал руководить своей армией. Затем появилась мертвая голова, которую аскеты бросили в Шиву. Он поднял ее и прикрепил к своим волосам. В ярости от того, что были одурачены, мудрецы попробовали применить магические заклинания. Они объединились и приняли форму ужасающего звука, исходящего из рога. Господь схватил рог и сжал его в руке. Мудрецы разложили новый жертвенный костер, из которого появился могущественный дух по имени Муякалан (Эпилепсия). Они повелели ему и огню уничтожить Господа. Бог взял в руки жертвенный огонь, бросил духа на землю и наступил на его спину.

«Мудрецы стали проклинать Шиву, но все безрезультатно. Муякалан, поверженный ногой Господа, боролся и ворочал головой. Бог начал танцевать на его спине. Вся вселенная задрожала. Когда танец прекратился, подвижники распростерлись у ног Господа и стали его восхвалять. Он повелел им в дальнейшем совершать ритуалы, посвященные ему и продолжать вести аскетичную жизнь. После этого он вернулся на свою белую гору, покрытую снегами.» (Tamil Kanda puranam, II, гл. 13, 30-127.)

В другом месте Kanda puranam (II, гл. 32), мы читаем: «Вишну, в форме Обольстительницы (Мохини), прилег отдохнуть на берегу молочного океана. Шива пожелал показать миру, что Вишну лишь один из четырех его жен. Он встретился с Вишну и изъявил желание воссоединиться с ним. Иллюзорная женщина попыталась отказаться, говоря, что союз между лицами одного пола — бесплоден. Но Господь заставлял того признать, что он лишь инкарнация одного из его качеств и именно по этой причине он уже имел возможность дать рождение Брахме (Богу пространства) и принять форму женщины в лесу Тарука.

«Так как Вишну упрямился, Господь взял его на руки и перенес под тень дерева чалам на морском берегу, к северу от континента розовых яблонь. Там Шива соединился с Вишну (в образе Очаровательницы). Влага, которая пролилась от их союза, превратилась в реку по имени Ганг. От союза Господа и темно-кожего бога родился ребенок с черным телом и рыжими волосами, с букетом в руке. Трехглазый бог дал ему имя Сын Шивы-Вишну (Arikara- puttiran). Он подарил ему множество подарков, а также власть над одним из миров. Когда Арикарапуттиран верхом на белом слоне и окруженный преданными Шивы появился перед царем небес (Индрой), тот распростерся перед ним.» (Kandapuranam, II, гл. 32, 27-60.)

В конце творения Вишну заснет. Связующая сила вселенной прекратит действовать и вселенная, от атома до галактики, распадется.

Бог простых людей

Шива, бог до-арийского населения, оставался их любимым божеством даже после того, как они получили статус рабочей касты в мире, в котором доминировали арийские захватчики. Гимн Тысячи Рудр в Vajaseneyi Samhita (Yajur Veda, гл. 16, 1) описывет Шиву как защитника рабочих, ремесленников, плотников, кузнецов, гончаров, охотников, водных перевозчиков и лесников. Он бог солдат, наемников и колесничих. Он глава воров и грабителей. Сканда, сын Шивы, также бог воров, как говорится в поэме Шудрака The Small Terracotta Wagon. Трактат об искусстве Воровства, Sanmukhakalpa (“Руководство шестилицого бога") приписывается Сканде. Шива также бог vratyas, странствующих и нищенствующих аскетов (см. P. Banerjee, Early Indian Religions, с. 41.) «В Шиваизме трансцендентность по отношению к нормам обычной жизни иллюстрируется на популярном уровне тем фактом, что Шива, среди прочего, представлен как бог или «патрон» тех, кто не ведет нормальную жизнь и даже стоит вне закона.» (Julius Evola, Le Yoga tantrique, с. 91).

Поскольку Шива бог простых людей, его учения адресованы всему человечеству. В брахманических текстах винят Шиву за то, что он учит низшие классы секретам мифологии, ритуалам и высшим знаниям и открывает им пути посвящения. Shatapatha Brahmana (V, гл. 3, 2) упоминает шудр (ремесленников) как участников таинств Шивы и пьющих напиток сому, священный напиток, представляющий собой сперму бога. И по сей день в наиболее важных шиваистких храмах его культ представляют попеременно арийские брахманические священники и священники - шудры. Не-арийское священничество выжило, несмотря на тысячелетнее арийское доминирование. «В стране Махратта, где превалируют шиваиты, Брахманы не совершают богослужение в храмах Линга. Есть отдельная каста, известная как Гурава, состоящая из особых людей, изначально шудр (не-арийцев).» (P. Banerjee, Early Indian Religions, с. 41). Традиции этих не-арийских священников малоизвестны в индусском мире, в котором доминировали арийские или арианизированные высшие касты. На эту тему не проводилось никаких современных исследований.

Фестивали Шивы всегда проходят для простых людей. Во время Холи, Весеннего фестиваля, соотносящегося с Дионисом и до сих пор существующего в виде карнавалов, ремесленники и слуги имею право оскорблять своих хозяев, благородных и священников, что и происходит с обилием насилия и непристойностей, как это делали Ганы, спутники Шивы, по отношению к богам, мудрецам и брахманам. Этот аспект будет рассмотрен позже, когда пойдет речь о шиваистких праздниках.

Целитель

Как бог растительного мира, Рудра-Шива знает все целебные средства. Он описывается как великий лекарь. (Rig Veda, I, 43, 4; I, 114, 5; II, 33, 2, 4, 7, 12, 13). Яды — в его ведении. Когда боги и Титаны давали рождение миру, пахтая космический океан, появился нектар, но вначале — яд. Чтобы защитить мир, Шива выпил яд. Яд остался в его горле, отчего оно стало синим. Вот почему Шива зовется «Бог с синим горлом» (nilakanta). Медицина исцеляет с помощью разумного использования ядов. Змеи содержат наиболее опасный вид яда и именно они образуют ожерелье Шивы. Этот аспект бога можно увидеть и в Асклепии. «Культ Асклепия заслуживает специального упоминания среди исторических культов Крита... Змея, постоянный компаньон Асклепия, является преемником минойского культа змеи. Уважение, оказываемое культу Асклепия, было таким серьезным в языческий период, что этот бог рассматривался как главный оппонент Христа.» (R. F. Willetts, Cretan Cults and Festivals, с. 224). Позже мы поговорим о культе женщины-змеи.

Кадуцей Меркурия, увитый двумя змеями — это символ современных медицинских услуг.

Властелин сторон света

Шива — властелин Вселенной. Его разные аспекты связаны с богами, управляющими сторонами света, им приписывался важный символизм и прямое влияние на жизнь. Этот символизм можно найти на Крите, в Египте, мегалитических культурах, в греческой и римской религии, вплоть до христианского Средневековья. Он играет важную роль в ориентации храмов, позициях йоги, положении участников ритуальных церемоний. В Атхарва Веде и Брахмана упоминаются аспекты бога, которые управляют сторонами света.(см. P. Banerjee, Early Indian Religions, с. 30).

Как Бхава (Источник всего), Шива управляет Востоком, направлением красоты и солнца. Он защищает вратас (простых людей, бродяг, непризнанных)

Как Шарва (Лучник), он управляет Югом, направлением смерти и предков. Он властелин привидений, царь нижних миров.

Как Пашупати (Властелин Животных), он управляет Западом, направлением ночи, магии и небесных вод. Он бог Лесов.

Как Угра (Ужасный), он управляет Севером, направлением Луны, где была найдена опьяняющая сома. Он бог Опьянения и Вина.

Как Рудра (Властелин Слез) или Агни (Огонь), он управляет нижними мирами, миром Титанов и демонов.

Как Ишана (Верховный Владыка), он управляет небесами и богами. Он бог любви.

Рудра (Ревущий), Шарва (Лучник), Угра (Ужасающий) и Ашани (Раскат Грома) — это деструктивные аспекты Шивы, в то время как Бхава (Источник), Пашупати (Властелин Животных), Махадева (Великий Бог) и Ишана (Правитель) — его благотворные аспекты.

Когда дело касается ритуалов и обрядов, важно правильное расположение участников. Ориентация по сторонам света строго соблюдалась во всей архитектуре, будь то храмы, святилища или простые дома, а также при планировании городов. Храмы, посвященные благотворным аспектам богов, всегда открыты к Востоку. Запад — это направление магических ритуалов, Юг — направление мертвых и могил. Даже внутри дома использование разных комнат зависит от их ориентации по сторонам света: комнаты, предназначенные для кухонь, ванн, еды, встреч или сна. «Комната любви», под знаком Ишани (Зенит), находилась на террасах наверху дома.

При занятиях йогой и совершении ритуалов, нужно быть обращенным лицом на Восток. Эти правила ориентации соблюдались в Христианских храмах до конца Средневековья. Недавнее изменение положения священника во время католической мессы, скорее всего пагубно сказалось на обряде.

Бог Смерти

Все, что рождено, должно умереть. Принцип жизни связан со временем, а значит и со смертью. Бог-создатель — это и бог-разрушитель. Жизнь питается смертью. Ничто не может жить, не уничтожая или пожирая другие жизни. Поэтому у Шивы есть его ужасающий аспект — Бхайрава. Он зовется Кала или Кронос (Время), или Рудра, Господин Слез. Чтобы польстить ему, он зовется Агхора (Не-ужасающий). В этой форме «у него три глаза. Его корона из змеи. Он носит богатые украшения. Его лицо обмазано пеплом погребальных костров. Его сопровождают привидения, гномы, злые духи, ведьмы и демоны. Он одет в слоновью шкуру. Он украшает себя змеями и скорпионами. Его голос звучит как гром в бурю. Он похож на гору, так как глаза его обведены темно-синей или черной краской. На его плечах — львиная шкура. Он ужасает. Его статуи возводятся около погребальных кострищ или на кладбищах.» (Linga Purana, II, гл. 50, 23-26.)

Члены некоторых шиваистких сект — странствующие монахи — подражают богу, живя обнаженными, обмазываясь золой, покрыв распущенные волосы лаймом. Они медитируют на местах кремации. «Шива — разрушитель. Ему нравятся погребальные костры. Но что он уничтожает? Не только небеса и землю в конце цикла, но также и цепи, которые связывают души. Что такое место кремации? Не только место, где сжигаются мертвецы, но и место, где сердца его преданных превращаются в пустыню. Место, где эго освобождается от иллюзий и превращается в пепел. ТамтанцуетНатараджа.» (см. A. Coomaraswany, The Dance of Shiva.)

Шива также зовется Махакала, Время Времен, Великий Разрушитель. Ему отдельно поклоняются в форме Кали, «Силе Времени», ужасной богини. Шива всегда представлен на погребальных кострах. Он правит миром

 

 

Алиен Данилу

Шива и Дионис

Глава 3

Богиня







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.