|
Нарушения зрительной перцепцииперцепция пространства и формы Большинство из нас не помнит, что такое быть младенцем. В раннем детстве мы не воспринимаем вещи как осмыс-
ленные зрительные образы. Мы весьма быстро научаемся узнавать лицо матери, ибо ее присутствие означает, что рядом пища и уют. Позднее, исследовав окружающую сре- ду, мы постигаем физическую природу пространства и предметов. Это сенсомоторное физическое знание со вре- менем интегрируется со зрительной информацией, фор- мируя зрительную перцепцию пространства и форм. ладаем чувством пространства, регулируемым силой тяже- сти. Импульсы, поступающие к нашим гравитационным рецепторам, уже в материнской утробе начинают подска- зывать нам, где верх, а где низ. Движения матери стиму- лируют развитие двигательных рецепторов плода, благо- -даря чему он ощущает направление и скорость. Таким образом мозг плода начинает рисовать «карту» мира за пределами материнского тела. Мышечные и суставные рецепторы уже готовы обеспечивать мозг информацией, но теснота матки сковывает многие движения, рождающие мышечные и суставные ощущения. Появившись на свет, мы учимся существовать в куда более обширном простран- стве, где есть возможность двигаться, видеть и слышать. го нами пространства. Способность постигать пространст- венные измерения и взаимоотношения тела и простран- Ребенку, не умеющему оценивать, насколько велико про- трудно взаимодействовать со своим физическим окруже- нием. Проблема может сильнее всего проявляться в том, как он рисует мелками, пишет, водит взглядом по строч-
Координирование движений глаз, головы и рук обусловливает многие навыки, в том числе игры с мячом. Способность младенца координировать движения глаз и фокусироваться на предмете помогает ему составить чет- кую картину окружающего мира, в которую включаются и люди.
кам, кидает мяч или поддерживает по-рядок в своей комнате. Если ему труд- но стоять в шеренге одноклассников или играть в игры, распознать, что истинная причина этого - нарушение пространственной перцепции, бывает нелегко. Все, что мы видим, не обретет смыс-ла, пока наш мозг не поймет, где нахо-дится земля и каким образом перемещаются голова и тело. Мозг должен удерживать глаза и голову неподвиж-ными, чтобы мы видели четкую карти- ну окружающей среды. Кроме того, ему необходимо управлять глазами при слежении за движениями предме- тов и людей.
Произвольные движения Мы учимся воспринимать простран- ство и соотносить себя с ним с помо- щью адаптивных ответов и обуслов- ленных ими сенсорных импульсов. Ученые Ричард Хелд и Алан Хейн
(Richard Held и Alan Nein) провели ряд интересных экспериментов, показывающих, сколь важны адаптив- ные ответы для развития зритель- ной перцепции. Один из экспериментов прово- дился с участием новорожденных котят. Их поместили в специальный станок*. Одни котята ходили, двигая станок по кругу, другие же просто сидели в своих корзинках. Обе группы котят получали одинаковые зрительные впечатления от стен корзинок. У пассивных котят зрение развилось, но у них не получалось его использовать для эффективного управления своими движениями. Они не могли поставить лапы куда следует, покинуть место, грозившее им падением, а при приближении какого-либо предмета просто закры- вали глаза. У активно двигавшихся котят этих проблем не было. Этот эксперимент показывает, что пассивных движений и зре- ния для развития недостаточно: чтобы интегрировать
* Станок представлял собой подобие карусели с двумя корзина- ми для котят. Активно двигался только один котенок, для кото- рого в корзине были проделаны отверстия для лап, другой мог двигаться только пассивно - его возил первый. -Прим. перев.
Зрительная перцепция и нарушение слуха и речи153
зрительные процессы с двигательными, человек должен лягушек наиболее продвинутым, ведь у них не было нуж- ощущениями. Древние млекопитающие жили на деревьях, где им приходилось наблюдать за множеством вещей во всех на-
развития нервных процессов, обеспечивающих анализ приводит к тому, что такие дети устают гораздо сильнее Существует два основных уровня мозговой деятельности, Осмысливая сенсорную интеграцию на которых у людей обрабатываются зрительные сигналы: ствол головного мозга и полушария головного мозга. На Нарушение зрительной перцепции уровне ствола вестибулярные, а также проприоцептивные (от глаз, шеи и тела) и зрительные импульсы объединя- так же дети с нарушением зрительной перцепции воспри- ___________________________________________________ нимают происходящее, например, в школе. Им, скорее Вестибулярные, проприоцептивные и зрительные данные всего, приходится очень сильно напрягать внимание, что- интегрируются, образуя «карту», которую мозг потом бы сосредоточить взгляд на доске. Столь тяжелая работа использует для управления движением тела в пространстве.
Зрительная перцепция и нарушение слуха и речи155
После того как вестибулярные, проприоцептивные и зрительные ощущения объединились в стволе мозга, они путешествуют выше, к нескольким зонам полушарий, где обрабатываются уже более специфическим образом. Эти мозговые процессы позволяют нам детально разглядеть маленькие объекты, да к тому же в их связи с фоном. А еще они управляют глазами, когда мы осознанно на что- либо смотрим. Мышцы, управляющие движениями глаз,
плавных движений глаз, ребе- нок может испытывать силь- ный дискомфорт, читая книгу: схожее неудобство мы испыта- ли бы, читая «прыгающий» на экране текст. Зрительно различать дета- ли сложно, если зрительная зо- на коры мозга не наладила коммуникации с вестибуляр- ной системой, мышцами, суста- вами и кожей. Поэтому у детей, не получающих точной инфор- мации от тела, нередко страда- ет и зрительная перцепция. Причиной низких показателей
при тестировании зрительной перцепции могут быть и сбои в обработке вестибулярных импульсов. Важно, чтобы оба упомянутых уровня обработки зри- тельной информации взаимодействовали друг с другом. Ни- же приводится наглядный пример того, как это происхо- дит. Терапия, основанная на сенсорной интеграции, знает множество схожих примеров сенсорного взаимодействия. Ребенок направляется к горке на игровой площадке. В зрительной зоне коры головного мозга у него хранится образ горки. Значение этого образа формируют процессы, происходящие как в стволе мозга, так и в полушариях. Чтобы ребенок встал у лестницы, приняв нужное положе- ние, удобное для подъема на горку, ствол мозга должен организовать вестибулярные, проприоцептивные и зри- тельные сигналы. Ребенок знает, что подъем на горку безопасен, так как он уже не раз залезал на разные пред- меты и способен соотнести зрительный образ лестницы с ее физической структурой и собственными сенсомоторны- ми навыками. Он карабкается вверх, не теряя ориента- ции, поскольку ствол мозга подсказывает ему, где именно в пространстве он находится. Слияние зрительной, про-приоцептивной и вестибулярной информации помогает ребенку сесть на вершине горки. Он скатывается и полу- чает удовольствие от вестибулярной стимуляции. Ребенок с нарушением сенсорной интеграции, возмож- но, не захочет кататься с горки, так как его нервная си- стема не справляется с какими-либо из описанных задач. Иногда дети не в состоянии определить высоту горки или боятся так высоко залезать. Управлять телом на лестнице тоже может быть сложно из-за хаоса в проприоцептивных
ощущениях. Маленькая площадка на вершине горки мо- многие действия выполняются, когда ребенок двигается, жет казаться опасным местом в силу неадекватных по- именно лежа на животе. стуральных ответов и реакций равновесия. Ребенок с гра- Любые виды терапевтических занятий, стимулирую- витационной неуверенностью, спускаясь с горки даже щих рецепторы внутреннего уха, мышц, суставов и кожи, очень медленно, может чувствовать себя так, словно он будут полезны для развития зрения. Улучшение наступит соскальзывает с Земли. При сниженной активности ве- скорее, если дисфункция связана со стволом мозга. Если стибулярной системы возникает желание скатываться базовые сенсорные системы эффективно поддерживают с горки снова и снова, потому что мозгу все время не хва- более высокие уровни работы мозга, то, возможно, для тает вестибулярной стимуляции. развития зрительной перцепции ребенку нужно давать ______________________________________________ задания типа складывания головоломок, рисования, У детей, не получающих точной информации от тела, письма. Терапевт, специализирующийся на сенсорной нередко страдает и зрительная перцепция. ___________ интеграции, может работать в паре с детским офтальмо- логом или ортоптистом, которые занимаются улучшени- Терапия, основанная на сенсорной интеграции, для ем работы глазодвигательных мышц. ствола мозга и полушарий - совместно работать в ответ Опросный лист «Зрительная перцепция» лярные ощущения, что еще более способствует перцепции □ с трудом собирает мозаику и строит что-либо зрительных образов. По этой причине в процессе терапии из кубиков?
Зрительная перцепция и нарушение слуха и речи157
□ не может рассчитать шаги, поднимаясь/спускаясь - Специальные книжки для развития зрения с зада- по лестнице или шагая с поребрика/на поребрик? ниями, предлагающими что-нибудь найти на рисунке, □ не любит незнакомые места, так как боится, различить предметы, их форму, цвет и т. п., будут полез- что легко может там потеряться? ны для развития способности различения предметов, □ не видит сходства и различия в узорах форм и т.д. Читая с ребенком такую книжку, попросите или рисунках? его отыскать ее страницах конкретные объекты. □ с трудом находит что-либо в ящике стола - Практикуйте рисование различных форм или букв или различает лицо в толпе? на материалах разного типа, таких как каша, глина, □ долго возится с пуговицами/молниями на одежде мыльная пена, песок и т. д. или надевает обувь не на ту ногу? - Вовлекайте ребенка в те виды деятельности, кото- □ теряется в классе: не понимает, когда нужно сдать Также полезно заниматься поделками, для которых нуж- дашей, где на доске написано задание и т. д.? - Стимулируйте ребенка к рисованию, письму и т.д. на □ не может резать ровно по линии и/или склеивать наклонных и вертикальных плоскостях, чтобы обеспечить предметы и бумагу в нужном месте, занимаясь обратную связь для его мышц и суставов. гу», по которым можно водить карандашом или игрушеч- Copyringht© Western Psychological Services, 2005 ными машинками. Пусть ваш ребенок сам нарисует такие лабиринты и дороги. ! Советы родителям - Следите за признаками чрезмерной зрительной сти- муляции. Слишком большое количество отвлекающих Вот некоторые способы помочь ребенку развить зритель- факторов дезорганизует ребенка, чувствительного к зри- ную перцепцию. тельной стимуляции. - Побуждайте ребенка строить что-либо из кубиков Терапевт может предложить и более специфические (конструктора). Создавайте для него образцы, которые виды занятий, подходящие вашему ребенку. Расспросите он может скопировать, или называйте ему конкретные новых идеях для занятий и постарайтесь вместе обсудить объекты для постройки (например, мост, тоннель, дом). реакции ребенка на разные виды зрительного опыта.
Нарушения слуха и языка ляция подразумевает специфические движения рта, язы слуховым и речевым нарушениям, хотя помимо них есть Поскольку речь и язык являются одним из результа-
Зрительная перцепция и нарушение слуха и речи159
дете в конце длинного стола, вокруг, вероятно, будет шум- ции в стволе мозга столь же значима для развития слуха но из-за разговоров окружающих и бряканья посуды, до- иразличения звуков, как и для развития зрения. Как и в носящегося из расположенной рядом кухни. Кто-нибудь в случае зрительных функций, обработка в стволе мозга за- центре стола может рассказывать смешную историю, но кладывает основание для более сложного, более высокого вам будут слышны лишь обрывки. В конце рассказа все уровня работы мозга, необходимого для развития языка. себя выключенным из общего разговора неприятно, теграции, стимулирует развитие языка и речи, увеличи- а пытаться разобраться в сути происходящего, вая эффективность процессов низших уровней обработки когда все остальные уже все поняли, нелегко. информации. Речь нередко улучшается, когда ребенок с речевым нарушением участвует в разнообразных видах димыми для чтения. Освоение навыков двигательного
рекомендуется заодно обратиться к специалисту по коммуникации - за оценкой речевого развития. Опросный лист «Обработка звуковых импульсов» Эти вопросы описывают некоторые признаки и симпто- мы нарушения обработки звуковых импульсов. У ребенка не обязательно наличествуют все указанные признаки, и наоборот, отдельные симптомы могут встречаться у детей, не имеющих никаких проблем. Замечаете ли вы, что ваш ребенок: □ не всегда отвечает, когда к нему обращаются? □ неверно понимает обращенные к нему слова? □ путает схожие по звучанию слова (например, «принеси кошку» вместо «принеси ложку»)? □ затрудняется повторить за кем-либо слова или предложения? □ невнятно говорит: неправильно произносит слова или спотыкается на многосложных словах (например, говорит «сипед» вместо «велосипед») □ частично понимает, но пропускает детали внятно произнесенных описаний, указаний или рассказов? □ в тишине слышит хорошо, но в шумной обстановке путается? □ не может верно указать направление, откуда идет звук? * Комментарий эксперта Сьюзан Смит Роули к темам, поднятым в этой главе, см. в Приложении А.
□ не может смотреть и слушать одновременно? □ на групповых занятиях (играх, уроках, лекциях) несколько отстранен, не интересуется происходя- щим или вообще избегает групповых мероприятий? □ странно отвечает на вопросы, неправильно их понимая? □ разговаривает монотонно или очень громко? □ демонстрирует высокую чувствительность к шуму и время от времени слышит то, чего не слышат другие? □ выглядит рассеянным или ошарашенным, если вокруг смеются, шумят или разговаривают все одновременно (например, в кафе)? Copyringht© Western Psychological Services, 2005 Речевая коммуникация зависит не только от слуха, но и от осязания, зрения и взаимодей- ствия со многими другими сенсорными и двигательными функциями, связанными с обуче- нием и поведением.
Аутизм: история Марианны Марианна была прелестным младенцем. Светлоглазая, спокойная: все завидовали ее родителям, что им с ней так легко. Девочка начала переворачиваться, ползать и ходить в положенное время, как и ее сверстники. Казалось, она развивается типично. К двум годам Марианна уже произносила слова, и мать подумывала отдать ее в детский садик. Но в последующие месяцы стало заметно, что девочка начала отличаться от детей своего возраста. Родителям казалось, что дочь стала реже говорить, и, понаблюдав за другими детьми, они заметили, что она отказывается играть - в игрушки и со сверстниками - так, как играют остальные дети. Например, Лиза, двоюродная сестра Марианны, «кормила» и «купала» своих кукол, а Марианна обычно складывала своих рядком возле кровати. Другие ребята радовались новым игрушкам и придумывали множество способов игры с ними, а Марианна предпочитала несколько привычных ей игрушек и предметов, таких как веревочки или вата, которые мало к чему можно было приспособить. Девочка любила маму и папу, но с остальными родственниками держалась отчужденно, им даже казалось, что она их не признает. К трем годам в ее лексиконе было несколько фраз, однако она ограничивалась их повторением, даже если они не подходили к ситуации. Марианна не тянулась к детям, ей нравилось быть одной. Она была придирчива к одежде, еде, местам и людям. Мать девочки поняла, что тратит слишком много усилий на планирование дня и устройство дома, чтобы дочь не испытывала дискомфорта. В три с половиной года Марианне поставили диагноз «аутизм». Поначалу эта новость родителей оглушила и поставила в тупик. Тем не менее спустя некоторое время они осознали, что диагноз помог им многое понять в поведении дочери и обеспечить ее поддержкой, в которой она так нуждалась.
Ребенок с аутизмом сенсорная интеграция и аутизм: особые потребности и проблемы Аутизм - это нарушение работы мозга, которое всегда ставило родителей и специалистов в тупик. Для аутизма характерны многие симптомы нарушения обработки сенсорной информации, которые наблюдаются и у других детей с проблемами сенсорной интеграции, описанными в нашей книге. Взаимодействуя с физическим миром, та- кие дети испытывают значительные трудности: их способность взаимодействовать с окружающей средой очень слаба. Однако ребенок с аутизмом сталкивается с дополнительными сенсомоторными трудностями и с проблема-ми в других областях. Понятие «аутизм» часто подразумевает барьеры в социальном взаимодействии, трудности в отношениях с другими людьми, за исключением разве что одного-двух близких. «Он закрылся в своем мире» - так характеризуют человека с аутизмом, который, как правило, не выносит ничьих попыток заглянуть в его мир. Если такой ребенок говорит, речь его нередко скудна. Артикуляция, как правило, не очень страдает, но интонации бедны, голос монотонный, слова повторяются механически, бездумно. Вы-
ражение эмоций у таких детей тоже отличается от нормы. Одни дети кажутся неэмоциональными: они практически не проявляют ни страха, ни любви. Другие же, наоборот. чересчур эмоциональны: страдают вспышками гнева, агрессии и резко переходят из одного эмоционального состояния в другое. Из года в год терапевты, занимающиеся сенсорной интеграцией, отмечают, что в их клинической практике возрастает число детей с аутизмом. Одним терапия помогает значительно, другим - не очень или не помогает во- все. Приветствуется любое положительное изменение в работе мозга у ребенка с аутизмом, ведь биохимические подходы к проблеме приносят мало пользы, а подходы, основанные на модификации поведения, едва ли могут изменить поведение, если состояние мозга, формирующее это поведение, остается прежним. Наряду с проблемами в общении, языковом развитии и поведении у детей с аутизмом нередко наблюдаются признаки серьезной дисфункции сенсорной интеграции.
Нарушение обработки сенсорных сигналов новым, или же к смене действий: из-за этого подавляется интерес к делам, которые обычно считаются конструктив- У детей с аутизмом, состояние которых позволяет прохо- ными и полезными. дить стандартные тесты, оценивающие сенсорную инте- ______________________________________________ грацию, как правило, обнаруживаются симптомы, сход- В мозгу (в лимбической системе) есть область, ные с диспраксией. Им трудно локализовать тактильные которая «решает», какой сенсорный импульс стимулы и уразуметь, где находятся их руки, если они их регистрировать и предлагать нашему вниманию. не видят. Двигательное планирование тоже дает сбои: об У детей с аутизмом она функционирует плохо. ______ Постуральные ответы у ребенка с аутизмом развиты не «Регистрация» сенсорной информации очень хорошо, но все же лучше, чем у других детей с нару- Многие из нас хотя бы однажды замечали на знакомой шениями сенсорной интеграции. Это означает, что ствол улице, по которой ходили множество раз, что-то, чего не мозга нормально обрабатывает проприоцептивные и ве- замечали прежде. Поинтересовавшись, давно ли здесь стибулярные ощущения, необходимые для многих посту- появился этот знак, дом или что-то еще, мы удивляемся, ральных ответов. Также вероятно, что нормально функ- узнав, что он стоит тут давным-давно. Наш мозг только ционируют нервные пути, несущие информацию к сенсор- сейчас «решил», что объект достоин быть замеченным. ным зонам коры головного мозга. Проблема коренится в Обычно мы даже не осознаем, почему «новый» предмет чем-то ином, неполадки происходят в какой-то другой ча- вдруг привлек наше внимание. Просто вокруг что-то слег- сти мозга. ка изменилось, возможно, его как-то непривычно высве- Существует три вида плохой обработки сенсорных тили солнечные лучи, - и это небольшое отличие застави- сигналов, которые часто встречаются у детей с аутизмом. ло мозг «зарегистрировать» образ, который он ранее игно- Во-первых, сенсорный сигнал «не регистрируется» мозгом рировал. должным образом, поэтому ребенок на одни вещи не об- В мозгу (в лимбической системе) есть область, которая ращает внимания, а на другие реагирует слишком резко. «решает», какой сенсорный сигнал регистрировать и пред- Во-вторых, встречается плохая модуляция сенсорных сиг- лагать нашему вниманию, а также предпринимать ли налов, особенно вестибулярных и тактильных: из-за этого какие-либо шаги в связи с новой информацией. У детей развивается гравитационная неуверенность или тактиль- с аутизмом эта область функционирует плохо, поэтому ная гиперчувствительность. В-третьих, дает сбои область они не фиксируют многое из того, что замечают осталь- мозга, отвечающая за побуждение к действиям, особенно ные. Чем хуже работает эта зона мозга, тем труднее по-
мочь ребенку с аутизмом приобрести навыки, необходимые в ежедневной жизни. Бывает, что ребенок с аутизмом не обращает внимания, к примеру, на звонок или другие шумы и даже умудряется не слышать слов, обращенных непосредственно к нему. Но мозг может вдруг решить, что неплохо бы зарегистрировать этот сигнал, и тогда ребенок откликается. Временами он воспринимает звук более громким, чем его слышат окружающие. Большинство людей перестают регистрировать звуки, если они длятся достаточно долго и при этом остаются неизменными. Дети с аутизмом часто непривычны к продолжительным монотонным звукам и не умеют их «выключать», поэтому склонны обращать на них больше внимания. Иногда на одних звуках они зацикливаются, а другие не фиксируют вовсе. Дети с аутизмом могут игнорировать видимое окружение: они смотрят «сквозь» человека, избегают смотреть в глаза. Игрушки их часто не интересуют, но временами их мозг принимается тщательно и упорн Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|