Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тактильная гиперчувствительность: история Ники





Мама Ники просто не знала, что делать. Конечно, она и раньше понимала, что быть мамой не просто, но никогда не предполагала, что помочь своему ребенку помыться перед сном или одеться утром будет так сложно.

Ники, очаровательная четырехлетняя малышка, была весьма смышленой и разговорчивой для своего возраста.

Развивалась она типично, разве что слишком много капризничала. Ее мама мечтала о блаженстве материнства, но теперь,

Когда дочь родилась, ее мечты рушились: Ники постоянно плакала и плохо спала. Успокаивалась малышка только тогда,

Когда ее держали на руках и качали, но спокойное состояние все равно продолжалось недолго.

С самого раннего возраста она ненавидела, когда ее мыли в ванной, резко отрицательно реагировала на прикосновения

Одежды, одеяла, игрушек, на различные текстуры, вкус и запах разных продуктов, на громкие или необычные звуки,

а еще ей не нравилось, когда ее касаются или держат на руках не так, как она привыкла. Мама Ники планировала

Режим дня так, чтобы избегать ситуаций, наиболее тревожных для дочери.

Девочка подросла, пошла в школу, и ежедневные сборы каждый раз стали перерастать в борьбу. Ей хотелось ходить

В своем чудесном платьице или кружевных носках, однако она либо оттягивала одевание до последней минуты,

Либо вообще наотрез отказывалась одеваться. Умывание, приведение себя в порядок, посещение парикмахерской

Оборачивались кошмаром. Учителя, соседи, мамы детей из игровой группы, родственники и даже папа Ники -

Все они считали, что мама девочки «балует» дочь и «позволяет ей слишком много». А мать расстраивалась из-за того,

Что простые, казалось бы, вещи доставляют ее дочери столько неприятностей. Когда мама Ники, наконец,

наткнулась на термин тактильная гиперчувствительность, у нее гора с плеч свалилась: проблема,

Которую она ясно видела у своей дочери, обрела имя.


 

 

то один вид ощущений. Если мозг не может «утихомирить»

7. Тактильная сенсорные импульсы хотя бы одной из сенсорных систем,

эти импульсы будут мешать ребенку и станут причиной

гиперчувствительность отрицательного поведения. Еда, косметика, средства по

уходу за мебелью и другие химикаты могут пахнуть слиш-
ощущение прикосновенияком сильно. Рев пожарной машины, музыка или болтовня

сверстников могут казаться слишком громкими. Необхо-
почему одни дети чувстви-димо внимательно наблюдать за ребенком, чтобы убедить-

ся, что его реакции связаны именно с этими ощущениями,

тельнее к прикосновениям, а не с чем-либо другим, что происходит в то же время.

Тактильная гиперчувствительность в глаза не броса-

чем другие ется, но является серьезным неврологическим нарушени­-
ем. Ее часто можно встретить у детей с проблемами в обу-­
чении, задержкой развития, а также при более серьезных

В этой главе мы рассмотрим проблему, связанную с повы- состояниях. Ребенок с повышенной чувствительностью к

шенной чувствительностью к осязательным стимулам. тактильным раздражителям, как правило, очень активен

Отрицательные реакции у детей с нарушением сенсорной и легко отвлекается, и это беспокоит родителей и учите-

интеграции часто связаны с прикосновениями, или так- лей больше всего. Однако гиперактивность и неспособ-

тилъными ощущениями, однако сходные реакции наблю- ность сосредоточиться не всегда оказываются следствием

даются и в отношении запахов, вкусов, звуков, света или нарушения обработки тактильных сигналов.
иных зрительных ощущений, а также движений и измене- Нарушение, приводящее к тактильной гиперчувстви-

ний положения тела. Нетипичную чувствительность (гипо- тельности, необязательно влияет на обучение, но диском-

или гиперчувствительность) обычно называют нарушением форт и негативные поведенческие реакции, вызванные

сенсорной модуляции. Один из видов такого нарушения - этим нарушением, сказываются на обучении. Дети с силь-

тактильную гиперчувствительность - мы здесь и обсудим. ной гиперчувствительностью эмоционально незащищены:

Гравитационная неуверенность, описанная в главе 5, обыч- вероятно, сбой в работе тактильной системы делает уязви-

но тоже считается нарушением сенсорной модуляции. У од- мой и эмоциональную сферу. Такой вид восприятия при-

них детей пониженная или повышенная чувствительность косновений и реакции на тактильные раздражители, как

может относиться сразу к нескольким видам ощущений, тактильная гиперчувствительность, - отражение более

другие демонстрируют атипичную реакцию лишь на какой- серьезного процесса, происходящего в нервной системе.


140

 


Симптомы

Тактильная гиперчувствительность - это тенденция отрицательно и эмоционально реагировать на ощущение прикосновения. Такая реакция возникает лишь при опре­деленных условиях. В основном мы резко отрицательно реагируем на очевидно неприятные тактильные стиму­лы, например, на жука, ползущего по коже, или на вне­запное прикосновение. У детей с гиперчувствительностью таких стимулов гораздо больше. Они сильно реагируют на раздражители, которые мы едва замечаем. Ощущения прикосновений приводят к серьезным сбоям в их нервной системе, что служит причиной негативных эмоций и не­адекватного поведения.

 

__________________________________________________

Тактильная гиперчувствительность -

это тенденция отрицательно и эмоционально реагировать

на ощущение прикосновения. _________________________

Подавление (торможение) - это нервный процесс, при котором одна область нервной системы не позволяет дру- ­гой области избыточно реагировать на сенсорный импульс. У каждого из нас нервная система непрерывно получает тактильные сигналы от одежды, касающейся тела, и от всей поверхности кожи. Тем не менее большинство людей подавляют перцепцию этих ощущений и не дают нервной системе на них отвечать. У ребенка с повышенной чувст­вительностью к тактильным стимулам они подавляются слабо, поэтому тактильные (и многие другие) ощущения для него дискомфортны и порождают чрезмерную актив-

 

ность. Очень трудно сосредо­точиться на уроке, когда твоя кожа или одежда доставляют тебе неприятные ощущения.

Дети, которые не любят
или избегают ощущений от опре-­
деленных видов одежды и тек­-
стур, например глины или песка,
могут быть гиперчувствительны
к прикосновениям.

Дети с повышенной чув­ствительностью иногда пред­почитают одежду с длинны-

ми рукавами, чтобы руки всегда были закрыты, или но- ­сят свитера даже в теплую погоду. Погрузить руки в глину, обмакнуть палец в краску, ходить босиком по тра- ­ве или песку - всего этого они тоже могут избегать. Им не нравится, когда кто-то их моет, не нравится ходить в во­- де, поскольку брызги чрезмерно возбуждают их нервную систему. Определенные виды тканей, такие как шерсть, некоторые виды синтетики или грубые материалы также вызывают у них дискомфортные ощущения.

 

____________________________________________________

Очень трудно сосредоточиться на уроке, когда твоя кожа или одежда доставляют тебе неприятные ощущения. __________

 

В те моменты, когда такой ребенок чувствует себя на­дежно защищенным, особенно общаясь с близкими ему


Тактильная гиперчувствительность 141

 

 

людьми, он может сам искать тактильных ощущений, на- вение сзади порождают особенно сильную тревогу, поэто- пример объятий. В противном случае даже прикоснове- му заставлять такого ребенка встать в шеренгу вместе с ния матери могут быть ему неприятны. Создается проти- другими детьми значит просто-напросто провоцировать воречивая ситуация: с одной стороны, он сильнее других инцидент. А учитель увидит здесь лишь «плохое поведе- детей нуждается в прикосновениях, а с другой, он менее ние», не понимая, что ученик имеет физические причины способен модулировать тактильные импульсы и исполь- вести себя подобным образом. зовать их для поддержания сенсорного равновесия нерв- ________________________________________ ной системы. Родителям здесь следует быть наблюдатель- Родственники и друзья иногда обижаются, ными и стараться понять потребности ребенка. Любовь, если ребенок избегает объятий и поцелуев: терпение, понимание не устранят проблему, но помогут им кажется, что он их не любит. На самом же деле с ней справиться. В таких случаях терапия особенно по- такое неприятие не носит личного характера. ______лезна. Избыточное реагирование на прикосновение мешает, Бывает, ребенок с тактильной гиперчувствительно- ко всему прочему, и социальным взаимоотношениям. Род- стью избегает играть, например, в мягкие игрушки, столь ственники и друзья иногда обижаются, если ребенок из- популярные у других детей. Однако некоторые дети с по-­ бегает объятий и поцелуев: им кажется, что он их не лю- вышенной чувствительностью к тактильным раздражите- бит. На самом же деле такое неприятие не носит личного лям стремятся получить дополнительную - приятную - характера. Приветливый родственник, погладив ребенка тактильную стимуляцию. Приятные тактильные ощуще- по голове, может тем самым перевозбудить его тактиль- ния организуют нервную систему и помогают ослабить ную систему, или вызвать чувство дискомфорта простым отрицательные реакции. Вот почему дети с тактильной объятием за плечи. А уж щекотку гиперчувствительный гиперчувствительностью иногда нуждаются в особом «за- ребенок и подавно воспримет в штыки: может, он и отреа- щитном одеяле» или мягкой игрушке. Им нравится, смо- гирует смехом, но это не исключает неприятного чувства тря телевизор, заворачиваться в одеяло или валяться на и желания «отбиться» от того, кто тебя щекочет. ковре с толстым ворсом. Совместные игры тоже чреваты проблемами, посколь- Не пытайтесь заставить гиперчувствительного ребен­- ку другие дети не осознают, что причиняют товарищу ка преодолеть отрицательные реакции, убеждая его, что дискомфорт. Игра в пятнашки может стать мучением в ему не нужно так себя вести. Отрицание проблемы не прямом смысле слова. Ребенок реагирует не только на устранит ее, напротив, вселит в ребенка чувство вины. прикосновения как таковые, но и на собственный страх Дискомфорт - это реальное ощущение, и подавить свои чужих прикосновений. Внезапное касание или прикосно- реакции на него ребенку не под силу.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.