Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Базовые понятия и системные составляющие





Коммуникацияесть не что

иное, как перенос информации

в человеческом коллективе

(Г.В. Колшанский)

 

Язык как базовый код коммуникации

 

По мнению Д.Б. Гудкова, межкультурная коммуникация есть «общение языковых личностей, принадлежащих различным лингвокультурным сообществам, и, как любая коммуникация, представляет собой взаимодействие «говорящих сознаний» [Гудков: 2003: 10].

Согласно точке зрения И.И. Халеевой, межкультурная коммуникация представляет собой процесс общения (вербального и невербального) между коммуникантами, являющимися носителями разных языков и культур [Халеева: 1999: 5].

Л.И. Гришаева и Л.В. Цурикова определяют межкультурную коммуникацию как процесс коммуникативного взаимодействия между индивидами, являющимися носителями разных культур и имеющимися собственный языковой код, конвенции поведения, ценностные установки, обычаи, традиции [Гришаева, Цурикова: 2006: 234].

Рассмотренные нами определения включают такие понятия, как язык, культуру, коммуникацию.

Язык базовый код любой коммуникации. Язык как сложное образование может быть определен с разных точек зрения в зависимости от того, какая сторона или стороны языка выделяются.

С точки зрения функции языка язык есть средство общения людей, есть средство формирования, выражения и сообщения мысли.

С точки зрения механизма языка язык есть набор некоторых единиц и правил использования этих единиц, то есть комбинирования единиц; эти единицы «делаются» говорящими в данный момент.

С точки зрения существования языка язык есть результат социального, коллективного навыка «делания» единиц из звуковой материи путем некоторых звуков с некоторым смыслом.

С семиотической точки зрения язык есть система знаков, то есть материальных предметов (звуков), наделенных свойством обозначать что-то, существующее вне их самих.

С точки зрения теории информации язык есть код, с помощью которого кодируется семантическая информация.

Итак, в разных определениях можно обнаружить констатацию системного характера языка.

Но существует комплексный подход к определению языка. Так, например, согласно Н.Д. Арутюновой и Г.В. Степанову, язык – стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире [Арутюнова, Степанов, 1979: 410].

По мнению Ж. Марузо, язык – система знаков, пригодная для того, чтобы служить средством общения между индивидами [Марузо, 1960].

О.А. Леонтович считает, что язык может рассматриваться как инструмент для организации смыслов, продуцируемых в результате мыслительной, эмоциональной и миросозерцательной деятельности человека, и как средство передачи этих смыслов от одного коммуниканта к другому [Леонтович, 2007: 72].

Кроме того, язык изучается как часть культуры. Например, К. Леви-Строс рассматривает язык как 1) продукт культуры («употребляемый в обществе язык отражает общую культуру народа»), 2) часть культуры («он представляет собой один из ее элементов»), 3) условие культуры («именно с помощью языка индивид обретает культуру своей группы») [Леви-Строс, 1985: 65].

 

 

Понятие культуры

 

Культура является базовым понятием теории межкультурной коммуникации. Количество определений культуры измеряется сегодня четырехзначными числами [Гуревич, 1996: 10].

Сам феномен «культура» рассматривается в работах культурологов, социологов, психологов, политологов, философов, историков, эт­нографов, когнитологов, лингвистов. Представители каждой из названных наук выделяют в понятии «культура» те его свойства, которые они замечают с позиций своей области исследования.

Так, например, «Современный философский словарь» под ред. В.Е. Кемерова рассматривает культуру как форму деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального быта, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты [Современный философский словарь, 1998: 433].

«Краткий словарь по социологии» определяет культуру как систему ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям [Краткий словарь по социологии, 1989: 135].

Более широкое определение культуры дает энциклопедия «Культурология» под ред. С.Я. Левита: культура - сложная гомеостатическая система (большая система, суперсистема) внебиологической природы, содержащая совокупный опыт видового существования человека и обеспечивающая накопление, воспроизводство, развитие и использование этого опыта, параллельно с воспроизводством видовых признаков самого человека; относится к классу квазиживых адаптивных систем [Энциклопедия «Культурология», 2007: 1042].

 

Лингвисты также занимаются проблемами культуры. Согласно Э. Сепиру, культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают [Сепир, 1993: 194].

По мнению В.Н. Телия, язык и культура – это формы сознания, отображающие мировоззрение человека [Телия, 1996: 224]. Язык и культура существуют в диалоге между собой. При этом субъект речи и ее адресат – это всегда субъекты культуры.

Анализ определений культуры свидетельствует о том, что психологи, культурологи, философы, социологи, этнографы, лингвисты и другие едины во мнении, что культура – сложная семиотическая система, ее функция – память, ее основная черта – накопление.

Во всех дефинициях не оспариваются определенные качества культуры:

1) Культура – явление приобретенное.

2) Культура – групповой феномен.

3) Культура образует идентичность.

4) Культуры представляют собой открытые системы.

Следует отметить, что современное понимание культуры сви­детельствует о расширении содержания соответствующего понятия и предполагает наличие альтернатив, основывающихся на причастности / непричастности к определенному знанию, типу жизни, поведения, системе ценностей, религии и т. д.

Одной из причин такого изменения содержания является дифференциация культуры, возможность ее поливариантной реализации, что, в свою очередь, обусловлено нарастающей культурной дифференциацией об­щества на разных этапах его развития. Причиной последнего являются автоматизация, индивидуализация образа жизни, систем ценностей, вкусов.

Развитие культуры имеет несколько стадий. В числе основных групп культурных процессов можно выделить следующие:

1) порождение культурных явлений;

2) превращение порожденных культурных форм в образцы, нормы, стандарты, правила осуществления соответствующей деятельности и достигаемых при этом результатов;

3) распространение культурных явлений;

4) функционирование культурных явлений;

5) изменчивость культурных явлений (развитие и модернизация культурных форм или, напротив, деградация культурных явлений в виде понижения уровня структурной и организационной сложности).

Знания о культуре кодируются различными способами: вербальными и невербальными (акустическими, визуальными, мимическими, жестовыми, кинетическими, проксемическими и др.).

К невербальным средствам трансляции культурно значимых сведений о мире относится также возможность передавать культурно значимые сведения костюмом, интерьером, прической, внешней формой и внутренней конфигурацией жилища и т. д.

Культура – это совокупность не только знаний о чем-либо, но и объективаций соответствующих компонентов и элементов культуры. Маркеры любой культуры также разнородны и могут быть объединены по кодам (вербальным и невербальным), по отношению к части культуры (материальной, духовной, интеракциональной), по характеру (маркеры внешней и внутренней культуры), по статусу (индивидуально-физиологические и социокультурные).

 

Функции культуры

 

Культура выполняет различные функции, главной из которых является функция быть хранительницей социального опыта той или иной лингвокультурной общности. При сохранении социального опыта огромную роль играют традиции, обычаи, обряды, ритуалы.

Ритуал – форма социально-культурного санкционированного, упорядоченного символического поведения, совокупность регулярно совершаемых действий и их установленный порядок.

Традиции – элементы социокультурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном обществе в течении длительного времени.

Обряд рассматривается как воспринятая из прошлого форма социокультурной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов.

Обычай – унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе и является привычным для его членов. Если традиции охватывают большой круг явлений и присущи всем сферам социальной жизни и всем культурам, то обычаи ограничиваются определенными обществами. Обряд является разновидностью обычая, символом определенных социальных отношений.

Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является познавательная и информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как интеллектуальная память человечества. Здесь огромную роль играет система образования.

Знания – проверенный общественно-исторической практикой результат процесса познания, зафиксированный в культуре в форме представлений, понятий, суждений и теорий.

Третьей функцией культуры является регулятивная, или нормативная, функция, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется через систему норм, правил, соблюдение которых является необходимым условием существования людей.

Нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и обеспечивающие единство общества и стабильность его функционирования. Нормы – механизм социокультурной регуляции поведения и сознания людей. Находят свое воплощение в юридических законах, морали, этикете, эстетике и т.д.

Четвертой функцией культуры является коммуникативная функция, которая осуществляется с помощью языка и тесно переплетается с названными функциями. Наряду с естественным языком наука, искусство или техника пользуются своими специфическими языками. Без их овладения невозможно постижение всей культуры в целом.

Пятой функцией культуры является ценностная, или аксиологическая. Ценности – общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что является желательным, правильным и полезным. Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее от плохого, идеальное и безобразного, истину и заблуждение, допустимое и запретное, справедливое и несправедливое и т.д. Ценности могут быть квалифицированы на следующие группы: витальные, социальные, политические, моральные, эстетические, религиозные.

Шестой функцией культуры является предназначение задавать главныеориентиры всем сферам человеческой деятельности.

Седьмой функцией культуры является способность ксамообновлению, порождению новых форм.

Восьмой функцией культуры является ее динамичность. Динамика – упорядоченное множество разнонаправленных процессов и трансформаций в культуре. Любые изменения в культуре причинно-обусловлены многими факторами, к которым можно отнести природные ресурсы, различные технологии, социальные институты, культурная диффузия и другие.

Культурная диффузия является взаимным проникновением культурных черт из одного общества в другое при культурном контакте. Диффузия обозначает взаимопроникновение и обогащение культур.

Девятой функцией культуры является способность адаптироваться к постоянноменяющимся условиям бытия.

Десятой функцией культуры является способность к саморазвитию.

Культуры не существуют изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Каждая культура характеризуется специфическими системами видения и восприятия мира. Они формируются в процессе практической деятельности людей, на основе их собственного опыта и традиций, унаследованных от предшествующих поколений.

 

Понятие коммуникации

 

Общение, или коммуникация, – одна из сторон взаимодействия людей в процессе их деятельности. Общение есть необходимое и специфическое условие жизни человека в обществе. Оно «провоцируется» проблемной ситуацией и начинается с того, что человек испытывает какую-либо потребность, обычно лежащую за пределами собственно общения, в сфере той деятельности, которую это общение обслуживает.

Взаимодействие личностей не беспорядочно, а системно. В общении личности реализуют социальные отношения, которые накладывают ограничения на актуальное поведение, организуют его системно.

Согласно Е.Ф. Тарасову, речевые действия совершаются в структуре специфической деятельности – в структуре социального взаимодействия, общение носит сугубо социальный характер [Тарасов, 1975: 144–145].

В.В. Красных рассматривает коммуникацию как «процесс взаимодействия двух и более языковых личностей с целью передачи или получения, обмена информацией, т. е. того или иного воздействия на собеседника, необходимого для осуществления совместной деятельности [Красных, 2001: 172].

Поскольку коммуникация при таком понимании предполагает процесс передачи / получения / обмена информацией, то число коммуникантов всегда больше или равно двум.

Коммуникация может быть успешной или неуспешной.

Успешная коммуникация – это адекватная коммуникация, при которой достигается более или менее полное, но обязательно достаточное, с точки зрения коммуникантов, взаимопонимание.

В случае неуспешной коммуникации возможны коммуникативный сбой (недостаточно адекватная коммуникация, недостаточно полное взаимопонимание участников коммуникации) и коммуникативный провал (неадекватная коммуникация, полное непонимание коммуникантами друг друга).

Среди факторов, обусловливающих адекватную коммуникацию, в числе первых можно и нужно назвать определенную общность «знаний» коммуникантов.

Е.Ф. Тарасов говорит о необходимости определенной общности социального опыта [Тарасов, 1993: 9].

Согласно В.В. Красных, знак равенства между данными понятиями (общность социального опыта и общий фонд знаний) может быть поставлен, если: 1) рассматривать данные феномены с точки зрения конкретного акта коммуникации; 2) понимать социальный опыт как совокупность тех знаний и представлений, которые индивид получает в процессе социализации [Красных, 2001:173].

Различные исследователи высказывают мысль о том, что одним из важных факторов, которые обусловливают адекватность коммуникации, является наличие общего фонда знаний коммуникантов.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.