|
Тактильная гиперчувствительность: история НикиМама Ники просто не знала, что делать. Конечно, она и раньше понимала, что быть мамой не просто, но никогда не предполагала, что помочь своему ребенку помыться перед сном или одеться утром будет так сложно. Ники, очаровательная четырехлетняя малышка, была весьма смышленой и разговорчивой для своего возраста. Развивалась она типично, разве что слишком много капризничала. Ее мама мечтала о блаженстве материнства, но теперь, Когда дочь родилась, ее мечты рушились: Ники постоянно плакала и плохо спала. Успокаивалась малышка только тогда, Когда ее держали на руках и качали, но спокойное состояние все равно продолжалось недолго. С самого раннего возраста она ненавидела, когда ее мыли в ванной, резко отрицательно реагировала на прикосновения Одежды, одеяла, игрушек, на различные текстуры, вкус и запах разных продуктов, на громкие или необычные звуки, а еще ей не нравилось, когда ее касаются или держат на руках не так, как она привыкла. Мама Ники планировала Режим дня так, чтобы избегать ситуаций, наиболее тревожных для дочери. Девочка подросла, пошла в школу, и ежедневные сборы каждый раз стали перерастать в борьбу. Ей хотелось ходить В своем чудесном платьице или кружевных носках, однако она либо оттягивала одевание до последней минуты, Либо вообще наотрез отказывалась одеваться. Умывание, приведение себя в порядок, посещение парикмахерской Оборачивались кошмаром. Учителя, соседи, мамы детей из игровой группы, родственники и даже папа Ники - Все они считали, что мама девочки «балует» дочь и «позволяет ей слишком много». А мать расстраивалась из-за того, Что простые, казалось бы, вещи доставляют ее дочери столько неприятностей. Когда мама Ники, наконец, наткнулась на термин тактильная гиперчувствительность, у нее гора с плеч свалилась: проблема, Которую она ясно видела у своей дочери, обрела имя.
то один вид ощущений. Если мозг не может «утихомирить» 7. Тактильная сенсорные импульсы хотя бы одной из сенсорных систем, эти импульсы будут мешать ребенку и станут причиной гиперчувствительность отрицательного поведения. Еда, косметика, средства по уходу за мебелью и другие химикаты могут пахнуть слиш- сверстников могут казаться слишком громкими. Необхо- ся, что его реакции связаны именно с этими ощущениями, тельнее к прикосновениям, а не с чем-либо другим, что происходит в то же время. Тактильная гиперчувствительность в глаза не броса- чем другие ется, но является серьезным неврологическим нарушени- В этой главе мы рассмотрим проблему, связанную с повы- состояниях. Ребенок с повышенной чувствительностью к шенной чувствительностью к осязательным стимулам. тактильным раздражителям, как правило, очень активен Отрицательные реакции у детей с нарушением сенсорной и легко отвлекается, и это беспокоит родителей и учите- интеграции часто связаны с прикосновениями, или так- лей больше всего. Однако гиперактивность и неспособ- тилъными ощущениями, однако сходные реакции наблю- ность сосредоточиться не всегда оказываются следствием даются и в отношении запахов, вкусов, звуков, света или нарушения обработки тактильных сигналов. ний положения тела. Нетипичную чувствительность (гипо- тельности, необязательно влияет на обучение, но диском- или гиперчувствительность) обычно называют нарушением форт и негативные поведенческие реакции, вызванные сенсорной модуляции. Один из видов такого нарушения - этим нарушением, сказываются на обучении. Дети с силь- тактильную гиперчувствительность - мы здесь и обсудим. ной гиперчувствительностью эмоционально незащищены: Гравитационная неуверенность, описанная в главе 5, обыч- вероятно, сбой в работе тактильной системы делает уязви- но тоже считается нарушением сенсорной модуляции. У од- мой и эмоциональную сферу. Такой вид восприятия при- них детей пониженная или повышенная чувствительность косновений и реакции на тактильные раздражители, как может относиться сразу к нескольким видам ощущений, тактильная гиперчувствительность, - отражение более другие демонстрируют атипичную реакцию лишь на какой- серьезного процесса, происходящего в нервной системе. 140
Симптомы Тактильная гиперчувствительность - это тенденция отрицательно и эмоционально реагировать на ощущение прикосновения. Такая реакция возникает лишь при определенных условиях. В основном мы резко отрицательно реагируем на очевидно неприятные тактильные стимулы, например, на жука, ползущего по коже, или на внезапное прикосновение. У детей с гиперчувствительностью таких стимулов гораздо больше. Они сильно реагируют на раздражители, которые мы едва замечаем. Ощущения прикосновений приводят к серьезным сбоям в их нервной системе, что служит причиной негативных эмоций и неадекватного поведения.
__________________________________________________ Тактильная гиперчувствительность - это тенденция отрицательно и эмоционально реагировать на ощущение прикосновения. _________________________ Подавление (торможение) - это нервный процесс, при котором одна область нервной системы не позволяет дру- гой области избыточно реагировать на сенсорный импульс. У каждого из нас нервная система непрерывно получает тактильные сигналы от одежды, касающейся тела, и от всей поверхности кожи. Тем не менее большинство людей подавляют перцепцию этих ощущений и не дают нервной системе на них отвечать. У ребенка с повышенной чувствительностью к тактильным стимулам они подавляются слабо, поэтому тактильные (и многие другие) ощущения для него дискомфортны и порождают чрезмерную актив-
ность. Очень трудно сосредоточиться на уроке, когда твоя кожа или одежда доставляют тебе неприятные ощущения. Дети, которые не любят Дети с повышенной чувствительностью иногда предпочитают одежду с длинны- ми рукавами, чтобы руки всегда были закрыты, или но- сят свитера даже в теплую погоду. Погрузить руки в глину, обмакнуть палец в краску, ходить босиком по тра- ве или песку - всего этого они тоже могут избегать. Им не нравится, когда кто-то их моет, не нравится ходить в во- де, поскольку брызги чрезмерно возбуждают их нервную систему. Определенные виды тканей, такие как шерсть, некоторые виды синтетики или грубые материалы также вызывают у них дискомфортные ощущения.
____________________________________________________ Очень трудно сосредоточиться на уроке, когда твоя кожа или одежда доставляют тебе неприятные ощущения. __________
В те моменты, когда такой ребенок чувствует себя надежно защищенным, особенно общаясь с близкими ему Тактильная гиперчувствительность 141
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|