|
Суть, значение и функции маркетингаМаркетинг - это процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализация идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций (определение Американской ассоциации маркетинга (АМА)), принятое в 1985 г. Термин «маркетинг» происходит от слова английского происхождения «mагкеtіng», что означает продажу, сбыт, рыночную деятельность. Его появление связывают с американскими фермерами, которые искали рынок сбыта продукции, ввели понятие «Магкеt Gеtting», что означало овладение рынком. Позднее, это словосочетание дало единое слово - «маркетинг». Хронология развития маркетинга свидетельствует о том, что первые элементы (цена, сбыт, реклама) появились еще в середине 17 века. В это время одним из членов семьи Мицуи в Токио был открыт магазин, прообраз современного универмага. С именем С. Маккормика (1809-1884 г.) связывают создание основных инструментов маркетинга (организация сервисной политики, принципы определения цен, исследование и анализ рынка). А предложенная модель Д. Маккарти модель «4 Р» – product (товар, продукт), price (цена), place (место, сбыт, распределение), promotion (продвижение).– говорит о начале теоретических исследований в сфере маркетинга. Как академическая дисциплина маркетинг впервые возник в США. Еще в 1905 году В. Креузи прочитал курс лекций «Маркетинг товаров» в Пенсильванском университете, а Р. Ватлер начал вести постоянный курс «Методы маркетинга» в университете Висконсина. В этот же период появилась первая маркетинговая организация – Американское общество маркетинга, которое было переименовано в 1973 году в Американскую ассоциацию маркетинга. В 1997 году была основана Украинская ассоциация маркетинга. Понимание сути и значения маркетинга с учетом разных методологических позиций. - Общеконцептуальный, то есть направление делового мышления и деловой активности на удовлетворение нужд потребителей в условиях конкуренции, учет специфики требований, реагирование на управленческие особенности в процессе построения эффективной системы управления производством и сбытом и т.п.; - Функционально-товарный подход, который является более конкретным в сферах использования основных ресурсов фирмы, ее рыночных возможностей в производственно-сбытовой деятельности, изучение условий товарной продажи через торговую сеть и продвижение на рынке; выявление заинтересованности к товару, его цене, расходов и прибылей; - Системно-комплексный подход является обобщающим образом выявления возможностей сбытовой деятельности. Он охватывает систему выхода на рынок (товарно-производственные возможности фирмы), состояние конкуренции между фирмами, коммуникативные связи (информированность и согласование действий), условия адаптации к внутренним и внешним факторам на рынке, распределение отдельных операций с перемещением товаров от производителя до потребителей, а также учет национальных традиций, исторически сформированных методов и форм торговли товарами и услугами. В классическом понимании «маркетинг» - это предпринимательская деятельность, которая осуществляет управление движением товаров и услуг от производителя до потребителя или пользователя. В современном понимании «маркетинг» - это процесс планирования, воплощения замысла, ценообразования, товаропродвижения и реализации идей, товаров и услуг путем обмена, удовлетворения цели лиц и организаций. Существует много других определений маркетинга, в частности, маркетинг – это процесс интегрирования (объединения) усилий всех участников рынка на взаимовыгодной основе для формирования и удовлетворения спроса, или, маркетинг – это научная система организации производства и сбыта товарной продукции, которая построена на базе предварительного исследования потребностей покупателей и потребителей. В обобщенном виде маркетинг - это система организации и сбыта товаров, направленная на удовлетворение нужд конкретных потребителей и пользователей и на получение прибыли фирмой на основе исследования и прогнозирования рынка. Становление маркетинга как науки проходило веками и исторически сложилось в результате эволюционного развития мелких, средних и больших товаропроизводителей, изменения потребности цивилизованных обществ, их запросов и требований и колебаний рыночного соотношения спроса (запросов и требований) и предложения (возможностей удовлетворения последних). Применение маркетинга предприятиями осуществляется с учетом принципов, целей и специфических функций, которые ими выполняются в производственно-сбытовой деятельности. Основные принципы маркетинга: Ø свободный выбор цели, стратегии функционирования и развития; Ø концентрация усилий на достижении конечных результатов производственно-сбытовой деятельности и овладения долей рынка; Ø открытость к потребителям, их нуждам и пожеланиям и влияние на них; Ø комплексный подход к решению проблем согласно имеющимся ресурсам и возможностям фирмы; Ø постоянный поиск и реализация резервов для оптимального и эффективного использования управленческих кадров сбытовой сферы; Ø научный подход к решению маркетинговых проблем, опережение конкурентов, систематическое проведение маркетинговых исследований; Ø активность, и предприимчивость, которые позволяют быстро и эффективно реагировать на изменения внешней среды фирмы. Благодаря перечисленным принципам - предприятия и фирмы имеют возможность выбирать цели своей деятельности. К общим целям маркетинга относят: Ø достижение максимально возможного высокого потребления, которое содействует максимальному росту производства, занятости и обогащения; Ø достижение максимального потребительского удовлетворения; Ø предоставления широкого выбора товаров и услуг; Ø повышение качества жизни (качество товаров, физическое, духовное, культурное удовлетворение и т.п.). К конкретным целям маркетинга относят: Ø удовлетворение потребностей потребителей и покупателей; Ø завоевание доли рынка; Ø обеспечение роста объемов сбыта; Ø достижение преимуществ над конкурентами; Ø усовершенствование маркетинговых структур управления сбытом; Ø активизация стимулирования сбыта и рекламной деятельности; Ø применение новых методов исследования рынка. Основная цель маркетинга – ненужность сбытовой деятельности. Основные задачи маркетинга: 1. выявление спроса на товары и услуги; 2. организация научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ для создания конкурентоспособной продукции; 3. планирование и координация производственной, сбытовой и финансовой деятельности фирмы; 4. организация и усовершенствование системы и методов сбыта продукции; 5. реализация политики ценообразования; 6. коммуникации маркетинга; 7. анализ маркетинговой деятельности и контроль ее осуществления.
Согласно названным задачам основными функциями маркетинга являются: Ø исследование рынка и его среды; Ø выявление и детальный анализ потребностей потребителей; Ø организация товародвижения и распределение продукции; Ø организация механизма ценообразования; Ø обеспечение социальной ответственности перед обществом; Ø организация стимулирования сбыта, рекламы и обслуживание после продажи товара; Ø управление и контроль маркетинга. Ø анализ окружающего среды;
Функции маркетинга: 1. Аналитическая функция Планово-исследовательские, контрольные и организационные функции 2.Товарно-производственная (функция формирования рынка и ценообразования) 4. Сбытовая функция 5. Функция управления продвижением товаров.
1. Аналитическая функция - представляет собой изучение внешней и внутренней среды фирмы, например: - маркетинговое исследование (сбор и анализ информации) - анализ рынка, изучение его состояния и динамики; - исследование поведения потребителей и поставщиков продукции; - анализ деятельности конкурентов и посредников; - разработка маркетинговых стратегий; - составление плана и бюджета маркетинга и т.д. 2. Товарно-производственная (функция формирования рынка и ценообразования) – подразумевает: - создание нового товара, наиболее полно соответствующего потребностям рынка и обладающим высокой конкурентоспособностью за счет предварительного изучения рынка; - разработка ЖЦТ; - разработка и осуществление ценовой стратегии маркетинга; - сегментация рынка; - стимулирования спроса и предложения; - регулирование товарных запасов; - регулирование цен и т.д. 3. Сбытовая функция – система маркетинга обеспечивает coздaниe тaкиx ycлoвий сбыта товара, чтобы товар всегда был в нужном месте, в нужное время, в необходимом количестве и нужного качества, - это обеспечивает политика ФОССТИС (ФОрмирование Спроса и СТИмулирование Сбыта) - выбор торговых посредников; - формирование каналов сбыта товара; - организация сбыта и продажи товаро; - научная организация торгового процесса и т.д. 4. Функция управления продвижением товаров и контроля - должна обеспечивать yмeньшение cтeпeни нeoпpeдeлeннocти и pиcкa в xoзяйcтвeннoй дeятeльнocти (составление стратегических планов) и oбecпeчивать сосредоточение pecypcов нa выбpaнныx пpиopитeтныx нaпpaвлeнияx, то есть контроль за выполнением долгосрочных планов: - организация рекламной деятельности; - организация каналов маркетинговых коммуникаций; - организация конкурентной борьбы; - научна организация сервиса.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|