Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культуры с мужским и женским началом.





Г. Хофстеде называет мужской ту культуру, в которой ценятся тщеславие, стремление к успеху, забота о высоком достатке, а женской – ту, в которой превалирует значимость межличностных отношений, сотрудничества, заботы об окружающих. В культурах с мужским началом доминируют следующие ценности: настойчивость, сила, независимость, материальный успех, открытость. В работе ценится результат, и награждение происходит по принципу реального вклада в этот результат. К культурам с мужским началом можно отнести Австрию, Великобританию, Германию, Ирландию, Швейцарию, Японию.

В культурах с женским началом доминируют эмоциональные связи между людьми. Там ценят больше самого человека и в воспитании детей большое значение придается развитию чувства солидарности. К таким культурам относятся Дания, Норвегия, Португалия, Чили.

Теория культурной грамотности Э.Д. Хирша

Американский культуролог Эрик Дональд Хирш предложил теорию культурной грамотности. Главной целью этой теории является формирование необходимых навыков и знаний носителей английского языка для адекватной коммуникации с носителями других языков и культур.

По мнению Э. Хирша, для успешного владения языком необходимо глубокое знание различных культурных символов соответствующей национальной культуры. Такого рода знания детерминируют языковые значения, особенности общения, смысл текстов и специфику дискурса определенного лингвокультурного сообщества.

Хирш рассматривает культурную грамотность как явление, призванное создать «дух коммунальной кооперации», подразумевая под этим наличие знаний, позволяющих носителю культуры взять газету и читать ее с адекватным уровнем понимания как эксплицитной, так и имплицитной информации, соотнося читаемое с контекстом и смыслом.

Однако культурная грамотность — это не только культурно-специфическая информация, но и информация о мире в целом. Культурная грамотность — наиболее динамичный компонент межкультурной компетенции, требующий постоянного пополнения текущей культурной информации. Компетенция не существует вне коммуникации. Именно в конкретных коммуникативных ситуациях выявляется уровень языковой и иных видов компетенции.

По мнению Э. Хирша, для адекватного межкультурного понимания и эффективного взаимодействия необходима пропорциональная зависимость между уровнями языковой, коммуникативной и культурной компетенции. В случае асимметрии возникает часто непонимание между людьми. От человека, который владеет чужим языком, ждут и соответствующего уровня культурной грамотности.

Теория Гарри Триандиса

Гарри Триандис предложил понятие «культурный синдром». По мнению ученого, культурный синдром – это определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна группа культур отличается от другой.

Г. Триандис рассматривает различные культурные синдромы: сложная / простая культура, жесткая / рыхлая культура, индивидуалистическая / коллективистская культура, открытая / закрытая культура. Рассмотрим некоторые из них.

1. Простая / сложная культура.

Согласно Г. Триандису, человеческая и культурная эволюция двигалась в направлении возрастания сложности. Около 99% времени своего существования представители вида Хомосапиенс традиционно занимались охотой. Некоторые первобытные племена, которые все еще существуют в отдельных уголках планеты, как и кочевые, представляют этот наиболее важный период человеческой эволюции. Эти группы имеют относительно простую социальную организацию. Археологические данные позволяют предполагать, что такие племенные образования включали не более четырех десятков взрослых, а взаимосвязи между ними были весьма слабыми.

Следующей стадией было развитие сельского хозяйства, которое позволило перейти к оседлому образу жизни. Это изменение ознаменовалось большим возрастанием культурной сложности.

Потом появилась промышленность. С индустриальной революцией плотность населения увеличилась еще больше. Для усложнения культуры способствовали развитие письменности, сельского хозяйства, городов, промышленности, транспорта, наличие социальной стратификации [Триандис, 2007: 201].

Г. Триандис отмечает, что в сложных культурах люди в большей степени разграничивают объекты и события окружающей среды. Количество различных профессий отражают сложность культуры. В индустриальных странах существует около четверти миллиона различных профессий, тогда как в неразвитых обществах едва ли наберется 20. Сложность свойственна информационным обществам.

Чем более сложной считается культура, тем более специфичны в ней роли, в менее сложных культурах роли более диффузны, размыты. Например, в сложных культурах от продавца ожидается определенная модель поведения, основанная на его социальной роли, и покупателя совершенно не интересуют религиозные взгляды про­давца, его партийная принадлежность и т. д.

Среда обитания и история общества определяют его сложность. Общества, жизнь которых основана на добывании пищи (охоте, рыбной ловле, собиранием плодов), являются простыми. Скотоводческим и аграрным обществам свойственна некоторая сложность. Индустриальные еще сложнее, информационные – самые сложные общества.

2. Жесткая / рыхлая культура

По мнению Г. Триандиса, жесткая культура предполагает поведение людей в строгом соответствии с нормами. Отклонение от норм с большей вероятностью наказуемо. В жестких культурах люди знают, чего от них ожидают и как вести себя в любой ситуации. К жестким культурам Г. Триандис относит Японию.

Рыхлые культуры имеют или неопределенные нормы, или допускают отклонения от норм. В таких культурах социальное поведение является непредсказуемым. К рыхлым культурам Г. Триандис относит Тайланд. Культура США является не жесткой, к отклонениям от норм там относятся гораздо терпимее, чем в Японии.

3. Коллективистская / индивидуалистическая культура.

Согласно Г. Триандису, индивидуалистической может быть названа культу­ра, в которой индивидуальные цели ее членов не менее (если не более) важны, чем групповые.

Коллективистская культура, наоборот, характеризуется тем, что в ней групповые цели превалируют над индивидуальными.

В каждой культуре люди имеют как индивидуалистические, так и коллективистские тенденции сознания и пове­дения, однако индивидуализм характерен для Запада, а коллективизм — для Востока и Африки.

Главная предпосылка индивидуализма, по мнению Г. Триандиса, — уровень благо­состояния. Считается, что финансовое благополучие ведет к социальной и психологической независимости. Наиболее состоятельные и образованные слои об­щества в любой культуре имеют тенденцию быть более индивидуалистически настро­енными. Миграции, социальная мобильность и урбанизация также способствуют ро­сту индивидуализма. В то же время, проявление индивидуалистических или коллективистских тенденций зависит не только от культуры, но и от социального контекста: человек может демонстрировать коллективистские тенденции в семье и среди близких друзей и индивидуалистическое поведение — на работе или с незнако­мыми людьми.

Г. Триандис отмечает, что в коллективистских культурах поведе­ние людей трактуется с позиций норм, принятых в данной культуре, а в индивидуа­листических — объясняется личностными особенностями и установками самого ин­дивида.

По мнению ученого, в коллективистских культурах успех человека чаще приписывается помощи других людей, богатству и т. д., а в индивидуалистических культурах успех приписы­вается способностям личности.

В коллективистских культурах человек чаще сам приспосабливается к ситуации, чем меняет ситуацию «под себя», в индивидуалистических же культурах, наоборот, он стремится изменить ситуацию «в свою пользу». В коллективистских культурах людям свойственно знать (и рассказывать) больше о других, чем о себе, а в индивидуалистических культурах индивид больше склонен знать (и говорить) о себе, чем о других.

Ключевые термины

Низкоконтекстные культуры, высококонтекстные культуры, адаптация, культуры с женским и мужским началом.

Контрольные вопросы

1.Что такое высококонтекстная культура?

2. Каковы признаки высококонтекстной культуры?

3. Что такое низкоконтекстная культура?

4. Каковы основные признаки низкоконтекстной культуры?

5. В чем заключается смысл теории Г. Хофстеде?

6. Как определяет понятие «культурный синдром» Гарри Триандис?

7. Какие типы культурных синдромов рассматривает Гарри Триандис?

8. Что означает понятие «культурная грамотность» по мнению Э.Д. Хирша?

9. Как определяют понятие «ценностные ориентации» Ф. Клакхон и Ф. Стродбек?

10. Какие ценностные ориентации выделили Ф. Клакхон и Ф. Стродбек? В чем заключается суть каждой из них?

Практические задания

1. О.А. Леонтович пишет, что Россия на протяжении всей своей истории испытывает значительные влияния как с Запада, так и с Востока и занимает промежуточное место между низкоконтекстными и высококонтекстными культурами. С одной стороны, русские гордятся своей прямотой и выражают информацию достаточно эксплицитно; с другой стороны, в эмоциональной сфере они тяготеют к кодированию части информации в имплицитной, косвенной, осложненной форме [Леонтович, 2007, с. 33].

Насколько вы согласны с приведенным мнением? Приведите аргументы за и против.

2. Опираясь на следующий текст, спрогнозируйте возможные сложности, которые могут возникнуть при общении представителей высококонтекстных и низкоконтекстных культур.

Алан, стажирующийся на японской фирме, собирался на свое первое рабочее собрание. Поскольку в программу были включены спорные вопросы, Алан ожидал интересной дискуссии. Но собрание оказалось довольно скучным: никто не высказывал мнений за и против. Вместо этого было задано несколько вопросов, и некоторые члены коллектива коротко прокомментировали положительные стороны предлагаемого решения. Алан слышал, что часть сотрудников была не согласна с решением, но они всего лишь задали несколько мелких вопросов. Один из членов комитета возразил; на некоторое время воцарилась тишина, никто не ответил. Затем председатель спросил, есть ли еще вопросы и комментарии, и закрыл обсуждение. Не было даже голосования. Под конец Алану казалось, что никакого серьезного обсуждения вообще не было [Вежбицкая, 1999, с. 673].

3. Проанализируйте русскую и изучаемую культуры по параметрам теории Г. Хофстеде. По какому параметру наблюдается боль­ше сходств или различий между сопоставляемыми культурами?

4. Гарри Триандис утверждает, что в коллективистских культурах успех человека чаще приписывается помощи других людей, богатству и т. д., а в индивидуалистических культурах успех приписы­вается способностям личности. Согласны ли вы с точкой зрения г. Триандиса? Аргументируйте свой ответ.

Рекомендуемая литература

 

1. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коомуникация: на материале креолизованных текстов. – М.: Академия, 2003. – 128 с.

2. Викулова Л.Г. Основы межкультурной коммуникации: практикум. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2008. – 288 с.

3. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 237–239.

4. Леонтович О.А. Введение в межкультурную коммуникацию. – М.: Гнозис, 2007. – С. 26–34.

5. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. – М.: Логос, 2002. – С. 35–63.

6. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация. Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – С. 80-99.

7. Триандис Г. Культура и социальное поведение. – М.: Форум, 2007. – С. 198-226.

8. Hirsch E.D. Cultural Literacy. What every American needs know. – New York: Doubleday, 1988.

9. Hall E. Beyond Culture. - New York: Doubleday, 1976.

10. Hall E. Understading Cultural differences: Germans, French and Americans. – Yarmouth: Intercultural Press, 1990.

11. Kluckhohn F., Strodbeck F. Variation in Value Orientation. NY: Row, Peterson. 1961.- 267 p.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.