|
Мышечный тонус и нарушение координации.Ощущения, идущие от вестибулярной и проприоцептив- ной систем, обеспечивают мышечный тонус, благодаря которому тело сохраняет вертикальное положение и обла- дает достаточной энергией для какой-либо активности. У детей с сенсорной дисфункцией часто встречается низкий мышечный тонус, они кажутся слабыми или вялыми. Им требуются значительные усилия для того, чтобы просто удерживать голову и тело в вертикальном положении, по- этому они быстро устают. Низкий тонус шейных мышц Если ребенок, работая за столом, не в состоянии спокойно сидеть и поддерживать тело в вертикальном положении, это может служить признаком плохой сенсорной интеграции. Что такое нарушения сенсорной интеграции? 75
заставляет сидящего ребенка ложиться головой на руку. Основными преградами нередко оказываются чтение Оставаться в вертикальном положении - тоже нелегкая и письмо. Ребенок должен запоминать, вверх или вниз работа: человек стремится опереться, например, о стену. «ножками» пишется буква м, справа или слева палочка Если вестибулярная, проприоцептивная и тактильная у буквы р и т. д. Знания такого рода обеспечиваются зри- казаться, что с ребенком все в порядке, - до тех пор, пока В целом дети с нарушением сенсорной интеграции он не столкнется со школьными заданиями. Чтение, пись- плохо ориентируются в окружающем их пространстве. мо, математика требуют хорошей сенсорной интеграции Они то и дело натыкаются на людей или предметы, по- и предъявляют к мозгу сложные требования. Нарушение скольку не в состоянии оценить их пространственное по- интеграции либо прямо влияет на протекающий в мозгу ложение, а также положение собственного тела. Они в процесс обучения, либо ведет к нарушению поведения, буквальном смысле «потерянные». Из-за этой особенности связанного с учебой в школе, даже если способности к обу- им трудно в школе переписывать в тетрадь написанное чению не снижены. Если задания слишком трудны, а со- на доске: возникает проблема, во-первых, с оценкой рас- ответствующей поддержки ребенок не получает, он может стояния между собой и доской, а во-вторых, с расположе- начать избегать посещения школы и, в конце концов, так нием букв на бумаге. Буквы выходят разного размера и и не закончит свое школьное образование. кривыми.
_______________________________________________ Нарушение интеграции либо прямо влияет Бывают дни, когда сконцентрироваться на чем-либо и за- на протекающий в мозгу процесс обучения, либо ведет вершить дело вообще невозможно. Юность. К тому времени, как ребенок с нарушением Процесс интеграции интеграции превратится в подростка, он уже успеет, воз- ет, счего начать, или сколько времени займет каждое В крайнем левом столбце схемы («Ощущения») пере- Что такое нарушения сенсорной интеграции? 77
их адекватная стимуляция и свободная передача импуль- ганизация его нервной системы опирается на более фун- сов от рецепторов в мозг. У ребенка с нарушением инте- даментальные ощущения. грации в целом это требование выполняется, помеха На третьем уровне сенсорной интеграции к процессу заключается лишь в интеграции сенсорных сигналов. подключаются слуховые и зрительные ощущения. Слухо- Фигурные скобки на схеме представляют «уровни» вые и вестибулярные ощущения объединяются с образом процесса сенсорной интеграции. Недостаток схемы состо- тела, а также со связанными с ними функциями, давая ит в том, что она не отражает непрерывность интегра- ребенку возможность говорить и понимать язык. Зри- ции. Функции, представленные на схеме, не развиваются тельные сигналы, интегрируясь с этими тремя базовыми волнообразно. Все происходит одновременно, хотя некото- видами ощущений, дают ребенку точное, детальное зри- рые функции формируются раньше других. тельное восприятие и координацию глаз-рука. Достигнув Значение скобок соответствует их виду: несколько третьего уровня, ребенок действует: он выполняет уже бо- Второй уровень формируется, когда три основных вида грации нервных сигналов. Раз обе стороны тела могут ра- ощущений - тактильные, вестибулярные и проприоцеп- ботать слаженно и целенаправленно, значит, у каждой из тивные - интегрированы, в результате мы получаем пер- них и у каждого из двух полушарий мозга есть естествен- цептивный образ своего тела, координацию двух сторон ная специализация. тела, двигательное планирование, определенный уровень Развитие ни одной из этих функций не ограничивает- активности, концентрацию внимания и эмоциональную ся каким-то определенным возрастом. Мозг ребенка рабо- стабильность. Эта скобка говорит нам, что зрительные и тает на каждом из уровней сенсорной интеграции на про- слуховые ощущения не играют главной роли в развитии тяжении всего детства. В двухмесячном возрасте его нерв-перечисленных функций. Ребенок видит и слышит, но ор- ная система активнее всего трудится на первом уровне
Что такое нарушения сенсорной интеграции?
интеграции, чуть меньше - на втором и еще меньше - на третьем. В год самыми важными становятся первый и второй уровни, третий приобретает большую значимость. В три года он все еще продолжает работать на первых трех уровнях, но подключается и четвертый. В шесть лет первый уровень обычно уже пройден, второй - почти завершен, третий все еще развивается, а четвертый начинает играть главную роль. Ребенок снова и снова учится одним и тем же вещам, сначала ползая, затем начав ходить, а потом и ездить на велосипеде. Давайте рассмотрим каждый из уровней интеграции подробнее.
Первый уровень интеграции
Прикосновения крайне важны для ребенка и сильно влияют на всю его дальнейшую жизнь. Тактильные ощущения помогают младенцу сосать грудь, а позднее - пережевывать и проглатывать пищу. Плохая работа тактильной системы может затруднить сосание, а в более старшем возрасте привести к неприятию твердой пищи из-за ее структуры. Младенцу необходимо иметь телесный контакт с матерью или с тем, кто о нем заботится, а его мозг должен правильно истолковать ощущения от этого контакта, чтобы у ребенка сформировалась первая в его жизни эмоциональная привязанность. Харлоу (Нагlow 1958, 1959) показал, что эмоциональная связь имеет в основном тактильную природу. Эту тактильно-эмоциональную привязанность иногда называют «связью мать-ребенок». Бла-
годаря ей младенец впервые ощущает себя физическим те- лом. Кожа служит для него границей его «я», и поэтому обработка тактильной информации в мозгу оказывается для малыша основным источником чувства безопасности. Харлоу показал это в эксперименте с обезьянами, поме- стив их в комнаты с незнакомыми им объектами*. Дете- ныши, воспитанные плюшевой «мамой», самостоятельно исследовали комнату и предметы, хотя в присутствии
* В эксперименте использовались специально изготовленные манекены двух типов - мягкий плюшевый и жесткий проволоч- ный. - Прим. науч. ред.
своей «мамы» время от времени поглядывали в ее сторону, словами - лишает ребенка твердого «фундамента-, необхо- ища одобрения. Детенышам, воспитанным неприятной димого для ходьбы и поддержания тела в положении стоя. для контакта «мамой» из проволоки, было невыносимо Следовательно, ребенок может так и не научиться управ- находиться в незнакомой обстановке. лять положением тела, что обычно люди делают автома- Мать обнимает малыша и возится с ним, но такого тически, его движения будут скованными и неловкими, стимула ему будет недостаточно, если нарушение инте- равновесие - нестабильным, а мышечный тонус – низким. грации затронет процесс обработки тактильных ощуще- Несмотря на вероятность компенсации этих проблем в бу- ний. Слабая первая привязанность в дальнейшем затруд- душем, они могут замедлять развитие и в конечном счете няет формирование эмоциональных связей. Не получая приводить к сильному утомлению. ощущения безопасности от общения с матерью через при- Тактильные сигналы служат ключевым источником Интеграция вестибулярных и проприоцептивных сиг- ноге». Если сенсорная информация от внутреннего уха, налов обеспечивает движение глаз. Без нее ребенку будет мышц и суставов интегрируется плохо, ребенок не может трудно сфокусировать взгляд на объекте или следить за определить свое местоположение в пространстве и по- движущимся предметом, а позднее - водить взглядом по нять, как он в нем двигается. Он все время боится упасть строчкам. Таким образом, чтение окажется настолько из- боится, когда его переворачивают в воздухе. Лишенный нуряющим занятием, что потеряет всякий смысл. чувства гравитационной безопасности, он чувствует себя Недостаточная интеграция вестибулярной и проприо- незащищенным в целом. Если к этому прибавляется эмо- цептивной систем тормозит развитие постуральных ре- циональная незащищенность, обусловленная плохой ин- акций, таких как переворот со спины на живот или пере- теграцией тактильных сигналов, то под угрозу ставится мещение тела в положение стоя на четвереньках, иными все эмоциональное развитие малыша. Никому из нас не представить весь ужас, который испытывает маленький * Постуральный (англ. postural - обусловленный положением человечек, не справляющийся с простыми тактильными тела в пространстве, относящийся к позе. - Прим. перев. или вестибулярными сигналами. Что такое нарушения сенсорной интеграции? 81
Второй уровень сенсорной интеграции схемы тела. Если ребенок слишком полагается на зрение, вероятно, его образ тела неполон. ции являются кирпичиками здания эмоциональной ста- ях между правой и левой сторонами тела чреват для ре- бильности. Если все эти три главные системы не работают бенка трудностями при выполнении задач, требующих должным образом, ребенок, скорее всего, будет реагиро- скоординированных действий обеих рук или обеих ног. вать на окружающее слабее, чем следует. Некоторые дети Особенно это касается игры на барабане или танцев. уходят в себя, становятся тихими и стараются угодить лю- Расстройство координации между сторонами тела неред- дям, которые их окружают. Другие гиперактивны и реаги- ко наблюдается у детей с вестибулярными нарушениями. ко проблема здесь не в зрительных и слуховых ощущени- осуществлять «навигацию», то есть планировать движе- ях: ребенок чрезмерно активен потому, что его основные ния. Большинство взрослых пользуются вилкой или наде- сенсорные процессы не дают ему остановиться. Несмотря вают одежду автоматически, однако маленькому ребенку на активность, он не концентрирует внимание на том, для этого приходится составлять план движений. Двига- что делает, поэтому редко доводит дело до конца. Сфоку- тельное планирование - это сенсорный процесс, позволя- сироваться на чем-либо ему не под силу. С такими детьми ющий нам адаптироваться к незнакомым задачам и затем трудно справляться как дома, так и в школе. учиться выполнять их спонтанно. Ключом к двигательно- Подобное мы наблюдаем у детей с плохо организован- му планированию служит схема тела с точной тактиль-
6 Ребенок и сенсорная интеграция
Неупорядоченные ощущения не дают малышу сконцентрироваться и придать своим действиям целенаправленный характер. Слуховые и зрительные стимулы нередко отвлекают или перевозбуждают ребенка: именно так обычно и происходит, когда телесные и гравитационные ощущения недостаточно интегрированы (организованы). Третий уровень интеграции
Сенсорная интеграция - процесс непрерывный. Каждый предыдущий уровень интеграции открывает дорогу к следующему. Прежде чем ребенок научится понимать слова, ему необходимо научиться сосредотачивать внимание на говорящем человеке. Освоить произнесение слов можно, лишь получив надежные сенсорные данные от ротовой полости. Отдел мозга, отвечающий за связь слуха с речью, нуждается также в вестибулярных ощущениях. На рис. 3 показано, что речь и язык зависят от интегра- ции слуховых сигналов с вестибулярной системой. Как уже говорилось в 3-й главе, слуховая и вестибуляр-ная системы тесно связаны. Слушать человеческую речь, безусловно, очень важно для развития понимания языка и для речевого развития, но вестибулярная система долж- на помогать мозгу обрабатывать услышанную информа- Зрительный анализ пространства (зрительная перцепция пространства) говорит нам об окружающем мире многое: перевернута ли чашка, войдет ли колышек в выемку, куда должен лечь фрагмент мозаики. Что такое нарушения сенсорной интеграции? 83
цию. У детей с определенными видами вестибулярных на- тям с вестибулярными нарушениями нелегко разобраться рушений речь развивается медленнее, хотя обычно, когда в том, что же они видят. В особо серьезных случаях ребе- они начинают говорить, она не выходит за рамки нормы. нок не воспринимает глубину пространства: ему трудно Для артикулирования, то есть произнесения слов, не- ходить по лестнице и оценивать высоту предметов. Если Подобно речи и языку, зрительная перцепция - резуль- чиваются, и он уже способен отслеживать процесс, направ- Очевидно, что для ответов на подобные вопросы мы свои руки. Движениями рук руководят вестибулярные и
необходима соответствующая информация о действии си- лы тяжести, движениях, работе мышц, суставов и кожи всех частей тела. Мозг так устроен, что он работает как единое целое, и это единственно возможный способ работать хорошо. Если сигналы от любого из органов чувств беспорядочны, страдает все остальное. Следовательно, у детей с вестибулярными, тактильными или проприоцеп-тивными нарушениями координация глаз-рука часто да- ет сбои. Им трудно разобраться, где и как нужно провести линию или закрасить фигуру. Позднее они не смогут выполнять точную работу с помощью ручных инструментов.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|