Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 2. Упрощенное производство





 

Согласно ст. 140 КАС РФ в случаях, установленных КАС РФ, судебное разбирательство административного дела может осуществляться без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства.

Рассмотрению административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства посвящена гл. 33 КАС РФ. В частности, в ст. 291 КАС РФ предусмотрено, что административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства только в определенных случаях, к которым относятся:

1) заявление всеми лицами, участвующими в деле, ходатайств о рассмотрении административного дела в их отсутствие, при том, что их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

2) заявление административным истцом ходатайства о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, при условии, что административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;

3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб.

Так, налоговая инспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением к Н. о взыскании пени, обосновав требование следующим. Административный ответчик состоит на налоговом учете и имеет задолженность по пени по НДФЛ в размере [...] руб. Судебным приказом мирового судьи от 22.09.2015 указанная недоимка взыскана в пользу налоговой инспекции, определением мирового судьи от 22.09.2015 судебный приказ отменен в связи с поступлением от должника заявления о несогласии с приказом. 30 апреля 2014 г. административным ответчиком в налоговую инспекцию представлена декларация по НДФЛ за 2013 год, сумма налога к уплате в соответствии с которой составляла 0 руб. 6 августа 2014 г. налогоплательщиком представлена уточненная декларация за 2013 год, в соответствии с которой сумма НДФЛ к уплате составила [...] руб. Срок уплаты НДФЛ за 2013 год - 15 июля 2014 г. Уплата суммы налога за 2013 год произведена административным ответчиком 4 августа 2014 г. За период просрочки на указанную сумму налога начислены пени. Также у административного ответчика имелись другие недоимки по налогам, подтвержденные судебными решениями. На указанные недоимки также начислены пени в соответствии со ст. 75 НК РФ. 28 апреля 2015 г. в адрес налогоплательщика направлено требование на уплату пени на сумму [...] руб. Добровольный срок исполнения требования установлен 21 мая 2015 г. По состоянию на 30 сентября 2015 г. требование не исполнено. Судом с учетом того, что сумма требования по обязательным платежам не превышает 20 тыс. руб., дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства на основании п. 3 ст. 291 КАС РФ, постановлено решение о взыскании с Н. пени по НДФЛ за период с 30 ноября 2013 г. по 28 апреля 2015 г. в размере [...] руб., государственной пошлины в доход федерального бюджета и об отказе налоговой инспекции во взыскании с Н. пени по НДФЛ за период с 30 ноября 2013 г. по 28 апреля 2015 г. в размере [...] руб.

См.: Обзор апелляционной практики по гражданским делам за декабрь 2015 года - январь 2016 года, подготовленный Верховным Судом Республики Коми (дело N 33а-279, Интинский городской суд).

Административные дела могут быть рассмотрены в порядке упрощенного (письменного) производства при наличии некоторых обстоятельств, предусмотренных законом, к которым отнесены:

- неявка в судебное заседание всех лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной (ч. 7 ст. 150 КАС РФ);

- рассмотрение требований об оспаривании нормативных правовых актов, если на момент принятия повторного нормативного правового акта отсутствовали изменения в законодательстве, которому противоречил признанный не действующим полностью или в части нормативный правовой акт (ч. 5 ст. 216 КАС РФ);

- рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении административного искового заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (ч. 2 ст. 315 КАС РФ).

Если сравнить институт упрощенного производства в рамках административного судопроизводства с аналогичными институтами гражданского и арбитражного судопроизводств, то следует отметить, что ранее в гражданском процессуальном законодательстве отсутствовали нормы, предусматривающие упрощенный порядок судопроизводства. Однако Федеральный закон от 02.03.2016 N 45-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", вступивший в силу с 1 июня 2016 г., внес соответствующие коррективы. Так, названным законом ГПК РФ был дополнен новой гл. 21.1 "Упрощенное производство". В связи с этим дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом РФ, но с учетом некоторых особенностей, установленных гл. 21.1 ГПК РФ.

В порядке упрощенного производства в рамках гражданского процесса подлежат рассмотрению дела:

1) по исковым заявлениям о взыскании денежных средств или об истребовании имущества, если цена иска не превышает 100 тыс. руб., кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства;

2) по исковым заявлениям о признании права собственности, если цена иска не превышает 100 тыс. руб.;

3) по исковым заявлениям, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства.

На основании ч. 2 ст. 232.2 ГПК РФ по ходатайству стороны при согласии другой стороны или по инициативе суда при согласии сторон судья при подготовке дела к рассмотрению может вынести определение о рассмотрении в порядке упрощенного производства иных дел, если не имеется обстоятельств, указанных в ч. 4 ст. 232.2 ГПК РФ.

В частности, согласно ч. 4 указанной статьи суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства установлено, что дело не подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства, удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным гл. 21.1 ГПК РФ, либо суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:

- необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также произвести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;

- заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.

В силу ч. 3 ст. 232.2 ГПК РФ не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела:

1) возникающие из административных правоотношений;

2) связанные с государственной тайной;

3) по спорам, затрагивающим права детей;

4) особого производства.

В рамках арбитражного процесса институт упрощенного производства регламентируется гл. 29 АПК РФ.

В соответствии со ст. 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела:

1) по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц 500 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей 250 тыс. руб.;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если в соответствующих ненормативном правовом акте, решении содержится требование об уплате денежных средств или предусмотрено взыскание денежных средств либо обращение взыскания на иное имущество заявителя при условии, что указанные акты, решения оспариваются заявителем в части требования об уплате денежных средств или взыскания денежных средств либо обращения взыскания на иное имущество заявителя и при этом оспариваемая заявителем сумма не превышает 100 тыс. руб.;

3) о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает 100 тыс. руб.;

4) об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, размер которого не превышает 100 тыс. руб.;

5) о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы составляет от 100 до 200 тыс. руб.

Кроме этого, в порядке упрощенного производства независимо от цены иска подлежат рассмотрению дела:

1) по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору, за исключением дел, рассматриваемых в порядке приказного производства;

2) по требованиям, основанным на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, за исключением дел, рассматриваемых в порядке приказного производства.

По ходатайству истца при согласии ответчика или по инициативе суда при согласии сторон в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены также иные дела, если не имеется обстоятельств, указанных в законодательстве.

В качестве особенности рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства следует отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 227 АПК РФ в указанном порядке могут быть рассмотрены дела, не включенные в перечень, содержащийся в АПК РФ, если стороны согласовали рассмотрение такого дела по правилам упрощенного производства в ходе подготовки дела к судебному разбирательству посредством заявления истцом ходатайства об этом и представления согласия ответчика либо представления в суд согласия сторон на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства, предложенное арбитражным судом. Указанное обстоятельство отражено в постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства".

Особенность упрощенного (письменного) административного судопроизводства заключается в том, что дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в указанном порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме, включая:

- отзыв;

- объяснения по существу заявленных требований;

- возражения по существу заявленных требований;

- заключение прокурора.

В случае если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства нужно выяснить мнение административного ответчика относительно применения указанного порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает срок в 10 дней для потенциально возможного представления в суд возражений относительно применения этого порядка.

Обратите внимание: в порядке упрощенного (письменного) производства дело может быть рассмотрено, только если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.

В том случае, если в течение 10 дней от административного ответчика в суд не поступают возражения, суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело соответствующим образом. При этом, если возражение все-таки поступит в суд позже установленного 10-дневного срока, но до вынесения определения о рассмотрении в порядке упрощенного (письменного) производства, судья определяет рассмотрение по общим правилам административного судопроизводства.

Дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются судьями единолично (если не предусмотрено рассмотрение в коллегиальном составе), в срок, не превышающий 10 дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 29 КАС РФ в суде первой инстанции рассматриваются коллегиально административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ;

2) о расформировании избирательных комиссий;

3) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ о результатах выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы, о результатах референдума Российской Федерации;

4) направленные в суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на их коллегиальное рассмотрение;

5) решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем суда в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;

6) рассматриваемые Дисциплинарной коллегией Верховного Суда РФ.

В суде апелляционной инстанции административные дела рассматриваются коллегиально в составе трех судей.

Например, судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда рассмотрела в открытом судебном заседании материал по правилам ст. 292 КАС РФ по административному иску о взыскании задолженности по взносам и пеням по частной жалобе административного истца на определение Первомайского районного суда города Владивостока от 18.01.2016, которым административный иск оставлен без движения.

См.: Определение Приморского краевого суда от 03.03.2016 N 33а-2508/2016.

В ст. 293 КАС РФ с отсылкой на гл. 15 указанного кодекса закреплены требования, предъявляемые к решениям по административным делам, рассмотренным в порядке упрощенного (письменного) производства.

Таким образом, можно констатировать, что с точки зрения оформления между решениями, выносимыми по общим правилам административного судопроизводства и по правилам обозначенного порядка, разница отсутствует.

Решение суда, принятое в порядке упрощенного (письменного) производства, вступает в законную силу по истечении срока обжалования.

Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, в срок не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, также может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.